практика по оздоровлению детей
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сохранение физического и эмоционального здоровья воспитанников.
(практика по развитию, воспитанию и оздоровлению детей)
Детский возраст - время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети выросли здоровыми, закаленными, сильными. Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка.
Формирование здорового образа жизни дошкольников – главная основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Воспитательно-образовательный процесс в нашем ДОУ организован с учетом принципов: сохранение, укрепление и формирования здоровья. В связи с этим организация НОД осуществляется с акцентом на решение оздоровительных задач физического развития. Реализация здоровьесберегающих технологий необходима в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОО. Здоровьесберегающие технологии формируют физические и личностные качества ребёнка. Разработанная система здоровьесберегающих технологий обеспечивает и поддерживает здоровье, начиная с периода раннего детства.
Работа ДОУ направлена на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Цель используемых здоровьесберегающих технологий – обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада, осознанном отношении ребенка к здоровью и жизни человека.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
-совершенствовать развивающую среду для проведения занятий с детьми;
-воспитать у детей осознание того, что человек - часть природы и общества;
-установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;
-формировать личность ребенка;
-воспитать привычки личной гигиены;
- закаливать ребенка и его двигательную активность;
Проводимая в детском саду работа с детьми повышает уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, формирует осознанное отношение к своему здоровью, развивает культурно - гигиенические навыки, способствующие сохранению здоровья, успешно формирует привычки здорового образа жизни.
По данным контроля руководства детского сада в процессе осуществления режимных моментов в старшей группе строго соблюдаются техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы в соответствии с требованиями СаНПиН: достаточная освещенность, правильная посадка детей, выбор места для специальной организованной образовательной деятельности. Расположение оборудования в группе соответствует росту и возрасту детей. Учитываются все гигиенические и педагогические требования. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Систему работы строим с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Центр физической культуры, расположенный в группе, стимулирует желание детей заниматься двигательной деятельностью. Оборудование и материалы, которые расположены в центре: мячи разного диаметра, корзина для метания мячей, обручи, скакалки, кегли, кольцеброс, мягкий модуль.
В работе применяем следующие формы:
- физкультурные занятия ( два занятия в групповой комнате, одно на прогулке);
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры (как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ежедневно для всех возрастных групп; игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения)
- утренняя гимнастика
- гимнастика дыхательная – входит в разные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- игры на развитие внимания
Например: «Ухо – нос» ( по команде «ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос; воспитатель выполняет эти же действия, но через некоторое время начинает делать «ошибки»).
- упражнения для глаз
Например: «Вправо – влево смотрит кошка» (в руках у воспитателя игрушка – кошка, ее голова поворачивается, дети следят слева направо и наоборот).
«Рисуем цифры глазами» (воспитатель показывает цифры, дети обводят их глазами).
«Поморгаем глазками» (воспитатель показывает игрушку – дети смотрят, спрятали игрушку – моргают глазками).
«Далеко – близко» (вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 секунд на большой палец руки, затем перевести взгляд вдаль и смотреть 5 секунд на любой предмет).
- двигательно-оздоровительные физкультминутки ( во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей)
Например:
«Прогулка по лесу»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды набрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали.
«Лягушки»
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Лапками топали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям - физкультпривет!
- ходьба по дорожке здоровья
- спортивные развлечения
- гимнастика пальчиковая – рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Например:
«Посадим цветы»
Мы ямку раскопаем, семечко посадим.
Дождичек польёт, оно подрастёт.
Сначала стебелёк, а затем цветок.
Наши красные цветки расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красные цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
«Растение»
Много всяких растений повсюду:
Возле речки, на пруду, на поляне и в саду.
Утром весенним раскрывают они лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землёй корешки.
Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца - прорастает растение. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.
- природоведческие игры:
«Летает, плавает, бегает» (воспитатель показывает или называет детям объект живой природы, дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бегать или прыгать на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы).
«Я знаю» (дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет (например: лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы». Ребёнок ловит и называет 5 птиц и т.д.).
«Воздух, земля, вода» (воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает « вода», на слово «волк» - «земля» и т.д).
Особое внимание уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей, но оно дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов: закаливающие мероприятия должны гармонично вписываться во все режимные моменты, проводиться систематически, должны учитываться индивидуальные и возрастные особенностей детей, состояние здоровья.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.
Для выполнения данной задачи обеспечиваем:
- чёткую организацию теплового режима в помещении;
- одежду по сезону для детей;
- соблюдение режима прогулок во все времена года;
- систематическое проветривание;
- кварцевание групповой и спальной комнат;
- гигиенические процедуры;
- хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком на физкультуре;
- хождение босиком по дорожке здоровья
для профилактики вирусных инфекций используем лук и чеснок.
Игровые технологии, применяемые в ДОУ.
Современные дети быстро утомляются, у них замедлилось восприятие. Главные причины: психофизическая неготовность детей к высоким нагрузкам, неумение управлять своим эмоциональным состоянием, выражать свои чувства. Что же делать, чтобы этого избежать? Главной формой обучения в ДОУ является игра. Как показали наблюдения, использование традиционных игровых методов и приемов не всегда позволяет добиться ожидаемого результата. В связи с этим возникла необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми, ведь для нас важно и эмоциональное благополучие воспитанника:
1.артпедагогика: ее основой является театрализация, где личность ребенка и образа находятся в единстве
В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.
От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- Происходит развитие различных анализаторов;
- Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
- Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
- Развивается эмоционально-волевая сфера;
- Происходит коррекция поведения;
- Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
2.сказкотерапия: дети не любят, когда их поучают, а сказка ненавязчиво учит, как лучше поступить в той или иной ситуации, способствует формированию нравственных понятий
3.пальчиковый и кукольный театр: действуя за ширмой, ребенок как бы огражден от зрителей и становится уверенным в себе.
В результате применения артприемов:
- у детей повышается самооценка
- создается комфортный климат в группе
- формируется умение слушать, высказываться
- развивается речь
- уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снижается агрессивность.
4. игры на взаимопонимание:
Например: «Веснянка»
Цель: Расширение эмоциональной сферы ребёнка; развитие умения передавать эмоциональное состояние при помощи интонации, мимики, поз, жестов.
(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Солнышко, солнышко
(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)
Золотое донышко!
(2 раза прыжки на двух ногах)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Бег на месте)
Побежал в саду ручей,
(Взмахи руками, как крыльями)
Прилетело сто грачей,
(медленно приседаем)
И сугробы тают, тают,
(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)
И цветочки вырастают.
«Мостик»
Цель игры: выявление эмоциональных отношений в парах. На полу рисуется длинный мостик шириной не более 30 см. Дети должны представить, что под мостиком река. Два человека находятся на разных берегах. Им предстоит встретиться на середине мостика).
5.психогимнастика
«Цветочек» Этюд – релаксация
Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.
Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.
Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно!
«Солнечный зайчик» Игра – релаксация
Цель: Снятие напряжения мышц лица.
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
« Гусеница»
Цель: Игра учит доверию. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
Старшая группа в нашем детском саду разновозрастная. Для того чтобы малышам было легче адаптироваться, когда они переходят в старшую группу, мы разработали следующие правила:
- старшие оказывают младшим помощь по их просьбе;
- младшие не мешают старшим работать и играть; принцип уважения к старшим детям очень важен для их психологического комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых, уступать малышам;
- младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии - при условии, что они не мешают старшим детям.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. В результате проводимых мероприятий по сохранению здоровья воспитанников у детей старшей группы сформированы представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, о важных компонентах здорового образа жизни, о зависимости здоровья человека от правильного питания ( реализация программы «Разговор о правильном питании»). У всех детей сформированы первоначальные культурно-гигиенические навыки: привычка самостоятельно умываться, мыть руки по приходу в детский сад ( связано с противоэпидемиологическими мерами), перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Быстро, аккуратно одеваются и раздеваются, соблюдают порядок в своем шкафу. Сформировано положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения. Дети с удовольствием участвуют в подвижных играх, самостоятельно их организовывают, проявляют инициативу и творчество, стремятся участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Таким образом, с дошкольного возраста формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Воспитатель ст.группы: С.В.Ермакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ. Праила родителям по оздоровлению детей
Основные правила закаливания детского организма. зарядка. Выбор правильных игрушек...
Доклад на педсовет "Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей"
Состояние здоровья детей- одна из важных проблем. Главная цель коллектива МДОУ №1 "Березка"- охрана и укрепления здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма....
Как мы на практике решаем проблему физкультурного воспитания и оздоровления детей.
В статье представлен материал из опыта работы по физо....
Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».
Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...
Создание условий для физического развития и оздоровления детей в группе. Использование инновационных методик оздоровления.
Создание условий для физического развития и оздоровления детей в группе. Использование инновационных методик оздоровления....
«Оздоровление детей путём оптимизации двигательной активности на прогулке, терренкур на практике».
....
Консультация на тему «Как мы на практике решаем проблемы физического воспитания и оздоровления детей»
Целью физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях являются освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укреплен...