Мастер – класса: «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений»
план-конспект занятия
Обучить родителей оздоровлению детей через развитие дыхательной функции детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад № 114» г. Сыктывкара
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад № 114»
г Сыктывкар
Конспект
Мастер – класса на тему:
«Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений»
Воспитатели:
Печкурова Татьяна Леонидовна
Сыктывкар 2020 г.
Цель: Обучить родителей оздоровлению детей через развитие дыхательной функции детского организма.
Задачи:
- Познакомить родителей с содержанием методов и приемов дыхательной гимнастики по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй»;
- Развивать умения и навыки правильного дыхания через упражнения, игры, дидактический материал;
- Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
Материалы: мультимедийное сопровождение, памятка для родителей «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений», игровые пособия для дыхательных упражнений.
Ход мастер - класса:
Воспитатель: Как вы думаете. Какая самая главная проблема в работе с детьми сегодня у педагогов? (высокая заболеваемость)
- Да, наши дети, к сожалению, при всех чудесах медицины болеют часто.
- Что мы, педагоги можем сделать? ( Укреплять иммунную систему, развивать физические качества…)
- Может человек прожить без еды? Может… определенное время. Может человек прожить без воды? Может…недолго. А без дыхания? Не может.
Дыхательная функция – очень важная часть в здоровье человека.
Поэтому нам надо учить детей правильно дышать.
- Как вы думаете, что такое правильное дыхание? Как можно научиться правильно дышать?
Вот об этом мы с вами поговорим сегодня!
Я вас ознакомлю с разделом «Дыхание» программы М.Л.Лазарева «Здравствуй!». М.Л.Лазарев – руководитель «Лаборатории формирования здоровья детей» Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук.
Его система дыхательных упражнений разработана на основе:
- системы дыхания йогов,
- различных школ восточных единоборств, которые имеют уже тысячелетнюю историю,
- методике А.Н.Стрельниковой. Её методика успешно используется в работе с детьми, болеющими астмой.
Воспитатель: Какие виды дыхания вы можете назвать?
Существует семь видов дыхания:
- Полное
- Ритмическое
- Звуковое
- Гипоксическое
- Силовое
- Парадоксальное
- Дренажное
Воспитатель: А теперь мы выйдем в круг и проработаем все упражнения на каждый вид дыхания.
Полное дыхание – это правильное физиологическое дыхание, предполагающее активное участие в дыхательном процессе диафрагмы, дыхательную релаксацию, участие всего тела;
Здесь можно использовать такие упражнения: Это – упражнения: «Цветочек», «Гармошка», «Толстопуз».
( воспитатель показывает упражнение «Гармошка»)
Ритмическое дыхание - Направлено на уменьшение числа дыханий в минуту (улучшается сердечно-сосудистая деятельность, воспитывается чувство ритма и координация движения);
Упражнения, с помощью которых можно тренировать у детей этот вид дыхания:
Вдох через одну ноздрю, выдох через другую, и наоборот. Выдох всегда в 2 раза дольше вдоха; «Оркестр»; «Дышит паровоз»; (воспитатель выполняет вместе с педагогами)
Песни:
«Дышит паровоз»
Дышит, дышит, дышит паровоз:
«чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух»,
Слышит, слышит стук своих колес:
«чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух»,
Слышит, что у них ритмичный звук:
«чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух»,
Много крутят их железных рук:
«чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух».
Звуковое дыхание - Дыхание с произношением звука (улучшает обменные процессы в клетках за счет звуковых вибраций, повышает эмоциональный тонус)
Упражнения, с помощью которых мы будем тренировать у детей этот вид дыхания:
Звук «Н» - макушка (снимает головную боль); Звук «З» - шея (улучшает иммунитет); Звук «Ж» - грудь (выводит мокроту из легких); Звуки «П - Б», «Т - Д», «К – Г»; Звук «В» перед ртом (борьба с насморком); Звук «М» (полезен перед едой); «Комар»; «Жуки»; «Песочные часы»; ( воспитатель показывает упражнение на звуковое дыхание)
Песни:
«Комар»
З-з-з-з комар летит
З-з-з-з комар звенит.
З-з-з, какой он злой!
З-з, гонится за мной!
«Жуки»
Мы жуки, мы жуки,
мы живем у реки.
Жу-жу, жу-жу-жу,
Мы летаем и жужжим,
Соблюдаем свой режим.
Жу-жу, жу-жу-жу,
Мы летаем и жужжим,
Мы здоровьем дорожим.
Жу-жу, жу-жу-жу.
Гипоксическое дыхание – это дыхание при недостаточном количестве кислорода. Его цель – накопление в организме углекислого газа, способствующее расслаблению гладкой мускулатуры бронхов, улучшению микроциркуляции легочной и других тканей;
Упражнения, с помощью которых можно тренировать у детей этот вид дыхания:
«Надувная игрушка»; «Акула»; «Ныряние»;
Песни:
«Дыхание»
Раз, два, три, четыре.
Носиком дышу, дышу свободно,
Громче или тише, как угодно
Выполню задание - задержу дыхание
Раз, два, три, четыре
И пойму я мудрое сказание
Без дыханья жизни нет
Без дыханья меркнет свет
Дышат птицы и цветы
Дышим он и я, и ты.
Силовое дыхание – увеличение силы и выносливости дыхательных мышц;
Здесь с детьми можно сделать следующие упражнения:
- «Силач»; надувание шариков;
Песни:
«Хобот – труба»
Что за звук там раздается?
С мощным ревом он несется!
Это слон трубит: «па-па-па-па».
Все вокруг дрожит: «па-па-па-па».
Он своей трубой –«па-па-па-па» -
Всех зовет на бой: «па-па-па-па».
Длинный хобот, как труба,
«па-па-па-па, па-па-па-па»..
Пропевает слон слова:
«па-па-па-па».
Парадоксальное дыхание - Тренинг дыхательных мышц и обогащение кислородом. Эти упражнения используются при лечении астмы, а также, с их помощью можно снизить температуру при ОРЗ.
Для тренировки этого вида, мы будем делать упражнения:
«Нюхаем цветок»; «Маятник»; «Зверек»; Взрослый может сделать 32 вдоха, а ребенок 10 - 12 (воспитатель показывает упражнение)
Дренажное дыхание – механическое очищение дыхательных путей от мокроты, улучшение кровообращения в области бронхолегочного дерева.
Упражнения:
Полностью расслабиться, сделать вдох, на выдох – хлопнуть себя по бокам - «ХА»; «Дровосек»; «Паровозик».
Заключение: Все эти виды дыхания мы используем в режимных моментах, на занятиях, физкультурных паузах, на прогулках, перед сном, в индивидуальной работе с детьми. Если вы заметили, что ребенок начинает недомогать (ОРВИ), надо сразу начать выполнять звуко – дыхательные упражнения. Это поможет восстановиться ребенку. Здесь очень важна совместная работа с родителями.
Таким образом мы с вами сегодня поработали над семью видами дыхания:
- Полное
- Ритмическое
- Звуковое
- Гипоксическое
- Силовое
- Парадоксальное
- Дренажное
Пройдите, пожалуйста на свои места и напишите свой отзыв по сегодняшней теме и какие виды дыхания вы запомнили, а я прочитав ваши отзывы поставлю себе оценку.
Спасибо за участие! Чтобы ваши дети были здоровыми, я вам подарю памятки «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений». Желаю всем здоровья!
Используемая литература:
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. - М.; Академия здоровья; 1997. – 376 с. – 3000 экз. - ISBN 5-7695-0160-X .
- Лазарев М.Л. Предшкольный курс «Здравик»: программа для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2008. – 32 с. – 1000 экз. - ISBN 978-5-346-00940-5.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учебно – методическое пособие для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2007. – 279 с. – 3000 экз. - ISBN 978-5-346-00745-6.
- Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с. – 5000 экз. – ISBN 5-346-00354-1.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 248 с. – 5000 экз. - ISBN 5-346-00319-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».
Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....
Презентация по теме: "Система работы по оздоровлению детей дошкольного возраста средствами физической культуры через сотрудничество с родителями"
Обмен опытом на районном методическом объединении...
Статья "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений"
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений....
Методическая разработка «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений»
Методическая разработка «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений»...
Консультация для воспитателей "Оздоровление детей дошкольного возраста средствами хореографии"
Консультация для воспитателей...
«Оздоровление детей дошкольного возраста через кинезиологические упражнения».
laquo;Оздоровление детей дошкольного возраста через кинезиологические упражнения»....