ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ
консультация (старшая группа)

 В статье рассказывается, как необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

В данное время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья населения и детей особенно остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового подрастающего поколения. В ДОУ задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной. Что только не предпринималось и не предпринимается для того, чтобы дети не болели!

Проводятся всевозможные закаливающие процедуры,  оборудованы физиокабинеты, детский сад превратился чуть ли не в филиал поликлиники, а дети как болели, так и болеют.

Но эта проблема решаема путем формирования сознательного отношения к собственному здоровью, начиная с дошкольного возраста. Но ребенок дошкольного возраста не развивается автономно. Он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример. Всем известно, что важная движущая сила воспитания - авторитет.

По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Основой успеха в воспитании является положительный пример авторитетного для ребенка взрослого - родителя, воспитателя. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы ему привить. Нельзя в присутствии ребенка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни их нарушать. Главное - не общее большое количество времени, которое необходимо провести с ребенком, а качество использования каждого часа.

В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: режим дня, личная гигиена; оптимальная двигательная нагрузка; закаливание; рациональное питание; взаимосвязь с окружающим; эмоциональное благополучие.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.

Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, проводятся фотовыставки “В здоровом теле - здоровый дух”, «Как я отдыхал  летом»

Родители  принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, приглашаются на  открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т.д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома. 

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

К сожалению, у родителей не всегда хватает времени на то, чтобы приучить своего ребенка с раннего детства пользоваться носовым платком, салфеткой, это может привести к тому, что у него постепенно пропадет чувство неловкости, ощущение дискомфорта в случае, когда заложен нос или испачкана рубашка, лицо; в результате развивается неаккуратность, неряшливость. Находиться рядом с таким ребенком сверстникам становится неприятно, он вольно или невольно теряет свое отношение в коллективе.

Если простые замечания, беседы о том, что надо вымыть руки, причесаться и т.п. не дают должного эффекта, которого ждут родители, они могут  предложить ребенку «практические действия». Предлагаем некоторые из них:

Пусть ребенок ежедневно стирает свои носки или колготы. На первых порах вам придется переделывать его работу – не беда. Главное – у ребенка вырабатывается привычка ежедневно менять белье. Исправляйте детские ошибки незаметно, иначе у ребенка возникнет ощущение бесполезности труда. Стирать дети должны с мылом, а не в растворе порошка, к которому у них может быть повышена чувствительность.  

Ребенок должен ежедневно мыть свою посуду. Мыть аккуратно, со всех сторон. Приучайте его к этому с 6 – 7 лет, и тогда в свои двенадцать он будет доставлять вам на одно огорчение меньше.

Влажная уборка помещения для ребенка дело вполне посильное. Вытереть пыль с книжной полки, протереть пол несложно. Есть некоторые виды домашних работ, которые дети делают даже лучше взрослых, например мытье батарей.  Маленькие детские руки ловко справляются с этим.

Хотелось бы так же обратить внимание родителей на некоторые аспекты организации питания ребенка.

В помещении, где ребенок ест, необходимо создать уютную обстановку. Скатерть или клеенка должна быть чистой, посуда в которой подается пища, - небольшой и эстетичной (лучше одинаковой формы и цвета). Не забудьте, что эстетическое оформление обеденного стола не последнее звено в улучшении детского аппетита. Следует учитывать  и объем порции еды, которую вы подаете ребенку на тарелку. Большое количество пищи иногда пугает детей, особенно детей с плохим аппетитом. Мысль о том, что все надо съесть, иначе будут ругать, вызывает страх. Страх – очень сильная эмоция. Она тормозит выделение пищеварительных соков.

Рацион ребенка должен быть полноценным и разнообразным. Если ребенок упорно отказывается есть какой – либо необходимый продукт, научите его самостоятельно  готовить блюда из этого продукта. Овощные салаты, различные виды бутербродов, полуфабрикаты для овощного супа дети делают охотно и старательно. Участие в приготовлении пищи не только улучшает аппетит ребенка, но и прививает дополнительные навыки. Пусть ребенок как можно раньше запомнит, что овощи необходимо тщательно мыть, что посуда должна быть чистой, а значит, сковородку после яичницы надо  сразу привести в порядок. Хорошо, если ребенок сумеет приготовить несложное блюдо не только себе, но и другим членам семьи. Не забудьте похвалить его за эту работу. Прививайте детям уважение к продуктам питания и наверняка в будущем они не станут оставлять куски на тарелке и бросать хлеб на пол.

Вот несколько рецептов простых и полезных блюд:

1.Салат из тертой моркови, капусты и яблок, заправленными сметаной.

2.Сложный бутерброд: хлеб, масло, кусочек вареного яйца, кусочек селедки, зелень (селедку почистите сами и выньте кости).

3.Манная каша с наполнителем. Вскипятите молоко сами, а ребенок пусть смешает  в кружке шесть чайных ложек манной крупы, столовую ложку изюма, немножко очищенных орехов, ч.л. сахара.

Предложите ребенку придумать для каждого блюда название, научите красиво укладывать пищу на тарелку или на большое блюдо.

Во время еды никогда не ругайте ребенка за ошибки и проступки, совершенные в детском саду или на улице. Волнение, которое он будет испытывать, может вызвать нарушение пищеварения. Если воспитательные беседы за столом имеют регулярный характер, они могут привести к тяжелым хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

«Лучше предупредить, чем лечить» - это правило слышали многие взрослые, но немногие применяют его в жизни. Так как же сделать отношение к своему здоровью осознанным?

Бывают исключения. Родители начинают активно заниматься профилактикой своего здоровья и здоровья детей и часто сталкиваются с нежеланием ребенка принимать в них участие.

А начинать надо с того, что нравится самому ребенку. Самыми любимыми занятиями у дошкольников являются занятия в бассейне, потому что там можно играть с водичкой, плавать, ходить и прятаться под водой, смотреть на красивую воду. Еще дошкольникам нравится заниматься гимнастикой и физзарядкой, потому что под веселую музыку можно выполнять разные движения. А от этого становится радостно и весело, и еще смешно смотреть, как выполняют движения дети.

И обязательно надо проговорить с ребенком о назначении данных занятий, том, как правильно вести себя и на воде и в спортивном зале и после их окончания.

Жизненно важное значение для физического развития дошкольников имеют упражнения, развивающие координационные механизмы нервной системы, способствующие психомоторному развитию детей (это упражнения на координацию движений, упражнения в метании, равновесии, прыжки и др.).

Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды дома.

Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.

Физкультурные пособия углубляют интерес к различным упражнениям, особенно в необычных условиях (в лесу, тренажерном зале, на спортивной площадке), что благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.

В кругу семьи дома желательно иметь несколько мягких модулей: бум напольный, валик "Змейка" - для упражнений в ходьбе, беге и равновесии; полукольцо (дуга) - для подлезания. Одним из самых увлекательных пособий для дошкольников является гимнастическая лестница. На нее можно прикрепить скат с бортиками (по нему ребенок сможет катать мяч); подвесить корзину и мишень для забрасывания мяча и метания предметов.

Рациональные подбор и размещение физкультурного оборудования создают также благоприятные условия для раскрытия творческих замыслов ребенка, который получает возможность самостоятельно выбирать интересные для него движения, ощущая себя комфортно среди различных предметов.

Предлагаем родителям использовать подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, которые прекрасно удовлетворяют естественную биологическую потребность детского организма в движении: «Быстрые и ловкие ручки», «Стой, беги», «Стой, беги, лови», «Лягушка», «Аист и лягушка», «Маленькая гусеница», «Достань грушу», «Дождик — солнышко», «Спинка, отдохни», «Ползание на спине», «Ложись, как удобно», «Садись, как правильно». Подвижные игры связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, выносливости, силы. В играх совершенствуются функции различных анализаторов. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

 При этом надо закрепить у ребенка представления о значимости движений для здоровья человека. С ребенком проводить беседы: «Зачем надо делать утреннюю зарядку», «Главный ствол моего организма», «Как укреплять позвоночник», «Как помочь себе, когда ты устал», «Помоги себе сам». Продолжать знакомство с местоположением основных органов (сердце, легкие, желудок, позвоночник). С ребенком выполнять задания и упражнения: «Послушаем сердечко», «Кто найдет сердечко?», «Для чего нам легкие?», «Чем мы дышим», «Пускаем пузыри», «Надуем шарик», «Плыви, лодочка (уточка)», «Разговор позвонков друг с другом», «Покажи, где находится у тебя желудок» «Качалка», «Качели», «Карусель», «Проползем на спине», «Спрятались — открылись», «Тугой лук», «Меткий стрелок», «Покачаем насос». В процессе беседы уточнять: «Что делает желудок», «Как идет пища по организму», «Зачем человеку позвоночник», «Учим позвоночник отдыхать».

Дальнейшее формирование у детей представлений о здоровьесберегающих технологиях связано с усвоением значения чистоты тела, лица, рук для сохранения и укрепления здоровья. Для этого используются такие игры, задания и упражнения, как: «Покажи части своего тела и лица» (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти); при этом нужно познакомить детей с примерами из произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе». В целях закрепления этих представлений использовать  дидактические игры: «Маша-замарашка», «Утро наступило», «Мыльные перчатки», «Пузырики», «Вымой кукле руки». Также можно использовать обыгрывание стихов и потешек.

Для закрепления у ребенка представлений о мерах безопасности для человеческого организма (физическая безопасность, режим дня, правильное питание) предлагаем использовать игры, задания и упражнения: «Где нам хорошо», «Почему зайчик не спит», «Моя комната», «Когда спать, когда вставать, когда работу начинать», «Три поросенка», «Мой дом — моя крепость». Также можно использовать сюжетно-ролевые игры: «В детский сад и домой», «Когда это бывает?»; беседы: «Дружба — основа безопасности», «Мой режим дня», «Для чего нужен режим дня».

На седьмом году жизни можно познакомить ребенка с полезными и вредными продуктами питания. Для этого  проводятся игры, задания и упражнения: «Полезная ягода», «Найди продукты, которые нам полезны», «Нужные продукты, овощи да фрукты»; чтение рассказа «Полезная трава»; сюжетно-ролевые игры: «Полезное угощение», «Ужин на даче».

В процессе формирования навыков чистки зубов и повседневного ухода за полостью рта с ребенком проводить игры, задания и упражнения: «Помоги Маше почистить зубы», «Какие продукты полезны нашим зубкам», «Что не любят зубы», «Где должна спать зубная щетка», «Поел — прополощи ротик», «Когда я ем — я глух и нем», «Что охраняет мой рот» (язык, зубы, губы).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки.

Для снятия и предупреждения агрессивных проявлений у детей особое внимание должно уделяться созданию в семье позитивного эмоционального микроклимата, стимулированию доброжелательных взаимоотношений в семье детей и взрослых. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его психическое и физическое здоровье.

В целях закрепления у ребенка представлений о связи настроения и состояния здоровья можно предложить нарисовать рисунки на темы: «Мое хорошее настроение», «Мое плохое настроение», «Веселая прогулка», «Больница», «Я здоров, я весел!», а затем провести с ним беседу по его  рисункам.

Важным направлением коррекционно-воспитательной работы является овладение детьми приемами самомассажа с целью сохранения и укрепления здоровья в холодный период года через тактильное воздействие на биологически активные точки лица и рук. Для этого предлагаем родителям папку-передвижку по здоровому образу жизни, где  приводятся игры, задания и упражнения: «Помассируем ручки», «Как жить, не болея», «Волшебные точки», «Научим маму массажу волшебных точек» и т. д.

Обучая детей приемам самомассажа, родители могут предложить детям массировать не отдельную точку, которую им трудно выделить, а область лица, в которой находятся значимые точки и которая ограничена легко выделяемыми объектами.

В заключении хочется еще раз напомнить, что каждый вид детской деятельности (игра, труд, занятие) под влиянием взрослых создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием здорового образа жизни дошкольников.

Литература

1.Рунова, М. Помогите ребенку укрепить здоровье! // Дошкольное воспитание - №9-2004.

2.Зайцев, Г. К. Уроки Мойдодыра. СПб.: Акцидент, 1997.

3.Зайцев, Г. К. Уроки Айболита. СПб.: Акцидент, 1997.

4.Доскин, В. А. Растем здоровыми! Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М: Просвещение, 2002.

5.Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: Т. Ц. Сфера, 2005. – 80с.

6.Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия для детей, родителей НОД формирование представлений о здоровом образе жизни с использованием ЭОР презентация" Витамины для здоровья"

Презентация  и конспект занятия для детей подготовительной группы;-Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.-Закрепить с детьми понятие витамины, о необходимости наличия витаминов в ор...

Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"

Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

Обмен опытом «Особенности организации работы с детьми по формированию потребности к здоровому образу жизни»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. ...