Если хочешь быть здоров!
методическая разработка

Степанова Олеся Дмитриевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание методической разработки по физической культуре

  1. «Если хочешь быть здоров!»
  2. Автор: Степанова Олеся Дмитриевна, инструктор по физической культуре МБДОУ г. Иркутска детский сад № 159.
  3. Сроки реализации: 15-23 марта 2023г.

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе. Поэтому относительно детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ необходимо помнить о формировании у них культуры здоровья. Детство – период познания. Первые представления о здоровье формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ .

Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешним воздействиям. На формирование системы знаний и умений в области познания ребёнком самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые и возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни у детей. Формируя у дошкольников основы культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ, мы рассчитываем воспитать физически развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей.

Чтобы формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ у детей дошкольного возраста происходило более успешно, мы предлагаем:

-создавать условия в дошкольном учреждении для формирования у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ в процессе ежедневной образовательной деятельности;

-использовать разнообразные виды образовательной деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья у детей дошкольного возраста;

- работу по формированию основ ЗОЖ у детей строить таким образом, чтобы ребёнок был не только объектом, но и активным участником образовательного процесса.

Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков, двигательной координации, физических качеств и способностей, создание эмоционально-радостной атмосферы и комфортного психологического климата.

Задачи: формировать убеждения о необходимости сохранения личного здоровья, продолжать знакомить детей с основами здорового образа жизни и правилами безопасности жизнедеятельности; развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей; воспитывать у дошкольников бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Предварительная работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.

С детьми проводятся беседы на темы: «Если хочешь быть здоров»«Наши верные друзья»«Чистота – залог здоровья» и другие.

В течение дня с детьми используются различные виды игр: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, а также игры-имитации и релаксационные игры. 

С целью закрепления и усвоения полученных детьми знаний мы провели Неделю здоровья, итогом которой стал физкультурный праздник «Если хочешь быть здоров!». В течение недели дети и их родители участвовали конкурсах – «Мой здоровый образ жизни» (конкурс фотографий воспитанников), конкурс рисунков на тему ЗОЖ, «Проведи зарядку». Проводились комплексные тематические занятия, например, по теме: «Иммунитет – что это такое», а на занятии по физкультуре мы играли в подвижные игры: «Иммунитет», «Мыло и бактерии», игра-эстафета «Полезные продукты». Во время утренней гимнастики проводили игру-имитацию «Правила гигиены». Также использовали игры малой подвижности: «Набор чистоты» (по принципу «Волшебного мешочка», где спрятаны были атрибуты для гигиенических процедур – мыло, зубная щётка, полотенце, мочалка и др.). На прогулке и в свободное время, а также во время физкультминуток на занятиях воспитатели играли с детьми в игру «Правильно-неправильно».

Итоговым мероприятием Недели здоровья стал праздник «Если хочешь быть здоров!», где дети отгадывали загадки, встретились с Доктором Айболитом, который дал им ценные советы в шуточной форме, Феей чистоты и вредными Микробами, и даже поиграли с ними в подвижные игры. Очень понравился ребятам конкурс «Рисование зубной пастой», с удовольствием поиграли в подвижную игру «Набор чистоты», а также в знакомые уже игры «Иммунитет», «Мыло и бактерии», «Правила гигиены». Вредных Микробов прогнали, закончился праздник весёлыми танцами.

Считаю данную форму работы оптимальной, так как дети получают и закрепляют знания о своём организме, здоровье непосредственно в повседневной жизни, во время различных режимных моментов, в процессе бесед, разнообразных игр, развлечений. Мы не ограничиваемся одной Неделей здоровья, работа по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет продолжена.



Предварительный просмотр:

«Если хочешь быть здоров!»

Форма проведения: Досуг

Цель мероприятия: формирование у детей культурно-гигиенических навыков, двигательной координации, физических качеств и способностей, создание эмоционально-радостной атмосферы и комфортного психологического климата.

Задачи:

продолжать знакомить детей с основами здорового образа жизни и правилами безопасности жизнедеятельности;

развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей;

создать условия для формирования культуры межличностного общения;

организовать культурный досуг детей.

Участники: Дети старшего дошкольного возраста

Предварительная работа: Беседы о здоровом образе жизни, чтение произведений, конкурс детских рисунков «Если хочешь быть здоров!»

Место проведения: Физкультурный зал

Материально-техническое оснащение:

Медиапроектор, ноутбук, экран, презентация «Если хочешь быть здоров!», иллюстрации на тему здоровья, коробочка с предметами личной гигиены – зубной пастой, мылом, зубной щёткой, расчёской, детские рисунки на тему «Если хочешь быть здоров!», Доктор Айболит, Фея, Микробы; воздушные шарики, печатные буквы (Будь здоров!), муляжи чеснока, лука, лимона, музыкальные произведения к празднику.

Литература: В.Г.Лысаков «1000 загадок», издательство Москва-2006, интернет – ресурсы:  https://yandex.ru/images/search, https://deti-online.com

Ход мероприятия:

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые гости! Приветствуем всех, кто пришёл сегодня на наш Праздник здоровья. Мы будем говорить о здоровом образе жизни. Начинаем!

А сейчас поиграем в игру. Я начинаю, а вы продолжайте, только хором, все вместе, вы отвечайте!

1. Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку

Быстро делаю…(зарядку)

СЛАЙД 2 (на экране – изображение – дети делают зарядку)

2. Вот такой забавный случай:

Поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока. (душ)

СЛАЙД 3 (на экране – изображение -  ребёнок под душем)

3. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится…(мыло)

СЛАЙД 4 (на экране – изображение мыла)

4. Хвостик из кости

А на спинке - щетинка.

Чистит зубы четко

Это…(зубная щётка)

СЛАЙД 5 (на экране – изображение зубной щётки)

Теперь отгадайте, кто спешит к нам в гости:

5. Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…(Айболит)

Кто пришёл к нам в гости?

Доктор Айболит:

- Здравствуйте, ребята! Все загадки отгадали? Молодцы! А я предлагаю вам сыграть в игру «Правда – неправда»

  «Правда – неправда»

Цель: закреплять знания по теме здоровье, развивать координацию.

Ход игры:  Доктор задаёт вопросы, а дети условными жестами на них реагируют, например, если правда, то подпрыгивают, если не правда – топают ногами.

Вопросы:

  • правда, что взрослые не болеют;
  • правда, что перед едой надо мыть руки;
  • правда, что зимой можно ходить без шапки;
  • правда, что, чихая на соседа его можно заразить;

правда, что тот, кто не проветривает комнату становится здоровым и т

А теперь послушайте советы, которые я вам хочу дать:

-1. Рано вставать,

Рано в кровать,

Завтра весь день

Ты не будешь зевать.

-2. Трудный и долгий

День впереди-

Каждую мышцу

С утра заряди!

-3. Ешь не спеша,

Пусть работают скулы,

Мы - дети, а не акулы!

-4. Не бойся воды,

Мойся! Стройся в ряды, Стройся!

-5. Вам лениться-не годиться.

Помните, ребятки,

Даже звери, даже птицы

Делают зарядку.

-6. Вовремя пей,

Вовремя ешь-
Будешь до старости

Крепок и свеж.

Я надеюсь, что вы запомните эти советы.

Ведущая: Спасибо, доктор Айболит! До свидания!

Доктор Айболит: До свидания!

Ведущая: Быть здоровыми хотят взрослые и дети. Но если случится беда, Фея чистоты придёт к нам на помощь всегда…

СЛАЙД 6 Появляются под музыку микробы.

Ведущая: Ой, у нас нашествие ужасных микробов! Ребята, защитите нас, пожалуйста, от этих страшных микробов!

Микробы: Мы микробки - хорошо живём.

Мы микробки – песню вам поём

Мы микробки - всюду видим грязь.

Мы микробки - заразим всех вас.

Тех, кто любит обливаться,

Сам умеет расчесаться,

Шею мыть и чистить зубы-

Мы не любим.

А нерях, грязнуль, лентяев,

Всяких разных разгильдяев

Очень любим, очень любим,

Очень любим.

1 микроб: В глубоком, черном подземелье

Микробы страшные живут

И терпеливо, днём и ночью,

Они детей немытых ждут.

2 микроб: С немытых рук ползёт в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он!

Ведущая: А мы знаем, что помогает нам бороться с микробами, вирусами и бактериями!

Дети: Иммунитет!

Проводится подвижная игра «Иммунитет»

Игра «Иммунитет»

Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет» в виде чеснока, лимона и лука. По сигналу, «Вирус» начинает догонять и «заражать» детей. Те, кого «вирус» «заражает» останавливаются и стоят на месте. Те дети, у которых «Иммунитет» должны «вылечить» «зараженных», отдав им овощи или фрукты.

Ведущая: Микробы! Сейчас же уходите отсюда!

Микроб: И не подумаем! Нам здесь очень нравится! Правда, микроб?

Микробы (хором): Да!

Ведущая: Как же нам от них избавиться? А хорошо, что у меня есть волшебный колокольчик. Я позвоню в него, и к нам на праздник придет Фея чистоты. (Звонит в колокольчик, появляется фея.)

Фея: Здравствуйте, друзья!

Фея чистоты зовут меня.

Посмотрю, проверю,

Как у вас мальчики и девочки

Любят чистоту.

Вижу я, ребята,

Что нерях здесь нет.

Все красивы, ладны,

Любо посмотреть.

Ой, а откуда здесь эти ужасные микробы?

Ведущая: Дело в том, Фея чистоты, эти ужасные микробы повсюду и никак не хотят уходить.

Фея: Не волнуйтесь, я знаю, чего они боятся больше всего.

1. Конкурс «Волшебный мешочек».

Фея: Ребята, помогите избавиться от микробов. Нужно в «волшебном мешочке» отыскать предмет личной гигиены и ощупав его, отгадать.

Дети щупают, нюхают предметы личной гигиены.

Игра «Набор чистоты»
В игре необходимы атрибуты чистоты: расческа, мыло, зубная щетка (можно карточки с изображениями). Дети образуют круги (3). Внутри каждого круга стоит взрослый и держит щетку, мыло или расческу. По сигналу «разбежались», дети бегают по площадке. По сигналу «раз –два-три круг собери». Дети образуют круг чистоты. Чья команда быстрее соберет круг.

Фея: Молодцы!

Микробы: Нет, нет. Боимся! Не надо!

2.Зарядка.

Покажите, как мы:

- умываемся

-как чистим зубы

-как расчёсываемся

-как подметаем пол

-как стираем

-как полощем

-как отжимаем

-как вешаем бельё

-как гладим бельё

Ведущий: А теперь давайте поиграем в интересную игру –«Правила гигиены»

«Правила гигиены»

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из зала. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

3.Загадки.

Фея: Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне-

Пусть отмоет руки мне.

Дети: Мыло!

Микробы: Нет, нет. Боимся! Не надо!

Ведущая: Конечно, мыло нам необходимо! Давайте, ребята, покажем этим вредным микробам, для чего нам нужно мыло.

«Мыло и бактерии»

Половина детей образует круг. Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого.
Педагог выбирает одного ребенка "мылом". Мыло встает вне круга. Остальные дети - "бактерии" плавают (бегают) в середине круга.
На слово: "Мыло!" ребенок быстро вбегает в круг и старается поймать бактерии, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Мыло ловит те бактерии, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает из круга. Игра заканчивается, когда мыло поймает определенное количество бактерий. Затем воспитатель выбирает новое мыло. Игра повторяется. Микробки играют с детьми.

Фея: Костяная спинка,

Жёсткая щетинка,

С пастой мятной дружит,

Нам усердно служит.

Дети: Зубная щётка!

Микробы: Нет! Не надо!

Конкурс «Рисование пастой».

Дети  рисуют зубной пастой (ватными палочками).

Фея: Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

А зубы у меня длинней,

Чем у волков и  медведей.

Дети: Расчёска!

Микробы: Нет! Не хотим! Уберите расчёску! Мы умираем!..

(Микробы уползают)

СЛАЙД 7

Ведущая: Мы с вами микробов прогнали! Давайте веселиться, выходите танцевать. Потанцуем «Танец маленьких утят», ведь утята так любят плескаться в воде! И мы любим воду, и всегда будем чистыми.

Праздник заканчивается общим хороводом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если хочешь быть здоров!

Слайд 2

Зарядка

Слайд 3

ДУШ

Слайд 4

МЫЛО

Слайд 5

ЗУБНАЯ ЩЁТКА

Слайд 6

МИКРОБЫ

Слайд 7

ЗАГАДКИ ФЕИ ЧИСТОТЫ Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне- Пусть отмоет руки мне.

Слайд 8

ЗАГАДКИ ФЕИ ЧИСТОТЫ Костяная спинка, Жёсткая щетинка, С пастой мятной дружит, Нам усердно служит.

Слайд 9

ЗАГАДКИ ФЕИ ЧИСТОТЫ Хожу-брожу не по лесам, А по усам и волосам. А зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей.

Слайд 10

БУДьТЕ ЗДОРОВЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если хочешь быть здоров...

На празднике участвуют сказочные герои. Они учать быть здоровым......

"Если хочешь быть здоров". Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла.

Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла (средняя, старшая, подготовительная группы)...

Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа

Педагогический проект  разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...

конспект занятия « Если хочешь быть здоров!»

Цель:   применение здоровьесберегающиих  технологий и игровых приёмов в воспитательно – образовательном процессе. Задачи: •    Приобщить дошкольников к здоровому обра...

Проект "Если хочешь быть здоров!"

Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас н...

Конспект занятия по валеологии "Если хочешь быть здоров"

Конспект занятия по валеологиина тему «Если хочешь быть здоров»Подготовительная к школе группаЦель: Сформировать у детей мотивы самосохранения. Вызвать желание забот...

Если хочешь быть здоров...

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Одной из первостепенных зада...