Мастер-класс "Оздоровление детей средствами дыхательных упражнений"
план-конспект занятия

Гуторова Татьяна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 114» г. Сыктывкара

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 114»

        г Сыктывкар

Конспект

Мастер – класса на тему:

«Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений»

        Авторы:

Гуторва Т.Г.,

 Привезенцева Е. А.

        

Сыктывкар 2020г.

Цель: Обучить педагогов оздоровлению детей через развитие дыхательной функции детского организма.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с содержанием методов и приемов дыхательной гимнастики по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй»;
  • Развивать умения и навыки правильного дыхания через упражнения, игры, дидактический материал;
  •  Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

 

Материалы: мультимедийное сопровождение, памятка для педагогов «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений», игровые пособия для дыхательных упражнений.


Ход мастер - класса:

Воспитатель: Как вы думаете. Какая самая главная проблема в работе с детьми сегодня у педагогов? (высокая заболеваемость)

- Да, наши дети, к сожалению, при всех чудесах медицины болеют часто.

- Что мы, педагоги можем сделать? ( Укреплять иммунную систему, развивать физические качества…)

- Может человек прожить без еды? Может… определенное время. Может человек прожить без воды? Может…недолго. А без дыхания?  Не может.

Дыхательная функция – очень важная часть в здоровье человека.

 Поэтому нам надо учить детей правильно дышать.

 - Как вы думаете, что такое правильное дыхание? Как можно научиться правильно дышать?

   Вот об этом мы с вами поговорим сегодня!

Я вас ознакомлю с разделом «Дыхание» программы М.Л.Лазарева «Здравствуй!». М.Л.Лазарев – руководитель «Лаборатории формирования здоровья детей» Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук.

Его система дыхательных упражнений разработана на основе:

- системы дыхания йогов,

- различных школ восточных единоборств, которые имеют уже тысячелетнюю историю,

-  методике А.Н.Стрельниковой. Её методика успешно используется в работе с детьми, болеющими астмой.

        

Воспитатель: Какие виды дыхания вы можете назвать?

        Существует семь видов дыхания:

- Полное

- Ритмическое

- Звуковое

- Гипоксическое

- Силовое

- Парадоксальное

- Дренажное

Воспитатель: А теперь мы выйдем в круг и проработаем все упражнения на каждый вид дыхания.

        Полное дыхание – это правильное физиологическое дыхание, предполагающее активное участие в дыхательном процессе диафрагмы, дыхательную релаксацию, участие всего тела;

Здесь можно использовать такие  упражнения: Это –  упражнения: «Цветочек», «Гармошка», «Толстопуз».

( воспитатель показывает  упражнение «Гармошка»)

         Ритмическое дыхание - Направлено на уменьшение числа дыханий в минуту (улучшается сердечно-сосудистая  деятельность,  воспитывается чувство ритма и координация движения);

Упражнения, с помощью которых можно тренировать у детей  этот вид дыхания:

Вдох через одну ноздрю, выдох через другую, и наоборот. Выдох всегда в 2 раза дольше вдоха; «Оркестр»; «Дышит паровоз»; (воспитатель выполняет вместе с педагогами)

Песни:

«Дышит паровоз»

Дышит, дышит, дышит паровоз:

«чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух»,

Слышит, слышит стук своих колес:

 «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух»,

Слышит, что у них ритмичный звук:

«чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух»,

Много крутят их железных рук:

                                                     «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух».

Звуковое дыхание - Дыхание с произношением звука (улучшает обменные процессы в клетках за счет звуковых вибраций, повышает эмоциональный тонус) 

Упражнения, с помощью которых мы будем тренировать у детей  этот вид дыхания:

Звук «Н» - макушка (снимает головную боль); Звук «З» - шея (улучшает иммунитет); Звук «Ж» - грудь (выводит мокроту из легких); Звуки «П - Б», «Т - Д», «К – Г»; Звук «В» перед ртом (борьба с насморком); Звук «М» (полезен перед едой); «Комар»; «Жуки»; «Песочные часы»; ( воспитатель показывает  упражнение на звуковое дыхание)

Песни:    

                    «Комар»

З-з-з-з  комар летит

З-з-з-з комар звенит.

З-з-з, какой он злой!

З-з, гонится за мной!

«Жуки»

Мы жуки, мы жуки,

 мы живем у реки.

Жу-жу, жу-жу-жу,

Мы летаем и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

Жу-жу, жу-жу-жу,

Мы летаем и жужжим,

Мы здоровьем дорожим.

Жу-жу, жу-жу-жу.

Гипоксическое дыхание – это дыхание при недостаточном количестве кислорода. Его цель – накопление в организме углекислого газа, способствующее расслаблению гладкой мускулатуры бронхов, улучшению микроциркуляции легочной и других тканей;

Упражнения, с помощью которых можно тренировать у детей  этот вид дыхания:

«Надувная игрушка»; «Акула»; «Ныряние»;


Песни:

«Дыхание»

Раз, два, три, четыре.

Носиком дышу, дышу свободно,

Громче или тише, как угодно

Выполню задание - задержу дыхание

Раз, два, три, четыре

И пойму я мудрое сказание

Без дыханья жизни нет

Без дыханья меркнет свет

Дышат птицы и цветы

                                             Дышим он и я, и ты.       

 

Силовое дыхание – увеличение силы и выносливости дыхательных мышц;

Здесь с детьми можно сделать следующие упражнения:

            - «Силач»; надувание шариков;

Песни:

 «Хобот – труба»

Что за звук там раздается?

С мощным ревом он несется!

Это слон трубит: «па-па-па-па».

Все вокруг дрожит: «па-па-па-па».

Он своей трубой –«па-па-па-па» -

Всех зовет на бой: «па-па-па-па».

Длинный хобот,  как труба,

«па-па-па-па, па-па-па-па»..

Пропевает слон слова:

                                                                «па-па-па-па». 

Парадоксальное дыхание - Тренинг дыхательных мышц и обогащение кислородом. Эти упражнения используются при лечении астмы, а также, с их помощью можно  снизить температуру при ОРЗ.

Для тренировки этого вида, мы будем делать упражнения:

 «Нюхаем цветок»; «Маятник»; «Зверек»; Взрослый может сделать 32 вдоха, а ребенок 10 - 12 (воспитатель показывает упражнение)

Дренажное дыхание – механическое очищение дыхательных путей от мокроты, улучшение кровообращения в области бронхолегочного дерева.

Упражнения:

Полностью расслабиться, сделать вдох, на выдох – хлопнуть себя по бокам - «ХА»; «Дровосек»; «Паровозик».

Заключение:  Все эти виды дыхания мы используем в режимных моментах, на занятиях, физкультурных паузах, на прогулках, перед сном, в индивидуальной работе с детьми. Если вы заметили, что ребенок начинает недомогать (ОРВИ), надо сразу начать выполнять звуко – дыхательные упражнения. Это поможет восстановиться ребенку. Здесь очень важна совместная работа с родителями.

Таким образом мы с вами сегодня поработали над семью видами дыхания:

- Полное

- Ритмическое

- Звуковое

- Гипоксическое

- Силовое

- Парадоксальное

- Дренажное

Пройдите, пожалуйста на свои места и напишите свой отзыв по сегодняшней теме и какие виды дыхания вы запомнили, а я прочитав ваши отзывы поставлю себе оценку.

Спасибо за участие! Чтобы ваши дети были здоровыми, я вам подарю памятки «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений». Желаю всем здоровья!


Используемая литература:

  1. Лазарев М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. -  М.; Академия здоровья; 1997. – 376 с. –  3000 экз. - ISBN 5-7695-0160-X .
  2. Лазарев М.Л. Предшкольный курс «Здравик»: программа для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2008. – 32 с. – 1000 экз. - ISBN 978-5-346-00940-5.
  3. Лазарев М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учебно – методическое пособие для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2007. – 279 с. – 3000 экз. - ISBN 978-5-346-00745-6.
  4. Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004.  – 39 с. –  5000 экз. – ISBN 5-346-00354-1.
  5. Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 248 с. – 5000 экз. - ISBN 5-346-00319-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Укрепление здоровья дошкольников средствами дыхательных упражнений» консультация для родителей по физическому воспитанию

Когда ребенок болеет — это сильно огорчает, так жаль всегда наших милых малышей! Лечение лекарствами приветствуют не все родители, а как еще помочь малышу преодолеть и предупредить заболевания – знают...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...

Дыхательные упражнения как средство преодоления нарушения голоса у детей дошкольного возраста

  Красивый, звучный голос, чёткая, безукоризненная дикция, правильное литературное  произношение – свидетельство психического и физического здоровья ребёнка.    З...

«Укрепление здоровья дошкольников средствами дыхательных упражнений»

laquo;Укрепление здоровья дошкольников средствами дыхательных упражнений»Родители  часто сталкиваются с проблемами заболевания дыхательной системы  у детей. Мамы и папы...

Мастер – класса: «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений»

Обучить родителей оздоровлению детей через развитие дыхательной функции детского организма....