сказкотерапия
план-конспект занятия (старшая группа)

. Занятие на котором дети учатся преодолевать страх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказкотерапия. 24.96 КБ
Файл skazkoterapiya.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Курманаевский детский сад №1 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников»

Конспект  занятия в ДОУ.

Тема: Сказкотерапия.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

                                                                              Воспитатель: Юрова Людмила Ивановна.

                                                                               

Содержание.

1.Цель.                                                                                                        3

2.Задачи.                                                                                                     3

3 Предварительная работа.                                                                       3

4 Ход занятия.                                                                                            4

5. Литература.                                                                                             7

Сказкотерапия.

Цель: Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

Задачи :

1.Создать условия безоценочного принятия детей.

2.Создать условия для принятия детьми ответственных самостоятельных решений.

3.Создать условия , где без сотрудничества невозможно достичь желаемого результата.

4Подпитывать желание детей помогать « добру» и нейтрализовать «зло».

5. Иносказательно дать детям понять , что воздействуя на чувства человека , мы меняем его поведение.

6.Воспитывать чувства, сопереживание.

7.Развивать у детей произвольную память, внимание, воображение, гибкое мышление, диалогическую речь.

8Закрепить знание детей о свойствах льда и побуждать использовать эти знания в практических целях.

9Закрепить представления о весенних изменениях в природе.

10 С помощью эксперимента познакомить детей со свойством воздуха – воздух занимает место. 

Материалы:

  1. Темные шторы на окнах, светильник, диск ( музыка « В гостях у сказки), звук метели, журчание ручья, пение птиц.
  2. Волшебный цветок ( светильник задрапирован тканью)
  3. Значки для надписи сказочных героев.
  4. Ширма, ткани зеленая, голубая, белая.
  5. Костюмы Бабы-Яги, Снежной Королевы, Медведя.
  6. Дом Бабы-Яги, вентилятор, ледяное сердце (паралоновое сердце, покрытое слоем льда )
  7. Искусственные ели, пеньки, кора дерева.
  8. Волшебный сундучок, в котором лежат детский ковш. спиртовка. зажигалка.
  9. Аквариум, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, музыкальная шкатулка с прикрепленным на ней вопросами , карта.
  10. 15 конвертов, 15 вариантов игры « Сложи квадрат» трех уровней сложности, но доступных возможностям детей.

Предварительная работа:

- занятия по экологии;

- Чтение русско- народных сказок;

- организация опытов, экспериментов;

- рассматривание иллюстраций сказочных персонажей.

Вхождение в сказку. ( ритуал)

 Перед входом в сказочную страну  воспитатель говорит:

« Нас ждет Волшебная страна.

Вам, дети, нравится она?

Тогда тихонечко входите,

Внимательно все осмотрите….»

Дети входят в сказочную комнату. Слышится спокойная музыка из   знакомых сказок, в комнате полумрак, от детей и предметов падают загадочные тени. Дети осматриваются. Через минуту воспитатель продолжает:

« Цветок волшебный манит нас.

Он превратит сейчас всех вас

В того , в кого вы захотите,

Ну-ка , смелее подходите»

Дети подходят к цветку, протягивают над ним руки и он загорается. Дети закрывают глаза, педагог говорит: Глубоко вдохните и полностью выдохните, Волшебный Цветок дает нам волшебную силу, и мы превращаемся в тех сказочных существ, в которых задумали превратиться.

Еще раз глубоко вдохните, выдохните. Тот, кто уже превратился, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи. Попробуйте начать двигаться, как тот герой в кого вы превратились. Только делайте это так, чтобы не мешать превращаться другим… Ну как, все превратились?

Навстречу выходит медведь.

- Здравствуйте, вы меня узнали?

- Да, Я – Мишка – топ Тышка! А вы кто?

Сказочные существа по очереди представляются, говорят кто они, какой у них характер, показывают, как они двигаются.

Психолог прикрепляет каждому бумажный значок с надписью того сказочного героя, которым представился ребенок.

Сценарий.

Медведь: « Да ,я вижу, что в сказочную страну пришли добрые, смелые, сильные… сказочные существа. Вы чувствуете, как здесь холодно? В нашей стране случилась беда. Задумала Снежная Королева всю нашу сказочную страну превратить в вечное, снежное царство и назвалась нашей королевой. А весну усыпила и заточила в ледяную глыбу в своем ледяном дворце, чтобы она никогда не смогла разбудить лес, траву, согреть теплом птиц и животных. А какого жить зверюшкам и птицам в суровую стужу: и холодно и голодно и грустно без солнышка. Боятся все Снежную Королеву, и никто не идет Весну выручать. Ведь Снежная Королева может заморозить любого, кто  встретиться ей на пути. Что же нам делать?»

 Сказочные существа предлагают свою помощь. Они готовы пойти  в ледяной дворец Снежной Королевы и спасти Весну.

Медведь: «А разве вы не боитесь Снежную Королеву? Может быть вернетесь с сад?

Но  сказочные существа выражают свою уверенность в принятом решении.

Медведь: «Раз вы так решили, мы будем очень надеяться на вашу помощь. Но помните, что силой со Снежной Королевой вы не справитесь. Здесь нужна мудрость, да  смекалка. А помочь вам может с таким советом Баба Яга. Хватит вам мужества пойти к Бабе Яги и попросить у нее помощи?.. А хватит у вас мужества отправиться в трудную дорогу, полную препятствий и неожиданностей ?.. Ну тогда слушайте, как добраться до избушки Бабы Яги.

Сначала вам нужно дойти до Заколдованной горы. Для этого вам нужно сделать вот от этого пенька 3 шага вперед- на Восток, а затем 2 шага на лево – на Север. Повторите.

 Если все сделаете правильно, то прямо перед собой увидите Заколдованную Гору. Эту Гору по велению Снежной Королевы охраняет Сердитая Вьюга. Только усыпить Вьюгу, вы можете продолжить путь. Запомните заклинание, которое поможет вам ее усыпить:

 « Баю-баю, баю-бай,

Ну-ка , Вьюга засыпай».

Запомнили заклинание? Повторите.

Произнесите его 3 раза шепотом, и когда Вьюга уснет, взберайтесь на гору и посмотрите, где находится темный лес, в котором живет Баба-Яга. А избушку Б-Я в этом лесу вы можете по карте. Только вот карту эту Снежная Королева прячет в волшебной шкатулке. Лесные зайчишки видели куда она ее спрятала. Идемте, я вам покажу ее. (Медведь подводит всех к «сугробу» и достает из под него шкатулку). Но открыть ее не легко. Для этого нужно ответить на нелегкий вопрос. Если вы сумеете на него ответить, то шкатулка откроется  сама. Ну что, осмелились открыть шкатулку СК.?

Сказочные существа выражают готовность, и Медведь проводит с ними эксперимент.

Он читает вопрос на шкатулке: Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?» Вероятнее всего дети ответят, что нельзя. Тогда на шкатулке появляется надпись           « Проверьте» (педагог незаметно убирает первый листок с вопросом , под котором появляется надпись). Сказочные существа берут стакан с прикрепленной на дне салфеткой и убеждается, ято салфетка на дне стакана сухая. Затем  переворачивают  стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости. Далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Медведь предлагает определить, намокла ли салфетка? Сказочные существа убеждаются, что салфетка на дне стакана осталась сухой. Медведь еще раз задает вопрос: « Можно ли опустить  стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?» На этот раз сказочные существа утвердительно отвечают на вопрос. Тогда Медведь читает новый  вопрос на шкатулке: « Что мешает воде намочить салфетку?» Сказочные существа догадываются, что это воздух в стакане помешал воде намочить салфетку.

 В этот момент слышится музыка из открытой шкатулки (педагог незаметно открывает ее). Медведь : « Ну вот, карта в ваших руках. Теперь вы  можете отправиться в путь»

Дети уверяют, что справятся со всеми трудностями, и отправляются в путь. Медведь желает им счастливого пути.

  1. Сказочные существа вспоминают, как добраться до Заколдованной Горы и делают нужное количество шагов в указанном Медведем направлении.
  2. Заколдованная Гора – горка – лесенка; Вьюга – вентилятор, замаскированный под легкую вуаль, которая разлетается под воздействием движущегося воздуха; слышны звуки вьюги)

Подойдя к Горе, сказочные существа имитируют движение против сильного ветра. Они вспоминают, что надо произнести заклинание. Они произносят его 3 раза шепотом, и Вьюга затихает. Сказочные существа взбираются на Гору и определяют, в какую сторону им идти дальше.

  1. Темный лес (искусственные ели, пеньки, кора дерева, искусственные сугробы).

Дойдя до Леса, сказочные существа внимательно рассматривают карту, поэтапно определяют направления движения (вправо до ели и т.д.) и подходят к избушке Бабы-Яги.

Подойдя к избушке Бабы-Яги, сказочные существа совещаются, как они будут вызывать Бабу-Ягу , и как с ней будут говорить. Далее сценарий развивается так, как задумали его дети. Но Баба-Яга соглашается помочь, только если они вежливо и мягко к ней обращается.

Баба – Яга: Ну что ж . милки, помогу я вам. Со мной уже лет 300 так никто не разговаривал. Ну –ка, еще раз скажите. как вы меня там назвали…Аж сердце мое растаяло. Ну, слушайте. Есть у меня сундучок волшебный.  Там лежат предметы магические, которые помогут вам растопить ледяное сердце Снежной Королевы. А как только сердце вы ее растопите, так почувствует она любовь ко всему живому и прекрасному , и сама Весну разбудит от ледяного сна и с ней вместе будет радоваться пробуждению природы.

Где же мой волшебный сундучок? Да вот он ( открывает, показывает и рассказывает, что там лежит) Вот это искромет волшебный ( показывает зажигалку). А это утица железная (детский ковш). А вот это голова дракона, извергающая пламя, благодаря искромету волшебному (спиртовка). Как ими пользоваться догадайтесь сами. А сейчас я вам поведаю, как до ледяного замка  Снежной Королевы добраться. Соберите из волшебных ледяных кусочков, которые я вам дам, квадрат, и вы сразу окажитесь во владениях С К . Помните, только если все соберут квадрат из ледяных кусочков,  произойдет волшебство. Вот из этих кусочков легче собрать квадрат, а из этих кусочков немного посложнее, а  это – самое трудное. Выберите то задание , с которым вы чувствуете, что справитесь. Но кто из вас справится с самым трудным заданием, тому я доверю нести Волшебный сундучок».

Каждому ребенку  Баба-Яга  дает конверт с заданиями той степени сложности, которую он выбрал. Трудные задания должны быть доступны детям этого возраста, чтобы создать ситуацию успеха. Здесь можно наблюдать не только уровень притязания каждого ребенка , но и посмотреть , как  дети  реагируют  на затруднения некоторых детей: помогают им или выражают недовольство тем, что из-за них волшебство может не произойти. Как только все квадраты будут собраны , неожиданно раздаются звуки метели и слышится смех Снежной Королевы., Баба-Яга отдает Волшебный сундучок тому, кто быстрее всех и правильно выполнил самое трудное задание, и пожелав счастливого пути, торопливо уходит.

Педагог: « Скоро наверняка появится Снежная  Королева. Вспомните, что говорила Баба-Яга. Как победить Снежную Королеву ?.. Но как нам выманить сердце у Снежной Королевы , чтобы растопить его?...

Сказочные существа предлагают свои варианты, а педагог свой.

Вариант педагога:

- Снежная Королева, нам сказала, что у тебя ледяное сердце. Но мы не верим, что это  так. Ты можешь нам его показать?

- А еще нам сказали, что оно у тебя никогда не тает. Но мы этому тоже не верим. Можем мы проверить?

 Сказочные существа выбирают тот вариант, который им понравился.

 Под вой метели появляется Снежная Королева: « Кто осмелился прийти в мои владения? Ха-ха-ха! Вы не боитесь, что я превращу вас в ледяные сосульки, и  вы навсегда останетесь игрушками для моих слуг- пингвинов»

Дальше происходит диалог между ней и сказочными существами, в результате которого Снежная Королева отдает детям свое ледяное сердце.

Педагог: « Как же можно попробовать растопить сердце Снежной Королевы?»

Сказочные существа предлагают варианты. Кто-то из них вспоминает о Волшебном сундуке Бабы-Яги. Еще раз рассмотрев предметы, сказочные существа решают растопить сердце на спиртовке, ведь от огня лед тает быстрее. Можно задать вопрос:  « Какой из  всех предложенных вариантов поможет быстрее растопить сердце?»

 Снежная Королева выражает уверенность, что ее сердце не растает. Сделав нужные приготовления, сказочные существа, освобождают сердце Снежной Королевы ото льда.

Снежная Королева : « Ой, что это со мной происходит? Как тепло стало внутри! Как вокруг все изменилось! Какие вы красивые, какие у вас необыкновенно добрые глаза.  А сначала мне показалось, что  вы вредины и забияки. Наверное, вы волшебники, раз изменили все внутри меня и подарили  мне прекрасные чувства. Что я за это могу для вас сделать?»

Сказочные существа прося разбудить Весну. Снежная Королева предлагает это сделать всем вместе: встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и громко сказать

« Весна – красна просыпайся!

Холодной водой умывайся!»

Сказочные существа будят Весну. Слышится журчание ручья, пение птиц. За это время убираются все белые ткани, и расстилается зеленая, голубая. Сказочные существа и Снежная Королева открывают глаза и фантазируют, как с приходом  Весны  изменилась природа вокруг.

Педагог: « Солнечные лучи греют все сильнее и сильнее. Даже жарко стало. Надо бы нам немного охладиться и восстановить свои силы после трудной и опасной дороги. А  вот и озеро волшебное, которое поможет нам в этом  ( голубая ткань).

Снежная Королева : « Ну, а я отправляюсь наводить порядок в моем дворце. До свидания!»

 Сказочные существа прощаются с ней и прыгают в воду, резвятся там  под веселую музыку. Через 2 мин появляется медведь и просит рассказать, как удалось освободить Весну. Сказочные существа рассказывают свои приключения.

Педагог напоминает о том , что пора прощаться со сказкой и превращаться в ребят. Сказочные существа подходят к Волшебному Цветку.  Совершается ритуал превращения. Дети снимают « значки» и называют свои имена.

Обратная связь.

- Кому из вас понравилось путешествие по сказке ?

-  А кому из вас было страшно, ну хотя бы немного, когда вы встретились с Бабой- Ягой, Снежной Королевой, преодолевали трудности?

 - А что помогло вам преодолеть своий страх?  Почему вы не отступили и продолжали трудный путь?

                         Длит 35 мин.

Используемая литература:

1.Коломина Н.В.  «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» - М,.2003.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - С 12.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - Москва, «Владос», 1999. - с. 32 - 274.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.

5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Курманаевский детский сад №1 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников»

Конспект  занятия в ДОУ.

Тема: Сказкотерапия.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

                                                                              Воспитатель: Юрова Людмила Ивановна.

                                                                               

Содержание.

1.Цель.                                                                                                        3

2.Задачи.                                                                                                     3

3 Предварительная работа.                                                                       3

4 Ход занятия.                                                                                            4

5. Литература.                                                                                             7

Сказкотерапия.

Цель: Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

Задачи :

1.Создать условия безоценочного принятия детей.

2.Создать условия для принятия детьми ответственных самостоятельных решений.

3.Создать условия , где без сотрудничества невозможно достичь желаемого результата.

4Подпитывать желание детей помогать « добру» и нейтрализовать «зло».

5. Иносказательно дать детям понять , что воздействуя на чувства человека , мы меняем его поведение.

6.Воспитывать чувства, сопереживание.

7.Развивать у детей произвольную память, внимание, воображение, гибкое мышление, диалогическую речь.

8Закрепить знание детей о свойствах льда и побуждать использовать эти знания в практических целях.

9Закрепить представления о весенних изменениях в природе.

10 С помощью эксперимента познакомить детей со свойством воздуха – воздух занимает место. 

Материалы:

  1. Темные шторы на окнах, светильник, диск ( музыка « В гостях у сказки), звук метели, журчание ручья, пение птиц.
  2. Волшебный цветок ( светильник задрапирован тканью)
  3. Значки для надписи сказочных героев.
  4. Ширма, ткани зеленая, голубая, белая.
  5. Костюмы Бабы-Яги, Снежной Королевы, Медведя.
  6. Дом Бабы-Яги, вентилятор, ледяное сердце (паралоновое сердце, покрытое слоем льда )
  7. Искусственные ели, пеньки, кора дерева.
  8. Волшебный сундучок, в котором лежат детский ковш. спиртовка. зажигалка.
  9. Аквариум, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, музыкальная шкатулка с прикрепленным на ней вопросами , карта.
  10. 15 конвертов, 15 вариантов игры « Сложи квадрат» трех уровней сложности, но доступных возможностям детей.

Предварительная работа:

- занятия по экологии;

- Чтение русско- народных сказок;

- организация опытов, экспериментов;

- рассматривание иллюстраций сказочных персонажей.

Вхождение в сказку. ( ритуал)

 Перед входом в сказочную страну  воспитатель говорит:

« Нас ждет Волшебная страна.

Вам, дети, нравится она?

Тогда тихонечко входите,

Внимательно все осмотрите….»

Дети входят в сказочную комнату. Слышится спокойная музыка из   знакомых сказок, в комнате полумрак, от детей и предметов падают загадочные тени. Дети осматриваются. Через минуту воспитатель продолжает:

« Цветок волшебный манит нас.

Он превратит сейчас всех вас

В того , в кого вы захотите,

Ну-ка , смелее подходите»

Дети подходят к цветку, протягивают над ним руки и он загорается. Дети закрывают глаза, педагог говорит: Глубоко вдохните и полностью выдохните, Волшебный Цветок дает нам волшебную силу, и мы превращаемся в тех сказочных существ, в которых задумали превратиться.

Еще раз глубоко вдохните, выдохните. Тот, кто уже превратился, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи. Попробуйте начать двигаться, как тот герой в кого вы превратились. Только делайте это так, чтобы не мешать превращаться другим… Ну как, все превратились?

Навстречу выходит медведь.

- Здравствуйте, вы меня узнали?

- Да, Я – Мишка – топ Тышка! А вы кто?

Сказочные существа по очереди представляются, говорят кто они, какой у них характер, показывают, как они двигаются.

Психолог прикрепляет каждому бумажный значок с надписью того сказочного героя, которым представился ребенок.

Сценарий.

Медведь: « Да ,я вижу, что в сказочную страну пришли добрые, смелые, сильные… сказочные существа. Вы чувствуете, как здесь холодно? В нашей стране случилась беда. Задумала Снежная Королева всю нашу сказочную страну превратить в вечное, снежное царство и назвалась нашей королевой. А весну усыпила и заточила в ледяную глыбу в своем ледяном дворце, чтобы она никогда не смогла разбудить лес, траву, согреть теплом птиц и животных. А какого жить зверюшкам и птицам в суровую стужу: и холодно и голодно и грустно без солнышка. Боятся все Снежную Королеву, и никто не идет Весну выручать. Ведь Снежная Королева может заморозить любого, кто  встретиться ей на пути. Что же нам делать?»

 Сказочные существа предлагают свою помощь. Они готовы пойти  в ледяной дворец Снежной Королевы и спасти Весну.

Медведь: «А разве вы не боитесь Снежную Королеву? Может быть вернетесь с сад?

Но  сказочные существа выражают свою уверенность в принятом решении.

Медведь: «Раз вы так решили, мы будем очень надеяться на вашу помощь. Но помните, что силой со Снежной Королевой вы не справитесь. Здесь нужна мудрость, да  смекалка. А помочь вам может с таким советом Баба Яга. Хватит вам мужества пойти к Бабе Яги и попросить у нее помощи?.. А хватит у вас мужества отправиться в трудную дорогу, полную препятствий и неожиданностей ?.. Ну тогда слушайте, как добраться до избушки Бабы Яги.

Сначала вам нужно дойти до Заколдованной горы. Для этого вам нужно сделать вот от этого пенька 3 шага вперед- на Восток, а затем 2 шага на лево – на Север. Повторите.

 Если все сделаете правильно, то прямо перед собой увидите Заколдованную Гору. Эту Гору по велению Снежной Королевы охраняет Сердитая Вьюга. Только усыпить Вьюгу, вы можете продолжить путь. Запомните заклинание, которое поможет вам ее усыпить:

 « Баю-баю, баю-бай,

Ну-ка , Вьюга засыпай».

Запомнили заклинание? Повторите.

Произнесите его 3 раза шепотом, и когда Вьюга уснет, взберайтесь на гору и посмотрите, где находится темный лес, в котором живет Баба-Яга. А избушку Б-Я в этом лесу вы можете по карте. Только вот карту эту Снежная Королева прячет в волшебной шкатулке. Лесные зайчишки видели куда она ее спрятала. Идемте, я вам покажу ее. (Медведь подводит всех к «сугробу» и достает из под него шкатулку). Но открыть ее не легко. Для этого нужно ответить на нелегкий вопрос. Если вы сумеете на него ответить, то шкатулка откроется  сама. Ну что, осмелились открыть шкатулку СК.?

Сказочные существа выражают готовность, и Медведь проводит с ними эксперимент.

Он читает вопрос на шкатулке: Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?» Вероятнее всего дети ответят, что нельзя. Тогда на шкатулке появляется надпись           « Проверьте» (педагог незаметно убирает первый листок с вопросом , под котором появляется надпись). Сказочные существа берут стакан с прикрепленной на дне салфеткой и убеждается, ято салфетка на дне стакана сухая. Затем  переворачивают  стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости. Далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Медведь предлагает определить, намокла ли салфетка? Сказочные существа убеждаются, что салфетка на дне стакана осталась сухой. Медведь еще раз задает вопрос: « Можно ли опустить  стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?» На этот раз сказочные существа утвердительно отвечают на вопрос. Тогда Медведь читает новый  вопрос на шкатулке: « Что мешает воде намочить салфетку?» Сказочные существа догадываются, что это воздух в стакане помешал воде намочить салфетку.

 В этот момент слышится музыка из открытой шкатулки (педагог незаметно открывает ее). Медведь : « Ну вот, карта в ваших руках. Теперь вы  можете отправиться в путь»

Дети уверяют, что справятся со всеми трудностями, и отправляются в путь. Медведь желает им счастливого пути.

  1. Сказочные существа вспоминают, как добраться до Заколдованной Горы и делают нужное количество шагов в указанном Медведем направлении.
  2. Заколдованная Гора – горка – лесенка; Вьюга – вентилятор, замаскированный под легкую вуаль, которая разлетается под воздействием движущегося воздуха; слышны звуки вьюги)

Подойдя к Горе, сказочные существа имитируют движение против сильного ветра. Они вспоминают, что надо произнести заклинание. Они произносят его 3 раза шепотом, и Вьюга затихает. Сказочные существа взбираются на Гору и определяют, в какую сторону им идти дальше.

  1. Темный лес (искусственные ели, пеньки, кора дерева, искусственные сугробы).

Дойдя до Леса, сказочные существа внимательно рассматривают карту, поэтапно определяют направления движения (вправо до ели и т.д.) и подходят к избушке Бабы-Яги.

Подойдя к избушке Бабы-Яги, сказочные существа совещаются, как они будут вызывать Бабу-Ягу , и как с ней будут говорить. Далее сценарий развивается так, как задумали его дети. Но Баба-Яга соглашается помочь, только если они вежливо и мягко к ней обращается.

Баба – Яга: Ну что ж . милки, помогу я вам. Со мной уже лет 300 так никто не разговаривал. Ну –ка, еще раз скажите. как вы меня там назвали…Аж сердце мое растаяло. Ну, слушайте. Есть у меня сундучок волшебный.  Там лежат предметы магические, которые помогут вам растопить ледяное сердце Снежной Королевы. А как только сердце вы ее растопите, так почувствует она любовь ко всему живому и прекрасному , и сама Весну разбудит от ледяного сна и с ней вместе будет радоваться пробуждению природы.

Где же мой волшебный сундучок? Да вот он ( открывает, показывает и рассказывает, что там лежит) Вот это искромет волшебный ( показывает зажигалку). А это утица железная (детский ковш). А вот это голова дракона, извергающая пламя, благодаря искромету волшебному (спиртовка). Как ими пользоваться догадайтесь сами. А сейчас я вам поведаю, как до ледяного замка  Снежной Королевы добраться. Соберите из волшебных ледяных кусочков, которые я вам дам, квадрат, и вы сразу окажитесь во владениях С К . Помните, только если все соберут квадрат из ледяных кусочков,  произойдет волшебство. Вот из этих кусочков легче собрать квадрат, а из этих кусочков немного посложнее, а  это – самое трудное. Выберите то задание , с которым вы чувствуете, что справитесь. Но кто из вас справится с самым трудным заданием, тому я доверю нести Волшебный сундучок».

Каждому ребенку  Баба-Яга  дает конверт с заданиями той степени сложности, которую он выбрал. Трудные задания должны быть доступны детям этого возраста, чтобы создать ситуацию успеха. Здесь можно наблюдать не только уровень притязания каждого ребенка , но и посмотреть , как  дети  реагируют  на затруднения некоторых детей: помогают им или выражают недовольство тем, что из-за них волшебство может не произойти. Как только все квадраты будут собраны , неожиданно раздаются звуки метели и слышится смех Снежной Королевы., Баба-Яга отдает Волшебный сундучок тому, кто быстрее всех и правильно выполнил самое трудное задание, и пожелав счастливого пути, торопливо уходит.

Педагог: « Скоро наверняка появится Снежная  Королева. Вспомните, что говорила Баба-Яга. Как победить Снежную Королеву ?.. Но как нам выманить сердце у Снежной Королевы , чтобы растопить его?...

Сказочные существа предлагают свои варианты, а педагог свой.

Вариант педагога:

- Снежная Королева, нам сказала, что у тебя ледяное сердце. Но мы не верим, что это  так. Ты можешь нам его показать?

- А еще нам сказали, что оно у тебя никогда не тает. Но мы этому тоже не верим. Можем мы проверить?

 Сказочные существа выбирают тот вариант, который им понравился.

 Под вой метели появляется Снежная Королева: « Кто осмелился прийти в мои владения? Ха-ха-ха! Вы не боитесь, что я превращу вас в ледяные сосульки, и  вы навсегда останетесь игрушками для моих слуг- пингвинов»

Дальше происходит диалог между ней и сказочными существами, в результате которого Снежная Королева отдает детям свое ледяное сердце.

Педагог: « Как же можно попробовать растопить сердце Снежной Королевы?»

Сказочные существа предлагают варианты. Кто-то из них вспоминает о Волшебном сундуке Бабы-Яги. Еще раз рассмотрев предметы, сказочные существа решают растопить сердце на спиртовке, ведь от огня лед тает быстрее. Можно задать вопрос:  « Какой из  всех предложенных вариантов поможет быстрее растопить сердце?»

 Снежная Королева выражает уверенность, что ее сердце не растает. Сделав нужные приготовления, сказочные существа, освобождают сердце Снежной Королевы ото льда.

Снежная Королева : « Ой, что это со мной происходит? Как тепло стало внутри! Как вокруг все изменилось! Какие вы красивые, какие у вас необыкновенно добрые глаза.  А сначала мне показалось, что  вы вредины и забияки. Наверное, вы волшебники, раз изменили все внутри меня и подарили  мне прекрасные чувства. Что я за это могу для вас сделать?»

Сказочные существа прося разбудить Весну. Снежная Королева предлагает это сделать всем вместе: встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и громко сказать

« Весна – красна просыпайся!

Холодной водой умывайся!»

Сказочные существа будят Весну. Слышится журчание ручья, пение птиц. За это время убираются все белые ткани, и расстилается зеленая, голубая. Сказочные существа и Снежная Королева открывают глаза и фантазируют, как с приходом  Весны  изменилась природа вокруг.

Педагог: « Солнечные лучи греют все сильнее и сильнее. Даже жарко стало. Надо бы нам немного охладиться и восстановить свои силы после трудной и опасной дороги. А  вот и озеро волшебное, которое поможет нам в этом  ( голубая ткань).

Снежная Королева : « Ну, а я отправляюсь наводить порядок в моем дворце. До свидания!»

 Сказочные существа прощаются с ней и прыгают в воду, резвятся там  под веселую музыку. Через 2 мин появляется медведь и просит рассказать, как удалось освободить Весну. Сказочные существа рассказывают свои приключения.

Педагог напоминает о том , что пора прощаться со сказкой и превращаться в ребят. Сказочные существа подходят к Волшебному Цветку.  Совершается ритуал превращения. Дети снимают « значки» и называют свои имена.

Обратная связь.

- Кому из вас понравилось путешествие по сказке ?

-  А кому из вас было страшно, ну хотя бы немного, когда вы встретились с Бабой- Ягой, Снежной Королевой, преодолевали трудности?

 - А что помогло вам преодолеть своий страх?  Почему вы не отступили и продолжали трудный путь?

                         Длит 35 мин.

Используемая литература:

1.Коломина Н.В.  «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» - М,.2003.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - С 12.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - Москва, «Владос», 1999. - с. 32 - 274.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.

5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...