Консультация для воспитателей "Физическое развитие дошкольников посредством народных игр"
консультация (старшая группа)

Клаптюх Ирина Леонидовна

Обучение детей народным играм способствует развитию психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, гибкости), координации движений, умению ориентироваться в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_razvitie_posredstvom_narodnyh_igr.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Физическое развитие дошкольников посредством народных  игр»

Подготовила Клаптюх И.Л.

 В старину у людей была днём работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.

 При огромном разнообразии видов народных игр и их классификаций, мною используются следующие категории:

Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества) или хороводные игры с преимущественным проявлением двигательных качеств:

  • игры на развитие ловкости и точности движений;
  • игры на развитие быстроты реакции;
  • игры на развитие меткости глазомера;
  • игры на развитие ритмичности и пластики движений;
  • игры на ориентировку в пространстве;

Народные игры без речевого сопровождения с преимущественным проявлением психических качеств:

  • игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;
  • игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;
  • игры на развитие творческого воображения;
  • игры на развитие наглядно-образного мышления;
  • игры на развитие связанной речи;

    Проводятся такие игры в группе в свободное время, на занятии в качестве физкульт –минутки, на прогулках, на праздниках, развлечениях.   Они закрепляют представления детей о фольклоре и русских народных играх, развивают двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку, приучать к самостоятельному выполнению правил.  Для закреплении общеразвивающих упражнений используются игры«У Маланьи»,«У дядюшки Трифона», «В короля».

  Игра «Горелки»

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии 2-х шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы на погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле, едут там трубачи

Раз, два, не воронь,

А беги как огонь.

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем грелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает в ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

  Игра «Царь – государь»

   Дети становятся в круг. «Царь – государь» стоит за кругом. Дети идут по кругу, приговаривая:

Ой, ты, царь – государь,

Варена картошка!

Не догонишь, не поймаешь,

Мы тебе не кошка!

   На последних словах  «царь – государь» дотрагивается до двух участников, стоящих рядом. Они разбегаются в разные стороны. Один из них должен занять место в кругу. Он становится  ведущим. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры. Игра повторяется, пока не останется три игрока.

  «Золотые ворота»

   Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

   Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к  «солнцу», а кто к – «луне».   Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.

  Игра «Дедушка Водяной»

Водяной выбирается по считалке:

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду детей считать –

Водяного выбирать.

Раз, два, три –

Водяным будешь ты!

   Дети становятся в круг. «Водяной» – в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу со словами:

Дедушка Водяной!

Что сидишь ты под водой.

Выйди, выйди, хоть на час,

Угадай кого из нас!

   После этих слов «Водяной» на ощупь определяет ребенка, стоящего перед ним.  Угаданный ребенок становится «Водяным».

 Игра «Пол, нос, потолок» Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

Систематическое использование различных вариантов игр содействует:

  • воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений;
  • совершенствованию физических качеств,

развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое и нравственное развитие дошкольников посредством использования народных танцев.

Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резер...

СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

В этой статье даётся информация для воспитателей и родителей о социально - нравственном развитии дошкольников через русские народные сказки....

Конспект НОД в средней группе «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством формирования у них представлений о народных промыслах". " Русская матрёшка"

Цель: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством формирования у них представлений о народных промыслах.Задачи: Познакомить с на­родной игрушкой - матрешкой; формировать по...

Консультация "Совершенствование речевого развития дошкольников посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО"

Речевое развитие дошкольников включает в себя не только владение речью как средством общения, но и  обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической  и ...

«Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры».

Художественно- эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует чел...

Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»

Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»...