Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сулим Юлия Валериевна

Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

                МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25»

Семинар-практикум «Теория и практика инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста»

Тема выступления: «Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста».

Подготовили: инструктор по ФК Зюзина Н.А. I КК

                         воспитатель Сулим Ю.В. I КК

                              воспитатель Раева А.В. ВКК

Воронеж 2023


        В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в практике нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.

       Использование таких инновационных технологий в нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

       В своей работе мы используем один из самых эффективных и интересных инструментов — это нейроигра. Нейроигры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.

       Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук, ног, согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

      Нейроигры — это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Нейроигровые технологии направлены на развитие:

  • разных видов восприятия, внимания, памяти;
  • формирование пространственных представлений;
  • умения прогнозировать результаты своих действий;
  • умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий.

        Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений:

- Кинезиологические упражнения

- Глазодвигательные упражнения

- Нейроигры с мячом

- Нейроигры с карточками

- Дыхательные упражнения

- Растяжки

- Функциональные упражнения

- Релаксационные упражнения

- Когнитивные упражнения

- Компьютерные игры

- Нейроигры с балансировочной доской

      Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.

      Таким образом, при регулярном использовании в работе нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.

        Развитию ловкости и равновесия способствуют такие приспособления, как балансиры. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие. Доски для балансировки представляют собой лишенную устойчивости поверхность, на которой необходимо удержаться. Следует отметить, что сделать это непросто, поскольку такая процедура требует умения балансировать и наличие координации. Такой тренажер многие используют для отработки основных движений в серфинге и сноуборде. Детям будет интересно и весело балансировать на платформе. К тому же, это очень полезно для здоровья ребенка. При выполнении даже несложных движений, приходится напрягать самые мелкие мышцы тела для удерживания равновесия. Балансир может быть деревянным или пластиковым. При выборе правильного балансира необходимо руководствоваться степенью физической подготовки ребенка и его возрастом.

Польза от занятий на балансире:

  • развивается координация;
  • укрепляются все мышцы тела;
  • улучшается мозговая деятельность;
  • вырабатывается чувство равновесия.

Приступать к занятиям на тренажере можно уже по достижении ребенком 1 года.

       В настоящее время существует огромное количество балансиров, отличающихся по форме, высоте, устойчивости, набору функций и т.д.

Маленьким детям будет не сложно освоить технику удерживания равновесия.

Основные виды балансиров.

     Доска Совы – это изогнутая панель из дерева, на которой можно лежать, сидеть и даже стоять. Тренажер подходит детям от 1 года. Если продеть веревку в дырочки доски, то он легко превратится в качели.

    Островки – платформы, поверхность которых имеет ребристую структуру, предотвращающую скольжение и обеспечивающую устойчивость. Они продаются в наборах, состоящих из нескольких штук. В процессе передвижения по таким камушкам, дети развивают точность движений и координацию. Помимо этого, занятия являются хорошей профилактикой плоскостопия.

    Балансировочные дорожки – специально разработанные для ДОУ конструкции, используются для групповых занятий ЛФК и проведения различных эстафет.

    Лабиринт – такой вид тренажеров рассчитан на детей от 4-х лет. Необычность такого балансира заключается в наличии встроенного лабиринта с шариком. Помимо сохранения равновесия, ребенок должен сосредоточиться на движении шарика.

     Равновес Совы — балансировочная платформа с системой регулировки уровня сложности балансирования. Упражнения, выполняемые на равновесе Совы, улучшают формирование схемы тела, способствуют развитию координации движений и моторной ловкости, тренируют работу вестибулярного аппарата, мозжечка и других мозговых структур.

     Балансир из спортивного инвентаря (гимнастические палки и мяч любого диаметра). Тренирует координацию, способность правильно дозировать силу, направленность, скорость, расстояние движений. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют его активную деятельность.

     Занятия на балансире положительно воздействуют на мозжечок, отвечающий за эмоции, умение держать равновесие, координацию, а также за развитие умственных способностей, речи и памяти. Доказано, что развитие детей, постоянно занимающихся на балансире, происходит более активно по сравнению с другими детьми. Упражнения на удерживание равновесия способствуют улучшению осанки, гибкости и укреплению опорно-двигательного аппарата. И это при условии минимального воздействия на суставы. Особенно важно включить занятия на балансире в период формирования тела ребенка, поскольку они положительно влияют на укрепление мышечного корсета и способствуют появлению красивой осанки. Однако, следует помнить, что это поможет сделать только правильно подобранный тренажер. Использование балансира для взрослых не всегда может принести пользу ребенку. Именно поэтому, при выборе балансира, необходимо руководствоваться возрастом ребенка, а также его физическими особенностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование командных спортивных игр на занятиях на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети дошкольники любят заниматься физкультурой. Особый интерес вызывают спортивные игры: фут...

«Использование элементов степ – аэробики на занятиях по физической культуре с детьми раннего возраста»

«Использование элементов степ – аэробики на занятиях по физической культуре с детьми раннего возраста»...

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений на занятиях физической культуры для детей дошкольного возраста...

Использование мячей на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Мяч – это не только удивительная, самая древняя и любимая игрушка народов мира, но и замечательное средство для развития физических качеств у детей разного возраста....

Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «пере...

Презентация "Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста"

Презентация "Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста"...

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста

Тема по самообразованию. Польза кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и на утренней гимнастике....