ПРОЕКТ «Здоровая семья- здоровый ребенок»
методическая разработка (старшая группа)
Цель: создание условий для детей и их семей в совместной деятельности в вопросах физического воспитания и использования здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни для формирования основ здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2022-_2023.docx | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт
«Быдсяма челядьӧс 8 № - а видзанiн» школаӧдз велӧдан Выльгорт сиктса муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение
ТЕМА ПРОЕКТА
«Здоровая семья- здоровый ребенок»
Составитель:
воспитатель
Титова Светлана
Васильевна
с. Выльгорт
Актуальность темы моего проекта объясняется тем, что семья — первая ступенька к здоровью. Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.
Формирование здорового образа жизни детей – задача совместная и дошкольного учреждения и семьи. ЗОЖ – «избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, физического развития детей, для их здоровья на будущее. Многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно, на первом месте – личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.
Что такое здоровая семья? Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура.
Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, актуальные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте».
Аннотация проекта
Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Паспорт проекта.
Вид: познавательно- игровой, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2022-2023 учебный год.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, физрук, медсестра, повар, библиотекарь.
Цель проекта: создание условий для детей и их семей в совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания и использования здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи (для педагога):
- Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях.
- Оказание помощи родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;
- Разработка методических рекомендаций для родителей по вопросам закаливания и оздоровления детей.
- Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
- Разработка интерактивных форм и методов взаимодействия детского сада и семьи по охране укреплению здоровья детей.
- Способствование созданию оптимального режима дня обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие в семьях.
Задачи (для воспитанников):
образовательные:
- формирование представлений о здоровом образе жизни.
- расширение и закрепление знаний и навыков по вопросам гигиенической культуры.
развивающие:
- развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников;
- развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей.
воспитательные:
- воспитание культурно-гигиенических навыков, привычки и потребности в здоровом образе жизни
- формирование представлений о правилах личной гигиены.
патриотическое направление:
- воспитывать интерес к отечественным традициям, социокультурным ценностям и к спортивным достижениям нашей страны.
- воспитывать любовь к чувству гражданственности и патриотизма.
социальное направление: укрепить связи между детским садом и семьёй, способствовать изменению позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
познавательное направление:
- воспитывать любознательность, интерес к гигиенической культуре; соматическому здоровью;
- расширять представления детей знаний о ЗОЖ.
- активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
этико-эстетическое: формировать
трудовое: формировать трудовые навыки при организованной продуктивной деятельности в рамках темы проекта;
физическое и оздоровительное: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма. Вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям.
Предполагаемые результаты:
Полученный результат реализации проекта:
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. Получение детьми знаний о ЗОЖ. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия; Сформированность гигиенической культуры; Улучшение соматических показателей здоровья.
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
2. Сформированность гигиенической культуры;
3. Улучшение соматических показателей здоровья; снижение уровня заболеваемости
4. Желание придерживаться здорового образа жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
Родители имеют представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми. Осознанно выбирают здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей.
Испытывают потребность в постоянной совместной двигательной деятельности с детьми.
Проявляют интерес к жизни детского сада и физкультурно-оздоровительной грамотности.
Получают необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей:
- через оформление различных стендов;
- организацию специальной передвижной выставки;
и в устной форме:
- через индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
Для педагогов:
Разработан план мероприятий по проекту «Здоровый ребёнок- здоровая семья»
Создана предметно – развивающая среда по данной проблеме в группе;
Подобран наглядный информационный материал;
Используются оздоровительные технологии, современные формы и новые методы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Реализация проекта
В силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, развития двигательных навыков.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья детей.
Функции родителей в организации физического воспитания детей:
Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:
- создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
- контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
- непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях семейных команд.
Принципы реализации проекта:
- принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками);
- принцип активности и сознательности (участие всех родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей);
- принцип комплексности и интегративности (решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса всех видов деятельности);
- принцип результативности и гарантированности (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей);
- принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
- принцип индивидуальности (обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки);
- принцип цикличности и систематичности (постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности);
- принцип оздоровительный (обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности);
- принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка).
Организация среды:
- комплектация физкультурного оборудования в группе и прогулочной площадке: гимнастическая стенка, гимнастический уголок, гимнастические скамейки и доски, кубы, навесные лестницы и канаты, дуги разной высоты.
- пособия для проведения ОРУ и ОВД: гимнастические палки, флажки, платочки, веревки, кубики, султанчики, набивные мячи, кегли, кольца, мячи резиновые (разных размеров), мячи массажные, обручи (разного диаметра).
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.
Продукт проектной деятельности:
Продукт проектной деятельности: Тематический план недели здоровья; Подборка дидактических игр;
Сценарий спортивного – развлекательного мероприятия «Наше здоровье- в наших руках»;
Информационный материал в родительском уголке «Здоровый ребёнок»;
Презентация проекта
Полученный результат реализации проекта: Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. Получение детьми знаний о ЗОЖ. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия; Сформированность гигиенической культуры; Улучшение соматических показателей здоровья;
План реализации проекта:
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
- подбор материала, иллюстраций;
- наглядная информация для родителей;
- сбор информации о ЗОЖ из разных источников;
- подбор методической и художественной литературы;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- составление тематического планирования.
Основной этап.
Работа с детьми:
Рассматривание атрибутов в физическом уголке группы
Беседы
Чтение художественной литературы
Дидактические игры
Просмотр презентации
выставка , конструирование
Подвижные игры
Рисование
Рассматривание иллюстраций аппликация
Лепка
Игра-инсценировка
Сюжетно-ролевая игра
Театрализованная игра
Игра – хоровод
Работа с родителями.
Информационная папка
Консультация
Мастер – класс
Завершающий этап:
Мини – музей
Развлечение
Отчёт о выполнении работы по проекту:
Месяц сентябрь
Работа с детьми:
Дидактическая игра «Здоровый ребенок»
Беседа «Как устроено тело человека»
Чтение: В. Суслов «Про Юру и физкультуру»
Б. Заходер «Гимнастика для головастика»
А. Павлова «Весёлая зарядка»
А. Бах «Надо спортом заниматься»
А. Барто «Девочка чумазая»
Рассматривание атрибутов в физическом уголке группы
Продуктивная деятельность: рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»
Работа с родителями:
Родительское собрание «Мы рады приветствовать вас в нашей группе»
Задачи обучения и воспитания на 2022-2023г», знакомство родителей с темой проекта.
Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни вашего ребенка»
Информационная папка «Здоровый образ жизни ваших детей»
Месяц октябрь:
Работа с детьми:
Просмотр презентации «Здоровый образ жизни» инструктор по физической культуре Булышева А. С., воспитатель Титова С. В.
Беседа на тему: «Режим дня»
Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)»
Дидактическая игра «Чистоплотные дети»
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Чтение: В. Коростылёв «Королева Зубная щётка»
Ю. Тувим «Письмо к детям по одному важному делу»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Работа с родителями:
Информационная папка «Режим дня дошкольника»
Информационная папка «Здоровое питание для дошкольников»
Спортивная эстафета «Папа, мама, я- спортивная семья»
Месяц ноябрь:
Работа с детьми:
Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто – чисто;
Беседа «Полезные и вредные привычки»
Дидактическая игра «Кто больше назовёт полезных продуктов питания»
Подвижная игра «Передай – встань»
НОД по продуктивной деятельности «…».
Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»
А. Кузнецова «Кто умеет?»
Н. Найдёнова «Наши полотенца»
М. Аким «Мыло»
Продуктивная деятельность:
Открытое мероприятие по здроровьезбережению на прогулках «Мы не просто так гуляем, мы здоровье укрепляем»
Работа с родителями:
Информационная папка «Здоровый образ жизни в семье»
Квест игра для детей и родителей «В поисках здоровьесберегающей игрушки»
логопед Казаринова А. Л, воспитатель Титова С.В.
Месяц декабрь:
Работа с детьми:
Разучивание стихов, загадок, потешек.
Сюжетно – ролевая игра «Физкультурное занятие»
Беседа «Виды спорта»
Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».
Чтение: Э.Мошковская «Песенка моих часов»
Т. Варламова «Мой день»
С. Олексяк «Распорядок дня»
Э. Успенский «Зарядка»
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Спортивный досуг «Наше здоровье- в наших руках»
Рассматривание презентации «Зимние виды спорта»
Продуктивная деятельность: Изготовление альбома о различных видах спорта
Работа с родителями:
Информационная папка «Зачем ребенку физкультура»
Мастер -класс «Логоритмические игры» музыкальный руководитель Бутарина Е. М., воспитатель Титова С. В. (перенесли на январь месяц)
Месяц январь:
Работа с детьми:
Беседа «Личная гигиена»
Дидактическая игра «Вредно – полезно».
Подвижная игра «Два мороза»
Чтение: Загадки о спорте
С.Михалков «Прививка», «Грипп», «Ангина», «Тридцать шесть и пять».
Г. Лебедева «Скороя помощь»
К. Авдеенко «Дятел – стоматолог»
Л. Огурцова «Я простужен»
Н. Пинкулева «Бабка Ёжка врачу позвонила»
Е. Успенский «Детский врач»
Участие детей в малых олимпийских играх в нашем детском саду
Работа с родителями:
Информационная папка «Нужна ли утренняя гимнастика детям»
Прогулка с родителями на свежем воздухе стадион Раисы Сметаниной (катание на ватрушках)
Снежные постройки на площадке детского сада (дети и родители)
Месяц февраль:
Работа с детьми:
Рассматривание иллюстраций «Олимпийские чемпионы»
Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».
Подвижная игра «Быстрей по местам»
Чтение: В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании»
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
Сюжетно – ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания»
Встреча с библиотекарем Лилией Сергеевной центральной детской библиотеки им. Михалкова, рассказ о спортсменах РК и их достижениях, о зимних и летних видах спорта, эстафета «Мы спортсмены»
Работа с родителями:
«Сильным, смелым я расту, быть как папа я хочу!»
Квест игра для детей и родителей «Где найти здоровье?» логопед Казаринова А. Л, воспитатель Титова С.В.
Памятка «Игры для укрепления здоровья детей»
Консультация «Закаливание»
Информационная папка «Формирование ценностного отношения к своему здоровью»
Месяц март:
Работа с детьми:
Беседа «Чистота — залог здоровья»
Дидактическая игра «Азбука здоровья»
Подвижная игра «Охотники и зайцы»
З. Александрова «Большая ложка»
А. Кардашова «За ужином»
Н. Носов «Мишкина каша»
Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»
Встреча с шеф-поваром нашего детского сада Еленой Леонтьевной (рассказ о полезных и вредных продуктах.
Работа с родителями:
Информационная папка ««Дыхательная гимнастика – залог здорового ребёнка»
Месяц апрель:
Работа с детьми:
Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации «…»
Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Чтение: С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять»
Дидактическая игра «Если кто-то заболел»
Дидактическая игра «Скорая помощь»
Подвижная игра «Свободное место»
Рассматривание альбома «Летние виды спорта»
Встреча с медсестрой Еленой Григорьевной ( рассказ о микробах, симптомах заболеваний и что необходимо делать, чтобы быть здоровым)
Работа с родителями:
Информационная папка «
Месяц май:
Работа с детьми:
Беседа «Витамины нам нужны и для всех они важны»
Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Чтение: С. Михалков «Не спать», «Грипп»
Рассматривание картин, иллюстраций рассказов, сказок, фотографий, связанных с
Рисование «…»
Запоминалочка
«Чтобы нам не заболеть»
Работа с родителями:
Подведение итогов проекта на итоговом собрании.
Рекомендации: 10 советов по укреплению физического здоровья детей.
Совет 1. Старайтесь активно учувствовать в оздоровлении своего ребенка, не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучите ребенка строить свой день, чередуя отдух и труд. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон – лучшая профилактика утомления и болезни.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнение физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т.д.)
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться оздоровительными факторами – солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении – жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначение врача. Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том как научить его укреплять свое здоровье. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенок с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не проснулся. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастает. Однако, прежде чем приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр. Особенна, велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, и о других людях. «Как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету» - все это имеет для ребенка большое значение. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания, - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.
Список литературных и интернет источников:
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. –М., 1994,
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005.с.
3.Богарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста - М.: 2004.
4. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.
5. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развиия. –М.;ЛИНКА-ПРЕСС, 2001
6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника – М.: 2008.
7. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Здоровый педагог- здоровые дети- здоровое поколение"
Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен...
Педагогический проект "Крепкая семья - здоровая семья"
В материале описывается проект "Крепкая семья - здоровая семья", реализуемый в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми в 2013-2014 учебном году....
Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.
Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире пр...
Проект "Спортивная семья- здоровая семья"
Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома....
Комплект для организации образовательной проектной деятельности «Здоровое питание – здоровая семья – здоровое поколение»
Развитие и формирование культуры воспитанников всех участников образовательного процесса...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....