Пилотный проект модифицированной программы социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста "Мультлекторий для малышей "Азбука общения"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель проекта: формирование начал нравственного сознания детей 5-7 лет
Задачи проекта:
- Расширить и обогатить нравственные представления у детей.
- Уточнить и скорректировать представления о нормах и правилах поведения.
- Сформировать у детей умения производить тонкие дифференцировки моральных понятий: противоположных («справедливость-несправедливость» и др.), аналогичных («бережливость-экономность»), смежных («бережливость-скупость»).
- Способствовать формированию представлений у детей о связях и зависимостях между поведением и взаимоотношениями людей.
- Развивать умения совершать правильный нравственный выбор, способность к нравственной рефлексии и высказыванию суждений.
- Формировать нравственно-ценный словарь дошкольников, научить давать определения моральных понятий, доступные возрасту.
- Развивать у детей нравственные чувства и эмоции (любовь, приязнь, дружба, стыд, совесть, долг, гордость, честность).
- Совершенствовать операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
- Воспитывать адекватное отношение к соблюдению или нарушению норм нравственности и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_programmy_sotsialno-nravstvennogo_razvitiya_doshkolnikov_azbuka_obshcheniya.docx | 421.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик»
города Реутова Московской области
Пилотный проект
модифицированной программы
социально-нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста
МУЛЬТЛЕКТОРИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
Автор проекта:
Кочеткова Инна Александровна,
социальный педагог
2018 г.
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………….……………….....................3
Актуальность проекта……………………..…………….…....................................................6
Тип проекта…………………………………………………………………………………………………………6
Целевая аудитория……………………………………………………………………………….…....……..6
Место реализации проекта……………………………………………………………………………....6
Длительность.………………………………………………………………………………………..….…...….6
Цели и задачи проекта……………………………………………..……………………..………….….…7
Условия реализации проекта….…………………………………………………………..…..…….….8
Ожидаемые результаты………………………………………………………………………..……........9
Структура и содержание программы ………………………………….............................10
Реализация проекта…………..………………………………………………………………….……......13
Список использованной литературы……………………………………………………………….20
Пояснительная записка
«Дети – это наша старость… Правильное воспитание –
это наша счастливая старость, плохое воспитание –
это будущее горе, это наши слезы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной».
Антон Семёнович Макаренко
Наши сегодняшние дети должны суметь построить новое будущее, чтобы возродить наше общество в духовно-нравственном, экологическом плане, чтобы возродить страну. Обязанность взрослых, педагогов, родителей - помочь нашим детям стать людьми, сильными духом, имеющими прочный нравственный стержень, лидерами, способными выполнить эту сложную и важную задачу. Современное общество катится в бездну духовно-нравственной деградации, потребительства и безответственности, потому очень важно суметь создать необходимые условия для полноценного проживания детьми всех периодов детства с его специфическими видами деятельности, в которых и происходит постепенное становление личности.
Дошкольный возраст – это та ступень детства, которая формирует базовую культуру личности ребёнка, его нравственные качества, такие, как гуманизм, товарищество, коллективные чувства, основы гражданственности, любовь к семье, Родине, бережное отношение ко всему живому. Поэтому задачей МАДОУ №17 является воспитание личности, способной социально адаптироваться, не имеющей проблем в общении с окружающими, устойчиво переносящей стрессовые ситуации, не поддающейся негативному воздействию извне, способной правильно оценить, понять чувства и эмоции другого человека, для которой понятие дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не является пустым звуком.
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста, понятий о нормах и правилах поведения в обществе, эффективное усвоение и закрепление этих понятий, подразумевает использование педагогом максимально разнообразного педагогического инструментария. Немногие педагоги на занятиях, в своей работе с ребятами, используют в качестве инструмента передачи знаний о нормах нравственного поведения наглядно и ярко, в соответствии с детским запросом, их естественной природой, накопленный прекрасный материал киноискусства - советскую мультипликацию. Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности.
Мультфильм – это наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Современные дети-дошкольники, к сожалению, смотрят мультфильмы, герои которых не всегда отличаются нравственной чистотой и духовностью.
Современные мультфильмы полярно отличаются от мультфильмов советского периода. Родители, конечно же, отдают предпочтение мультфильмам не советского периода. Живя в век открытых информационных технологий, мы погружаемся в огромный поток разнообразной информации. Многие родители, к сожалению, не ограничивают своих детей в выборе мультфильма, а предоставляют право выбора своему ребенка.
В мультфильмах, которые смотрят нынешние дети, довольно часто встречаются сцены насилия и агрессивного поведения (конфликт, жестокая драка, сражение, перестрелка, убийство). Многократное повторение сцен, причиняющих кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
В этом плане советская мультипликация – это настоящая находка: в большинстве своем она учит ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для развития личности качествам.
В советской мультипликации педагога привлекает высокая ценность «правильного» поступка, идеализация честности, духовности, нравственности – всех тех качеств, которые мы хотим привить детям. При этом воспитание в ребятах замечательных черт происходит как бы исподволь, незаметно, а потому не вызывает противодействия даже у самых упрямых малышей.
Наряду с мультипликацией проект подразумевает активное использование социоигровых приёмов в работе с детьми, что позволяет достичь «прочного» усвоения знаний, зафиксировать их при помощи игровых тренингов.
Термин «социоигровой стиль» появился в 1988 году. В понятии «социоигровой стиль» два составляющих компонента «социо» и «игра». «Социо» заключается в том, что именно в «социоусловиях» возможно обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, и развиваются все психические процессы.
Игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей. Именно с помощью игры мы можем научить детей взаимодействовать, договариваться, приходить к общему мнению.
Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Использование социоигровых приемов в образовательной деятельности пробуждает у детей интерес друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.
Актуальность проекта
Формирование моральных представлений у детей связано с развитием эмоциональной сферы. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребёнком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определённое отношение к моральной норме, желание противостоять плохому. Знание этических норм недостаточно для того, чтобы ребёнок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи у детей представлений о нравственных нормах и поведении, особенно актуален в современной педагогике, сегодняшнем обществе. Этот вопрос вызывает большие трудности в воспитании детей в образовательных учреждениях и в семье.
Связующим звеном в этом процессе должна стать работа компетентных взрослых над развитием эмоциональной сферы детей, их нравственных чувств.
Тип проекта: долгосрочный, социально-нравственной направленности
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Место реализации проекта: МАДОУ д/с № 17 «Журавлик г. Реутова
Длительность
Дата старта проекта II-ое полугодие 2017-18 уч. г.
Проект находится в стадии реализации.
Занятия проводятся по плану один раз в неделю.
Длительность занятия 30-40 минут.
Цель проекта:
формирование начал нравственного сознания детей 5-7 лет
Задачи проекта:
- Расширить и обогатить нравственные представления у детей.
- Уточнить и скорректировать представления о нормах и правилах поведения.
- Сформировать у детей умения производить тонкие дифференцировки моральных понятий: противоположных («справедливость-несправедливость» и др.), аналогичных («бережливость-экономность»), смежных («бережливость-скупость»).
- Способствовать формированию представлений у детей о связях и зависимостях между поведением и взаимоотношениями людей.
- Развивать умения совершать правильный нравственный выбор, способность к нравственной рефлексии и высказыванию суждений.
- Формировать нравственно-ценный словарь дошкольников, научить давать определения моральных понятий, доступные возрасту.
- Развивать у детей нравственные чувства и эмоции (любовь, приязнь, дружба, стыд, совесть, долг, гордость, честность).
- Совершенствовать операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
- Воспитывать адекватное отношение к соблюдению или нарушению норм нравственности и поведения.
Условия реализации проекта
Реализация проекта возможна при условии соблюдения следующих принципов:
- Системность.
Работа по программе проводится в течение учебного года систематически, в определённые дни недели.
- Личностно-ориентированное взаимодействие.
На занятии создаются условия полного доверия педагогу, способствующие раскрепощению каждого из детей, раскрытию их способностей, стимулирующие творческую активности, инициативу.
- Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
Для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса, познания внутреннего мира ребёнка. Преемственность реализуется через беседы с детьми и взрослыми, через родительские встречи, связанные с тематикой занятий, на которых обсуждаются достижения детей; через индивидуальные беседы социального педагога с родителями на волнующие темы и психолого-педагогические рекомендации.
- Комфортность.
На занятиях создается атмосфера доброжелательности, веры в силы ребёнка, для каждого из ребят создается ситуация успеха и эмоциональной вовлечённости в процесс работы.
А также при условии:
- сформированной ресурсной и материально-технической базы;
- развивающей среды, созданной в соответствии с основными нормативно-правовыми и методическими документами;
- учета индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка;
- соблюдении основных дидактические принципов в обучении (постепенный переход от простого к сложному с соблюдением последовательности, систематичности, доступности, постепенности, повторности и наглядности);
- вовлеченности родителей воспитанников в образовательный, воспитательный процесс.
Ожидаемые результаты
- расширенные и обогащенные нравственные представления у детей;
- скорректированные представления о нормах и правилах поведения;
- сформированные у детей умения производить тонкие дифференцировки моральных понятий;
- сформированные представления у детей о связях и зависимостях между поведением и взаимоотношениями людей;
- развитое умение совершать правильный нравственный выбор, способность к нравственной рефлексии и высказыванию суждений;
- сформированный нравственно-ценный словарь;
- развитые у детей нравственные чувства и эмоции: любовь, приязнь, дружба, стыд, совесть, долг, гордость, честность;
- усовершенствованный навык операций сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения;
- адекватное отношение к соблюдению или нарушению норм нравственности и поведения.
Структура модифицированной программы «Азбука общения»
Программа «Азбука общения» построена в соответствии с компонентами начал нравственного сознания дошкольников:
- Эмотивным – нравственные чувства и эмоции
- Когнитивным – нравственные знания
- Конативным – нравственное поведение
Содержание программы, основные направления работы
Представлены в проекте следующими блоками:
Блок 1
Коллективная работа с детьми одной возрастной группы по теме
Блок 2
Выделение групп с типичными особенностями начал нравственного сознания, определение содержания соответствующей педагогической работы
Блок 3
Определение траектории в работе с каждым из детей в зависимости от индивидуальных особенностей проявления начал нравственного сознания
Индивидуализация
процесса формирования начал нравственного сознания детей направлена на:
- Поддержание индивидуальных проявлений
- Развитие индивидуальных проявлений
- Культивирование индивидуальных проявлений
Результативность процесса индивидуализации достигается при условии, когда у трех направлений имеются:
- увязка
- переплетение
- гармонизация
Структура занятия:
- беседа по теме занятия
- элемент театрализации (куклы варежковые, би-ба-бо)
- просмотр мультфильма по теме занятия
- анализ сюжета и поступков героев, вывод
- игра-тренинг
- творчество
Средства формирования начал нравственного сознания:
- Образец поведения (через мультипликацию, анимацию)
- Ситуативные задачи
- Педагогические ситуации (ситуации морального выбора)
- Художественная литература
- Игры с нравственно-ценностным содержанием, обобщающие занятия с этическим содержанием
- Практическая (творческая) работа
Приёмы работы
Приёмы развития чувств и эмоций:
- сравнение положительных качеств (любовь, жалость, стыд, совесть и др.) с отрицательными (зависть, неприязнь, ненависть и др.)
Приёмы формирования нравственных знаний:
- дифференциация (различие) основных категорий морали и этики – «добро» и «зло»
Наиболее общие понятия морали «добро» и «зло» раскрываются через:
- ряд разрешений – «можно», «нужно» («должно»)
- ряд запретов – «нельзя», «не нужно», «некрасиво», «безнравственно
Образовательный материал программы
Образовательный материал программы группирован в соответствии с парнопротивоположными понятиями, характеризующими категории «добро» и «зло»:
- человеколюбие (альтруизм, гуманизм) – человеконенавистничество
- взаимная поддержка, взаимопомощь – себялюбие
- скупость (жадность) – щедрость
- вежливость – невежливость (грубость)
- честность (правдивость) – лживость
- справедливость – несправедливость
- скромность – нескромность (зазнайство)
- бережливость (экономность) – расточительность
- сострадание (милосердие) – бездушие
- прямодушие (открытость) – хитрость (лицемерие)
- смелость – трусость (малодушие)
- смирение – строптивость (гордыня)
Реализация проекта
- Подготовительный этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Опрос, анкетирование родителей на предмет заинтересованности в проекте | сентябрь |
2. | Создание чата в сети интернет для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников | сентябрь |
3. | Обеспечение проекта материально-технической базой (ноутбук, видеопроектор, электронный накопитель, звукоусилитель, ширма, куклы варежковые) | октябрь |
4. | Приобретение необходимого для занятий методического материала, наглядного, печатного | ноябрь |
5. | Разработка тематического, календарного плана работы | декабрь |
6. | Разработка конспектов занятий, создание тематических презентаций | декабрь |
7. | Подбор видеоматериала к занятиям в соответствии с тематическим планом (мультипликационные фильмы) | в течение I-ого полугодия |
8. | Подготовка диагностического инструментария | декабрь |
- Основной этап
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Цели |
2017 год | |||
1 | 2-ая неделя января | «Знакомство с понятиями «добро и «зло» | Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. |
2 | 3-я неделя января | «Настроение» | Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомит со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей. |
3 | 4-я неделя января | «Хорошо ли быть злым?» | Продолжать знакомить с полярными понятиями «добро»- «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. |
4 | 1-ая неделя февраля | «Учимся честно говорить о проступке» | Развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность; развивать осознание последствий совершенного проступка и понимание таких нравственных категорий, как честность, правдивость; продолжать обучать навыкам снятия напряжения. |
5 | 2-ая неделя февраля | «Поговорим о доброте» | Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ «Я». |
6 | 3-ая неделя февраля | «Если друзья поссорились» | Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению, использованию в поведении. |
7 | 4-ая неделя февраля | «Правила доброжелательного поведения» | Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; знакомить с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. |
8 | 1-ая неделя марта | «Хорошо ли быть одному?» | Учить анализировать своё эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знания правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей. |
9 | 2-ая неделя марта | «Знакомство с понятиями «физическая» и «душевная боль» | Познакомить детей с понятием «физическая» и «эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной бои; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. |
10 | 3-я неделя марта | «Наши добрые дела» | Закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. |
11 | 4-ая неделя марта | «Наши друзья – животные» | Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим живым существам; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку. |
12 | 1-ая неделя апреля | «Учимся помогать нашим друзьям – животным» | Развивать чувство доброты, сопереживания, стремления поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. |
13 | 2-ая неделя апреля | «Мой лучший друг» | Учить анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение. |
14 | 3-я неделя апреля | «Волшебная книга добрых дел» | Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способом разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. |
15 | 4-ая неделя апреля | «Что значит быть добрым?» | Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. |
16 | 1-ая неделя мая | «Как примирить волка с зайцем?» | Учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; формировать позицию ненасилия; развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путём рисуночной терапии. |
17 | 2-ая неделя мая | «Как реагировать на гнев взрослых?» | Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я» |
18 | 3-я неделя мая | «Настоящий друг познаётся в беде» | Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках. |
19 | 4-ая неделя мая | «Почему трудно признавать свою вину?» | Помочь детям осознавать чувства страха, вины и действия, которые могут быть с ними связаны; расширять представления детей о последствиях защитной реакции – перекладывания своей вины на других; обучить способам снятия эмоционального напряжения. |
20 | 1-ая неделя июня | «Детские жалобы» | Способствовать осознанию ребёнком сути проблемы; формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребёнок испытывает дискомфорт; корригировать механизмы подсознательной защиты за счет повышения самооценки. |
21 | 2-ая неделя июня | «Учимся справляться с чувством обиды» | Помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним; формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды; учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме; продолжать знакомить со способами управления негативными эмоциями в конфликтах, стрессовых ситуациях; упражнять в проявлении произвольности поведения (настойчивость в достижении цели, умение сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям); воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим людям. |
22 | В течение полугодия | Анализ наблюдений за детьми. Подведение итогов диагностирования. | Разработать индивидуальные маршруты развития дошкольников с целью профилактики, коррекции предпосылок девиантного поведения. |
Список использованной литературы:
- «Социальная адаптация ребёнка в обществе» С.И. Семенака, г. Москва, изд. «Аркти», 2016 г.
- «Учим детей доброжелательному поведению» С.И. Семенака, г. Москва, изд. «Аркти», 2014 г.
- «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» В.И. Габдракипова, Э.Г. Эйдемиллер, г. Москва, изд. УЦ «Перспектива», 2013 г.
- «Социально-личностное развитие Анализ программ дошкольного образования И.В. Сушкова, г. Москва, изд. «Творческий Центр «Сфера», 2008 г.
- «Этические беседы с дошкольниками» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, г. Москва, изд. «Мозаика-Синтез», 2015 г.
- «Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада» Психологическая методика «Школы добрых волшебниов» В.Холмогорова, г. Москва, изд. «Чистые пруд», 2007 г.
- «Добрые сказки. Этика для малышей» О.Н. Пахомова, г. Москва, изд. «Книголюб», 2006 г.
- «Межличностные отношения дошкольников Диагностика, проблемы, коррекция» Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, г. Москва, изд. «Владос», 2005 г.
- «28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет» Г.Г. Колос, г. Москва, изд. «Аркти», 2017 г.
- «Повышаем самооценку. Учебное пособие для письменных творческих заданий» А.В. Петраков, И.А. Девина, г. Москва, изд. «Ось-89»
- «Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет» Н.В. Макарычева, г. Москва, изд. «Аркти», 2016 г.
- «Социоигровая педагогика в детском саду. Из опыта работы» В. Букатов, г. Москва, изд.«Чистые пруды»
- «Преодоление агрессивного поведения старших дошкольнико в детском саду и семье» Н.П. Сазонова, Н.В.Новикова, г. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс», 2010 г.
- «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования«От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, г. Москва, изд. «Мозаика-Синтез», 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», находит свое место в устраиваемых народн...
проект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
Цель проекта:Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.Задачи проекта:Закреплять знания цветового спектра у детей.Научить детей рисовать радугу, правильно называть...
Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Волшебное рисование»
Проект по художественно эстетическому развитию...
Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Волшебное рисование»
проект по художественно-эстетическому развитию...
Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Волшебное рисование»
пеагогический проект волшебное рисование...
Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками
Термин «социализация» в целом определяется как процесс присвоения человеком социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. Социализация может проходить как в условиях стихийного...
Проект по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Проект направлен на социально-коммуникативное развитие навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим через театрализованную деятельно...
- Мне нравится (1)