«Конспект занятия «Путешествие в страну Здоровья» для обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perveeva_yu.v._puteshestvie_v_stranu_zdorovya.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством стимуляции речевой активности.
Коррекционно-образовательные задачи:
- обогащать словарный запас (предметный, глагольный и качественный) по теме «Здоровый образ жизни»;
- активизировать в экспрессивном словаре обобщающие понятия «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Части суток»;
- стимулировать речевую активность;
- совершенствовать умение классифицировать предметы;
- совершенствовать навык согласования местоимений с именами существительными.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать тактильное восприятие;
- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;
- развивать умение делить слова на слоги;
- развивать умение составлять предложения и рассказы по картинке;
- развивать умение образовывать множественное числи имен существительных;
- развивать умение образовывать родительный падеж имен существительных;
- развивать навык понимания и употребления в речи предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и уважительное отношение к взрослым;
- воспитывать умение выполнять задания по речевой инструкции;
- воспитывать интерес достижения результата от выполненной работы.
Словарная работа: существительные: здоровье, режим, гигиена, мыло, щетка, расческа, мочалка, ножницы, зеркальце, шампунь, витамины, продукты, спорт, спортсмен, правила; прилагательные: здоровый, вредный, полезный, целеустремленный, сильный, терпеливый, зимний, летний; глаголы: собираться, закаляться, чистить, расчесывать, обрезать, мыть, вытирать, кушать, кататься, заниматься.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме; чтение художественной литературы (К.И. Чуковский «Мойдодыр», К.И. Чуковский «Федорино горе»,. А. Барто «Девочка чумазая», Э. Успенский «Зарядка»).
Методы, приемы и технологии, используемые на занятии: наглядные (показ действий, демонстрация материала), практические (игровой прием, упражнения), словесные (беседа, пояснение, обращение к ребенку).
В занятии используются игровые технологии (Д.Н. Эльконин, К.Д. Ушинский, Б.Н. Никитин); информационно-коммуникационные технологии (развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко»); здоровьесберегающие технологии (В.М. Акименко, Т.А. Ткаченко, М.Ю. Картушина, Н.В. Нищева, А.В. Ястребова): артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, пальчиковая гимнастика.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное занятие объединяет в себе следующие образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»
Оборудование: стол, стулья, магнитофон, интерактивный стол логопеда или ноутбук, развивающее-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», «волшебный мешочек», «волшебная коробочка», сенсорные дорожки, предметы (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, ножницы, зеркальце, шампунь), муляжи продуктов питания (яблоко, чипсы, шоколад, творог, масло, сухарики, молоко), кукла би-ба-бо (доктор), мяч, зеркала.
Демонстрационный материал: фрагменты мультфильмов «Смешарики: про спорт», «Мойдодыр»; аудиосказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»; карта-путешествия «Путешествие в страну Здоровья».
Раздаточный материал: предметные картинки по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»; карточки с изображением зимних и летних видов спорта; дидактическая игра «Проведи дорожку»; сюжетные картинки по теме «Здоровый образ жизни», карточки «Азбука здоровья», сигнальные карточки (красного и зеленого цвета).
I Вводный этап занятия – 5 минут.
а) зарядка «Солнышко лучистое»;
б) введение в тему занятия;
в) артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
II Основной этап занятия – 22 минуты.
а) 1 станция «Распорядок дня»;
б) 2 станция «Чистота»;
в) 3 станция «Витамины»;
г) 4 станция «Правильное питание»;
д) 5 станция «Спорт»;
е) игра «Составь рассказ».
III Заключительный этап занятия – 3 минуты.
Ход занятия:
Вводный этап занятия
Зарядка «Солнышко лучистое»
Педагог: «Здравствуйте ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Педагог: «Сегодня мы начнем наше занятие с веселой зарядки»
На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается видео-зарядка «Солнышко лучистое». Дети выполняют движения под музыку.
Введение в тему занятия
Педагог: «Мы с вами сейчас сделали зарядку. Кто знает, для чего нужно делать зарядку?»
Дети: «Чтобы быть здоровыми».
Педагог: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке! Что такое здоровье?»
Дети: «Когда мы не болеем, хорошо себя чувствуем и т.д.»
Педагог: «Правильно, все вы правы – все это вместе и есть здоровье. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Здоровья и узнаем, что нам нужно делать, чтобы всегда быть здоровыми. В путешествии нам поможет карта. Посмотрите на нее».
Детям предлагается посмотреть на карту-путешествия, обратив внимание на значки, и рассказать, что они означают.
Артикуляционная гимнастика
Педагог: «Нельзя забывать, что на занятии нужно четко и правильно говорить. В этом нам поможет гимнастика для язычка».
Педагог рассказывает артикуляционную сказку «Как язычок купался в ванне», дети в соответствии с текстом выполняют артикуляционную гимнастику с одновременным движение обеих рук.
Наступило воскресенье. За окном ярко светило солнышко и громко щебетали птицы (произнести: «Ч-ч-ч-ч»). Язычок открыл сначала один глаз (зажмурить левый глаз), потом другой (зажмурить правый глаз), сладко зевнул (зевнуть) и встал со своей постельки. Он наклонился (высунуть язык и кончиком постараться дотронуться до подбородка), потом потянулся вверх (потянуть язык к носу), размял бока (двигать языком из стороны в сторону) и немного попрыгал на месте (улыбнуться и пощелкать языком).
Сегодня банный день. Язычок взял большое махровое полотенце (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) и пошел в ванную. Он открыл кран и услышал, как шумно побежала вода (произнести: «С-с-с-с»). Язычок взял зубную щетку и стал чистить зубы (двигать языком то вперед, то назад между губами). Сначала он почистил верхние зубы (улыбнуться и поводить языком по верхним зубам из стороны в сторону), потом — нижние (улыбнуться и поводить языком по нижним зубам из стороны в сторону), умыл лицо (движения тремя пальцами –указательным, средним, безымянным – обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка) и улыбнулся в зеркало (улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы).
Язычок добавил в ванну немного пены, и тотчас же в воздухе закружились разноцветные пузыри (надувать попеременно то правую, то левую щеку). Взяв мочалку, Язычок стал тереть спину и живот (двигать языком то вперед, то назад между губами). Потом он вымыл ноги и немного поболтал ими в ванне (язык положить на верхнюю губу и производить быстрые движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее; послышится звукосочетание «бл-бл-бл»). Жарко было Язычку, стал он дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, подуть на челку). Вышел Язычок из ванной и радостно улыбнулся (улыбнуться, обнажив все зубы, и удерживать под счет до 5). Вот как хорошо и легко было ему!
Педагог: «Теперь отправляемся в путь!».
Детям предлагается друг за другом пройти по заранее разложенным на полу сенсорным дорожкам под веселую мелодию (переход между всеми станциями осуществляется по разным сенсорным дорожкам).
Основной этап занятия
1 станция – «Распорядок дня»
Педагог: «Режим, ребята, много значит:
Поможет он решить задачи,
Когда ложиться и вставать,
Когда тетрадку открывать,
Чтобы садиться за задания,
Когда гулять идти, когда…
Ответ получишь ты тогда,
Когда изучишь ты режим
И станет он тебе родным».
На ноутбуке включается развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко» (диск «Игры с Тимом», игра «Распорядок дня»): детям предлагается выбрать правильную последовательность действий мальчика в каждую часть суток (утро, день, вечер, ночь).
Педагог: «В режиме дня нужно планировать время для всего: для сна, для занятий, для игр и занятий спортом. Но самое главное для здоровья – распорядок дня нужно соблюдать. Отправляемся на следующую станцию»
Дети переходят на следующую станцию.
2 станция – «Чистота» (главный герой – Мойдодыр)
На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается фрагмент мультфильма «Мойдодыр», в котором он говорит «Надо, надо умываться по утрам и вечерам …».
Педагог: «Чистота – залог здоровья. Как вы понимаете эту фразу?»
Дети: «Нужно мыть руки, умываться и т.д.»
Педагог: «Ребята, посмотрите, что с собой принес Мойдодыр? В волшебный мешочек он сложил вещи, нужные каждому человеку. Отгадайте загадки и найдите на ощупь предмет-отгадку»
Проводится игра «Загадки»: педагог загадывает загадки; дети ищут предметы-отгадки на ощупь в волшебном мешочке, называют их, определяют количество слогов и рассказывают, для чего они нужны. Например, У меня расческа (рас-чес-ка), она нужна для того, чтобы расчесывать волосы, делать прически.
- Ускользает как живое
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится (мыло).
- Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит (зубная щетка).
- Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька,
Все намокло, все измялось-
Нет сухого уголка (полотенце).
- Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков, у медведей (расческа).
- От души натрет меня,
Опасаюсь, как огня.
Тело в ванной моет ловко,
У нее во всем сноровка.
Ей меня ничуть не жалко
Вот кусачая… (мочалка).
- Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик (ножницы).
- Я эту загадку в карман положу,
достану потом - на себя погляжу (зеркало).
- Чтобы волосы блестели
и красивый вид имели,
чтоб сверкали чистотой,
мною их скорей помой (шампунь).
Педагог: «Как вы соблюдаете правила гигиены?»
Дети: «Чистим зубы, моем руки перед едой и т.д».
Педагог: «Молодцы ребята! Очень важно для здоровья соблюдать правила личной гигиены. Отправляемся с вами на следующую станцию».
Дети переходят на следующую станцию, педагог тем временем одевает на руку куклу би-ба-бо «Доктор».
3 станция – «Витамины» (главный герой – доктор)
Педагог: «Ребята, посмотрите, кто нас встречает на этой станции?»
Дети: «Доктор».
Педагог: «Что же для нас приготовил доктор?»
Педагог открывает волшебную коробочку, в которой «спрятаны» картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.
Педагог: «Смотрите, что здесь лежит?»
Дети: «Яблоко, огурец, малина и т.п.»
Педагог: «Все карточки перепутались. Давайте разделим их на группы»
Проводится игра «Классификация»: детям предлагается назвать картинки и разделить картинный материал на 3 группы: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды». После выполнения, дети называть обобщающие понятия
Педагог: «Молодцы, ребята! Что мы можем приготовить из фруктов?»
Дети: «Сок, компот, пирог, йогурт и т.д.»
Педагог: «Чтобы приготовить сок нам нужно много фруктов: не одно яблоко, а много яблок»
Проводится игра с мячом «Один-много»: педагог называет фрукт в единственном числе и бросает мяч ребенку; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число существительного. Аналогично проводится беседа и игра «Один-много» по лексическим темам: «Овощи», «Ягоды».
Педагог: «В овощах, фруктах и ягодах содержится очень много полезного для нашего здоровья – все это называется витамины. Поэтому, кушать овощи и фрукты нужно каждый день».
Дети переходят на следующую станцию.
4 станция – «Правильное питание» (главный герой – Карлсон)
Включается аудиофрагмент сказки «Малыш и Карлсон»:
– Поверь, Карлсон…
Не в счастье варенье…
– Да ты что, с ума сошел!?
А в чем же еще?
Педагог: «Как вы думаете, ребята, кто из них прав: Карлсон или малыш? Можно ли все время есть только сладкое?»
Дети: «Нет».
Педагог: «Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какие продукты полезные, а какие вредные для нашего здоровья»
Проводится игра «Полезные и вредные продукты»: на столе разложены муляжи овощей, фруктов и продуктов питания, полезных и вредных для здоровья (например, яблоко, чипсы, шоколад, творог, масло, сухарики и т.д.): детям предлагается «положить» полезные продукты на поднос, а вредные – в ведерко.
Педагог: «Возьмите в руки полезные продукты и представьте, что вы пришли домой, а в холодильнике нет этих продуктов. Вы должны подойти к маме и сказать, что нет этого продукта. Например, нет молока и т.д.»
Проводится игра «Чего нет в холодильнике»: детям предлагается взять в руки полезный предмет и сказать, что его нет в холодильнике.
Педагог: «Молодцы! Чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила здорового питания. Я вам буду рассказывать правила, если вы со мной согласны, то поднимите зеленую карточку, а если нет – красную карточку»
Проводится игра «Правила здорового питания»: педагог зачитывает предложения; дети если согласны с утверждением, то поднимают зеленую карточку, если нет – то красную карточку:
- Перед едой надо всегда мыть руки с мылом;
- Есть нужно в любое время, даже ночью;
- Надо есть продукты, которые полезны для здоровья;
- Есть надо быстро;
- Пищу надо глотать не жуя;
- Полоскать рот после еды вредно;
- Нужно кушать разнообразную пищу;
- Есть надо в меру и не переедать.
Педагог: «Молодцы, ребята. Мы с вами познакомились с правилами здорового питания»
Проводится пальчиковая гимнастика «Правильное питание»
Человеку нужно есть, Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь, дружить, смеяться, Чтоб расти и развиваться И при этом не болеть. Нужно правильно питаться С самых юных лет уметь. | Прищепляем бельевой прищепкой ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. |
Дети переходят на следующую станцию.
5 станция – «Спорт» (главный герой – Лосяш)
На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается мультфильм Смешарики «Про спорт», затем проводится беседа о летних и зимних видах спорта. Примерные вопросы беседы:
- Какие виды спорта вы знаете?
- Что относится к летним видам спорта?
- Что относится к зимним видам спорта?
- Что нужно для игры в хоккей? и т.д.
Проводится игра «Проведи дорожку»: детям предлагается соединить зимние виды спорта с картинкой «Зима», а летние виды спорта – с картинкой «Лето».
Педагог: «Ребята, а каким должен быть спортсмен?»
Дети: «Сильным, терпеливым, выносливым и т.д».
Педагог: «Правильно, что достичь результатов в спорте, нужно быть здоровым, терпеливым (шаг за шагом идти к результату), сильным, выносливым, целеустремленным. Люди с самого рождения жить не могут без движения. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру».
Проводится игра «Крокодил: виды спорта»: одному ребенку показывается карточка с изображением какого-нибудь вида спорта (например, лыжный спорт), он должен показать этот вид спорта, не говоря ни слова; остальные дети отгадывают, что им показывают.
Игра «Составь рассказ»
Педагог: «Как много интересного мы сегодня узнали. Сейчас мы попробуем составить небольшой рассказ «Я буду здоровым, потому что…», а помогут нам в этом картинки».
Проводится игра «Составь рассказ по картинкам»: детям предлагаются сюжетные картинки по теме «Здоровый образ жизни», по которой им нужно составить рассказ.
Заключительный этап занятия
Педагог: «Вот и закончилось наше путешествие. В какой стране мы были?»
Дети: «В стране Здоровья».
Педагог: «Мы сегодня узнали много нового про здоровье, и как его надо сохранить. Что вам понравилось на занятии?»
Педагог выслушивает каждого ребенка.
Педагог: «Вы все большие молодцы! Не забывайте про здоровый образ жизни! А напоминать вам о нем будут вот такие карточки».
Педагог раздает детям карточки «Азбука здоровья».
Педагог: «До свидания!»
Список литературы:
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 96 с.
- Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. Артикуляционные сказки для детей 3-4 лет / С.Ю. Танцюра, И.Н. Васильева. – м.: Сфера, 2017. – 4 с.
- Ханьшева Г.В. Болтушки-хохотушки: логопедические игры, стихи, загадки, задания / Г.В. Ханьшева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 91 с.
- http://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200601904
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми II этапа обучения (старший дошкольный возраст) с ограниченными возможностями здоровья. Тема «Путешествие по стране "Игралочка"
Проект приготовлен как итоговая работа на курсах повышения квалификации «Образовательные технологии»по теме: «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС...
Конспект коррекционно - развивающего занятия в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: «Путешествие в волшебной комнате»
Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате для детей с ОВЗ с использованием оборудования сенсорной комнаты...
Конспект праздничного досуга для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Достойны памяти героев»
Цель: воспитывать патриотические чувства.Задачи: Образовательные:1.Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.2.Дать представление о героях войны, о том, как народ чтит и...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Пасхальная радость»
Цель:Знакомство с традициями русского народа, с обычаем празднования Пасхи.Задачи:Образовательные:Обогатить знания детей о весенних праздниках на Руси через песни, игры, художественную литератур...
Конспект сценария праздника для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посвящённый 70 – летию Победы во Второй Мировой Войне «Дети войны»
Цель: Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....
Конспект познавательного занятия "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Познавательное занятие направлено на расширение представлений и знаний детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, на воспитание патриотических чувств у детей....
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Я и моя семья» для дошкольников старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Цель: сформировать представления о семье.Задачи:Сформировать представление о «семье», члены семьи;Развивать связную речь, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание через игр...