Опыт работы «Использование нетрадиционных форм физической культуры с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Курзина Светлана Александровна

Опыт работы по теме:

«Использование нетрадиционных форм

 физической культуры

с детьми дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx88.6 КБ
Файл plan_raboty_s_detmi.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Солнышко»

155040 Ивановская обл, г. Тейково ул. 1-я Комовская, 9 Тел.: 2-22-95

E- mail: mdou8solnishko@mail.ru

Опыт работы по теме:

«Использование нетрадиционных форм

 физической культуры

с детьми дошкольного возраста»

Автор:

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Курзина Светлана Александровна

г. Тейково, 2022

Содержание

Введение

Актуальность

3

Физкультура в жизни дошколят

5

Характеристика нетрадиционных форм физической культуры, используемых с детьми дошкольного возраста

6

Планирование работы с детьми

9

Оценка эффективности работы

10

Организация работы с родителями по физическому воспитанию детей

11

Заключение

17

Список литературы

18

Приложение № 1

Приложение № 2

Введение

  1. Актуальность

Физическое образование ребёнка

есть база для всего остального.

Без правильного применения

гигиены в развитии ребёнка,

без правильно поставленной физкультуры и спорта

мы никогда не получим здорового поколения. 

А. В. Луначарский

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Современное состояние теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста сложилось под влиянием взглядов известных педагогов – исследователей.

Разработкой научных основ физического воспитания активно занимались такие видные ученые как  И.М. Сеченов, Е.А. Аркин, В.В. Гориневский, А.И. Быкова, Н.А. Метлов, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Г.П. Юрко.

В разработке педагогических инноваций значительную роль сыграл К.Д. Ушинский, указывающий на необходимость учитывать возраст детей, их стремления и интересы. Он видел возможности физических упражнений «не только в укреплении тела ..., но и предупреждении болезней, и излечении их».

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт.  Пётр Францевич большое внимание в физическом воспитании уделял подвижным играм.

Идеи П.Ф. Лесгафта продолжил его ученик В.В. Гориневский  - выдающийся деятель спортивной медицины. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. В.В. Гориневский по праву считается основателем постреволюционной системы физического воспитания.

А.И. Быкова разработала методику развития движения ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Она совместно с Н.А. Метловым, М.М. Канторович, Л.И. Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.

Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В. Кенеман. Под ее руководством в 1960 г. была создана методика исполнения сюжетного рассказа, мини-сказки при объяснении новых подвижных игр. Особо следует отметить заслугу А.В. Кенеман в создании учебника "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста", изданного в соавторстве с Д.В. Хухлаевой.  

Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В. Хухлаева.  Ее работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий для дошкольных учреждений стали классикой физического воспитания дошкольников.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и главной проблемой является гипокинезия- пониженная двигательная активность.
Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы.

Исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

В связи с этим все более востребованными становятся такие методы, способы, технологии  работы с воспитанниками, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникает необходимость применения новых форм здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

Цель моей работы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами физической культуры. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

  • способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать профилактике плоскостопия;
  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно – силовые и координационные способности;
  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  • развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
  • развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Практическая значимость опыта. Разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию нетрадиционных форм физической культуры. Для родителей и педагогов ДОУ подготовлены брошюры и  буклеты. Проведены мастер – классы, семинары – практикумы по применению нетрадиционных форм физической культуры с детьми дошкольного возраста.  Для родителей подготовлена и размещена информация на личной странице Социальной сети работников образования - nsportal.ru, по адресу https://nsportal.ru/kurzina-svetlana-aleksandrovna

  1. Физкультура в жизни дошколят

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Таким образом, полноценное физическое развитие дошкольника – это правильное и своевременное формирование умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно – волевых черт личности. Успешное решение  этой задачи возможно лишь при комплексном использовании форм и средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.

  1. Характеристика нетрадиционных форм физической культуры, используемых с детьми дошкольного возраста

Физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма – физкультурные занятия. Однако постоянное использование только традиционной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных форм физического развития.

В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога –непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

 На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею.

Нетрадиционность обучения предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменное главное:

  • на каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;
  • обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
  • содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.  

Использование нетрадиционных методов в работе помогает заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка. В своей практике я использую следующие нетрадиционные формы физического воспитания дошкольников:

  • Оздоровительно-развивающая танцевально – игровая гимнастика «СА – ФИ – Дансе»

Данная гимнастика направленна на всестороннее гармоничное развитие дошкольников и рассчитана на детей  от 3 до 7 лет, и включает следующие разделы:

  • «Игроритмика» – в этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры, которые являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей.
  • «Игрогимнастика» – в этот раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и упражнения на укрепление осанки.
  • «Танцевально – ритмическая гимнастика» – это образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнения для детей различных возрастных групп.
  • «Игропластика» – это методика развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребёнку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
  • «Пальчиковая гимнастика» – это пассивные или активные движения пальцами рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
  • «Игровой самомассаж» -  является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
  • «Музыкально-подвижные игры» - содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
  • «Игры-путешествия» -  включают все виды подвижной деятельности. Данные игры служат основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогают сплотить ребят, дают возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь.
  • «Креативная гимнастика» – это нестандартные упражнения, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим упражнениям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

В своей работе я использую следующие разделы танцевально – игровой гимнастики:

  • «Игроритмика»
  • «Игрогимнастика»      
  • «Танцевально – ритмическая гимнастика»  
  • «Игровой самомассаж»    
  • «Музыкально-подвижные игры»

Используя оздоровительно-развивающую танцевально – игровую гимнастику «СА – ФИ – Дансе» в работе с  дошкольниками, к концу года я стремлюсь к следующим результатам:

Первый год обучения (младшая группа).

  • дети умеют ориентироваться в зале, строиться в шеренгу;
  • умеют выполнять  ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку;
  • овладевают навыками ритмической ходьбы;
  • умеют хлопать и топать в такт музыки;
  • умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).

Второй год обучения (средняя группа).

  • дети знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики;
  • умеют выполнять простейшие построения и перестроения;
  • умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку,
  • умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
  • знают основные танцевальные позиции рук и ног.

Третий год обучения (старшая группа).

  • дети знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами;
  • владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях;
  • владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения;
  • умеют исполнять ритмические  танцы и комплексы упражнений под музыку.

Четвертый год обучения (подготовительная группа).

  • знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;
  • могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр;
  • умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения;
  • умеют исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений этого года обучения.
  • Стретчинг 

Стретчинг - это  комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.

Основные правила стретчинга:

  • Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц.
  • Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.
  • Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.
  • Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основные принципы организации занятий:

  • Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.
  • Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
  • Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
  • Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
  • Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
  • Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.
  • Йога 

Йога - это система физических, духовных и психических упражнений. Проверенная тысячелетним опытом, эта система стала одной из самых популярных и любимых оздоровительных систем во многих странах мира. Наконец йога получила официальное признание и в нашей стране. В марте 1990 года был проведен 1 Всесоюзный семинар-практикум "Нетрадиционные методы оздоровления детей в школе и семье".

Йога – это такой подход к жизни, который предполагает, что наше тело тесно связано с разумом, а ум связан с душой. Хатха-йога – одна из составных частей йоги. Упражнения Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают упражнения и легче их осваивают.

  • Фитбол – гимнастика

Фитбол - гимнастика – одно из новых направлений в физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Фитболы – это координационные мячи. Занятия с мячом - фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и позволяют решать достаточно актуальную для современного дошкольника задачу – формируют правильную осанку. Являясь средством оздоровительно-коррекционной работы, такие мячи оказывают специфическое воздействие на опорно-двигательный и связочно-мышечный аппарат. Фитбол -гимнастика в детском саду, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста, позволяет решать целый комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем дошкольника.

Все эти нетрадиционные формы физического развития могут включаться в классическое физкультурное занятие  (например, занятие по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста с использованием фитбол – мячей), могут быть составными частями утренней гимнастики (например, элементы Хатха – йоги или элементы «Игрогимнастики»), а также могут использоваться в индивидуальной работе с воспитанниками по развитию определенных физических качеств.

Вывод: нетрадиционные физкультурные формы физического воспитания дошкольников, выполняют не только познавательную функцию, где дети узнают о разных техниках и интересных упражнениях, но и помогают педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.

  1. Планирование работы с детьми

 Цель планирования: создание условий для формирования социальной и личностной мотивации воспитанников на здоровый образ жизни, воспитание личностных качеств посредством нетрадиционных форм физической культуры.

Задачи я представила в трёх направлениях: для воспитанников, для педагогов, для родителей.

Задачи для воспитанников:

  • развивать интерес к занятиям физкультурой;
  • воспитывать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость);
  • формировать потребность в ежедневных физических упражнениях;
  • учить элементарным знаниям о своём организме, о роли физических упражнений в жизни, о способах укрепления собственного здоровья.

Задачи для педагогов:

  • разработка профилактических, коррекционных и оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников;
  • осуществлять информационно-просветительскую работу с родителями воспитанников по приобщению детей к занятиям физкультурой;
  • приобщать родителей к активному участию в совместных физкультурных мероприятиях на уровне детского сада и города.

Задачи для родителей:

  • сформировать активную жизненную позицию  для формирования ЗОЖ детей;
  • активное участие в жизнедеятельности ДОУ;
  • повысить семейную компетентность в вопросах физического развития и здоровья.

      Перспективный план работы: «Использование нетрадиционных форм физической культуры  с дошкольниками 5-6 лет» в Приложении № 1

  1. Оценка эффективности работы

Результативность работы по данному направлению определяется посредством мониторинга изменений, проявляющихся в развитии двигательной сферы детей и оценки степени освоения ими определенных упражнений.

Так же для изучения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста я использовала диагностику педагогического процесса Верещагиной Н.В. Динамику результатов физической подготовленности воспитанников можно наглядно увидеть в представленной диаграмме. Если на начало года средний уровень физической подготовленности составлял 26%, уровень выше среднего 59%, высокий – 15%, то промежуточные результаты диагностики, проведенной в январе 2022 года, дают следующий результат - средний уровень физической подготовленности детей  составляет 12%, уровень выше среднего 51%, высокий – 37%.

  1. Организация работы с родителями по физическому воспитанию детей

В наше время современные родители с одной стороны, отдают предпочтение, умственному развитию своих детей, стремясь быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребёнка влияет именно физическая деятельность. С другой же стороны: Несмотря на все обстоятельства, каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка здоровым, сильным и крепким, при этом, никак не влияя своим примером на малоподвижный образ жизни ребёнка, а для ребёнка в свою очередь, как и во все времена, семья – источник опыта, где он находит примеры для подражания, а такого примера нет, или, по - крайней мере, он есть, но в единичных семьях. Получается вот такой замкнутый круг.

Встает вопрос? Нужно ли детскому саду налаживать взаимодействие с семьей в данном направлении? Нужно ли искать новые формы такого взаимодействия? Безусловно, нужно.

Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать проблемы «всем миром»: детский сад, семья, общество.

Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги) для которого характерно содействие друг другу.

Цель взаимодействия детского сада и семьи - содействие повышению двигательной активности и общего физического развития детей через организацию целенаправленной совместной деятельности ДОУ и семьи.

Приоритетными задачами в работе с семьёй являются:

  • повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам физического развития детей, я  использую следующие формы работы: наглядная информация на стенде в приемной комнате, папки передвижки, консультации специалистов. В практической деятельности применяю следующие виды взаимодействия:

  • индивидуальные – беседы, консультации;
  • коллективные – родительские собрания, круглые столы, деловые игры, семинары – практикумы, открытые физкультурные занятия;
  • физкультурные досуги.

Благодаря папкам-передвижкам, стендам, методической литературе родители получают исчерпывающую информацию по различным вопросам, например: как осуществляется закаливание, какие необходимо применять физические упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, как руководить подвижными играми и т. д.

Просмотр родителями открытых занятий по физической культуре, спортивных досугов, а также активное участие родителей в совместных с детьми физкультурных праздниках и развлечениях дает свои хорошие результаты. Родитель наблюдает своего ребенка в коллективе сверстников, оценивает его физическую подготовку. А когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно и детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.

 Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании ребенка позволяет реализовывать принципы индивидуализации и преемственности, формировать и поддерживать положительную мотивацию у детей к занятиям физическими упражнениями, самостоятельной двигательной деятельности, двигательному творчеству.

Личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Такая форма работы способствует не только физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиций. А для родителей, данный метод взаимодействия, еще и основы физкультурной грамоты.

  1. Заключение

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Нетрадиционные формы физического воспитания дошкольников, выполняют не только познавательную функцию, где дети узнают о разных техниках и интересных упражнениях, но и помогают мне развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.

Я стараюсь творчески подходить к организации физкультурных занятий, придумываю интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, тем самым, обеспечивая формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею.

Моя миссия состоит в создании таких условий, которые обеспечат восхождение дошкольника к культуре здоровья.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

«Использование нетрадиционных форм физической культуры с дошкольниками 5-6 лет»

Месяц

Совместная деятельность

педагога с детьми

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Организация

работы с

 родителями

воспитанников

Обмен опытом

Сентябрь

  • Музыкально – подвижные игры «День – ночь», «Поезд», «Музыкальные стулья»
  • Просмотр презентации «Йога для детей»
  • Проведение диагностики.

Оформление в группе уголка «Здоровые ребята»

Консультация

"Как организовать спортивный детский уголок"

Круглый стол

«Фитбол-гимнастика, как средство оздоровления и физического совершенствования»

Октябрь

  • Проведение занятия с использованиемтанцевально – ритмической гимнастики «Зарядка» - стр. 157. «СА-ФИ-Дансе», Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
  • Проведение занятия с использованием  «Игропластики»  - «Укрепи животик», «Укрепи спинку», «Отдых». Цель: развитие мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях (стр. 153. «СА-ФИ-Дансе», Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.)

Изготовление лэпбука«Спорт, спорт, спорт!»

Оформление

папки-передвижки

«Стретчинг

для детей»

Брошюра

«Значение танцевально – ритмической гимнастики в физическом развитии дошкольников»

Ноябрь

  • Проведение занятия с использованием акробатических упражнений – группировки в приседе и седе на пятках, переход из седа в упор стоя на коленях, вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук.
  • Музыкально – подвижные игры «Волк во рву», «Пятнашки», «Карлики и великаны».
  • Игровой самомассаж

Изготовление познавательного альбома

«Зимние виды спорта»

Проведение конкурса

«Лучший баннер

по ЗОЖ»

Консультация

«Музыкально – подвижные игры с дошкольниками»

Декабрь

  • Проведение сюжетного занятия «Путешествие на Северный полюс». Цель: способствовать развитию ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве, внимания и равновесия.(стр. 160. «СА-ФИ-Дансе», Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.)
  • Проведение занятия с использованием  асан Хатха - йоги  - «Бабочка», «Дерево», «Лодочка». Цель: развитие мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях
  • Музыкально – подвижные игры «музыкальные змейки», «К своим флажкам», «Группа, смирно!»

Создание картотеки

«Йога для детей»

Буклет

«Выбери здоровый образ жизни»

Мастер – класс для педагогов

«Использование элементов Хатха – йоги на зарядке и физкультурном занятии»

Январь

  • Проведение занятия с использованием танцевально – ритмической гимнастики «Облака» - стр. 189. «СА-ФИ-Дансе», Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
  • Проведение занятия с использованием акробатических упражнений– перекаты вправо и влево из группировки в седе на пятках с опорой на предплечья, комбинация акробатических упражнений в образно-двигательных действиях
  • Игровой самомассаж

Организовать выставку работ из пластилина «Спортивные развлечения»

Мастер – класс

«Зарядка с

фитбол – мячом»

Круглый стол

«Игры по ЗОЖ»

Февраль

  • Проведение игры - путешествия «Пограничники» - стр. 169. «СА-ФИ-Дансе», Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
  • Проведение занятия с использованием  фитболов
  • Музыкально – подвижные игры «Найди предмет», «Усни трава», «Птица без гнезда»

Создание картотеки

подвижных игр

Консультация

«Хатха – йога

 – за и против»

Мастер – класс для педагогов

«Использование фитбол – мячей  на занятиях физкультурой»

Март

  • Проведение занятия с использованием  асанХатха - йоги  - «Кошка», «Собака», «Книжка», «Ласточка». Цель: развитие мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях
  • Проведение занятия с использованием танцевально – ритмической гимнастики

«приходи, сказка!» (стр. 208. «СА-ФИ-Дансе», Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.)

Внести разрезные картинки -паззл «Собери спортсмена»

Оформление

папки-передвижки

«Акробатические упражнения для детей 5-6 лет»

Брошюра

«Акробатика в детском саду и дома»

Апрель

  • Проведение занятия с использованием  фитболов
  • Проведение занятия с использованием комбинации акробатических упражнений в образно – двигательных действиях «Ежик», «Кузнечик», «Колобок», «Ласточка» (стр. 190 «СА-ФИ-Дансе», Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.)
  • Игровой самомассаж

Организовать выставку тематических картинок

 «Летние виды спорта»

День открытых дверей

«Открытое занятие по физкультуре

с участием родителей»

Консультация

«Приобщение родителей к физкультуре и спорту»

Май

  • Проведение занятия с использованием  асанХатха - йоги  - «Гора, «Ребенок», «Замок», «Самолет». Цель: развитие мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях
  • Проведение диагностики

Внести д.и. «Спортивное домино», «Угадай вид спорта»

Буклет

«Сделай себе массаж»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых игр в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми дошкольного возраста (из опыта работы).

Роль физического воспитания в образовательном процессе очень велика. Для улучшения качества занятий физической культуры мы решили использовать сюжетно-ролевые игры....

Использование командных спортивных игр на занятиях на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети дошкольники любят заниматься физкультурой. Особый интерес вызывают спортивные игры: фут...

«Совместная образовательная деятельность инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста по средствам использования игрового набора «Дары Фребеля»

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид де...

"Использование фитбол- мячей в образовательной деятельности по физической культуре с детьми дошкольного возраста"

Использование методики комплексного воздействия фитбол-мячей  на развитие физических качеств и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, с данной целью мы справились. Даже за небольш...

Использование мячей на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Мяч – это не только удивительная, самая древняя и любимая игрушка народов мира, но и замечательное средство для развития физических качеств у детей разного возраста....

Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «пере...

Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста...