Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников
консультация

Буянова Оксана Викторовна

Варианты нетрадиционных здоровьесберегающих технологий и способы их применения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в

оздоровлении дошкольников

В современном мире в ДОУ появляются новые методики, технологии,

разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся

здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате

целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье,

привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность

организма и другие качества, необходимые для полноценного развития

личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим

обычно, т.е. физминутки и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы

и методы работы. Предлагаемые здоровьесберегающие технологии, надеюсь,

знакомы всем педагогам. Я предлагаю новый взгляд на традиционные средства

оздоровления. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства

становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения

физического и психического здоровья.

Актуальность

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое

ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является

одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний

определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста,

отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья,

формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети

составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. За

последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение

здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число

врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и

несбалансированное питание, снижение двигательной активности,

информационные и нейропсихические перегрузки.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных

учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем

меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны

взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольника

заботится о своём здоровье. Вот почему и в детском учреждении, и дома

следует воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку,

способствовать овладению основными культурно - гигиеническими навыками,

знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной

деятельности, научить понимать, как влияют физические упражнения на

организм человека, на его самочувствие. Здоровье детей – это будущее страны.

А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, -

как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не

ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». И это

действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание.

Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система

организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.

Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому

развитию, но и совершенствованию памяти. Ведь совсем не зря А.Шварценеггер

говорит: «Основное внимание в детской физической культуре следует

сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание,

хватание руками, пинки ногами – это азбука движений.

Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный,

любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и

интеллектуального развития.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и

укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее

членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное

учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени,

т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья

детей.

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные.

Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка.

Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше

времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение

баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно

сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных

способностей дошкольников.

Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного

роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется

соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания, являются

одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.

Нетрадиционные формы (методы) оздоровления

Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить

комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников:

«Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически

активных точек тела».

Перечисленные методики являются одними из наиболее современных

эффективных способов снижения уровня заболеваемости детей при посещении

дошкольного учреждения.

Закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» -

хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома. При

хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается

интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика

плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается

умственная деятельность.

Закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики. Она помогает ребенку

быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции,

укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостное

настроение.

Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную

роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца –

диафрагма.

Массаж – это механическое воздействие специальными приемами:

(поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж).

Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является

самомассаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение

является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством

снятия психологического напряжения в течение дня.

Также к нетрадиционным методам оздоровления относится:

гимнастика для глаз, музыкотерапия (сон под музыку, пение), аутотренинг и

психогимнастика - это лечение искусством (лепка, рисование пальцами,

рисование сухими листьями и т.д.), снимает у любого ребенка, самые разные

проявления нестабильности настроения, тревоги, сказкотерапия -это воспитание

и лечение сказкой, русские народные и авторские, специально разработанные

психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие; игротерапии (на

укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового

дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц можно применять

такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на

вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки),

песочная терапия – игротерапия (игры с песком), игропластика включает в себя

пальчиковую гимнастику, релаксация и т.д.

Пальчиковая гимнастика, благотворно влияет на координацию движений,

способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма

проведения не только развлечет детей, но и будет способствовать

формированию представлений об окружающем мире.

Вывод

Здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое,

духовное благополучие человека.

Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физического

здоровья детей, а так же повышение его потенциала.

Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении

используются здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и

развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в

дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. В своей

работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы:

коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, дыхательную

гимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы

являются составляющими здоровьесберегающих технологий. И мне бы сегодня

хотелось поближе познакомить вас с некоторыми из них.

Приложение

1. Гимнастика для глаз

Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка

заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно

сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые

испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90

% которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить

ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и

педагогов.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению

работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации,

упражнению и восстановлению зрения.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

2. Пальчиковая гимнастика

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

-Способствует овладению навыками мелкой моторики.

-Помогает развивать речь.

-Повышает работоспособность коры головного мозга.

-Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память,

воображение.

Снимает тревожность

Педагоги, выполняют пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая игра «Гонки»

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики

руки полезными являются занятия с разнообразными предметами. В

представленных играх для проведения массажа используются маленькие

детские машинки и обычный карандаш, словом то, что всегда найдется под

рукой.

(Муз. сопровождение В. Агутин «Шоферская», слова Н. Нищева,

авт. аранжировка О. Мячикова)

Массаж выполняется с помощью маленькой детской машинки.

Раз, два, три, четыре, пять Возят машинку по каждому пальчику

вперед и назад, начиная с большого пальца.

Можно гонки начинать. Теперь – начиная с безымянного.

По кругу, по кругу. Теперь – по кругу в одну и другую сторону.

Вперед и назад,

Но пальцы машинку мою Вновь катают машинку по пальчикам,

Тормозят. которые слегка согнуты.

Закрылись. Машинка стоит в гараже. Сжимают кулак.

И фары погасли, не светят уже. Заглядывают в маленькое отверстие

в кулаке.

Заводим мотор, выезжаем! Действия повторяются на другой руке.

Пальчиковые игры «Гусенок» и «Птички клюют»

Пальчиковые массажные игры с использованием бельевых прищепок.

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики

рук полезными являются занятия с разнообразными предметами.

Такие игры является эффективным способом развития тактильной

чувствительности, координации движений пальцев и кистей рук. Также

стимулируют развитие пространственно - образного мышления и творческих

способностей.

Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к

школе.Музыка же в свою очередь создает благоприятный эмоциональный фон,

учит вслушиваться и повторять заданный ею ритм, повышает активность.

Гусенок

(Слова Е.А.Ульева, муз. сопр. «Утренняя роса» ООО «Астико-центр»)

Массаж проводится с использованием нетугих бельевых прищепок.

Шел гусенок по тропинке.

Видит: вкусные травинки. Растопыриваем пальчики.

Ам-ам-ам, ам-ам-ам! «Гусенок щиплет пальчики, как травку» -

Никому я их не дам. прихватить поочередно каждый

пальчик прищепкой.

По другой тропинки шел, Упражнение повторяется на другой руке.

Снова травку он нашел!

Ам-ам-ам, ам-ам-ам!

Все гусенок скушал сам.

Массаж «Птички клюют»

Массаж проводится с помощью нетугих пластмассовых прищепок. Поочередно

«кусаем» подушечки пальцев от большого пальца к мизинцу.

Снегири и сорока, и клест и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Музыкальные массажные игры с шишками

Играя с шишками, дети познают окружающий мир, становятся общительнее и

спокойнее. Колючие шишки для массажа дарят силу рукам, гибкость, свободу

движений. Это прекрасный природный стимулятор речи ребенка.

Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они

не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В

дальнейшем используются сухие, колючие шишки.

Педагог предлагает детям корзину, в которой лежат еловые и сосновые шишки.

И задает примерные вопросы: С какого дерева шишка? Какая она по форме?

Какая на ощупь? На что похожа?

Далее педагог показывает и выполняет вместе с детьми круговые движения

шишкой между ладонями.

Такие игры под музыкальное сопровождение дарят детям положительные

эмоции, раскрепощают, помогают созданию сказочного сюжета.

Сказка, о которой пойдет речь в предложенных играх посвящена маленькому

мишутке.

Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут,

Колются не больно,

Малыши довольны.

Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, ведь эти

игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их

незаменимым средством развития и обучения.

3. Дорожка Здоровья

Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие

труднее, чем предупредить, поэтому главное внимание нужно уделять

профилактике данного заболевания. Для профилактики плоскостопия

применяем нестандартное оборудование, изготовленное родителями и

педагогами. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все

виды деятельности, используем разные виды ходьбы. Эти упражнения очень

нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют. И сейчас предлагаю вам

пройти по дорожке здоровья, по которой наши дети ходят босиком.

Педагоги 2-3 раза проходят по выложенным на полу массажным дорожкам.

4. Релаксация

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и

психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы

делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и

умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного

отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на

усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете

сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и

эффективно помочь ему может - релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я

предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствие.

Включается звуки лесного водопада

Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь.

Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете

аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И вот вы слышите необычный звук.

Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами

появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли

воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и

становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше

лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и

продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода

омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы

чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и

обсушит вас… Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные

впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте

глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.

Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы

одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность

воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные

ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья

воспитанников. А главное – всё это доставляет огромное удовольствие.

Спасибо. Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и

полезной.

10 золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению

Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных требований становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспи...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению...

Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлений дошкольников

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в нашей работе. Цель моей работы:Повысить знания о значении физического развития  и закаливания в жизни детей. Ознакомить родителе...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению.

В статье перечислены нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников....

Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников в летний период в старшей группе №2 «Семицветик».

В статье рассмотрены вопросы выявления механизмов и методов, с помощью которых можно организовать оздоровление детей в летний период , помогло использовать резервы своего организма ждля сохранения и у...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению

Нетрадиционные методы коррекционного воздействия могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий....