Профилактика нарушений осанки
консультация
Консультация для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narusheniya_osanki.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушения осанки
В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено. Во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т. д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвйжных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.
Естественно, что проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание — не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.
Осанка — привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать сходные варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый ее вариант.
Мы всегда говорим о правильной осанке, используя слова «выпрямись», «стой прямо». Говоря это, мы имеем в виду вертикальное положение. Однако если взглянуть на скелет, то можно увидеть лишь два небольших участка спины, имеющих более или менее вертикальное положение: это верхние позвонки шеи и позвонки нижней части корпуса. Кроме них ни один элемент скелета не имеет строго вертикального положения, за исключением кистей рук, которые иногда держатся вертикально. Что же в таком случае мы имеем в виду, говоря «стой прямо»?
«Любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движения. Нервная система и структура, скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения таким образом, что скелет поддерживает тело в поле тяготения без расходования энергии. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но отвлечены от выполнения своих основных функций в изменении положения тела, т. е. — движений...
Когда человек ходит, встает, садится, его тело время от времени проходит устойчивую вертикальную позу, не требующую энергии. Хорошая вертикальная осанка возникает в том случае, если тело с минимумом мышечного усилия может двигаться в любом желательном направлении. Вертикальное положение и все, что с ним связано, организуются специальным отделом нервной системы, выполняющим очень сложную работу, у которой только легкие намеки проникают в сознание.
Устойчивая вертикальная поза не имеет готовых связей клеток в нервной системе. Человек с большей свободой приспосабливается к среде, чем животные, которые обнаруживают в этом отношении весьма небольшие вариации, в то время как для человека различия являются правилом, поскольку функция развивается на личном опыте индивидуума», — отмечает М. Фельденкрайз в своей работе «Осознание через движение».
Как свойство развивающегося организма осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется.
Под осанкой ребенка понимается привычная поза, свойственная ему в непринужденном положении. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, взаимным расположением головы, туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитием мускулатуры. С физиологической точки зрения, осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение обычного положения тела.
Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.
Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ
«Буратино» (старшая группа)
Цель: формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.
Ребенок должен представить, что он Буратино, висящий на стене. Карабас-Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стене? Надоело Буратино висеть, и решил он немного размяться.
И. п. — основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.
Поднять руки через стороны вверх — вернуться в и. п. (5—6 раз). Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед — вернуться в и. п.; то же — другой ногой (5—6 раз).
Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны — вернуться в и. п. (5—6 раз).
Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же — в другую сторону (5—6 раз).
Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди — вернуться в и. п.; то же — с другой ногой (5—6 раз).
Поднять правую ногу, согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова — вернуться в и. п.; то же — левой ногой (5— 6 раз).
Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки — на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону — вернуться в и. п.; то же в левую сторону (3—4 раза).
«Веселый гномик» (старшая и подготовительная группы)
Цель: коррекция сутулости.
В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? А вот что:
И. п. — основная стойка. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх ладонями вперед — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз,
И. п. — основная стойка. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 40— 50 секунд.
И. п. — ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями книзy, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1—2 минуты.
И. п. — стойка на коленях, руки внизу: наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх-в стороны — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз с интервалом в 30—40 секунд.
И. п. — стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями кверху; фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4— 5 раз с интервалом в 1—2 минуты.
И. п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад — вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 1—2 минуты.
И. п. — сидя на стуле, руки на поясе. Медленно поднимая голову вверх-назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 2—3 минуты.
«Принцесса сказочной страны» (старшая и подготовительная группы)
Цель: формирование правильной осанки.
В одной сказке жила-была принцесса, и вот что она думала о себе...
— Я принцесса из далекой сказки, посмотрите, как я хороша!
И. п. — стоя, руки на поясе, мешочек на голове. Медленно подняться на носочки, отвести локти назад, слегка прогнуться. Вернуться в и. п.
— У меня прекрасная осанка и улыбка радостью светла...
И. п. — то же. Слегка прогибаясь, левую (а затем правую) ногу отвести назад на носок. Вернуться в и. п.
— Я могу подняться на носочки, руки в стороны я разведу...
И. п. — основная стойка, мешочек на голове. Подняться на носки, руки в стороны и за голову. Вернуться в и. п.
— Вот мешочек, он с секретом, я его сейчас вам покажу.
И. п. — стоя, ноги вместе, руки в стороны, мешочек в правой руке. Поворот туловища влево (затем вправо), переложить мешочек в левую (правую) руку. Вернуться в и. П.
— Обладает он волшебной силой, помогает делать то, что я хочу.
И. п. — основная стойка, мешочек в правой (потом левой) руке. Подняв согнутую в колене правую (потом левую) ногу, опустить руки и, коснувшись мешочком пятки, переложить его в левую (потом в правую) руку, Вернуться в и. п.
— Помогает мне он быть красивой
И. п. — стоя, ноги вместе, руки внизу, мешочек на голове. Поворот туловища влево (затем вправо), руки в стороны. Вернуться в и. п.
— Гибкой, стройной быть всегда могу...
И. п. — основная стойка, руки на поясе, мешочек на голове. Поднять правую (затем левую) согнутую ногу, разогнуть, согнуть. Вернуться в и. п.
— Поклониться я могу так низко...
И. п. — основная стойка, мешочек в руках за головой. Наклон вперед, руки вниз, коснуться мешочком пола. Вернуться в и. п.
— Гордо, словно цапля, постою.
И. п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной мешочек на голове. Согнуть левую (затем правую) ногу в колене. Вернуться в и. п.
— А сейчас я, как цветочек аленький, за лучами солнышка тянусь.
И. п. — стоя на коленях, ноги слегка расставлены, руки в стороны, мешочек в правой (затем левой) руке. Наклоняясь назад, повернуть туловище вправо (влево), положить мешочек на пол между ногами. Вернуться в'и. п.
— А тебя, дружок мой маленький, я обидеть вовсе не хочу.
И. п. — упор сидя, мешочек на полу у правого колена. Поднять прямые ноги, опустить их вправо за мешочком. Вернуться в и. п.
— Гордо, словно ласточка весенняя, покачаю хвостиком на ветру.
И. п. — упор стоя на коленях, мешочек на полу. Выпрямить левую (затем правую) ногу, поднять ее назад. Вернуться в и. п.
— Я тебя, дружочек верный, с головы не уроню.
И. п. — основная стойка, руки вытянуты вперед, мешочек на голове. Приседая на правой (затем левой) ноге, отставить левую (затем правую) ногу назад, как можно дальше. Вернуться в и. п.
— Поиграю я с тобой, дружочек.
И. п. — лежа на спине, мешочек в руках вверху. Сесть, руки вверху. Вернуться в и. п.
— Приседаю, медленно встаю...
И. п. — основная стойка, мешочек на голове. Присесть, руки в стороны. Вернуться в и. п. Присесть и медленно выпрямиться на носках. Вернуться в и. п.
— Словно через речку перепрыгну.
И. п. — основная стойка, мешочек на полу у ног. Прыжки через мешочек вперед и назад.
— По канату в цирке похожу.
Ходьба на месте.
— Снова, как принцесса, гордо, весело я с тобой гуляю на лугу.
Медленная ходьба на месте с мешочком на голове.
«Кукла принца Тутти» (подготовительная группа)
Цель: профилактика и коррекция сколиоза.
— Ты — живая кукла, которую подарили принцу Тутти, но никто не должен об этом догадаться. Движения — синхронные, четкие, мимика лица кукольная (но что ты чувствуешь при этом?).
И. п. — основная стойка. Поднять левую руку вперед, правую отвести назад. Вернуться в и. п. (Повторить 5—6 раз в медленном темпе, с интервалом в 30—40 секунд.)
И. п. — ноги на ширине плеч, левая рука вверху, правая за спиной. Пружинистые наклоны в правую сторону. Вернуться в и. п. (Повторить в медленном темпе 5— 6 раз с интервалом в 30—40 секунд; то же — в другую сторону.)
И. п. — сидя на стуле, руки опущены на колени. Поднять левую руку вверх, правую вытянуть назад вниз, наклониться вправо. Вернуться в и. п. (Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1 минуту; то же — в другую сторону.)
И. п. — в упоре на коленях, руки опущены вниз. Правую ногу вытянуть назад, левую руку поднять вверх, прогнуться назад, зафиксировать принятое положение, затем вернуться в и. п. (Повторить 5—6 раз с интервалом в 1—2 минуты; то же — в другую сторону.)
И. п. — лежа на животе, руки согнуты у подбородка. Прогибаясь назад, левую руку вытянуть вперед, правую отвести назад. Вернуться в и. п. (Повторить 5—6 раз с интервалом в 1—2 минуты; то же — в другую сторону.)
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ
(средняя и старшая группы)
И. п. — основная стойка. Руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются вниз. (Повторить 3 раза.)
И. п. — основная стойка. Руки вдоль тела: ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимается на носочки и прогибает спинку. Возвращается в и. п. (Повторить 3—5 раз.)
И. п. — основная стойка. Руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носочек тянет, спинка прямая; 5—6 раз каждой ногой).
И. п. — основная стойка. Активное вытяжение. Спинка прямая, руки над головой в замке. Ходит с напряженно вытянутой спинкой на носочках (1—2 минуты).
И. п. — основная стойка. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднимает руки вверх, потягивается. На выдохе плавно опускает руки через стороны вниз (4—5 раз).
Сидя на коленях
И. п. — сидя на пяточках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить вниз, живот подтянут (5—6 раз по 2 рывка).
И. п. — сидя на пяточках. Встать на колени. Руки поднимать медленно с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад (4 раза).
И. п. — сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить (6 раз).
Лежа на спине (с мячиками)
И. п. — лежа на полу, руки вдоль тела внизу, спина, затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно, на вдохе руки с мячами поднимаются через стороны вверх (руки скользят по полу). На выдохе возвращаются в и. п. (5—6 раз).
И. п. — то же. Поднять руки с мячами перед собой, ноги поднять одновременно вверх. Плавно возвратиться в и. п. (5—6 раз).
И. п. — лежа на спине. С напряжением поднять руки с мячами вперед-вверх, возвратиться в и. п. (5—6 раз).
И. п. — лежа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку с мячом положить на грудь, левую — на живот. При выдохе возвратиться в и. п. (5—6 раз).
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СКОЛИОЗА (старшая группа)
Ходьба с движением рук, ходьба на носках.
И. п. — основная стойка. Медленное поднимание рук вверх — вдох, опускание — выдох.
И. п. — основная стойка. Руки на поясе. Сгибание ноги в колене, подтягивание к животу — возврат в и. п. Затем то же другой ногой. (Повторить по 3—4 раза каждой ногой.)
И. п. — основная стойка. Руки перед грудью. Разведение рук в стороны — вдох, возврат в и. п. — выдох (3— 4 раза).
И. п. — лежа на спине. Руки вдоль тела. Движения ногами — «Велосипед» (1—2 минуты).
И. п. — лежа на животе. Подтянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки вверх до предела — вдох; расслабиться — выдох (3—4 раза).
И. п. — лежа на спине. Руки вдоль тела, ноги плотно прижаты друг к другу. Выгибание всем корпусом вправо, словно лук, руки и, ноги тянутся влево — вдох, возврат в и. п. — выдох. Тоже — в другую сторону (3—4 раза).
И. п. — стоя лицом к гимнастической стенке, взяться руками за рейку на уровне плеч. Глубокое приседание и возврат в и. п. (3—4 раза).
И. п. — стоя, руки на поясе, на голове мешочек с песком. Полуприседания с вытягиванием рук в стороны (4—5 раз).
И. п. — стоя, руки в стороны, на голове мешочек с песком. Ходьба на носочках.
Стоя в кругу, взяться за руки («Воротики»). Поднимание рук вверх с одновременным подъемом на носочки — вдох, возвращение в и. п. — выдох (4—5 раз).
Стоя в кругу, взяться за руки. Одновременное приседание с прямой спиной (3—4 раза).
УПРАЖНЕНИЯ, ИСПРАВЛЯЮЩИЕ ОСАНКУ
(подготовительная группа)
И. п. — то же. Приподнять голову и грудную клетку над полом, слегка прогнуться. Потянуться лбом к правому локтю, коснуться; затем то же —к левому локтю. Возвратиться в и. п. (дыхание свободное).
И. п. — лежа на животе, правая рука вверху, левая внизу. Прогнуться, сделать два пружинистых движения назад, возвратиться в и. п. Сменить положение рук. (2—3 раза каждое движение).
И. п. — лежа на животе, голова на тыльной стороне кистей. Приподнять голову, повернуть вправо, правой рукой сделать козырек, из-под которого глядит «впередсмотрящий». Возврат в и. п. То же — в левую сторону (2—3 раза каждый поворот).
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно поднять ноги вверх перпендикулярно полу, затем вместе и поочередно поиграть пальчиками ног, как бы подбрасывая мячик. И1фы зафиксированы, двигаются только стопы (1—2 минуты).
И. п. — лежа на спине. Поднять руки вперед, вытягивая попеременно то левую, то правую как можно дальше, не отрываясь от пола.
И. п. — то же, руки вытянуты вверх. Поочередно повернуть в одну и в другую сторону верхнюю часть тела усилием брюшных мышц. Бедра прижаты к полу.
И. п. — сидя, ноги врозь, руки вверху. Выполнять круги попеременно правой, затем левой рукой. Взглядом следить за движением рук.
И. п. — то же. Сделав глубокий вдох, наклониться вправо, правая рука касается пола, левая над головой. Возвратиться в и. п. Повторить то же влево.
И. п. — стоя на коленях, руки вверху. Выполнить два пружинистых движения руками назад. Возвратиться в и. п.
И. п. — стоя на коленях, ноги врозь, руки на поясе, ('есть на правое бедро, руки влево. Затем то же — в другую сторону.
И. п. — стоя на коленях, руки на поясе. Повернуть туловище направо, коснуться рукой правой пятки, возвратиться в и. п. То же — в другую сторону.
И. п. — сидя по-восточному (согнутые ноги перекрещены, колени наружу). Правая рука согнута за спиной, левая вверху. Наклониться вправо, сделать несколько пружинистых движений в наклоне, возвратиться в и. п. То же — в другую сторону.
И. п. — сидя по-восточному, руки на затылке. Наклониться вправо, выпрямиться, наклониться влево, выпрямиться.
И. п. — то же. Пружинистыми движениями поворачиваем туловище направо и налево.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ
ОСАНКИ
- «Малютка» (средняя группа)
И. п. — лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги плотно прижаты друг к другу. Ребенку предлагается представить себя малышом грудничкового возраста, изобразить его настроение и движения.
Подъем ног, согнутых в коленях, подтягивание стоп к лицу, непроизвольные движения руками и ногами в воздухе, гуление, поднятие головы (не отрывая плеч от пола), повороты ее в стороны, проявление эмоций радости, импровизация плача со звуком «уа-уа», имитация движения губ, сосущих соску.
- «Жучок» на спинке» (старшая группа)
И. п. — лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.
Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться всем туловищем.
В конце игры ребенка можно спросить: «Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной?», «Какой ты жук?», «Что у тебя есть (лапки, крылышки, панцирь)?», «Каково твое настроение?»
- «Кто там?» (старшая группа)
И. п. — сидя на стульчике со
спинкой. Ребенок садится на стульчик так, чтобы спинка стульчика была сбоку. Обеими руками он держится за спинку (по центру), локти опущены вниз. Бедром плотно прижимается к спинке стульчика по всей ее ширине. Стопы вместе.
На вопрос: «Кто там?» — ребенок поворачивается всем туловищем вдоль спинки стульчика, помогая напряжением бедра и рук и пытаясь как можно больше развернуться спиной и головой, чтобы увидеть, «кто же там». Вернуться в и. п. (3— 4 раза).
То же самое упражнение, только ребенок садится к спинке стульчика другим боком (при этом снимается напряжение и нижних отделах позвоночника).
В конце игры ребенка спрашивают: «Как ты чувствовал спой позвоночник; в какой части спины было напряжение; что изменилось после поворота?»
«Не расплескай воду» (подготовительная группа)
И. п. — стоя, ноги вместе. Руками на лопатках держится палка (коромыслом). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома.
Наклон в правую, а затем в явную сторону (импровизация зачерпывания воды). Гордой легкой походкой он передвигается с «коромыслом» по залу.
Условия: палку-коромысло можно держать двумя руками на уровне плеч, шире плеч, одной рукой, но в любом случае она должна быть перпендикулярна по отношению к телу и параллельна полу.
Жюри из состава детей оценивает самую красивую походку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная осанка и профилактика нарушений осанки.
Помощь молодым родителям. Как правильно формировать правильную осанку у детей....
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности
Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...
Правильная осанка и профилактика нарушений осанки
Уважаемые родители! Кого по-настоящему волнует здоровье наших детей? Правильно – только нас. Только мы сами можем создать оптимальные условия для физического развития ребёнка, воспитать правильн...
Упражнения для профилактика нарушение осанки "Следите за осанкой"
Советы для родителей...
Буклет "Как уберечь себя от нарушений осанки? Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
Осанка – это важный показатель здоровья и гармоничного физического развития. Наша задача – обеспечить условия для двигательной активности ребёнка....