«Адаптация детей к условиям детского сада с помощью метода песочной терапии»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Счастливая Ирина Петровна

Адаптация ребенка к детскому саду — важная задача медицинских и педагогических работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Адаптация детей к условиям детского сада с помощью метода песочной терапии»

Адаптация ребенка к детскому саду — важная задача медицинских и педагогических работников.

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются характер общения, распорядок дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, появляются новые требования к ребенку, поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка, поэтому в числе адаптационных мероприятий успешно применяется «песочная терапия».

Песочная терапия – очень интересная методика. Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Что же необходимо для игры в песок? Прежде всего, нужна «песочница». Она может быть любой формы, но предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в синий или голубой цвет – дно символизирует воду, а борта – небо.

Заниматься можно с подгруппой детей по 2-4 человека или индивидуально, поэтому диаметр песочницы – 80смПесок используется чистый, просеянный, им заполняется меньшая часть ящика.

Существует пять шагов организации игрового процесса:

Первый шаг - демонстрация песочницы

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок

Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке

Четвертый шаг - инструкции к играм

Пятый шаг - завершение игры, ритуал выхода

На этапе адаптации можно использовать обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, позволяющие установить контакт с ребенком. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в детском саду.

Для игры с песком можно использовать такие упражнения и игры:

- На песке можно рисовать палочкой

- Отпечатки наших рук. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый, когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки) Делаем другие упражнения.

*отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);

*скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;

«пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);

«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх – вниз» - движется вся кисть);

*оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы).

*отпечатки различными предметами на сыром песке

Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память.

- Игра «Чего не стало?»

Перед детьми стоит 3 игрушки. Дети закрывают глаза, одна игрушка прячется в песок. Затем дети открывают глаза и называют какой игрушки не стало. Ищем предмет в песке. Кто нашел, тот становится водящим.

- Игра «Найди шарик»

Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой. Содержание. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

Постепенно усложняя задачувоспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

- Проводим фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам

- «Рассказывание сказок с использованием миниатюрных фигурок и различных предметов»

- Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу».

Расставляем на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности.

Таким образом, «песочная терапия» является мощным средством успешной адаптации детей к условиям детского сада, снижает психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки, создает положительный образ детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация детей к условиям детского сада посредством метода песочной терапии"

Презентация предназначена в помощь воспитателям и психологам для более легкой адаптации детей к детскому саду....

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

Методы и приемы, используемые для успешной адаптации детей к условиям детского сада

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития о...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.

В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....