КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 13.01.2024г
консультация (младшая группа)

Рыскина Валерия Евгеньевна

Гармоничное развитие ребёнка через сказку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_garmonichnoe_razvitie_cherez_skazku.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Детский сад «Мамонтёнок»

Консультация для педагогов ДОУ

«Гармоничное развитие ребенка через сказку»

Подготовила инструктор по физической культуре:

Рыскина В.Е.

Этапы ознакомления дошкольников со сказкой.

Что ребенок любит больше всего? Сказку! Из чего извлекает свои знания? Из сказки! Кому подражает? Героям сказок! Сказка является средством формирования в сознании ребенка положительного образа-представления, определенного идеала-носителя желаемых поведенческих качеств и реакций.

Через сказку ребенок учится замечать прекрасное, понимать добро и зло, учится быть общительным, доброжелательным, учится быть Человеком. Где бы ребенок ни был, а сказка всегда рядом. Почему живут и не умирают народные сказки? Бессмертие их-в бессмертии самого народа, его преемственности поколений, мудрости, потребности в остроумном слове, шутках, юморе и сатире. Сказки были и остаются волшебными проводниками доброты и милосердия, без которых нация перестает быть нацией. А еще сказки несут важные для людей.

Обычно, работа над сказкой начинается с ознакомления детей с содержанием сказки, беседы о том, что находится на поверхности. Это первый аналитический этап в работе со сказкой. Технология очень проста: нужно предложить малышу ответить на вопрос: кто? что? где? как? Сказка-это «многослойный пирог».

Нестандартные технологии в работе со сказкой.

Любое проблемное задание, предполагающее, что нет одного правильного решения, активизирует детское творчество, лишает ребенка психологической инерции.

Для этого была разработана серия занятий, где применяются нестандартные технологии в работе со сказкой:

— перепутывание сказочных сюжетов и героев («Сказочный калейдоскоп»;

— изменение характера героя («Три поросенка, или Сказка о том, как волк стал добрым»);

— изменение места, времени события («Колобок, или Старая сказка по — новому»);

— изменение конца сказки («Новый конец старой сказки»);

— составление сказки по схеме («Сочиняем сказку по схеме).

Такая работа позволяет избежать стереотипов, пойти известным ранее путем. Дети учатся решать любую ситуацию, использовать «волшебство» фантастических и сказочных существ, решать определенные задачи, выходить из сложной ситуации. Незаметно для себя ребенок раскрывает свои сокровенные желания, улучшает взаимоотношения с окружающими. Такая работа — одно из действенных средств сделать мышление детей продуктивнее, развить их творческое воображение, направить его на добро.

Рассказывая детям сказку, можно предложить им самим помочь главному герою в его приключении, не привлекая к этому других персонажей. Подобный анализ сначала целесообразно проводить на материале уже знакомых дошкольникам сказок и лишь впоследствии «переходить» к решению проблемных ситуаций в новых приключениях. Например: «А как бы Колобок спрятался от голодных зверей? » (Он мог бы обмазаться медом, покачаться по сосновых иголках и стал бы похожим на ежика.)

Итак, сказка подает детям общечеловеческие ценности, высокую мораль не в виде сухих и скучных поучений и приказов. Сказка непринужденно подводит ребенка к самостоятельным выводам: почему только хорошие поступки дают ощущение гармонии. Так мы подошли к третьему этапу работы со сказкой-избиранию гуманного разрешения ситуации, выведению нравственного правила, которым дети должны пользоваться в дальнейшей жизни. Охотно дети приобщаются к перевоспитанию отрицательных героев, учат их самостоятельности, помогают освоить различные положительные навыки. А еще детям полезными будут проблемные вопросы. После прослушивания сказки целесообразно провести с детьми игры морально-этического направления: «Кто в мире самый злой», «Хороший –плохой», «Чудодейственные слова». От таких игр дети получают настоящее удовольствие.

В народных сказках, часто с юмором и тонким психологическим подтекстом, высмеиваются отрицательные нравственные качества и черты: жадность, леность, хвастливость. В нетрадиционной работе со сказкой лучшим методом является игра, тесно связанная с фантазией, творчеством. Для этого была разработана серия дидактических игр морально-этического направления: «Солнышко справедливости», «Благодарность», «Волшебные очки». В этих играх дети должны выявить положительные и отрицательные черты сказочных героев, оценить их поступки. Игры вроде «Когда бы я мог…», «Наши солнечные друзья», «Пирамида любви», «Дерево доброты» и другие помогут с помощью сказочного  вызвать у детей желание совершать реальные добрые дела. Мудрые советы в игре «Мудрая сова» помогут детям справедливее решать неприятные ситуации из сказок.

Подвижные игры по мотивам сказок.

В системе воспитания детей дошкольного возраста трудно переоценить подвижные игры, то есть ту роль, которую они играют в физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Поэтому во время работы с детьми следует широко использовать подвижные игры по мотивам сказок.

К нестандартным видам работы со сказкой относятся и проведение различных викторин, игр типа «Что? Где? Когда?», «Страна кроссвордов». Очень интересным видом работы является «Пересказывание сказок». Воспитатель, читая произведение, заменяет одни слова на другие, желательно подобными по-звучанию, дети должны все время внимательно слушать, чтобы заметить такие изменения. Такой прием оправдывает себя, если сказки уже несколько надоели. Нахождение ошибок в рассказе взрослого создает позитивный эмоциональный настрой. Итак, сказка содержит значительный запас творческого потенциала для работы с дошкольниками, необходимо лишь хорошо продумать формы и методы работы с ней, изучить ее содержание, определить программные задачи, которые соответствуют определенной возрастной группе.

Из всего сказанного можно сделать вывод: сказка обучает детей общечеловеческим ценностям. Именно в сказке дети узнают основные категории морали: добро и зло, правда и ложь, счастье и беда, которые каждый человек должен понять с первых шагов жизни. В сказках всегда ценится человек не за социальное или материальное положение, а за нрав, красоту, характер, за то, что он приносит людям своим существованием. Использование основных развивающих заданий сказки позволяет ребенку справиться с очень сложными проблемами; развивает умение ребенка видеть окружающий мир во взаимосвязи нравственных и этических норм общества; формирует умение найти в каждой отдельной ситуации резерв — то есть развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 13.03.2024г

Роль народной сказки на занятиях по физической культуре...