Пилотный проект модифицированной программы социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста "Мультлекторий для малышей "Азбука общения"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Кочеткова Инна Александровна

Цель проекта: формирование начал нравственного сознания детей 5-7 лет

Задачи проекта:

  1. Расширить и обогатить нравственные представления у детей.
  2. Уточнить и скорректировать представления о нормах и правилах поведения.
  3. Сформировать у детей умения производить тонкие дифференцировки моральных понятий: противоположных («справедливость-несправедливость» и др.), аналогичных («бережливость-экономность»),  смежных  («бережливость-скупость»).
  4. Способствовать формированию представлений у детей о связях и зависимостях между поведением и взаимоотношениями людей.
  5. Развивать умения совершать правильный нравственный выбор, способность к нравственной рефлексии и высказыванию суждений.
  6. Формировать нравственно-ценный словарь дошкольников, научить давать определения моральных понятий, доступные возрасту.
  7. Развивать у детей нравственные чувства и эмоции (любовь, приязнь, дружба, стыд, совесть, долг, гордость, честность).
  8. Совершенствовать операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
  9. Воспитывать адекватное отношение к соблюдению или нарушению норм нравственности и поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик»
города Реутова Московской области

Пилотный проект

модифицированной программы

социально-нравственного развития детей

старшего дошкольного возраста

МУЛЬТЛЕКТОРИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

Автор проекта:

Кочеткова Инна Александровна,

социальный педагог

       

2018 г.

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………….……………….....................3

Актуальность проекта……………………..…………….…....................................................6

Тип проекта…………………………………………………………………………………………………………6

Целевая аудитория……………………………………………………………………………….…....……..6

Место реализации проекта……………………………………………………………………………....6

Длительность.………………………………………………………………………………………..….…...….6

Цели и задачи проекта……………………………………………..……………………..………….….…7

Условия реализации проекта….…………………………………………………………..…..…….….8

Ожидаемые результаты………………………………………………………………………..……........9

Структура и содержание программы ………………………………….............................10

Реализация проекта…………..………………………………………………………………….……......13

Список использованной литературы……………………………………………………………….20

Пояснительная записка

«Дети – это наша старость… Правильное воспитание –

это наша счастливая старость, плохое воспитание –

это будущее горе, это наши слезы, это наша вина

 перед другими людьми, перед всей страной».
                      Антон Семёнович Макаренко

Наши сегодняшние дети должны суметь построить новое будущее, чтобы возродить наше общество в духовно-нравственном, экологическом плане, чтобы возродить страну. Обязанность взрослых, педагогов, родителей - помочь нашим детям стать людьми, сильными духом, имеющими прочный нравственный стержень, лидерами, способными выполнить эту сложную и важную задачу. Современное общество катится в бездну духовно-нравственной деградации, потребительства и безответственности, потому очень важно суметь создать необходимые условия для полноценного проживания детьми  всех периодов детства с его специфическими видами деятельности, в которых и происходит постепенное становление личности.

Дошкольный возраст – это та ступень детства, которая  формирует базовую культуру личности ребёнка, его нравственные качества, такие, как гуманизм, товарищество, коллективные чувства, основы гражданственности, любовь к семье, Родине, бережное отношение ко всему живому.  Поэтому задачей МАДОУ №17 является  воспитание личности, способной социально адаптироваться, не имеющей проблем в общении с окружающими, устойчиво переносящей стрессовые ситуации, не поддающейся негативному воздействию извне, способной правильно оценить, понять чувства и эмоции другого человека, для которой понятие дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не является пустым звуком.

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста, понятий о нормах и правилах поведения в обществе, эффективное усвоение и закрепление этих понятий, подразумевает использование педагогом максимально разнообразного педагогического инструментария. Немногие педагоги на занятиях, в своей работе с ребятами, используют в качестве инструмента передачи знаний о нормах нравственного поведения наглядно и ярко, в соответствии с детским запросом, их естественной природой, накопленный прекрасный материал киноискусства - советскую мультипликацию. Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. 

Мультфильм – это наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Современные дети-дошкольники, к сожалению, смотрят мультфильмы, герои которых не всегда отличаются нравственной чистотой и духовностью.

Современные мультфильмы полярно отличаются от мультфильмов советского периода. Родители, конечно же, отдают предпочтение мультфильмам не советского периода. Живя в век открытых информационных технологий, мы погружаемся в огромный поток разнообразной информации. Многие родители, к сожалению, не ограничивают своих детей в выборе мультфильма, а предоставляют право выбора своему ребенка.

В мультфильмах, которые смотрят нынешние дети, довольно часто встречаются сцены насилия и агрессивного поведения (конфликт, жестокая драка, сражение, перестрелка, убийство). Многократное повторение сцен, причиняющих кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.

В этом плане советская мультипликация – это настоящая находка: в большинстве своем она учит ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для развития личности качествам.

В советской мультипликации педагога привлекает высокая ценность «правильного» поступка, идеализация честности, духовности, нравственности – всех тех качеств, которые мы хотим  привить детям. При этом воспитание в ребятах замечательных черт происходит как бы исподволь, незаметно, а потому не вызывает противодействия даже у самых упрямых малышей.

Наряду с мультипликацией проект подразумевает активное использование социоигровых приёмов в работе с детьми, что позволяет  достичь «прочного» усвоения знаний, зафиксировать их при помощи игровых тренингов.

Термин «социоигровой стиль» появился в 1988 году. В понятии «социоигровой стиль» два составляющих компонента «социо» и «игра». «Социо» заключается в том, что именно в «социоусловиях» возможно обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, и развиваются все психические процессы.

Игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей. Именно с помощью игры мы можем научить детей взаимодействовать, договариваться, приходить к общему мнению.

Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Использование социоигровых приемов в образовательной деятельности пробуждает у детей интерес друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

Актуальность проекта

Формирование моральных представлений у детей связано с развитием эмоциональной сферы. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребёнком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определённое отношение к моральной норме, желание противостоять плохому. Знание этических норм недостаточно для того, чтобы ребёнок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи у детей представлений о нравственных нормах и поведении, особенно актуален в современной педагогике, сегодняшнем обществе. Этот вопрос вызывает большие трудности в воспитании детей в образовательных учреждениях и в семье.

Связующим звеном в этом процессе должна стать работа компетентных взрослых над развитием эмоциональной сферы детей, их нравственных чувств.

Тип проекта: долгосрочный, социально-нравственной направленности

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Место реализации проекта: МАДОУ д/с № 17 «Журавлик г. Реутова

Длительность

Дата старта проекта II-ое полугодие 2017-18 уч. г.

Проект находится в стадии реализации.

Занятия проводятся по плану один раз в неделю.

Длительность занятия 30-40 минут.

Цель проекта:

формирование начал нравственного сознания детей 5-7 лет

Задачи проекта:

  1. Расширить и обогатить нравственные представления у детей.
  2. Уточнить и скорректировать представления о нормах и правилах поведения.
  3. Сформировать у детей умения производить тонкие дифференцировки моральных понятий: противоположных («справедливость-несправедливость» и др.), аналогичных («бережливость-экономность»),  смежных  («бережливость-скупость»).
  4. Способствовать формированию представлений у детей о связях и зависимостях между поведением и взаимоотношениями людей.
  5. Развивать умения совершать правильный нравственный выбор, способность к нравственной рефлексии и высказыванию суждений.
  6. Формировать нравственно-ценный словарь дошкольников, научить давать определения моральных понятий, доступные возрасту.
  7. Развивать у детей нравственные чувства и эмоции (любовь, приязнь, дружба, стыд, совесть, долг, гордость, честность).
  8. Совершенствовать операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
  9. Воспитывать адекватное отношение к соблюдению или нарушению норм нравственности и поведения.

Условия реализации проекта

Реализация проекта возможна при условии соблюдения следующих  принципов:

  1.  Системность.

 Работа по программе проводится в  течение учебного года систематически, в определённые дни недели.

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие.

На занятии  создаются условия полного доверия педагогу, способствующие раскрепощению каждого из детей,  раскрытию их способностей, стимулирующие творческую активности, инициативу.

  1.  Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса, познания внутреннего мира ребёнка. Преемственность реализуется через  беседы с детьми и взрослыми, через родительские встречи, связанные с тематикой занятий, на которых обсуждаются достижения детей; через индивидуальные беседы  социального педагога с родителями на волнующие темы и психолого-педагогические рекомендации.

  1. Комфортность.

На занятиях создается атмосфера доброжелательности, веры в силы ребёнка, для каждого из ребят создается ситуация успеха и эмоциональной вовлечённости в процесс работы.

А также при условии:

  • сформированной ресурсной и материально-технической базы;
  • развивающей среды, созданной в соответствии с основными нормативно-правовыми и методическими документами;
  • учета индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей каждого  ребенка;
  • соблюдении основных дидактические принципов в обучении  (постепенный переход от простого к сложному с соблюдением  последовательности, систематичности, доступности, постепенности, повторности и наглядности); 
  • вовлеченности родителей воспитанников в образовательный, воспитательный процесс.

Ожидаемые результаты

  • расширенные и обогащенные нравственные представления у детей;
  • скорректированные представления о нормах и правилах поведения;
  • сформированные у детей умения производить тонкие дифференцировки моральных понятий;
  • сформированные представления у детей о связях и зависимостях между поведением и взаимоотношениями людей;
  • развитое умение совершать правильный нравственный выбор, способность к нравственной рефлексии и высказыванию суждений;
  • сформированный нравственно-ценный словарь;
  • развитые у детей нравственные чувства и эмоции: любовь, приязнь, дружба, стыд, совесть, долг, гордость, честность;
  • усовершенствованный навык операций сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения;
  • адекватное отношение к соблюдению или нарушению норм нравственности и поведения.

Структура модифицированной программы «Азбука общения»

Программа «Азбука общения» построена в соответствии с компонентами  начал нравственного сознания дошкольников:

  • Эмотивным – нравственные чувства и эмоции
  • Когнитивным – нравственные знания
  • Конативным – нравственное поведение

Содержание программы, основные направления работы

Представлены в проекте следующими блоками:

Блок 1

Коллективная  работа с детьми одной возрастной группы по теме

Блок 2

Выделение групп с типичными особенностями начал нравственного сознания, определение содержания соответствующей педагогической работы

Блок 3

Определение траектории в работе с каждым из детей в зависимости от индивидуальных особенностей проявления начал нравственного сознания

Индивидуализация

процесса формирования начал нравственного сознания детей направлена на:

  • Поддержание индивидуальных проявлений
  • Развитие индивидуальных проявлений
  • Культивирование индивидуальных проявлений

Результативность процесса индивидуализации достигается при условии, когда у трех направлений имеются:

  • увязка
  • переплетение
  • гармонизация

Структура занятия:

  • беседа по теме занятия
  • элемент театрализации (куклы  варежковые, би-ба-бо)
  • просмотр мультфильма по теме занятия
  • анализ сюжета и поступков героев, вывод
  • игра-тренинг
  • творчество

Средства формирования начал нравственного сознания:

  • Образец поведения (через мультипликацию, анимацию)
  • Ситуативные задачи
  • Педагогические ситуации (ситуации морального выбора)
  • Художественная литература
  • Игры с нравственно-ценностным содержанием, обобщающие занятия с этическим содержанием
  • Практическая (творческая) работа

Приёмы работы

Приёмы развития чувств и эмоций:

- сравнение положительных качеств (любовь, жалость, стыд, совесть и др.) с отрицательными (зависть, неприязнь, ненависть и др.)

Приёмы формирования нравственных знаний:

 - дифференциация (различие) основных категорий морали и этики – «добро» и «зло»

Наиболее общие понятия морали «добро» и «зло» раскрываются через:

  • ряд разрешений – «можно», «нужно» («должно»)
  • ряд запретов – «нельзя», «не нужно», «некрасиво», «безнравственно

Образовательный материал программы

Образовательный материал программы группирован в соответствии с парнопротивоположными понятиями, характеризующими категории «добро» и «зло»:

  • человеколюбие (альтруизм, гуманизм) – человеконенавистничество
  • взаимная поддержка, взаимопомощь – себялюбие
  • скупость (жадность) – щедрость
  • вежливость – невежливость (грубость)
  • честность (правдивость) – лживость
  • справедливость – несправедливость
  • скромность – нескромность (зазнайство)
  • бережливость (экономность) – расточительность
  • сострадание (милосердие) – бездушие
  • прямодушие (открытость) – хитрость (лицемерие)
  • смелость – трусость (малодушие)
  • смирение – строптивость (гордыня)

Реализация проекта

  1. Подготовительный этап

п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Опрос, анкетирование родителей на предмет заинтересованности в проекте

сентябрь

2.

Создание чата в сети интернет для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников

сентябрь

3.

Обеспечение проекта материально-технической базой  (ноутбук, видеопроектор, электронный накопитель, звукоусилитель, ширма, куклы варежковые)

октябрь

4.

Приобретение необходимого для занятий методического материала, наглядного, печатного

ноябрь

5.

Разработка тематического, календарного плана работы

декабрь

6.

Разработка конспектов занятий, создание тематических презентаций

декабрь

7.

Подбор видеоматериала к занятиям в соответствии с тематическим планом (мультипликационные фильмы)

в течение I-ого полугодия

8.

Подготовка диагностического инструментария

декабрь

  1. Основной этап

п/п

Дата

проведения

Тема занятия

Цели

             2017 год

1

2-ая неделя января

«Знакомство с понятиями «добро и «зло»

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

2

3-я неделя января

«Настроение»

Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомит со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.

3

4-я неделя января

«Хорошо ли быть злым?»

Продолжать знакомить с полярными понятиями «добро»- «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.

4

1-ая неделя

февраля

«Учимся честно говорить о проступке»

Развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность; развивать осознание последствий совершенного проступка и понимание таких нравственных категорий, как честность, правдивость; продолжать обучать навыкам снятия напряжения.

5

2-ая неделя

февраля

«Поговорим о доброте»

Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ «Я».

6

3-ая неделя

февраля

«Если друзья поссорились»

Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению, использованию в поведении.

7

4-ая неделя февраля

«Правила доброжелательного поведения»

Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; знакомить с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

8

1-ая неделя

марта

«Хорошо ли быть одному?»

Учить анализировать своё эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знания правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей.

9

2-ая неделя марта

«Знакомство с понятиями «физическая» и «душевная боль»

Познакомить детей с понятием «физическая» и «эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной бои; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

10

3-я неделя марта

«Наши добрые дела»

Закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

11

4-ая неделя марта

«Наши друзья – животные»

Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим живым существам; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку.

12

1-ая неделя

апреля

«Учимся помогать нашим друзьям – животным»

Развивать чувство доброты, сопереживания, стремления поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

13

2-ая неделя апреля

«Мой лучший друг»

Учить анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.

14

3-я неделя

апреля

«Волшебная книга добрых дел»

Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способом разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.

15

4-ая неделя

апреля

«Что значит быть добрым?»

Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

16

1-ая неделя

мая

«Как примирить волка с зайцем?»

Учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; формировать позицию ненасилия; развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путём рисуночной терапии.

17

2-ая неделя

мая

«Как реагировать на гнев взрослых?»

Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я»

18

3-я неделя

мая

«Настоящий друг познаётся в беде»

Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках.

19

4-ая неделя

мая

«Почему трудно признавать свою вину?»

Помочь детям осознавать чувства страха, вины и действия, которые могут быть с ними связаны; расширять представления детей о последствиях защитной реакции – перекладывания своей вины на других; обучить способам снятия эмоционального напряжения.

20

1-ая неделя

июня

«Детские жалобы»

Способствовать осознанию ребёнком сути проблемы; формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребёнок испытывает дискомфорт; корригировать механизмы подсознательной защиты за счет повышения самооценки.

21

2-ая неделя июня

«Учимся справляться с чувством обиды»

Помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним; формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды; учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме; продолжать знакомить со способами управления негативными эмоциями в конфликтах, стрессовых ситуациях; упражнять в проявлении произвольности поведения (настойчивость в достижении цели, умение сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям); воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим людям.

22

В течение полугодия

Анализ наблюдений за детьми.

Подведение итогов диагностирования.

Разработать индивидуальные маршруты развития дошкольников с целью профилактики, коррекции предпосылок девиантного поведения.

Список использованной литературы:

  1. «Социальная адаптация ребёнка в обществе» С.И. Семенака, г. Москва, изд. «Аркти», 2016 г.
  2. «Учим детей доброжелательному поведению» С.И. Семенака, г. Москва, изд. «Аркти», 2014 г.
  3. «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» В.И. Габдракипова, Э.Г. Эйдемиллер, г. Москва, изд. УЦ «Перспектива», 2013 г.
  4. «Социально-личностное развитие Анализ программ дошкольного образования И.В. Сушкова, г. Москва, изд. «Творческий Центр «Сфера», 2008 г.
  5. «Этические беседы с дошкольниками» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, г. Москва, изд. «Мозаика-Синтез», 2015 г.
  6. «Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада» Психологическая методика «Школы добрых волшебниов» В.Холмогорова, г. Москва, изд. «Чистые пруд», 2007 г.
  7. «Добрые сказки. Этика для малышей» О.Н. Пахомова, г. Москва, изд. «Книголюб», 2006 г.
  8. «Межличностные отношения дошкольников Диагностика, проблемы, коррекция» Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, г. Москва, изд. «Владос», 2005 г.
  9. «28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет» Г.Г. Колос, г. Москва, изд. «Аркти», 2017 г.
  10.  «Повышаем самооценку. Учебное пособие для письменных творческих заданий» А.В. Петраков, И.А. Девина, г. Москва, изд. «Ось-89»
  11.  «Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет» Н.В. Макарычева, г. Москва, изд. «Аркти», 2016 г.
  12. «Социоигровая педагогика в детском саду. Из опыта работы» В. Букатов, г. Москва, изд.«Чистые пруды»
  13. «Преодоление агрессивного поведения старших дошкольнико в детском саду и семье» Н.П. Сазонова, Н.В.Новикова, г. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс», 2010 г.
  14. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования«От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, г. Москва, изд. «Мозаика-Синтез», 2014 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

      Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», находит свое место в устраиваемых народн...

проект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

Цель проекта:Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.Задачи проекта:Закреплять знания цветового спектра у детей.Научить детей рисовать радугу, правильно называть...

Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками

Термин «социализация» в целом определяется как процесс присвоения человеком социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. Социализация может проходить как в условиях стихийного...

Проект по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Проект направлен на социально-коммуникативное развитие навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим через театрализованную деятельно...