Проект "Азбука здоровья"
проект (подготовительная группа)

Правосуд Елена Михайловна

Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения дошкольников к своему здоровью.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №96» общеразвивающего вида», г . Сыктывкар «Азбука здоровья» проект в подготовительной группе Авторы: Правосуд Елена Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №96»

Слайд 2

Актуальность проекта: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость. Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни. Задачи проекта: 1. Изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни. 2. Развивать у детей желание заниматься спортом. 3. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье. 4. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью .

Слайд 3

Физминутки – это важно для детского организма!

Слайд 4

Утренняя гимнастика «В здоровом теле здоровый дух»

Слайд 5

На прогулку выходи свежим воздухом дыши! Игры на свежем воздухе Эстафеты

Слайд 6

Гимнастика после сна Закаливание

Слайд 7

Сюжетно - ролевые игры

Слайд 8

Играем вместе

Слайд 9

Занимаемся физкультурой

Слайд 10

Играем, изучаем вместе

Слайд 11

Совместное творчество Аппликация «Виды спорта »

Слайд 12

Совместное творчество Опасные растения рядом Поделка «Мухомор»

Слайд 13

Совместное творчество Рисование « Лекарственное растение - зверобой»

Слайд 14

Рисование «Гимнастка »

Слайд 15

Лепка « Полезный и вкусный завтрак »

Слайд 16

Совместное творчество Плакат «Здоровый образ жизни»

Слайд 17

Совместная зарядка с родителями



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №96» общеразвивающего вида», г. Сыктывкар

Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе

«Азбука здоровья»

                                                           Авторы: Правосуд Елена Михайловна,

                                                              воспитатель МБДОУ «Детский сад №96»

                                                 

г. Сыктывкар, 2023 г.

Паспорт проекта.

Тема ««Азбука здоровья»

Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: 
дети подготовительной группы  (6-7 лет), воспитатели, родители,  педагог по физической культуре.

Сроки реализации проекта: 

 - краткосрочный  02.10.2023. – 20.10.2023.

Материально-техническое обеспечение  (ресурсы проекта):

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи», «Угадай на вкус», «Назови правильно», «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Правила гигиены», «Наши помощники», «Что любят наши зубки?».

Атрибуты к подвижным играм: Мячи, обручи, скакалки.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Поликлиника», «Больница». «Поездка на природу». «Магазин продуктов», «Аптека». «Космонавты», «Парикмахерская», «Детский доктор»

Иллюстрации, фотографии: Из серии «Здоровый образ жизни»

Атрибуты для оздоровительно-игровых часов: Мячи, обручи, скакалки, кегли, мягкие модули ,тренажеры,  дорожки здоровья и т.д

Художественная литература: Книги, иллюстрации.

Технические средства обученияМагнитофон, компьютер, телевизор.

 

Актуальность проекта:
    Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.

    В настоящее время отмечается рост заболеваемости детей во всех возрастных периодах, что вызывает необходимость разработки профилактических и оздоровительных мероприятий для детских учреждений.

     В настоящее время очень мало детей дошкольного возраста входят в первую группу здоровья, в основном - это вторая, а то и третья группа.      Количество детей с нарушениями в физическом, психическом и речевом развитии увеличилось.

     Причин этому очень много: неблагополучная экологическая обстановка, экономические факторы, а также недостаточная осведомлённость родителей в вопросах воспитания у детей здорового образа жизни.

    Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

  Дошкольный возраст - благоприятный период, когда закладываются основные навыки по формированию здоровья, вырабатываются правильные привычки. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

      Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

     Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровье сберегающих технологий и приобщения к здоровому  образу жизни.

    Здоровье рассматривается как полное физическое: психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма: которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.  

     Учитывая все вышесказанное, возникла идея создания познавательно-творческого проекта «Азбука здоровья».

      «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.

Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни.

2. Развивать у детей желание заниматься спортом.

3. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

4. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1.Развитие любви к движению, приобретение потребности в движении, приобщение к спорту и здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта, через проведение мероприятий;

2.Сформированность гигиенических привычек, сохранение осанки при ходьбе и сидении  за столом;

3.Расширение знаний о своем организме, полезной пище, лекарственных растениях, о правилах безопасности;

4.Развитие коммуникативных навыков, умение осуществлять поисково-исследовательскую деятельность;

5.Снижение уровни заболеваемости детей.

Для родителей:

1.Получение консультаций по вопросам формирования у детей привычки к здоровому образу жизни;

2.Укреплений связей между детским садом и семьей;

3.Овладение знаний по формированию сознательной установки на здоровый образ жизни.

Для воспитателя:

1.Подготовленность ребенка к школе;

2.Улучшение отношения между детьми;

3.Укрепление связей с родителями;

4.Снижение уровня заболеваемости детей.

Перспективы дальнейшего развития проекта: 

 С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровье сберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.

Этапы реализации проекта:

  1.  Организационно – подготовительный:
  1. Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
  2. Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
  3.  Изучение методической литературы по теме «Здоровье»,  «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей старшего дошкольного возраста».
  4. Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.

  1. Основной:

Работа с детьми:

1. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.

2.Чтение художественной литературы по заданной теме (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки о здоровье).

          3. Занятия с педагогом по физическому воспитанию (в зале и на улице)

          4. Дидактические игры на формирование ЗОЖ

          5. Решение проблемных ситуаций  о ЗОЖ

          6. Рассматривание фотографий, журналов, иллюстраций о здоровом образе жизни.

           7. Проведение ежедневной оздоровительной работы: профилактические гимнастики (артикуляционная,  дыхательная, пальчиковая, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз), хождение по «дорожке здоровья», динамические паузы (физминутки), релаксация (минутки покоя), подвижные игры.

            8. Организация и проведение подвижных игр, сюжетно – ролевых игр «Поликлиника», «Мы – спортсмены»

            9. Выставка детских работ по теме проекта (аппликация, рисование, лепка)

           10.Совместный плакат «Здоровый образ жизни»

Организация работы с родителями:

         1.Пополнение развивающей среды дидактическими и игровыми пособиями сделанными руками родителей вместе с детьми.

        2. Консультации на темы «Закаливание - первый шаг к здоровью», «Польза утренней зарядки для детей», «Правильное питание для дошкольников», и «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни», «Режим дня», «Советы по укреплению здоровья детей», Полезные привычки»

        3. Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье»

  1.  Заключительный.

    Пополнение развивающей среды дидактическими и игровыми пособиями сделанными руками родителей.

Открытое мероприятие совместно с родителями (утренняя гимнастика).

Презентация проекта.

Организационный компонент.

Технологический этап реализации проекта

Организованная образовательная деятельность:  

     Организованная образовательная деятельность с использованием  информационно-коммуникационных технологий по темам:

   «Что такое здоровый образ жизни?» 

«Ценности здорового образа жизни»,

  «Правильное питание»

 «Витамины и здоровый организм». «Личная гигиена». (Презентация)

«Чтобы быть здоровым» - развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

     Составление рассказа о том из чего состоит здоровье (для того, чтобы дома нарисовать рисунок).

   Опытно-исследовательская деятельность – определение продуктов на вкус.

 «Помоги Буратино сберечь здоровье» - формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья; на основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности.

   Игра-путешествие в «Комнату снов», знакомство с куклой-хозяйкой Сплюшкой – беседа о том для чего нужен сон, когда нужно спать. Образовательная ситуация «Отведём Карлсона к врачу».

(Пришел в гости Карлсон), который очень любит сладкое.

   У него забинтована щека - болит зуб. Карлсон просит варенья, тогда всё пройдёт – установление связей:

Кто не чистит зубы, они  болят, а когда болят надо идти к врачу.

Беседы по темам:  «Береги здоровье», «Как устроено наше тело и как заботиться о нем!», «Микробы», «Папа, мама, я-спортивная семья!»,

«Для чего нужна зарядка», «Правила гигиены»,  «Врачи – наши помощники»; Беседа «Витамины и полезные продукты» - рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Беседа: «О здоровой пище», «Полезное – не полезное».

Организованная деятельность в режимных моментах:

Утренняя гимнастика (см. прил. «Комплексы утренней гимнастики»).

Бодрящая гимнастика после сна. Динамические паузы, физкультминутки.

Игровая ситуация: «Помоги Мишке стать здоровым» - создавать привычку к режиму, помочь ему осознать, что утренняя зарядка, игры и физические упражнения вызывают хорошее настроение, а с помощью сна восстанавливаются силы.

Художественное творчество.

Рисование: «Лекарственное растение» (зверобой),

Аппликация «Виды спорта», Рисование «Гимнастка»,

Лепка «Полезный и вкусный завтрак»;

Поделка «Мухомор»

Чтение художественной литературы:

  - Сказка «Как волчонок Еремей съел волчью ягоду» («ОБЖ для малышей);

- Чтение и рассказывание сказок К. Чуковского «Мойдодыр»,

«Доктор Айболит»;

- Заучивание пословиц и поговорок о здоровом образе жизни;

- Чтение стих-я А.Барто «У меня опять 36 и 5»;

- Чтение и обсуждение рассказа И. Семенова «Неболейка»;

- Чтение сказок И.Б.Кочанской «Зубные червячки», «Паровозик Юник и его любовь к сладостям»,

 - «Сказочка про болячку»,

  - «Голос, который убежал» и Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. «Правила поведения для воспитанных детей», пословицы о здоровье.

 - Г. Зайцев «Приятного аппетита»,

  - М. Безруких «Разговор о правильном питании»,

  - К.Чуковский «Мойдодыр», В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

 - Ю. Тувим «Овощи»,

 - загадки об овощах и фруктах,

  - К. Чуковский «Федорино горе»,

  - Л. Зильберг «Полезные продукты»,

  - поговорки о питании,

  -  Г. Зайцев «Дружи с водой»,

  -  А. Барто «Девочка Чумазая»,

  - стихотворения Э. Мошковской «Дедушка и мальчик» - знакомимся со словами осанка, сутулая, сгорбленная спина, позвоночник и с приемами и упражнениями на формирование правильной осанки.

Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды:

Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье, о том, как люди занимаются спортом, какие виды спорта существуют.

Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье: продолжать знакомить детей с понятием « Здоровый образ жизни».

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Больница». «Магазин продуктов», «Аптека», включающая в себя подвижная игра «Космонавты», «Парикмахерская», «Детский доктор»

Игра-импровизация «Доктор Айболит» - формирование навыков личной гигиены, развитие творческого воображения.

Игры-соревнования: «Попади в цель», «Кто быстрее», «Самый ловкий».

Д/и: «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи», «Угадай на вкус», «Назови правильно».

Д/и: «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Правила гигиены», «Наши помощники», «Что любят наши зубки?».

Взаимодействие с родителями:

    Консультации для родителей на темы: «Закаливание - первый шаг к здоровью», «Польза утренней зарядки для детей», «Правильное питание для дошкольников», и «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни», «Режим дня», «Советы по укреплению здоровья детей», Полезные привычки»

    Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье»

Памятка « Я за здоровый образ жизни»

Разработать вместе с детьми «Правила Чистюли».

Познакомить детей с энциклопедией «Моя первая книга о человеке»

Вывод:

       В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети получили знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре и безопасности жизнедеятельности, которые позволят детям найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

     Родители воспитанников проявили интерес к здоровьесберегающим технологиям, получили доступные знания по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Используемая литература:

  1. Алямовская. В. программа «Здоровье»
  2. Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М., «Скрипторий 2003», 2010.
  3. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011.
  4. Логинова Т.И «Физкультурно - оздоровительная работа Комплексное планирование по программе «Детство»
  5. Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003.
  6. Шебеко Н.В. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»- М., Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  7. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008.
  8. Подольская  Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. - Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Крылова Н.И. Здоровье сберегающее пространство в ДОУ - Волгоград: Учитель. 2008 .
  10. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников М.Воробьева // Дошкольное воспитание. 1998.
  11. Юрко  Г.П. Физическое Боепитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П. Юрко. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  12. Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...