«Конспект занятия «Путешествие в страну Здоровья» для обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством стимуляции речевой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perveeva_yu.v._puteshestvie_v_stranu_zdorovya.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством стимуляции речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • обогащать словарный запас (предметный, глагольный и качественный) по теме «Здоровый образ жизни»;
  • активизировать в экспрессивном словаре обобщающие понятия «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Части суток»;
  • стимулировать речевую активность;
  • совершенствовать умение классифицировать предметы;
  • совершенствовать навык согласования местоимений с именами существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;
  • развивать умение делить слова на слоги;
  • развивать умение составлять предложения и рассказы по картинке;
  • развивать умение образовывать множественное числи имен существительных;
  • развивать умение образовывать родительный падеж имен существительных;
  • развивать навык понимания и употребления в речи предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и уважительное отношение к взрослым;
  • воспитывать умение выполнять задания по речевой инструкции;
  • воспитывать интерес достижения результата от выполненной работы.

Словарная работа: существительные: здоровье, режим, гигиена, мыло, щетка, расческа, мочалка, ножницы, зеркальце, шампунь, витамины, продукты, спорт, спортсмен, правила; прилагательные: здоровый, вредный, полезный, целеустремленный, сильный, терпеливый, зимний, летний; глаголы: собираться, закаляться, чистить, расчесывать, обрезать, мыть, вытирать, кушать, кататься, заниматься.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме; чтение художественной литературы (К.И. Чуковский «Мойдодыр», К.И. Чуковский «Федорино горе»,. А. Барто «Девочка чумазая», Э. Успенский «Зарядка»).

Методы, приемы и технологии, используемые на занятии: наглядные (показ действий, демонстрация материала), практические (игровой прием, упражнения), словесные (беседа, пояснение, обращение к ребенку).

В занятии используются игровые технологии (Д.Н. Эльконин, К.Д. Ушинский, Б.Н. Никитин); информационно-коммуникационные технологии (развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко»); здоровьесберегающие технологии (В.М. Акименко, Т.А. Ткаченко, М.Ю. Картушина, Н.В. Нищева, А.В. Ястребова): артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, пальчиковая гимнастика.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное занятие объединяет в себе следующие образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»

        Оборудование: стол, стулья, магнитофон, интерактивный стол логопеда или ноутбук, развивающее-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», «волшебный мешочек», «волшебная коробочка», сенсорные дорожки, предметы (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, ножницы, зеркальце, шампунь), муляжи продуктов питания (яблоко, чипсы, шоколад, творог, масло, сухарики, молоко), кукла би-ба-бо (доктор), мяч, зеркала.

Демонстрационный материал: фрагменты мультфильмов «Смешарики: про спорт», «Мойдодыр»; аудиосказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»; карта-путешествия «Путешествие в страну Здоровья».

Раздаточный материал: предметные картинки по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»; карточки с изображением зимних и летних видов спорта; дидактическая игра «Проведи дорожку»; сюжетные картинки по теме «Здоровый образ жизни», карточки «Азбука здоровья», сигнальные карточки (красного и зеленого цвета).

I Вводный этап занятия – 5 минут.

а) зарядка «Солнышко лучистое»;

б) введение в тему занятия;

в) артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

II Основной этап занятия – 22 минуты.

а) 1 станция «Распорядок дня»;

б) 2 станция «Чистота»;

в) 3 станция «Витамины»;

г) 4 станция «Правильное питание»;

д) 5 станция «Спорт»;

е) игра «Составь рассказ».

III Заключительный этап занятия – 3 минуты.

Ход занятия:

Вводный этап занятия

        Зарядка «Солнышко лучистое»

Педагог: «Здравствуйте ребята!»

        Дети: «Здравствуйте!»

Педагог: «Сегодня мы начнем наше занятие с веселой зарядки»

На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается видео-зарядка «Солнышко лучистое». Дети выполняют движения под музыку.

Введение в тему занятия

Педагог: «Мы с вами сейчас сделали зарядку. Кто знает, для чего нужно делать зарядку?»

Дети: «Чтобы быть здоровыми».

Педагог: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке! Что такое здоровье?»

Дети: «Когда мы не болеем, хорошо себя чувствуем и т.д.»

Педагог: «Правильно, все вы правы – все это вместе и есть здоровье. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Здоровья и узнаем, что нам нужно делать, чтобы всегда быть здоровыми. В путешествии нам поможет карта. Посмотрите на нее».

        Детям предлагается посмотреть на карту-путешествия, обратив внимание на значки, и рассказать, что они означают.

Артикуляционная гимнастика

Педагог: «Нельзя забывать, что на занятии нужно четко и правильно говорить. В этом нам поможет гимнастика для язычка».

Педагог рассказывает артикуляционную сказку «Как язычок купался в ванне», дети в соответствии с текстом выполняют артикуляционную гимнастику с одновременным движение обеих рук.

Наступило воскресенье. За окном ярко светило солнышко и громко щебетали птицы (произнести: «Ч-ч-ч-ч»). Язычок открыл сначала один глаз (зажмурить левый глаз), потом другой (зажмурить правый глаз), сладко зевнул (зевнуть) и встал со своей постельки. Он наклонился (высунуть язык и кончиком постараться дотронуться до подбородка), потом потянулся вверх (потянуть язык к носу), размял бока (двигать языком из стороны в сторону) и немного попрыгал на месте (улыбнуться и пощелкать языком).

Сегодня банный день. Язычок взял большое махровое полотенце (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) и пошел в ванную. Он открыл кран и услышал, как шумно побежала вода (произнести: «С-с-с-с»). Язычок взял зубную щетку и стал чистить зубы (двигать языком то вперед, то назад между губами). Сначала он почистил верхние зубы (улыбнуться и поводить языком по верхним зубам из стороны в сторону), потом — нижние (улыбнуться и поводить языком по нижним зубам из стороны в сторону), умыл лицо (движения тремя пальцами –указательным, средним, безымянным – обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка) и улыбнулся в зеркало (улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы).

Язычок добавил в ванну немного пены, и тотчас же в воздухе закружились разноцветные пузыри (надувать попеременно то правую, то левую щеку). Взяв мочалку, Язычок стал тереть спину и живот (двигать языком то вперед, то назад между губами). Потом он вымыл ноги и немного поболтал ими в ванне (язык положить на верхнюю губу и производить быстрые движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее; послышится звукосочетание «бл-бл-бл»). Жарко было Язычку, стал он дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, подуть на челку). Вышел Язычок из ванной и радостно улыбнулся (улыбнуться, обнажив все зубы, и удерживать под счет до 5). Вот как хорошо и легко было ему!

Педагог: «Теперь отправляемся в путь!».

Детям предлагается друг за другом пройти по заранее разложенным на полу сенсорным дорожкам под веселую мелодию (переход между всеми станциями осуществляется по разным сенсорным дорожкам).

Основной этап занятия

1 станция – «Распорядок дня»

Педагог:         «Режим, ребята, много значит:

Поможет он решить задачи,

Когда ложиться и вставать,

Когда тетрадку открывать,

Чтобы садиться за задания,

Когда гулять идти, когда…

Ответ получишь ты тогда,

Когда изучишь ты режим

И станет он тебе родным».

На ноутбуке включается развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко» (диск «Игры с Тимом», игра «Распорядок дня»): детям предлагается выбрать правильную последовательность действий мальчика в каждую часть суток (утро, день, вечер, ночь).

Педагог: «В режиме дня нужно планировать время для всего: для сна, для занятий, для игр и занятий спортом. Но самое главное для здоровья – распорядок дня нужно соблюдать. Отправляемся на следующую станцию»

Дети переходят на следующую станцию.

2 станция – «Чистота» (главный герой – Мойдодыр)

На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается фрагмент мультфильма «Мойдодыр», в котором он говорит «Надо, надо умываться по утрам и вечерам …».

Педагог: «Чистота – залог здоровья. Как вы понимаете эту фразу?»

Дети: «Нужно мыть руки, умываться и т.д.»

Педагог: «Ребята, посмотрите, что с собой принес Мойдодыр? В волшебный мешочек он сложил вещи, нужные каждому человеку. Отгадайте загадки и найдите на ощупь предмет-отгадку»

Проводится игра «Загадки»: педагог загадывает загадки; дети ищут предметы-отгадки на ощупь в волшебном мешочке, называют их, определяют количество слогов и рассказывают, для чего они нужны. Например, У меня расческа (рас-чес-ка), она нужна для того, чтобы расчесывать волосы, делать прически.

  • Ускользает как живое

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится (мыло).

  • Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит (зубная щетка).

  • Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька,

Все намокло, все измялось-

Нет сухого уголка (полотенце).

  • Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков, у медведей (расческа).

  • От души натрет меня,

Опасаюсь, как огня.

Тело в ванной моет ловко,

У нее во всем сноровка.

Ей меня ничуть не жалко

Вот кусачая… (мочалка).

  • Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик (ножницы).

  • Я эту загадку в карман положу,

достану потом - на себя погляжу (зеркало).

  • Чтобы волосы блестели

и красивый вид имели,

чтоб сверкали чистотой,

мною их скорей помой (шампунь).

Педагог: «Как вы соблюдаете правила гигиены?»

Дети: «Чистим зубы, моем руки перед едой и т.д».

Педагог: «Молодцы ребята! Очень важно для здоровья соблюдать правила личной гигиены. Отправляемся с вами на следующую станцию».

Дети переходят на следующую станцию, педагог тем временем одевает на руку куклу би-ба-бо «Доктор».

3 станция – «Витамины» (главный герой – доктор) 

Педагог: «Ребята, посмотрите, кто нас встречает на этой станции?»

Дети: «Доктор».

Педагог: «Что же для нас приготовил доктор?»

Педагог открывает волшебную коробочку, в которой «спрятаны» картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.

Педагог: «Смотрите, что здесь лежит?»

Дети: «Яблоко, огурец, малина и т.п.»

Педагог: «Все карточки перепутались. Давайте разделим их на группы»

        Проводится игра «Классификация»: детям предлагается назвать картинки и разделить картинный материал на 3 группы: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды». После выполнения, дети называть обобщающие понятия

Педагог: «Молодцы, ребята! Что мы можем приготовить из фруктов?»

Дети: «Сок, компот, пирог, йогурт и т.д.»

Педагог: «Чтобы приготовить сок нам нужно много фруктов: не одно яблоко, а много яблок»

Проводится игра с мячом «Один-много»: педагог называет фрукт в единственном числе и бросает мяч ребенку; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число существительного. Аналогично проводится беседа и игра «Один-много» по лексическим темам: «Овощи», «Ягоды».

Педагог: «В овощах, фруктах и ягодах содержится очень много полезного для нашего здоровья – все это называется витамины. Поэтому, кушать овощи и фрукты нужно каждый день».

Дети переходят на следующую станцию. 

4 станция – «Правильное питание» (главный герой – Карлсон)

        Включается аудиофрагмент сказки  «Малыш и Карлсон»:

– Поверь, Карлсон…

Не в счастье варенье…

– Да ты что, с ума сошел!?

А в чем же еще?

Педагог: «Как вы думаете, ребята, кто из них прав: Карлсон или малыш? Можно ли все время есть только сладкое?»

Дети: «Нет».

Педагог: «Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какие продукты полезные, а какие вредные для нашего здоровья»

        Проводится игра «Полезные и вредные продукты»: на столе разложены муляжи овощей, фруктов и продуктов питания, полезных и вредных для здоровья (например, яблоко, чипсы, шоколад, творог, масло, сухарики и т.д.): детям предлагается «положить» полезные продукты на поднос, а вредные – в ведерко.

Педагог: «Возьмите в руки полезные продукты и представьте, что вы пришли домой, а в холодильнике нет этих продуктов. Вы должны подойти к маме и сказать, что нет этого продукта. Например, нет молока и т.д.»

        Проводится игра «Чего нет в холодильнике»: детям предлагается взять в руки полезный предмет и сказать, что его нет в холодильнике.

Педагог: «Молодцы! Чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила здорового питания. Я вам буду рассказывать правила, если вы со мной согласны, то поднимите зеленую карточку, а если нет – красную карточку»

Проводится игра «Правила здорового питания»: педагог зачитывает предложения; дети если согласны с утверждением, то поднимают зеленую карточку, если нет – то красную карточку:

  • Перед едой надо всегда мыть руки с мылом;
  • Есть нужно в любое время, даже ночью;
  • Надо есть продукты, которые полезны для здоровья;
  • Есть надо быстро;
  • Пищу надо глотать не жуя;
  • Полоскать рот после еды вредно;
  • Нужно кушать разнообразную пищу;
  • Есть надо в меру и не переедать.

Педагог: «Молодцы, ребята. Мы с вами познакомились с правилами здорового питания»

Проводится пальчиковая гимнастика «Правильное питание»

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть.

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Прищепляем бельевой прищепкой ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Дети переходят на следующую станцию. 

5 станция – «Спорт» (главный герой – Лосяш)

        На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается мультфильм Смешарики «Про спорт», затем проводится беседа о летних и зимних видах спорта. Примерные вопросы беседы:

  • Какие виды спорта вы знаете?
  • Что относится к летним видам спорта?
  • Что относится к зимним видам спорта?
  • Что нужно для игры в хоккей? и т.д.

Проводится игра «Проведи дорожку»: детям предлагается соединить зимние виды спорта с картинкой «Зима», а летние виды спорта – с картинкой «Лето».

Педагог: «Ребята, а каким должен быть спортсмен?»

Дети: «Сильным, терпеливым, выносливым и т.д».

Педагог: «Правильно, что достичь результатов в спорте, нужно быть здоровым, терпеливым (шаг за шагом идти к результату), сильным, выносливым, целеустремленным. Люди с самого рождения жить не могут без движения. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру».

Проводится игра «Крокодил: виды спорта»: одному ребенку показывается карточка с изображением какого-нибудь вида спорта (например, лыжный спорт), он должен показать этот вид спорта, не говоря ни слова; остальные дети отгадывают, что им показывают.

Игра «Составь рассказ»

Педагог: «Как много интересного мы сегодня узнали. Сейчас мы попробуем составить небольшой рассказ «Я буду здоровым, потому что…», а помогут нам в этом картинки».

Проводится игра «Составь рассказ по картинкам»: детям предлагаются сюжетные картинки по теме «Здоровый образ жизни», по которой им нужно составить рассказ.

Заключительный этап занятия

        Педагог: «Вот и закончилось наше путешествие. В какой стране мы были?»

Дети: «В стране Здоровья».

Педагог: «Мы сегодня узнали много нового про здоровье, и как его надо сохранить. Что вам понравилось на занятии?»

Педагог выслушивает каждого ребенка.

Педагог: «Вы все большие молодцы! Не забывайте про здоровый образ жизни! А напоминать вам о нем будут вот такие карточки».

Педагог раздает детям карточки «Азбука здоровья».

Педагог: «До свидания!»

Список литературы:

  • Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 96 с.
  • Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. Артикуляционные сказки для детей 3-4 лет / С.Ю. Танцюра, И.Н. Васильева. – м.: Сфера, 2017. – 4 с.
  • Ханьшева Г.В. Болтушки-хохотушки: логопедические игры, стихи, загадки, задания / Г.В. Ханьшева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 91 с.
  • http://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200601904

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми II этапа обучения (старший дошкольный возраст) с ограниченными возможностями здоровья. Тема «Путешествие по стране "Игралочка"

Проект приготовлен как итоговая работа на курсах повышения квалификации «Образовательные технологии»по теме: «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС...

Конспект праздничного досуга для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Достойны памяти героев»

Цель: воспитывать патриотические чувства.Задачи: Образовательные:1.Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.2.Дать представление о героях войны, о том, как народ чтит и...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Пасхальная радость»

Цель:Знакомство с традициями русского народа, с обычаем празднования Пасхи.Задачи:Образовательные:Обогатить знания детей о весенних праздниках на Руси через  песни, игры, художественную литератур...

Конспект сценария праздника для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посвящённый 70 – летию Победы во Второй Мировой Войне «Дети войны»

Цель: Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....

Конспект познавательного занятия "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Познавательное занятие направлено на расширение представлений и знаний детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, на воспитание патриотических чувств у детей....

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Я и моя семья» для дошкольников старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Цель: сформировать представления о семье.Задачи:Сформировать представление о «семье», члены семьи;Развивать связную речь, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание через игр...