КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 13.03.2024г
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Роль народной сказки на занятиях по физической культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rl_skazki.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Детский сад «Мамонтёнок»
Консультация для родителей
на тему: «Роль народной сказки на занятиях по физической культуре»
Подготовила инструктор по физической культуре:
Рыскина В.Е.
В современном мире на смену увлекательным коллективным играм, пришли компьютерные. У детей все меньше остается времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными, спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В подавляющем большинстве, дошкольники страдают дефицитом движения, в результате чего у них исчезает интерес к занятиям физической культурой.
На мой взгляд, сформировать у детей интерес к физической культуре и спорту, повысить потребность в естественной двигательной активности, можно с помощью составления двигательных сказок на занятиях по физической культуре.
Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.
Составлять сказки можно в любой части занятия : как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений). Это зависит от поставленных задач занятия, формы его проведения, подготовленности детей и взрослого. Также двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.
Эффективно в процессе составления сюжета двигательных сказок, предлагать детям различные образно-подражательные движения. Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение и попросить детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например: «лягушка» - передние лапки (руки) ставит рядышком, между ног, а задние (ноги) расставляет широко. «Зайка» - ушки может навострить, а может опустить, лапки может прижать от страха, а может поставить важно в бока.
Можно составлять двигательные сказки уже хорошо знакомого содержания детям или придуманные взрослым, а также самими детьми. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей. Например, Красная шапочка может идти вприпрыжку или собирать цветы по пути к бабушке, может перейти через речку или перепрыгнуть через ручей, пролезть под упавшим деревом и т. д. Интересно предлагать детям изменять характер 1-2 героев. Например, что было бы, если бы Красная шапочка встретила доброго волка, а сама Красная шапочка была бы очень капризной. После того, как дети усвоят этот прием, можно предложить им ввести в сказку новых героев. Например, Красная шапочка встретила по пути хитрую лису и доброго волка, которая хочет выманить у девочки пирожки, а волк старается помочь девочке донести пирожки до бабушки. При составлении сказок по знакомым сюжетам, можно придумать различные ситуации (старая сказка с новым концом). У сказки может быть как хороший, так и плохой итог. Например, у сказки «Репка» - плохой конец, а у сказки «Теремок» итог может быть хороший и т. д. Иными словами, говоря: «сказка-средство формирования интереса к двигательной активности», имеется в виду не только творчество детей, но профессиональное творчество педагогов. Здесь в частности, подразумевается гибкое, вариативное использование предлагаемых сказок на физкультурных занятиях в двигательно-игровой деятельности, а также в других видах.
На занятиях по физической культуре, дети знакомятся с правильным выполнением упражнений – двигательных сказочных образов, с помощью образно-подражательных движений в игровой форме. Для облегчения запоминания сюжета и воспроизведения двигательных образов в двигательной сказке, предлагается использовать рисунки или карточки-схемы.
Лучше если в течение месяца работать над одной сказкой, так как предварительная подготовка требует больших временных затрат и определенных знаний и двигательных умений и навыков от детей.
Этот этап длится в зависимости от навыков и умений детей, от объема разученных движений-образов, требуемых к той или иной сказке.
На втором этапе инструктор с детьми занимается составлением двигательной сказки, изменяя сюжет знакомой сказки, или придумывая новую сказку. Идет закрепление и совершенствование техники разученных упражнений, а также вырабатывается умение выполнять разученное упражнение в разных условиях. Ребенку предлагается показывать (изображать в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых они, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействуют с другими персонажами. Создается образная игровая ситуация, это помогает малышам более или менее самостоятельно искать и находить выразительные средства для передачи характера персонажа, его настроения взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением». Пусть ребенок попытается придумать варианты.
Методические рекомендации развития двигательного творчества.
1. По форме двигательные сказки схожи с краткими образными сюжетными рассказами. В сюжет сказки можно включать разные игры, в том числе игры-эстафеты и спортивные игры. Особую ценность имеют сюжетные игры с большим количеством ролей и, соответственно, возможностями индивидуального появления творчества. Например, игры «Совушка», «День и ночь», «Сделай фигуру» и др.
2. Основным условием развития двигательного творчества при обучении физическим упражнениям на занятиях по физическому воспитанию (основным видам движений, общеразвивающим упражнениям) является достаточный двигательный опыт детей. Наличие двигательных навыков позволяет свободно использовать их в своей многообразной деятельности, проявляя самостоятельность в изменении характера, способов действия в зависимости от условий.
3. Продумывая задания для составления двигательных сказок, важно создать положительный психологический климат занятия, учитывая следующие особенности:
-возрастные и психофизические особенности детей в группе;
-использование разнообразных приемов психологического воздействия и стимуляции двигательной активности детей;
-общее самочувствие детей, в соответствии с погодными условиями;
-разумное соотношение нагрузки на организм;
-соблюдение педагогического такта.
4. Эффективно использование методов проблемного обучения.
Например: как пройти Красной шапочке, если на пути волк? (Переплыть через реку – волк не умеет плавать. Или где мышкам раздобыть сыр? - В кладовке. Как туда попасть? Подняться по мостику, и т. д.) Игровая форма упражнений поддерживает устойчивый интерес к их выполнению. Постоянный эмоционально-положительный фон обучения способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
5 Додумывание, достраивание, изменение образов, ситуаций, сюжетов с помощью детей.
6. Можно составлять сказки уже хорошо знакомого содержания детям или придуманные инструктором, а также самими детьми. При составлении сказок по знакомым сюжетам, можно придумать различные ситуации (старая сказка с новым концом). У сказки может быть как хороший, так и плохой итог. Например, у сказки «Репка»- плохой конец, а у сказки «Теремок» итог может быть хороший. Детям предлагается придумать свое окончание к народным сказкам : «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Иными словами, говоря: «сказка-средство формирования интереса к двигательной активности», подразумевается гибкое, вариативное использование предлагаемых сказок на физкультурных занятиях в двигательно-игровой деятельности, а также в других видах.
7. Во время сочинения двигательных сказок педагог создает условия для реализации потребностей ребенка, предметно-развивающую среду, комфортную психологическую атмосферу, всемерно поощряет успехи ребенка.
8. Во время придумывания двигательных сказок важно использовать игровые приемы (путешествие в сказку, визит сказочных героев, сказочные мотивации (сделай как герой сказки, помоги герою и т. д.).
Хочется отметить, что составление двигательных сказок вызывает потребность и желание у детей заниматься физической культурой, создает положительный психологический настрой на занятии. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - дети с интересом ждут следующего физкультурного занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».18.09.2024г.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскомупринадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....
Консультация для родителей «Игра в жизни вашего ребёнка» 2024г
Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально, развивающийся ребенок...
Консультация для родителей на тему: " Организация и проведение зимних прогулок с детьми". Январь 2024г.
Многие родители в зимнее время года гуляют очень мало с детьми, ссылаясь на холодную прогулку. Однако прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на с...
Консультация для родителей на тему: "Светоотражающие элементы на одежде детей". Январь 2024г.
Пешеходы – это самая незащищённая категория участников дорожного движения. Каждое третье ДТП связано с пешеходами. Очень часто среди пострадавших оказываются дети. Поэтому родителям ...
Консультация для родителей 18 января – всемирный день снеговика 31.01.2024г
Консультация для родителей18 января – всемирный день снеговикаИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА18 января празднуют день снеговика! Это замечательный повод повеселиться с друзьями, семьей: устройте конкурс на са...
20.02.2024г. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Как найти подход к "протестующему ребёнку"
Может ли случиться ли у маленького ребёнка кризис? Как он проявляется?Что с этим делать? И как правильно действовать?...
Консультация для родителей "Типичные ошибки родителей в период адаптации" 2024г
Осенние консультации для родителейРассказываем об адаптации,...