Виды нозологий по ФАОП и их психологическая характеристика
учебно-методический материал

Сапогова Оксана Владимировна

Рассмотрим более подробно психологические особенности детей с ОВЗ в зависимости от нозологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_fizrukov_02.24.docx148.21 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №33»

Конспект выступления на МО

инструкторов по физической культуре

по теме:

«Особенности работы с детьми с ОВЗ»

Подготовила и провела: педагог–психолог

Сапогова О. В.

г. Оренбург, февраль 2024г.

ФАОП ДО ОВЗ – федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха

-АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения

-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

-АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития

-АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

-АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

Обучающиеся с нарушениями слуха (ГЛУХИХ, СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ, ПЕРЕНЕСШИХ ОПЕРАЦИЮ ПО КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ):

Следует разделить глухоту и тугоухость, так как в массовых садах практически невозможно обучение глухого ребенка, он нуждается в специально обученных педагогах и его развитие проходит в специализированных ОУ.

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие (ранняя глухота), безречевые дети, а также поздно оглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.

Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.

По степени понижения слуха выделяют три группы обучающихся, первая группа наиболее приближена к норме и не имеет нарушений в других сферах (зрение, речь, мышление, движение) и т.д.

При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух. А при легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии – это помогает активизировать и ослабленный слух. Чаще всего в массовые сады поступают дети слабослышащие. Их психическое развитие мало отличается от сверстников, если нет сопутствующих нарушений развития.

Многие исследователи отмечают у детей с нарушенным слухом неустойчивую походку, затрудненный контроль движений и ориентировкой в пространстве. При ходьбе у детей с нарушенным слухом заметна шаркающая походка, широкая постановка ног, асимметричность шагов. Указанные нарушения сопровождаются пошатыванием корпуса и повышенной резкостью движений конечностей. При беге появляется неэкономичность работы ног.

Отмечают общие особенности в физическом развитии таких детей:

нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка, излишний шум при выполнении действий;

более низкие, по сравнению с нормой, показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки;

мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства.

Работа со слабослышащими детьми зависит от степени сохранности слуха.

Рекомендации по работе со слабослышащими детьми:

  • постоянно держать ребенка в поле зрения;
  • громко и четко произносить инструкции;
  • использовать дополнительные сигналы (флажки, фишки, ленты и т.д.);
  • произносить инструкцию только тогда, когда ребенок стоит к вам лицом;
  • инструкции должны быть краткие и понятны ребенку;
  • ставить ребенка в играх и упражнениях рядом с сильным и сообразительным ребенком, как примером для подражания;
  • возможно неоднократное разъяснение инструкций в играх. Убедитесь, что слабослышащий ребенок их понял;
  • использовать собственный показ выполнения упражнений;
  • использовать готовые схемы выполнения упражнений.

Обучающиеся с нарушением зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием):

Ребенок с нарушением зрения — термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих детей. Незрячих делят на тотально слепых и детей с остаточным зрением. Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6 Ос оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу. К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др.

Нас больше интересуют дети слабовидящие, так как именно они попадают в массовые сады. Если нет сопутствующих нарушений развития, то как правило, у таких детей интеллект и эмоциональная сфера достаточно сохранны. Наблюдается недостаточность пространственных представлений, представлений о цвете и форме предметов. Но все зависит от степени нарушения зрения. Занятия физической культурой проводятся в соответствии с требованиями программы для детского сада и по показаниям врача-офтальмолога.

Структура занятий, их содержание, методы проведения зависят от характера зрительных нарушений, вторичных отклонений, уровня развития двигательных умений, навыков и особенностей лечебно-восстановительного процесса.

Дети со слабым зрением чувствуют себя не совсем уверенно в массовой группе, предпочитают больше сидеть, меньше ходить и бегать. Движения их скованны, неуверенны. Они не всегда видят, как правильно выполнить движение, а это приводит к неправильному формированию двигательного навыка, исправление которого потребует от педагога дополнительной работы.

Плохо видящий ребенок с трудом овладевает двигательными навыками, так как в это время он ориентируется только с помощью зрения. В связи с этим нервная система испытывает большую нагрузку. Все это утомляет ребенка физически.

Рекомендации:

Педагогу необходимо использовать на занятии сохранные анализаторы - осязание и слух. Например, в ходьбе по ограниченной плоскости можно использовать мягкие дорожки, чтобы ребенок ногами ощущал пространство плоскости. Хорошо ориентируются дети на различные звуковые сигналы – хлопки, удары в бубен, звон колокольчика и т.д. С их помощью педагог может ориентировать детей, указывая направление ходьбы или бега, место сбора команд, определить нахождение водящего в игре и т.д.

Чтобы лучше видеть ориентиры на занятиях, дети вынуждены часто наклонять голову вниз. Вследствие такого положения головы у ребенка могут появиться сутулость и искривление позвоночника. Поэтому педагог, в процессе проведения занятий, особое внимание должен уделять правильному положению тела.

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения зрения, вызывают необходимость индивидуального подхода к обучению каждого ребенка.

Детям с низкой остротой зрения уменьшается нагрузка путем сокращения количества повторений, длины дистанций, снижения темпа выполнения упражнений. Им противопоказаны упражнения с внезапными и значительными усилиями. Таким детям рекомендуется чаще устраивать зрительный отдых. Старайтесь избегать игр-эстафет с таким ребенком.

Если в группе всего 1-2 слабовидящих ребенка, то это сказывается на работе всей группы. Обычно такие дети отстают по всем показателям, плохо ходят, бегают, прыгают, снижают темп проведения занятия, в играх отстают. Поэтому при ходьбе в колонне друг за другом целесообразно поставить таких детей в конце колонны.

При построении в звенья для ОРУ надо ставить этих детей в первый ряд звена, чтобы они могли лучше видеть показ упражнения. При выполнении упражнений и движений следует давать им посильные задания, активизировать их деятельность так, чтобы они не чувствовали себя последними во всем.

Можно облегчить задание слабовидящему ребенку, незначительно помогая ему, но добиться, чтобы он выполнил его. Таким детям необходима дифференцированная нагрузка на занятии.

Обучающиеся с ТНР:

Работа строится в зависимости от речевого нарушения:

ОНР I уровень; II уровень; III уровень, IV уровень, Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), механизма и вида речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структуры речевого дефекта обучающихся с ТНР, наличия либо отсутствия предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий (дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).

Инструктор по физкультуре работает над формированием правильного стереотипа ходьбы и навыков правильной осанки; развитием координации движений, над статической и динамической организацией движений и их переключаемостью; пространственной организацией движений; развитием речевого дыхания; пространственного восприятия; общей моторики.

Своеобразно поведение и психическое развитие детей данной категории. Им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемленности и неполноценности от сознания своего дефекта. Дети не способны к длительным волевым усилиям, из–за речевых недостатков заметно затруднено общение со сверстниками. Следует выделить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

- гипер- или гиподинамия;

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

- нарушение ручной моторики;

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

- дискоординация движений;

- несформированность функций равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- замедленность процесса освоения новых движений;

- нарушение осанки, плоскостопие;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Основными задачами по физическому воспитанию для детей с тяжелыми нарушениями речи являются:

- развитие основных физических, двигательных качеств (ловкости, выносливости, координации движений, чувства равновесия, и др.);

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- улучшение функций нервной, сердечно-сосудистой систем;

- развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;

- формирование умений произвольно управлять своим телом, регулировать эмоции;

- развитие общей, сенсомоторной и речедвигательной моторики;

- развитие ориентации в пространстве.

Особенность работы имеется с заикающимися детьми. Помимо перечисленных сложностей физического развития, дети с заиканием, испытывая спазм мышц грудной клетки, нередко вынуждены при вдохах поднимать плечи вверх. Они, как будто постоянно скованы в движениях плеч, поэтому работа с ними требует дополнительных упражнений на дыхание и мышечное расслабление.

Рекомендации:

  • обязательно включать в работу логоритмические, пальчиковые, артикуляционные и релаксационные игры и упражнения;
  • больше использовать игр и упражнений с речевым сопровождением (считалки, скороговорки);
  • использование дыхательных комплексов;
  • очень полезны занятия ЛФК;
  • использовать массаж и самомассаж;
  • следить, чтобы речь педагога была четкая, внятная;
  • следить за осанкой воспитанника;
  • в общении следует избегать громких криков и негативных высказываний в сторону ребенка. Хотя этого нельзя допускать в работе со всеми детьми.

Обучающиеся с нарушениями ОДА:

В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата. По типологии двигательных нарушений, предложенной И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются:

1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, который может быть представлен следующими формами: спастическая диплегия; двойная гемиплегия; гемипаретическая форма; гиперкинетическая форма; атонически-астатическая форма (Классификация К. А. Семеновой); полиомиелит.

#1042;рожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипозы.

#1055;риобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

#1043;руппа нарушений опорно-двигательного аппарата наследственной патологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшена, амиотрофия Верднига-Гофмана и др.).

По характеру двигательных расстройств выделяют две категории детей: с неврологическим характером двигательных расстройств, с ортопедическим характером двигательных расстройств, которые нуждаются в различных вариантах психолого-педагогической поддержки и создания специальных

образовательных условий. К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). При ДЦП нарушения развития имеют, как правило, сложную структуру, т. е. отмечается сочетание двигательных, психических и речевых нарушений. У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата первичным нарушением является двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата наблюдается нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ОВЗ, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, речи.

Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (парезы и параличи) в виде нарушения тонуса мышц, патологических рефлексов, наличия насильственных движений- гиперкинезов, несформированности актов равновесия и координации, нарушения мелкой моторики рук, которые сочетаются с дефектами речевой системы, слуха, зрения и интеллектуальной недостаточностью (от легких форм ЗПР до тяжелой УО). Не существует четкой связи между выраженностью двигательных и интеллектуальных расстройств. Отмечается, что у детей с ДЦП потенциально сохранены предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (двигательные, сенсорные, речевые), выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации ограничивают возможности этой категории детей.

Отмечается связь интеллектуальных расстройств с формой ДЦП, что обусловлено локализацией поражения головного мозга. Таким образом, ведущий дефект при ДЦП - двигательные нарушения в значительной степени определяет специфику когнитивных функций детей с этим заболеванием. Несформированность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных функций, необходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез и др.)

Особенности состояния здоровья детей с мышечной дистрофией Дюшенна (МДД)

Важно отметить, что в большинстве случаев симптомы задержки моторного и речевого развития в раннем возрасте у детей уже имеются, но родители обычно не обращают на них внимания. Врачи, не связывая нарушения с ПМД, обычно ставят«диагноз»: «вялый ребенок»

Клинические проявления МДД обычно замечают к 3-5 годам жизни: изменяется походка по типу «утиной», отмечаются запинания при ходьбе, мальчики испытывают проблемы во время бега, прыжков и активных игр с ровесниками, а также сложности при подъёме по ступенькам. К 5 годам мышечная слабость выявляется при мышечных тестах, наблюдается вставание «лесенкой». В 6-летнем возрасте отмечаются контрактуры ахилловых сухожилий и подвздошно-большеберцовых трактов походка на передних отделах стоп, гиперлордоз в поясничном отделе позвоночника, слабость проксимальных мышц ног и таза. Затем эта слабость распространяется на руки, шею, другие области, появляется затруднение при стоянии без посторонней помощи или неспособность подняться по лестнице. Ранние признаки могут включать псевдогипертрофию мышц и низкую выносливость. По мере прогрессирования состояния миоциты испытывают истощение и постепенно замещаются жировой и фиброзной тканью. Средняя продолжительность жизни человека составляет примерно 25 лет.

У таких детей наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость мышечно-связочного аппарата и связанное с ним недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка. Практически у всех детей ослаблена нервная система, замедлена скорость мыслительных процессов, понижена работоспособность, повышена утомляемость.

Вся работа с таким ребенком зависит от тяжести нарушения, его характера, состояния здоровья и возраста ребенка. Следует учитывать группу здоровья, и медицинские рекомендации. Ребенку с 5 гр. здоровья, запрещены игры и упражнения с высокой двигательной активностью. Для них рекомендованы занятия ЛФК. Во время подвижных игр ребенка выбирают ведущим, назначают помощникам взрослого и т.д.

В целом для детей с ОДА рекомендованы следующие виды работы:

- Лечебные мероприятия (Витаминотерапия);

- Массаж;

- закаливание и воздушные ванны;

- Профилактика нарушения осанки и плоскостопия;

- Пропаганда ЗОЖ в семьях воспитанника;

- ЛФК;

- бассейн (если есть в ДОУ);

- релаксационные, дыхательные, логоритмические, кинезиологические игры и упражнения.

Дети с ЗПР:

Выделены следующие группы обучающихся:

1. Характерные особенности группы А (обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития вариант (вариант ) (далее - ФАОП НОО (вариант ).

Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре - приближение к возрастной норме. Познавательная активность: по общему уровню - близкая к норме, неустойчивая, поверхностная, с признаками избирательности.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента продуктивности (ослабление контроля, колебания целенаправленности). Умственная работоспособность: достаточная - при наличии адекватной внутренней (интерес) или внешней мотивации, возможна пресыщаемость в субъективно сложных видах деятельности.

Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при понимании и способности к усвоению норм и правил коммуникации в учебной обстановке, неустойчивое их соблюдение в связи с мотивационной и личностной незрелостью, недостатками произвольной саморегуляции. Вне учебной деятельности: демонстрируют навыки спонтанной, инициативной, но недостаточно упорядоченной и поверхностной коммуникации, порождаемой преимущественно эмоциональными стимулами.

2. Характерные особенности группы В (обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант (вариант ) (далее - ФАОП НОО (вариант ).

Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: неравномерное по структуре, общий уровень - в границах низкой нормы или ниже нормы. Познавательная активность: сниженная, избирательная, поверхностная.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента в сочетании с "органической" деконцентрацией внимания, дефицитом произвольной активности, склонностью к аффективной дезорганизации деятельности. Умственная работоспособность: пониженная, неравномерная - в связи с неустойчивостью мотивации, сочетающейся с повышенной истощаемостью, пресыщаемостью и когнитивными затруднениями.

Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при потенциальной способности к пониманию правил коммуникации в учебной обстановке, затрудненное и (или) неустойчивое усвоение и воспроизводство адекватных коммуникативных эталонов. Вне учебной деятельности: проявления инициативы и спонтанности в коммуникациях ограничены и носят, преимущественно, реактивный и малоконструктивный характер при обедненном репертуаре и невысоком качестве коммуникативных средств.

Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости вариативны, но в целом ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, уточняется и корректируется в процессе обучения.

3. Характерные особенности группы С (обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована ФАОП НОО (вариант ) при условии индивидуализации специальных образовательных условий.

Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре - приближение к легкой умственной отсталости. Познавательная активность: сниженная, ситуационная, быстро угасающая.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: несформированность устойчивых форм саморегуляции и произвольной активности. Умственная работоспособность: низкая, неравномерная - в связи с когнитивными нарушениями, сниженной мотивацией, деконцентрацией внимания, инертностью, истощаемостью и быстрой пресыщаемостью.

Коммуникация: в условиях учебной деятельности: выраженные трудности понимания правил коммуникации, преимущественное усвоение их на уровне стереотипов, часто реализуемых без учета контекста ситуации. Вне учебной деятельности: на фоне выраженного дефицита адекватных средств как вербальной, так и невербальной коммуникации, и низкой способности к пониманию смыслов и контекстов ситуаций взаимодействия с окружающими, речевая и поведенческая активность ребенка либо резко ограничена, либо хаотична, неконтролируема и не соотносима с содержанием задач коммуникации.

Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости существенно ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, определяется в процессе диагностического обучения

Общие черты детей ЗПР:

1. Низкая работоспособность детей в результате повышенной истощаемости.

2. Незрелость эмоций и воли. Инфантилизм

3. Ограничен запас общих сведений и представлений.

4. Примитивный словарный запас.

5. Несформированность анализа, синтеза, сравнений и умозаключений.

6. Неполная сформированность игровой деятельности.

7. Низкий уровень самоконтроля или его отсутствие.

8. Неумение планировать свою деятельность.

Рекомендации по работе те же, что и для детей с ТНР.

Дети с РАС:

Определяются три уровня тяжести обучающихся раннего возраста

1 с первым уровнем тяжести аутистических расстройств (первый уровень аутистических расстройств является сравнительно лёгким, часто сочетается с формальной сохранностью интеллекта и речи, хотя во многих случаях интеллектуальные и (или) речевые расстройства отмечаются):

1) владеет речью (альтернативные формы общения необходимы в очень редких случаях);

2) инициирует общение (в связи с собственными нуждами);

3) может поддерживать диалог (часто - формально);

4) владеет конвенциональными формами общения с обращением;

5) взаимодействует с педагогическим работником и другими детьми в обучающей ситуации (ограниченно);

6) выделяет себя как субъекта (частично);

7) поведение контролируемо с элементами самоконтроля;

8) требуется поддержка в незнакомой и (или) неожиданной ситуации;

9) владеет поведением в учебной ситуации;

10) владеет социально-имитативной и ролевой игрой (в основном, формально); 11) владеет техникой чтения, понимает простые тексты;

12) владеет основами безотрывного письма букв);

13) складывает и вычитает в пределах 5-10;

14) сформированы представления о своей семье, Отечестве;

15) знаком с основными явлениями окружающего мира;

16) выполняет физические упражнения по показу, инструкции и расписанию (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;

17) выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем педагогических работников;

18) имеет представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами;

19) участвует в некоторых групповых подвижных играх с правилами;

20) владеет основными навыками самообслуживания (одевается или раздевается, самостоятельно ест, владеет навыком опрятности), убирает за собой (игрушки, посуду);

21) принимает участие в уборке квартиры, приготовлении пищи;

22) умеет следовать расписанию (в адекватной форме) в учебной деятельности и в быту

2 дети с РАС со вторым уровнем тяжести аутистических расстройств (второй уровень тяжести аутистических расстройств может сочетаться с интеллектуальными нарушениями (различной, чаще лёгкой, иногда умеренной степени и нарушениями речевого развития):

3 дети с РАС с третьим уровнем тяжести аутистических расстройств (третий уровень аутистических расстройств является наиболее тяжёлым и, как правило, сочетается с интеллектуальными нарушениями умеренной (тяжёлой, глубокой) степени и выраженными нарушениями речевого развития):

В настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

Давайте попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность. Особенности детей с РАС:

- не смотрит в глаза,
- не играет со сверстниками,
- не испытывает радость, эмоции обеднены, наблюдается гримасничанье
- не нуждается в контакте с окружающими,
- не разговаривает с окружающими, нет контакта глаз
- повторяет одни и те же слова или предложения, речь комментирующего характера, не связана с ситуациями
- выполняет одни и те же механические движения много лет,
- играет один и только с определенными мелкими игрушками,
- использует постоянные ритуалы и правила
- выстраивает предметы в ряд,
- общается с одним выбранным взрослым, даже в семье
- избирателен в еде, предпочитает еду одного цвета,
- не любит телесный контакт,
- избирателен в одежде,
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
- сопротивляется переменам,
- боится громких звуков, закрывает уши руками,
- избегает яркого света,
- быстро утомляется,
- хаотично передвигается по помещению, избегает двигательной активности,

- наблюдается нарушение тонуса, ритма, координации движения, распределения их в пространстве.

Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:

  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  • Принимайте его таким, какой он есть.
  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  • Придерживайтесь спокойного тона в общении с ребенком.
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  • Не трогайте ребенка.
  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
  • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка (больше подходит для индивидуальной работы).
  • Никогда не принуждайте и не заставляйте силой ребенка выполнить какие-либо упражнения
  • Не трогайте ребенка первое время посещения физкультурных занятий, дайте ему время привыкнуть к вам.

Психологическая характеристика умственно отсталых детей.

В соответствии с МКБ-10 на основе психометрических исследований выделяют 4 степени умственной отсталости:

- легкая (IQ - 50 – 69, код F70),

- умеренная (IQ - 35 – 49, код F71),

- тяжелая умственная отсталость (IQ - 20 – 34, код F 72),

- глубокая умственная отсталость (IQ ниже 2, код F 73) и другие формы умственной отсталости (код F 78).

При организации коррекционно-педагогической работы, необходимо учитывать, с одной стороны, степень выраженности умственной отсталости, а с другой – общие закономерности нормативного развития, последовательность и поэтапность становления формируемых функций.

В раннем возрасте начинают проявляться некоторые специфические черты детей с УО (ИН), которые отличают всех этих детей от их сверстников с нормативным развитием. С первых месяцев жизни дети отстают в физическом и психомоторном развитии. В первые годы жизни отличаются от своих ровесников соматической ослабленностью, повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, бронхитам, пневмониям.

Моторика.

В дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и растегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Неловкость движений умственно отсталых дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности умственно отсталых детей. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Внимание.

Внимание умственно отсталых детей преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев — трудной переключаемостью.

Восприятие.

У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущении различной модальности и соответственно восприятия объектов и ситуаций. Для умственно отсталых детей характерно своеобразное узнавание объектов и явлений. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы. Так, воспитанники детских садов v первоклассники нередко не видят различия между кошкой и белкой, компасом и часами, объединяют в одну группу такие геометрические фигуры, как квадрат и прямоугольник.

Нарушения пространственной ориентировки — один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости.

Отклонения в пространственной ориентировке отчетливо обнаруживаются во время школьного обучения — в процессе овладения грамотой, на уроках ручного и профессионального труда, географии, рисования, физкультуры.

Своеобразие зрительного восприятия умственно отсталых детей младших лет обучения отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев — и неадекватным.

Память.

Память умственно отсталых детей дошкольного возраста развита очень слабо. Это особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала, что не удивительно. Ведь дети только еще начинают овладевать родной речью. Несколько успешнее запоминают они наглядный материал — яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго. Опыты показали, что запоминание облегчается в тех случаях, когда детей побуждают назвать воспринимаемый объект.

Мышление.

У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение даже простейших, наглядно-действенных задач, таких, как объединение разрезанного на 2—3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующему имеющемуся на плоскости углублению («почтовый ящик»), и т.п. Дети выполняют подобные задания с большим количеством ошибок после ряда попыток. Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку умственно отсталые дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют способа действия. Надо сказать, что осуществление практических действий само по себе затрудняет олигофренов, поскольку их двигательное и чувственное познание неполноценно. Их движения неловки и стереотипны, часто импульсивны, чрезмерно быстры или, напротив, слишком замедленны.

Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают у дошкольников еще большие трудности. Они не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно.

Наиболее трудными для дошкольников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении. Многие из них, по существу несложные, оказываются недоступными даже тем детям, которые два-три года посещали специальный детский сад. Если некоторые задания детьми выполняются, то их деятельность при этом представляет собой не столько процесс мышления, сколько припоминания. Другими словами, дети запоминают некоторые словесные выражения и определения, а потом с большей или меньшей точностью воспроизводят их.

Речь.

Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью.Многие умственно отсталые дошкольники произносят первые слова в 2—3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные — названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполняемые действия. Фонетический строй речи почти у всех детей к началу школьного обучения оказывается сформированным далеко не полностью. Исключения встречаются весьма редко.

Там, где это возможно, они предпочитают пользоваться не речью, но указательными жестами, мимикой, передавая ими свое желание получить какой-то предмет, выражая положительное или отрицательное отношение к происходящему.

Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что им говорят окружающие, и соответственно ведут себя не так, как следовало бы. Вместе с тем эти дети не умеют сколько-нибудь связно высказать свои предложения или просьбы, не могут должным образом общаться даже диалогической речью. Обладая весьма ограниченным словарным запасом и не владея предложением, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни вразумительно ответить на заданный им вопрос. Их общение проходит в условиях житейских, многократно повторяющихся ситуаций с помощью хорошо заученных, стандартных высказываний. Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в тупик и подчас побуждает его к нелепым ответам.

Личность умственно отсталого ребенка.

Проявление эмоций у умственно отсталого ребенка зависит от его возраста, от глубины и качественного своеобразия структуры дефекта (принадлежности к определенному клиническому варианту олигофрении) и, конечно, от социальной среды, в которой он находится.

Дети младшего дошкольного возраста отзывчивы на похвалу, одобрение, порицание. Различают ласковую и недовольную интонации. Они не могут выражать свои эмоции вербально. Свое отношение к человеку они выявляют прикосновением к нему, улыбкой, заглядыванием в лицо. Некоторые дети при этом произносят отдельные звукосочетания или простые, не всегда правильно звучащие слова типа «мама», «любу».

Дети с видимым удовольствием играют со взрослым в примитивные игры, сопровождая их в какой-то мере звукоподражанием или «детскими» словами. Например, ребенок производит стереотипные действия, возит машинку взад и вперед, радостно смеется, произнося одно и то же «би-би».

Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их обстановку. Они лучше, чем дети младшего дошкольного возраста, владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку. Эти дети с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для них ситуации дошкольники способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на обстоятельства, в которых оказался другой человек. Как правило, дети проявляют отчетливо выраженное положительное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.

В зависимости от клинического варианта дефекта дошкольники ведут себя по-разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети берут игрушку и тут же ее бросают. Движения у них быстрые, речевое сопровождение громкое, эмоциональные реакции неустойчивы и поверхностны. Проявления гнева, обиды, радости выражаются бурно, импульсивно и не контролируются детьми.

Заторможенные умственно отсталые дошкольники действуют вяло, нерешительно. Они кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередко бывают устойчивыми и достаточно глубокими.

Дети с сохранным поведением эмоционально несколько более устойчивы, хотя их поведение и переживания отражают слабое осознание окружающей обстановки.

Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни, наличием специального, систематического педагогического воздействия, осуществляемого родителями в семье или педагогом в специальном учреждении. Дети из социально неблагоприятной среды значительно отличаются от тех, кто посещал специальный детский сад. Они менее организованны, несдержанны в проявлении своих эмоций.

Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах развития. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Однако формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено. Дошкольники-олигофрены не могут контролировать свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинить свое поведение требованиям, которые предъявляют им родители, воспитатели, детский коллектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам.

Деятельность

Простейшая предметно-практическая деятельность, включающая в себя элементы самообслуживания, принятия пищи и не представляющая большой сложности для нормально развивающихся дошкольников, у умственно отсталых детей вызывает серьезные затруднения и далеко не всегда осуществляется ими должным образом. Для того чтобы овладеть теми или иными действиями, им требуется пройти длительный период направленного обучения. Они неловки, невнимательны, легко отвлекаются, быстро забывают последовательность действий, недостаточно понимают важность того, чему их учат. Все отрабатываемые действия должны ежедневно выполняться ими под руководством взрослого и с его активной помощью в форме совместной деятельности, показа, сопровождаемых речью. Р

Игра.

Лишь в конце дошкольного детства у воспитанников специальных детских садов можно наблюдать отдельные элементы сюжетно-ролевой игры, которые формируются воспитателем на занятиях. Так, дети под руководством и с помощью взрослого играют «в магазин», выполняя роли продавца, кассира, покупателей, или обыгрывают ситуацию хождения в гости, становясь хозяевами и гостями, сервируют стол, рассаживают гостей, угощают их чаем и печеньем и т.п. Однако по собственной инициативе они таких игр не организуют (Н.Д.Соколова).

Обычно у умственно отсталых дошкольников можно наблюдать отдельные игровые действия, они не имеют смыслового наполнения.

Если оказывается, что умственно отсталый ребенок играет с нормально развивающимися детьми, то он всегда выполняет только подсобные роли. Те организуют несложную сюжетную игру, а он по их указаниям что-то приносит, уносит, держит. Положение не меняется и в тех случаях, когда товарищи моложе его на год и более.

Рисование. Все нормально развивающиеся дети, начиная с младшего дошкольного возраста, с удовольствием рисуют. Вначале они просто выводят на бумаге различные каракули, потом начинают видеть в них сходство с каким-то знакомым предметом, позднее пытаются намеренно изобразить отдельные объекты. Многие прилежно копируют рисунки своих старших товарищей или книжные иллюстрации. Детей радует работа с яркими фломастерами, карандашами, красками. Они рисуют ими или раскрашивают картинки.

Общая картина недоразвития психических процессов у ребенка, поступающего в детский сад:

#1053;есформированность всех видов деятельности: предметной, игровой, изобразительной, трудовой, двигательной, конструктивной, коммуникативной, музыкальной, а также восприятие художественной литературы и фольклора.

Педагоги детского сада должны обеспечить ребенку адаптацию, проработать в глубину все эти виды деятельности.

2. Недоразвитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи и сенсорных функций.

Чем старше становится ребенок, тем заметнее выглядит его общее недоразвитие, снижение интеллекта и психических функций, которые характеризуются своей несформированностью. Поэтому учитель-дефектолог в соответствии с ФГОС ДО разрабатывает индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут для каждого ребенка в отдельности.

3. Плохо развита или вообще отсутствует речь.

Речь дошкольника с умственной отсталостью в легкой степени 4-5 лет характеризуется появлением фразовой речи и элементов активного словаря, либо ребенок только начинает понимать обращенную речь и выполнять простые бытовые инструкции.

В детском саду с каждым ребенком работает команда специалистов в тесном взаимодействии. Работая в рамках одной лексической темы, ребенок получает комплексную коррекцию всех психических процессов в разных видах деятельности.

В условиях введения ФГОС ДО ребенок с умственной отсталостью участвует во всех видах деятельности:

Двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на санках, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

познавательно- исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

восприятия художественной литературы и фольклора,

элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);

изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах)

Непосредственно образовательную деятельность с ребенком организуют специалисты дошкольного учреждения: учитель-дефектолог, психолог, логопед, воспитатель, инструктор по адаптивной физкультуре, педагог музыкального образования.

В итоге, учитывая все вышесказанные факторы, выпускник группы умеет:

#1042;нимательно выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут. Находить признаки сходства и отличия между двумя предметами. Самостоятельно называть сходства и различия в картинках. Находить одинаковые предметы без посторонней помощи. Складывать разрезанную на 4 части картинку. Повторить за взрослым движение в определенной последовательности. Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.

#1058;очно выполнить инструкцию, состоящую из трех-четырех команд. Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов. Пересказывать содержание услышанной сказки. Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов. Повторить на слух числа в определенном порядке. Определить с одной попытки, какой предмет исчез (4-5 предметов). Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.

3. Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда. Правильно употреблять имена существительные с предлогами: в, на, под, за. После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этом предмете. Употреблять предложения с однородными членами. Отвечать на простейшие вопросы. Редко умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже.

#1053;азывать обобщающим словом группу предметов по лексической тематике (овощи, фрукты, одежда, обувь, транспорт, дикие и домашние животные). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету. Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия. Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).

Выпускник может: Сказать, сколько ему лет. Назвать город, в котором он живет; свой домашний адрес. Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки. Определить и назвать по картинке время года. Различать и называть погодные явления. Назвать 2-3 дерева. Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величину, цвет и форму, назначение. Назвать несколько профессий.

Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет. Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, овал. Сравнивать группы предметов, каких предметов больше (меньше), каких поровну. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте); Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник. Показывать правую и левую руку. Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева. Показывать и называть, что находится вверху и внизу. Понимать слова: верхняя, нижняя, длинная, короткая.

Физическое развитие: дети овладевают основными видами движений - ходьбой, бегом, лазанием, ползанием, метанием. Они охотно принимают участие в коллективных физических упражнениях и подвижных играх. Со временем проявляют способности к некоторым видам спорта (например, в плавании, в беге на лыжах, велогонках и др.).

Однако вышеперечисленные особенности развития детей с легкой степенью интеллектуального нарушения могут быть сглажены или корригированы при своевременном целенаправленном педагогическом воздействии.

Таким образом, главная особенность развития детей в этом варианте развития характеризуется готовностью к взаимодействию со взрослыми и сверстниками на основе сформированных подражательных способностей, умениям работать по показу и образцу.

Второй вариант развития умственно отсталых детей характеризуется как «социально неустойчивый», к этому варианту относятся дети с умеренной умственной отсталостью. В физическом развитии наблюдается неловкость движений, нескоординованность действий.

Третий вариант развития умственно отсталых детей дошкольного возраста характеризуется как «социально неблагополучный» и характерен для детей с тяжелой умственной отсталостью и с множественными нарушениями в развитии. Это дети, которые ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно при целенаправленном длительном формировании в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

Формирование основных двигательных навыков происходит с большим трудом: многие сидят (ходят) с поддержкой, проявляют медлительность или суетливость при изменении позы или смены местоположения. Для них характерны трудности в становлении ручной и мелкой моторики: не сформирован правильный захват предмета ладонью и пальцами руки, мелкие действия пальцами рук, практически затруднены.

У данной группы детей обращает на себя внимание сочетание умственной отсталости с грубой незрелостью эмоционально-волевой сферы, часто наблюдается эйфория с выраженными нарушениями регуляторной деятельности.

Четвертый вариант развития детей дошкольного возраста с УО (ИН) характеризуется как «социально дезадаптированный».

Это дети с глубокой степенью умственной отсталости и большинство детей с множественными нарушениями в развитии, дети, которые реагируют непроизвольно или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

Физическое развитие: у многих детей отмечается аномалия строения лица и черепа; большинство из них проводят свою жизнедеятельность в лежачем положении, с трудом поворачивают голову, а при грубых и выраженных патологиях мозга никогда не способны ее удерживать при вертикализации. Ручная и мелкая моторика также несовершенна: пальцы рук могут быть как расслаблены и не способны захватывать предмет, а могут находится в состоянии спастики, при котором захват предметов также не доступен.

Дети со сложными сочетанными нарушениями:

К сложным (сочетанным) нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями.

Дети с сочетанными нарушениями в развитии – это дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалии в развитии:

-слепоглухонемые

-умственно отсталые глухие

-слепые с ЗПР

Это дети имеющие одно существенное психофизическое нарушение и сопутствующее ему другое, выраженное в меньшей степени («осложненный » дефект). А также дети с множественными нарушениями (три и более первичных нарушений, выраженных в разной степени). Например:

-умственно отсталые, слабовидящие, глухие и т.д. Сочетания и глубина нарушений развития может быть разной. Такие дети обучаются в садах или группах компенсирующей направленности, в группах кратковременного пребывания или Центрах развития для детей с ОВЗ. По этому мы на них останавливаться не будем.

А сейчас мы предлагаем некоторым из вас стать ребенком с ОВЗ и попробовать выполнить задания физ.руководителя.

- педагогу с РАС надевают наушники с музыкой и очки с закрашенными стеклами; - педагогу «слабовидящему» надевают очень затемненные очки;

- педагогу «слабослышащему» надевают бируши;

- педагогу «с заиканием» одевают на плечи и спину рюкзаки;

- педагогу с НОДА на ноги надеваю медицинские шины;

- с УО и ЗПР включают в наушниках громкую музыку.

Далее инструктор по физической культуре предлагает провести со всеми присутствующими физкультурное занятие с индивидуальным подходом к каждой нозологии.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам разделиться на 8 групп и выбрать комплекты МАК, которые мы подготовили. На них изображены несколько тараканов, характеризующих личность детей с определенной нозологией. Задача каждой группы правильно угадать доставшуюся вам нозологию и охарактеризовать ее, опираясь на карты.

Педагоги выполняют предложенное задание.

А теперь посмотрите на экран, и выберите тот персонаж, который откликается вам в данный момент. На экране колода карт «Сказочный герой». Расскажите, что вам помогает работать с детьми с ОВЗ, что дает вам силы. Для подсказки у вас есть выбранный сказочный герой.

Все участники отвечают на поставленный вопрос.

Я благодарю всех за плодотворную работу. Мне было очень приятно общение с вами. Спасибо за внимание!

Описание к МАК «Сказочный герой»

;Буратино» часто противоречит самому себе, обладает детской энергией, в бессознательных порывах не всегда соблюдает правила, часто не признает общепринятые нормы. Этот человек может сделать что-либо неожиданное, нестандартное, креативное. В большинстве случаев действует интуитивно. Буратино преодолевает любые препятствия и тернии, и из любой беды его выручают внешние силы, которые всегда приходят ему на помощь. Этот человек всегда готов к познанию нового, даже изотерического (чего-то волшебного). Он очень общительный, эмоциональный, верный друзьям, которых у него достаточно много. Такой человек с лёгкостью адаптируется в любых ситуациях.

2. «Баба Яга» - этот герой трудолюбивый, имеет твердую волю и самоконтроль. Терпеливо переносит все житейские тяготы. С юмором и мудростью относится к неурядицам. Развита смекалка и интуиция, умение прислушиваться к себе, своим ощущениям. Обладает природным чутьем и умением разбираться в людях, чувствовать правду и ложь. Часто в лечении использует нетрадиционную медицину, травы. Такие люди могут обладать даром предвидения, умением снимать боль, или давать правильные и дельные советы.

3. «Конек Горбунок» - этот сказочный персонаж всегда держит свое слово, никогда не бросает «слов на ветер». Пусть он не всегда красив снаружи, но обладает прекрасной и частой душой. Это добрый и верный друг, «надежное плечо». Очень любознательный и начитанный, прекрасный собеседник, лучший компаньон. Одно из качеств – повышенная работоспособность, трудолюбие. Может взвалить на себя ношу тяжелее себя в несколько раз. И обязательно справится со взятыми обязательствами, не смотря на тяготы.

4. «Огневушка Поскакушка» - это непростой персонаж, сочетающий в себе и добро и зло. Веселый добрый жизнерадостный человек. Но настроение его очень переменчивое, поступки импульсивные, от самых бескорыстных (может легко отдать последние деньги или вещи), до достаточно жестких (все зависит от настроения и от отношения к человеку). Этот человек всегда идет на помощь нуждающимся и страдающим, не жалея не сил, не средств. Но если чувствует неискренность, или ложь, никогда не проникнется сочувствием к данному человеку. Такой человек реагирует на смену погоды, сезонность. Любит тепло и солнце. Даже настроение его зависит от изменений погоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка

Консультация для родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ. Рекомендуемая схема адаптации к ДОУ. Рекомендации родителям, желающим, чтобы адаптация их детей к ДОУ прошла успешно....

Консультация для родителей педагога - психолога Катютиной Людмилы Александровны на тему: "Психологическая характеристика детей пятого года жизни"

В материале раскрываются психологические особенности детей пятого года жизни. Раскрывается социальная ситуация развития ребенка среднего дошкольного возраста, особенности игровой деятельности. Развити...

"Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представле...

Психологическая характеристика детей 3-4 лет. Консультация для родителей.

    Развитие самообразования и выделения образа "я" стимулирует развитие личности и индвидуальности.Малыш начинает чётко осознавать , кто он и какой он.Внутренний мир ребёнка начинает...

"Аутичность дошкольников - психологическая характеристика и проявление в обществе"

"Аутичность дошкольников - психологическая характеристика и проявление в обществе"...

Психологическая характеристика готовности детей к обучению в школе

Статья на тему: "Психологическая характеристика готовности детей к школе"В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное у...