Здоровье сбережение детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (старшая группа)

Савельева Анастасия Сергеевна

 Аннотация: статья раскрывает важность работы, направленной на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorove_sberezhenie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Здоровье сбережение детей дошкольного возраста

                           Савельева Анастасия Сергеевна – воспитатель

                                                        МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик»

 Аннотация: статья раскрывает важность работы, направленной на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии.

 Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Назрела необходимость собственных изменений.

               Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.  Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка  на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».                                            

               Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

               Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

              Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений , навыков по здоровому образу жизни.

             Здоровьесберегающие педагогические  технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.

               В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих  педагогических технологий зависит от основной образовательной программы, реализуемой в ДОО, от конкретных условий в ДОО , от профессиональной компетентности  педагогов, от показателей здоровья детей и др.

               Существует следующая классификация здоровьесберегающих технологий (применительно к ДОУ):

- медико- профилактические (обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованием  и нормами, с использованием медицинских средств – технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды вДОУ);

- физкультурно- оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – технология развития физических качеств, закаливание, дыхательной гимнастики и др.);

-обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое  и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ)

-образовательные (воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-оринтированого воспитания и обучения);

-обучения здоровому образу жизни (технологии  использования физкультурных занятий, комуникативныеигры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия,  психогимнастики и др.).

               К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно- развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных  и методологических средств,  используемых для достижения педагогических целей.

               Я работаю на разновозрастной группе. Возраст детей: 5-7 лет.  В группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей ,  основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Технологии сохранения  и стимулирования здоровья:

Ритмопластику провожу 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.  Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.

Динамические паузы провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры провожу ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.  С этой целью в своей работе  я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Провожу в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей  определяется интенсивность технологии. Использую для работы спокойную классическаую музыку (Чайковский, Рахманинов, Шопена) ,   звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика провожу ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Провожу в любой удобный отрезок времени.

Гимнастику для глаз провожу ежедневно  в любое свободное время  в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал, показ педагога.

Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящую  гимнастику провожу ежедневно после дневного сна 7-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей  изготовила массажные коврики . Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни ребенка, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

                Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая  порог « взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.                                                                

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утреннюю гимнастику провожу ежедневно 10-12 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия провожу 3 раза в неделю по 25-30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ  (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Азбука здоровья».Занятия провожу 1 раз в неделю в форме кружковой работы. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.                                                      

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает  кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.                        

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).  При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более  раскованно,  чем на физкультурном занятии, и это  позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются  те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.  Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.                                                                                                                               На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

                Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

                Сказкотерапию использую для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы-  основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.                                                                                                                                      

                Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.                                                                                                                      

                Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью могу сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

                Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Роль семьи в физическом воспитании ребенка», «О здоровье детей», «Игры с движениями» ,«Движение - основа здоровья» , «Формирование правильной осанки», «Зимние игры с ребенком», «Зимнее приключение», «Приобщение детей к здоровому образу жизни» и т.д.).            

                Таким образом, проводимая мною физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

                Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. . У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт.  повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка.

                     

Список использованной литературы


1.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград:  Учитель,2008.
2. Крылова Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .
3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель,  2009 .
4. Горбатенко О.Ф.,  Кадраильская Т.А.,  Попова Г.П.   Физкультурно-оздоровительная работа. -  Волгоград: Учитель, 2007 .
5.  Арсеневская О.Н.  Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009 .
6. Тарасова Т.А., Власова Л.С.  Я и мое здоровье. -  М.: Школьная Пресса,  2008 .                                                                                                                                                                                                       7.   Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.:     Т.Ц. Сфера, 2005 .                                                                                                                                                                                              8.   Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 .                                                                                                                                                                                          9.   Павлова М.А., Лысогорская  М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .

10. Интернет – ресурс .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей. На тему "Физкультминутки как фактор здоровье- сбережения детей дошкольного возраста"

Информация для родителей   «Факторы здоровье-сбережения в ДОУ и семье»                              ...

Доклад на семинаре «Организация работы по здоровье-сбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 06.10. 2016 г.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...

Плавание в детском саду, как средство здоровье сбережение детей дошкольного возраста

Плавание не только полезно для оздоровления и физического развития ребенка, оно помогает детям укрепить здоровье, помогает обрести стройную фигуру, развивает важные качества, как упорство,смелость, фо...

Советы родителям по здоровье сбережению детей дошкольного возраста

Советы родителям по здоровье сбережению детей дошкольного возрастаСовет 1: Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма. Не только рассказывайте ему, что ...

Памятки для родителей по здоровье сбережению детей в возрасте 3 – 4 года.

Памятки для родителей по здоровье сбережению детей в возрасте 3 – 4 года. Оздоровительные упражнения для детей...