"Песочные игры - как метод адаптации детей к условиям ДОУ" (из личного опыта)
консультация (младшая группа)

Хлюпина Ирина Викторовна

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в « куличики », построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что–то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит … 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_igra_1.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»

Статья

«Песочная игра - как метод

облегчения адаптации

детей к условиям ДОУ»

( из личного опыта)

                                                                              Подготовил воспитатель:

                                                                              Хлюпина И.В

          Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и педагогов, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к дошкольному обучению и адаптации в детском саду. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего обучения и развития ребенка.

Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям детского сада.

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, дать ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов? Да, такая игра есть! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Песок действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы …

Для коррекционных игр в песочнице я использую следующее оборудование:

1. Деревянный ящик.Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый просеянный песок. Он должен быть не слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Или манную, пшённую крупу.

3.  «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 - 10 см высотой. В набор могут входить человечки, дикие и домашние животные, транспорт, растения, сказочные герои, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, перья - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

4. Столы с подсветкой для рисования песком по стеклу.

С первых минут пребывания малыша в детском саду можно предположить, как будет проходить его адаптация. Важно отметить:

- Как ребёнок входит в кабинет (заходит сам, его подталкивают в спину, либо тянут за собой)?

- Как ребёнок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение?

- Проявляет ли активность, стремится ли исследовать окружающий мир?

С детьми, которым необходимо особое внимание, проводится серия занятий и развивающих игр с песком.

На первой встрече знакомлю детей со своими помощниками - добрыми волшебниками Песочной феей и Песочным человеком, которые приглашают всех к себе в гости в песочный мир и знакомят с правилами поведения в песочнице.

Занятия могут проводиться, как индивидуально, так и с подгруппой детей не более 4-х человек, и начинаются и заканчиваются обязательным ритуалом приветствия и прощания. 

Игры с песком разнообразны:

• рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)

• обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);

• познавательные игры (о многообразии окружающего мира);

• проективные игры (развитие творчества и фантазии).

При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы.

Развитие общей моторики: рисование на песочном столе происходит стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.

Развитие мелкой моторики: систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Релаксация: упражнения с песком выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.

При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость. Дети, как и мы, взрослые, разные. Каждый из них уникален, каждый по-своему переносит воздействие на психику внешних факторов.

В своей практике использую игры с сухим и мокрым песком, дидактические игры – упражнения, упражнения с погружением рук в песок, психопрофилактические игры, игры с песочными сосудами и цветным песком.

Например, для снятия психофизического напряжения проводится игра «Здравствуй, песок!», где от имени Песочной Феи прошу нежно, а потом сильно поздороваться с песком, поочередно дотрагиваться до песка пальцами одной руки, потом другой и всеми пальцами одновременно, сначала легко, а потом с напряжением сжимать в кулачках песок, а затем, расслабляя руки, медленно высыпать песок в песочницу. Эта игра, по желанию педагога и детей, может стать неизменным ритуалом приветствия в начале каждой встречи.

Для развития тактильной чувствительности и воображения можно использовать игры:  «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;  «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых; «Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы.

Серию дидактических игр – упражнений я назвала «Мы маленькие волшебники!», в которых с помощью волшебства создаем леса и поля, моря, реки и озера, города и деревни и даже путешествуем к звездам. Эти игры способствуют расширению представлений ребенка об окружающем мире, живой и неживой природе.

Многим детям очень нравится игра «Секретные задания кротов», цель которой, развить тактильную чувствительность, расслабление, активизация интереса ребенка;

Говорю детям: «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взмахиваю руками и складываю  их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка аккуратно рисую нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот!»

Погружаю одну руку в песок, шевелю ею под песком (обращаю внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапываю каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого раскапываем руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

В упражнении «Песочный дождик» прошу ребенка закрыть глаза и положить ладонь на песок (само это действие является диагностическим – говорит о замкнутости или открытости окружающему миру), затем сыплю, песок на какой – либо палец, а ребенок называет его.

В работе с мокрым песком использую игры «Печём печенье», «Отпечатки наших рук», «Узоры на песке», «Кто к нам приходил?».

С помощью шаблонов для рисования и цветного песка дети создают различные картины, развивают свое творческое воображение.

Включаю в работу и психопрофилактические игры, например игра «Победитель злости», которая может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение, игру «Непослушные страхи детей» использую для отработки и коррекции детских страхов.

Таким образом, проигрывая волнующие ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения. В период адаптации главным является успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие песочных игр.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. А для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.

Итак, песочная терапия является мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Игры с детьми для формирования эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....

"Адаптация детей к условиям детского сада посредством метода песочной терапии"

Презентация предназначена в помощь воспитателям и психологам для более легкой адаптации детей к детскому саду....

«Адаптация детей к условиям детского сада с помощью метода песочной терапии»

Адаптация ребенка к детскому саду — важная задача медицинских и педагогических работников....

музыкальные игры как средство адаптации детей в условиях доу

Музыкальные игры как средство адаптации детей к условиям ДОУ.Адаптация—в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую ...

Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ»

Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ представляет  собой картотеку игр, используемых в работе с детьми раннего воз...

Игры в период адаптации детей к условиям ДОУ

На сегодняшний день показатель адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации является психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его семьи, так и д...