"Современные здоровьесберегающие технологии"
консультация
Консультация для воспитателе детского сада "Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 57
Аттестационная работа
«Современные здоровье сберегающие технологии»
ВОСПИТАТЕЛЬ МАДОУ
д/c № 57
Аревкова Олеся Александровна
2013 г.
Здоровье сберегающие технологии.
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее раз витие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохране нии и укреплении здоровья. Существует разнообразные формы и виды деятельности, направлен ные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоя щее время общее название «здоровье сберегающие технологии» .
Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реа лизации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенст вованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегаю щим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической систе мы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здоро вого образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Существует десять золотых правил здоровье сбережения:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровье сберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Существуют следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у де тей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется пра вильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической наг рузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой ги мнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительн ых и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеу тверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмо ции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слыша ть своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность техноло гии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), зву ки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент иг ры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кро вообращение, воображение , быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми про блемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА
Хочу привести пример использования во время непосредственной образовательной деятельнос ти (занятие по математике) следующие здоровьесберегающие технологии:
В начале занятия использую элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодри ть или успокоить, в зависимости от психического и физического состояния детей перед заняти ем).
Песенка с самомассажем головы "Доброе утро!"
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день, будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щечки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрем ладошки, сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем , смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем, здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого воз раста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособн ости. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачи ваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом.
Малейшие признаки поведения детей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!
Физминутка снимает нап ряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключает внимание с одной деятель ности на другую, успокаивает нервную системуи восстанавливает работоспособность детей.
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образо вательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.
«Один, два, три, четыре, пять, шесть»
Один – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Физминутку, как правило, провожу примерно в середине непосредственной образовате льной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий, иногда в сопровождении музыки.
Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступ ны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
В своей работе я разучиваю новые физминутки - разминки не более четырех в месяц, ста раюсь делать это во время прогулок, чтобы во время непосредственной образовательной деяте льности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.
Если во время непосредственной образовательной деятельности требуется работа в тет радях, то в начале провожу пальчиковую гимнастику.
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Пальчиковая гимнастика развивает двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму).Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Активно использую задания с использованием счетных палочек, счетные палочки также как пальчиковая гимнастика развивают двигательные способности пальцев рук.
Ежедневное включение здоровье сберегающих технологий в непосредсвенную образовате льную деятельность делает занятия более привлекательными, снимает возможные негатив ные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка с педаго гом, поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.
В последнее время в своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникативных технологий, потому что поддерживаю точку зрения, что это одно из самых значимых направлений в современном подходе в дошкольном образовании.
Использование музыкального сопровождения, видеозаписей на занятиях создает положительно- эмоциональный настрой на работу, наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Занятия в детском саду должны быть яркими, эмоциональными, с использованием звуко вых записей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными воз можностями. Это и приводит к необходимости использования компьютера на занятиях, делая при этом процесс обучения более интересным. При этом компьютер только дополняет воспита теля, а не заменяет его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Современные здоровьесберегающие технологии
Консультация для воспитателей. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования ...
Современные здоровьесберегающие технологии. Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий .Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения.
Некоторые формы проведения физкультурных занятий. Активный отдых-что это?...
«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...