Дидактические игры для детей дошкольного возраста
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей дошкольного возраста по
формированию
здорового образа жизни
№1 Тема: «Ребенок и здоровье» | №2 Тема: «Ребенок и здоровье» | ||||||||||||
Кому что нужно | Разложи картинки по порядку | ||||||||||||
Цель: закрепить знания детей о | Цель: систематизировать представления | ||||||||||||
предметах, необходимых для работы | детей о здоровье и здоровом образе | ||||||||||||
врачу, повару, продавцу. | жизни, развивать речь, внимание, | ||||||||||||
Материал: круг, поделенный на | память. | ||||||||||||
сектора, в каждом из них картинки с | Материал: | картинки с изображением | |||||||||||
изображением предметов, | необходимых | моментов распорядка дня | |||||||||||
для работы врачу, повару, продавцу, в | Ход игры: воспитатель говорит о том, | ||||||||||||
середине круга стрелки, на них | что волшебник Путаница | перепутал | |||||||||||
изображены врач, повар, продавец. | картинки распорядка дня, и предлагает | ||||||||||||
Ход игры: | воспитатель предлагает | разложить картинки по порядку. | |||||||||||
ребёнку найти предмет, | необходимый | Воспитатель | подводит | итог | |||||||||
для работы врачу (повару, продавцу). | высказываниям детей. | ||||||||||||
Каждое утром, чтобы быть здоровым, | |||||||||||||
мы начинаем с зарядки. | |||||||||||||
Чтобы расти нам сильными, ловкими и | |||||||||||||
смелыми, ежедневно поутру мы зарядку | |||||||||||||
делаем. | |||||||||||||
Воспитатель | предлагает | каждому | |||||||||||
вспомнить своё любимое упражнение, | |||||||||||||
показать и всем вместе выполнить его. | |||||||||||||
№3 Тема: «Ребенок и здоровье» | №4 Тема: «Ребенок и здоровье» | ||||||||||||
Оденем куклу на прогулку | Что такое хорошо, что такое плохо | ||||||||||||
Цель: закреплять знания детей об | Цель: | познакомить детей с правилами | |||||||||||
одежде, формировать умение детей | личной | гигиены | и | правильным, | |||||||||
одевать | куклу соответственно сезону | бережным | отношением | ксвоему | |||||||||
года, | погоде, | систематизировать | здоровью; развивать у детей речь, | ||||||||||
представления детей о здоровье, | внимание, память. | ||||||||||||
развивать у детей внимание, память, | Материал: поля, разделённые на | ||||||||||||
логическое мышление. | квадраты, в центре поля негативная и | ||||||||||||
Материал: | бумажная | кукла | с | позитивнаякартинка,картинкис | |||||||||
различной одеждой | различными ситуациями. | ||||||||||||
Ход игры: | воспитатель говорит, | что | Ход игры: | ||||||||||
кукла собирается на прогулку, но не | 1-ый вариант детям раздаются поля, в | ||||||||||||
знает, что ей одеть, сейчас зима и на | центре поля изображена негативная или | ||||||||||||
улице очень холодно (различные | позитивная картинка. Детям | ||||||||||||
ситуации). | предлагается поиграть в лото, показывая | ||||||||||||
Дети «одевают» куклу и объясняют | и сопровождая свои действия | ||||||||||||
свой выбор. | объяснениями – «что такое хорошо и что | ||||||||||||
такое плохо» | |||||||||||||
2-ой вариант. Показ | картинок можно | ||||||||||||
сопровождать | двигательной | ||||||||||||
активностью детей. Например, на | |||||||||||||
позитивные | картинке | дети | реагируют | ||||||||||
прыжками, а при показе негативной | |||||||||||||
картинке садятся на пол. | |||||||||||||
№5 Тема: «Ребенок и здоровье» | ___________________________________ | ||||||||||||
№6 Тема: «Полезные продукты» | |||||||||||||
Азбука здоровья | |||||||||||||
Чудесный мешочек | |||||||||||||
Цель: систематизировать | |||||||||||||
представления детей о здоровье и | Цель: уточнить названия фруктов, | ||||||||||||
здоровом образе жизни, развивать речь, | овощей, формировать умения | ||||||||||||
внимание, память. | определять их на ощупь, называть и | ||||||||||||
Материал: иллюстрации | описывать. | ||||||||||||
Ход игры: играют от 1 до … человек. | Материал: мешочек, муляжи овощей, | ||||||||||||
Воспитатель называет правило, а | фруктов | ||||||||||||
ребёнок находит карточку – | Ход игры: воспитатель показывает | ||||||||||||
иллюстрацию этого правила. Или | группе «чудесный мешочек» с муляжами | ||||||||||||
воспитатель показывает карточку, | овощей, фруктов и предлагает детям | ||||||||||||
ребёнок говорит, что нужно делать в | узнать, что находится в «чудесном | ||||||||||||
данной ситуации. | мешочке». Ребёнок опускает руку в | ||||||||||||
«чудесный мешочек» и на ощупь | |||||||||||||
2 |
определяет его, затем достаёт и | |
описывает по схеме. Воспитатель даёт | |
образец описания овощей, фруктов. | |
- У меня помидор, он красный, круглый, | |
гладкий. А у тебя? | |
Если дети затрудняются ответить, | |
воспитатель задаёт наводящие вопросы: | |
какой формы? Какого цвета? Какой на | |
ощупь? | |
Дети складывают все овощи, фрукты на | |
поднос. | |
№7 Тема: «Полезные продукты» | №8 Тема: «Полезные продукты» |
Угадай на вкус | Узнай и назови овощи |
Цель: уточнить названия фруктов, | |
овощей, формировать умения | Цель: закрепить названия фруктов, |
определять их на вкус, называть и | овощей, формировать умения узнавать |
описывать. | их по описанию воспитателя |
Материал: тарелка с нарезанными | Ход игры: воспитатель описывает |
овощами, фруктами | какой-либо овощ (фрукт), а дети |
Ход игры: воспитатель вносит | должны назвать этот овощ (фрукт). |
тарелку с нарезанными овощами, | |
фруктами, предлагает детям | |
попробовать кусочек какого-то овоща, | |
фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», | |
«Какой на вкус?», «Кислый, как что?», | |
«Сладкий, как что?» | |
№9 Тема: «Полезные продукты» | №10 Тема: «Полезные продукты» |
Полезные и вредные продукты | Узнай на вкус |
Цель: систематизировать | Цель: закреплять знания об овощах и |
представления детей о вредных и | фруктах, умение определять их по вкусу. |
полезных продуктах, упражнять в | Материал: тарелка с нарезанными |
умении их дифференцировать, | овощами, фруктами |
формировать потребность заботиться о | Ход игры: воспитатель вносит тарелку с |
своём здоровье | нарезанными овощами, фруктами, |
Материал: картинки с изображением | предлагает детям попробовать кусочек |
различных продуктов, два обруча | какого-то овоща, фрукта и задаёт |
Ход игры: для того чтобы быть | вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?» |
здоровым, нужно правильно питаться. | |
Сейчас мы узнаем, известно ли вам, | |
3 |
какие продукты полезны. | |
Воспитатель предлагает детям картинки | |
по двум обручам. В один обруч дети | |
отбирают полезные продукты и | |
объясняют свой выбор, во второй – | |
продукты, которые вредны для | |
здоровья. | |
№11 Тема: «Полезные продукты» | №12 Тема: «Личная гигиена» |
Назови правильно | Вымоем куклу |
Цель: уточнить знания детей об овощах | |
и фруктах, их качества (цвет, форма, | Цель: закреплять знания о предметах |
вкус, запах), закреплять умение | личной гигиены для мытья и умывания, |
узнавать их по картинке и давать | последовательность действий, |
краткое | способствовать формированию |
описание. | привычки к опрятности. |
Материал: картинки с изображением | Материал: различные предметы и |
овощей, фруктов | предметы личной гигиены для мытья и |
Ход игры: воспитатель предлагает | умывания, куклы. |
ребёнку выбрать картинку с овощем, | Ход игры: играют 2 человека. Сначала |
фруктом и описать его. | им предлагается из множества |
- У меня помидор, он красный, | предметов выбрать те, которые |
круглый, сладкий. А у тебя? | «помогают» вымыть (умыть) куклу. А |
Если дети затрудняются ответить, | затем моют её. Выигрывает тот, кто |
воспитатель задаёт наводящие | правильно отберёт предметы личной |
вопросы: какой формы? Какого | гигиены и правильно |
цвета? Какой на вкус? Какой по запаху? | последовательно вымоет (умоет) куклу. |
__________________________________ | |
№13 Тема: «Личная гигиена» | №14 Тема: «Личная гигиена» |
Таня простудилась | Подбери картинки |
Цель: способствовать формированию | Цель: уточнить представления детей о |
навыка пользования носовым платком, | предметах личной гигиены, |
закреплять знание о том, что при | формировать навыки здорового образа |
чихании и кашле нужно прикрывать рот | жизни |
носовым платком, а е с ли к то - т о | Материал: картинки различных |
находится рядом, отворачиваться | предметов, картинки с изображением |
Материал: носовой платок | предметов личной гигиены |
Ход игры: воспитатель спрашивает: | Ход игры: воспитатель просит выбрать |
зачем людям нужен носовой платок? | только картинки с изображением |
И затем предлагает детям различные | предметов, помогающих ухаживать за |
ситуации, которые проигрываются | телом (лицом, зубами, волосами) |
вместе с малышами: | |
4 |
- Что нужно сделать, если ты хочешь | |
чихнуть? И т.д. | |
№15 Тема: «Личная гигиена» | №16 Тема: «Личная гигиена» |
Правила гигиены | Сделаем куклам разные прически |
Цель: закреплять культурно- | Цель: закреплять навыки ухода за |
гигиенические навыки (умывание, | волосами, уточнить названия |
одевание, чистка зубов, причёсывание, | необходимых для этого предметов, |
купание), формировать умения | формировать понятие «опрятный |
показывать эти движения при помощи | внешний вид» |
мимики и жеста и отгадывать по показу. | Материал: куклы, расчёски, заколки. |
Ход игры: Воспитатель просит детей | Ход игры: воспитатель предлагает детям |
при помощи мимики и жестов показать, | причесать кукол. |
как они умываются (одеваются, чистят | |
зубы и т.д.), соблюдая | |
последовательность выполнения | |
данных навыков. Или воспитатель | |
показывает при помощи мимики и | |
жестов, что он делает, а дети | |
отгадывают. | |
№17 Тема: «Тело человека» | №18 Тема: «Тело человека» |
Угадай по запаху | Игра с микрофоном |
Цель: формировать представления о | Цель: систематизировать представления |
помощнике человека (нос), развивать | детей о частях тела, развивать речь, |
навыки исследования предметов с | воспитывать умение слушать друг друга |
помощью соответствующего органа | Материал: микрофон |
чувств | Ход игры: воспитатель начинает |
Материал: баночки с различными | предложение, а ребёнок продолжает его, |
запахами (ваниль, апельсин, мыло …) | говоря в микрофон. |
Ход игры: воспитатель предлагает | Я – голова, я умею … думать, но не |
детям понюхать баночки с различными | умею говорить. |
запахами и спрашивает: | Я – нога, я умею … ходить, но не |
- Что помогло вам почувствовать этот | умею рисовать. |
запах? | Я – рука, я умею … рисовать, но не |
– Где можно почувствовать такой | умею слушать … и т.д. |
запах? | |
5 |
№19 Тема: «Тело человека» | №20 Тема: «Тело человека» |
Ты – моя частичка | Кто я такой? |
Цель: систематизировать | Цель: упражнять детей в умении |
представления детей о частях тела, | правильно называть части тела |
развивать речь, внимание, память. | человека, умении различать девочек и |
Материал: мяч | мальчиков. |
Ход игры: воспитатель бросает мяч | Материал: картинки с изображением |
каждому ребёнку, задавая вопрос. | мальчика и девочки, карточки-накладки. |
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? | Ход игры: воспитатель называет какую- |
(глаза, бровь, нос и т.д.) | либо часть тела, ребёнок находит её |
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? | среди карточек и кладёт её на картинку. |
(волосы, уши …) | Или воспитатель показывает карточку, |
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты | ребёнок называет нарисованную часть |
кто? (спина, живот ...) | тела и кладёт на картинку. |
№21 Тема: «Тело человека» | №22 Тема: «Тело человека» |
Запомни движение | Посылка от обезьянки |
Цель: упражнять в умении | Цель: продолжать формировать |
осознавать, запоминать и | представление о своем |
воспроизводить показанные | организме; закрепить знания о |
движения, развивать зрительно - | том, что предметы можно узнать |
моторную память, внимание. | по внешнему виду, запаху, вкусу, |
Ход игры: воспитатель или ребёнок | на ощупь; упражнять в |
показывает движения. Дети | определении фруктов по вкусу и |
должны их запомнить и | запаху. |
воспроизвести. | Материал: посылка с овощами, |
фруктами | |
Ход игры: играют 4 человека. | |
Воспитатель говорит, что пришла | |
6 |
посылка от обезьянки, в ней может | |
быть или овощ, или фрукт. Предлагает | |
детям узнать, что за овощ или фрукт | |
находится в посылке. Одну ребёнку | |
предлагается опустить руку в посылку | |
и на ощупь определить её содержимое. | |
Другому – попробовать кусочек и | |
определить по вкусу, третьему | |
предлагается определить по запаху, а | |
четвёртому воспитатель описывает | |
этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, | |
кто угадает. | |
№23 Тема: «Тело человека» | №24 Тема: «Ребенок на улицах |
города» | |
Угадай по звуку | |
О чем говорит светофор | |
Цель: формировать представления о | |
помощнике человека (уши), развивать | Цель: закреплять знания о |
навыки исследования предметов с | значении цветов светофора и |
помощью соответствующего органа | правила поведения на улице. |
чувств | Материал: цветные картонные |
Материал: музыкальные | кружки (красные, жёлтые и зелёные), |
инструменты | макет светофора. |
Ход игры: воспитатель за ширмой | Ход игры: воспитатель раздаёт детям |
издаёт звуки на различных | кружки красного, жёлтого и зелёного |
музыкальных инструментах, дети | цвета. Последовательно |
угадывают их | «переключают» светофор, а дети |
- Что помогло вам услышать разные | показывают соответствующие кружки |
звуки? | и объясняют, что означает каждый |
сигнал. Выигрывает тот, кто | |
правильно покажет все кружки и | |
расскажет о назначении цветов. |
7
№25 Тема: «Врачи - наши | №26 Тема: «Опасные предметы» |
помощники» | |
Источники опасности | |
Если кто-то заболел | Цель: закрепить знания о предметах, |
которые могут быть объектами | |
Цель: закрепить знание о том, что при | возникновения опасности, |
серьёзной травме необходимо вызвать | формировать умения выбирать |
врача «скорой помощи», позвонив по | картинки предметов по описанной |
номеру «103», поупражнять в вызове | ситуации, воспитывать чувство |
врача | товарищества |
Материал: телефон | Правило: не толкаться, не отбирать |
Ход игры: Если мы сами не можем | предметы друг у друга. |
справиться с ситуацией, то мы | Материал: макет или игровой уголок |
вызываем врача, скорую помощь. | с предметами домашнего обихода, |
Детям предлагается вызвать врача на | призы (фишки или картинки) |
дом. Сначала набираем номер | Ход игры: воспитатель |
телефона и называем по порядку: | отворачивается, а дети за это время |
фамилия, имя —> адрес —> возраст | должны взять на макете или в игровом |
—> жалобы | уголке те предметы, которые, по их |
мнению, могут быть опасны. Затем | |
каждый объясняет свой выбор. Ответы | |
поощряются призами. | |
№27 Тема: «Опасные предметы» | №28 Тема: «Опасные предметы» |
Игра - дело серьёзное | Сто бед |
Цель: упражнять детей в выборе | Цель: закрепить представления об |
безопасных предметов для игр по | опасных ситуациях в быту, о |
картинкам, закреплять знания о том, | правильных действиях в конкретных |
какими предметами можно играть. | ситуациях; развивать внимание; |
Материал: картинки с изображением | воспитывать сочувственное отношение |
различных предметов (опасных и | к пострадавшему |
неопасных), два обруча | Материал: картинки с изображением |
Ход игры: Воспитатель предлагает | детей в опасной ситуации |
детям разложить картинки по двум | Ход игры: несколько картинок лежат |
обручам. В один обруч дети отбирают | на столе изображением вниз. Ребёнок |
картинки с изображением предметов, с | выбирает любую, рассматривает и |
которыми можно играть, во второй – | рассказывает: что на ней изображено, |
картинки с изображением предметов, с | почему такое случилось с ребенком, |
которыми нельзя играть, и объясняют | что он сделал неправильно, что теперь |
свой выбор. | делать ребёнку. |
_________________________________ | _________________________________ |
№29 Тема: «Опасные предметы» | №30 Тема: «Опасные предметы» |
8 |
Мы – спасатели | Что мы знаем о вещах |
Цель: закрепить представления об | Цель: расширять представления детей |
опасных ситуациях в быту, о | о правилах безопасного поведения в |
правильных действиях в конкретных | быту; развивать внимание, память; |
ситуациях; развивать внимание; | воспитывать чувство сотрудничества |
воспитывать сочувственное | Материал: карточки с изображением |
отношение к пострадавшему. | пореза, ожога, ушиба руки и пожара, |
Материал: картинки, на которых | картинки с изображением различных, |
изображены дети в конкретных | бытовых предметов. |
опасных ситуациях, набор карточек с | Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 |
изображением тех действий, которые | детей, каждый из них берёт себе по |
необходимо выполнить в той или иной | картинке с изображением «травмы». |
ситуации. | Воспитатель поочередно поднимает |
Ход игры: воспитатель на стол кладёт | картинку с изображением предмета. |
картинку с изображением опасной | Участники должны догадаться, к какой |
ситуации, ребёнок рассматривает её и | травме может привести неправильное |
из всех карточек с изображением | обращение с этим предметом, |
действий выбирает две правильные, | соотнести со своей карточкой и взять |
последовательно раскладывает их. | картинку. При отборе ребёнок должен |
объяснить, чем опасен тот или иной | |
предмет, рассказать правила общения с | |
ними. | |
№31 Тема: «Опасности вокруг нас» | №32 Тема: «Опасные предметы» |
На прогулке | Так или не так |
Цель: формировать умение детей | |
Цель: закреплять знания о правильном | отличать опасные для жизни ситуации |
поведении и общении с животными, | от неопасных; развивать внимание; |
соотносить изображенное на | воспитывать желание соблюдать |
картинках с правильными и | правила безопасности. |
неправильными | Материал: 2 карточки – с красным и с |
действиями при встрече с животными | зелёным кружком, |
Материал: иллюстрации, 2 обруча | картинки с изображением опасных и |
Ход игры: несколько картинок лежат | безопасных действий детей; |
на столе изображением вниз. Ребёнок | Правила: под красную карточку |
выбирает любую, рассматривает и | (кружок) положить картинки с |
рассказывает: что на ней изображено, | изображением опасных для жизни |
правильно или неправильно здесь | ребёнка ситуаций, под зелёную – |
поступает ребёнок. | неопасных (разрешённых). |
Или в один обруч положить картинки | Варианты: индивидуально с |
с изображением правильных действий | воспитателем; |
при встрече с животными, а в другой – | несколько детей по очереди, объясняя |
неправильными действиями | свой выбор. |
9 |
№33 Тема: «Опасности вокруг нас»
Что где растёт
Цель: закрепить знания о том, где
растут лекарственные растения
Материал: мяч
Ход игры: воспитатель бросает мяч
каждому ребёнку, задавая вопрос:
- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
- Где растёт ромашка? и т.д.
№34 Тема: «Опасности вокруг нас»
Определи растение по запаху
Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
Где можно почувствовать такой запах?
10
№35 Тема: «Опасности вокруг нас»
Если малыш поранился
Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)
№36 Тема: «Опасности вокруг нас»
По грибы
Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для детей дошкольного возраста.
Основные функции дидактической игры.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и фор...

«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста».
Цель и задачи музыкальной игры, Важные аспекты, Группы, формы игр....

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Веселые картинки»
Цель: закрепление навыка правильного произношения звуков в речи. Задачи:Ø автоматизация звука в словах;Ø развитие фонематических процессов;Ø развитие мелкой мо...

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста "Машина каша"
Цель игры: практическое освоение навыка словообразования имен прилагательных от имен существительных. Активизация словарного запаса.Ход игры: Маша хочет сварить кашу для мишки. Взрослый предлагает реб...
Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста
Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...