Анализ программ включающих в себя задачи по формированию у детей всех сторон речи, в частности грамматического строя
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме
В современной системе дошкольного образования и воспитания существует множество программ воспитания и обучения детей в ДОУ. предлагаю рассмотреть задачи по формированию грамматического строя речи детей шести лет в некоторых из них.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ программ включающих в себя задачи по формированию у детей всех сторон речи, в частности грамматического строя
Подготовила: воспитатель логопедической группы
МБДОУ д\с №16 «Золотой ключик» Козлова Н.В.
В современной системе дошкольного образования и воспитания существует множество программ воспитания и обучения детей в ДОУ. Рассмотрим задачи по формированию грамматического строя речи детей шести лет в некоторых из них.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой раскрываются задачи по воспитанию, развитию и обучению детей от 2 месяцев до 7 лет. Для каждой возрастной группы программа строится по видам деятельности. Предусмотрен раздел «Развитие речи», который включает в себя задачи по формированию грамматического строя. Рассмотрим задачи по данному направлению для работы с детьми шести лет:
- закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными; образовывать (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степени имен прилагательных; совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.
В программе «Детство» разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А.И. Герцена под руководством В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др., представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста, разработанное на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. В данной программе предусмотрен раздел «Развиваем речь детей». В этот раздел входят задачи по формированию грамматического строя. Рассмотрим задачи для работы с детьми шести лет. Главной задачей воспитателя В.И. Логинова ставит:
- упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей и продолжать знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики (замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их; самостоятельно использовать грамматические формы; образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов (сложные слова); придумывать предложения с заданным количеством слов; вычленять количество и последовательность слов в предложении, а к концу дошкольного возраста самостоятельно употреблять разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием своего высказывания).
Базисная программа «Истоки» Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой и др., задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и целостное развитие ребенка. Данная программа также предусматривает формирование у ребенка всех сторон речи и в частности грамматического строя:
- содействовать освоению трудных случаев словоизменения (именительного и родительного падежей множественного числа существительных, неизменяемых существительных, форм повелительного наклонения глаголов, образования форм совершенного и несовершенного вида глаголов); формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных; совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений – простых (нераспространенных и распространенных) и сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных, с прямой речью); в процессе освоения грамматических средств поддерживать критическое отношение к речи, стремление говорить правильно.
В программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» разработанной авторским коллективом под редакцией Т.Н. Дороновой ставятся задачи работы с детьми по всем направлением и предлагаются основные пути их решения. Одна из задач предлагаемая программой - способствовать становлению сознания, предусматривает развитие речи детей. Один из основных путей решения данной задачи:
- совершенствование и уточнение грамматической стороны речи, а именно (упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм, в употреблении несклоняемых существительных; совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень прилагательных; познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке; упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений).
Программа «Из детства – в отрочество» также разработанная авторским коллективом под редакцией Т.Н. Дороновой является программой для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. В данной программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям – «Здоровье» и «Развитие». Второе направление включает в себя несколько разделов, один из которых «Речевое развитие детей». Авторами данного раздела являются Т.И. Гризик и Л.Е. Тимощук. Задачи по формированию грамматического строя речи предусмотрены для реализации их как в семье, так и в дошкольном учреждении. Рассмотрим предлагаемые задачи:
- упражнять детей в правильном употреблении глаголов;
- упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными;
- продолжать работу по составлению разных типов предложений.
Таким образом, все рассматриваемые программы предполагают разделы по развитию речи дошкольников. Данные разделы включают в себя задачи по формированию у детей всех сторон речи, в частности и грамматического строя. Мы рассматривали задачи по формированию грамматического строя речи у детей шести лет. Во всех программах задачи по данному направлению раскрыты в полном объеме (направлены на формирование морфологических, словообразовательных и синтаксических умений). Наиболее подробно они представлены в программе Т.Н. Дороновой «Из детства – в отрочество». Данная программа предусматривает задачи по формированию грамматического строя речи не только для педагогов ДОУ, но и для родителей, что способствует обеспечению целостного педагогического процесса, позволяющего осуществить согласованный подход взаимодействия взрослого с ребенком и улучшить тем самым качество воспитания и развития.
Список литературы
- Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. Из детства – в отрочество [Текст] / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2007. – С. 148-150.
- Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Радуга / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.Н. Соловьева. – М.: Просвещение, 2004. – С. 58.
- Программа развития и воспитания детей в детском саду. Детство / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, и др. – Спб.: Детство-Пресс, 2000. – С. 209.
- Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.- М.: Просвещение, 2003. – С. 175.
- Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева. // Отв. ред. М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – С. 129.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.
В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....
Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...
Комплексное занятия по познавательному развитию Включающее в себе математическое развитие и обучение детей грамоте в подготовительной к школе группе.
Данное занятие включает в семя несколько областей развития ребёнка :математическое развитие,обучение детей грамоте. Материал следует испоьзовать для закрепление полученных раннее знаний и умений...
ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»
В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...
РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:...
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической...
Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному
Логосказка - это целостный педагогический процесс,способствующий развитию всех сторон речи, нравственных качеств, а также активизации психических процессов....