Консультация для воспитателей "Физическое развитие дошкольников посредством народных игр"
консультация по физкультуре (старшая группа)
При огромном разнообразии народных игр и их классификаций, данные игры самые простые и очень нравятся детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_razvitie_doshkolnikov_posredstvom_narodnyh_igr.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физическое развитие дошкольников посредством народных игр»
Подготовила Клаптюх И.Л.
В старину у людей была днём работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.
При огромном разнообразии видов народных игр и их классификаций, мною используются следующие категории:
Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества) или хороводные игры с преимущественным проявлением двигательных качеств:
- игры на развитие ловкости и точности движений;
- игры на развитие быстроты реакции;
- игры на развитие меткости глазомера;
- игры на развитие ритмичности и пластики движений;
- игры на ориентировку в пространстве;
Народные игры без речевого сопровождения с преимущественным проявлением психических качеств:
- игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;
- игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;
- игры на развитие творческого воображения;
- игры на развитие наглядно-образного мышления;
- игры на развитие связанной речи;
Проводятся такие игры в группе в свободное время, на занятии в качестве физкульт –минутки, на прогулках, на праздниках, развлечениях.
Они закрепляют представления детей о фольклоре и русских народных играх, развивают двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку, приучать к самостоятельному выполнению правил.
Для закреплении общеразвивающих упражнений используются игры «У Маланьи»,«У дядюшки Трифона», «В короля».
Игра «Горелки»
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии 2-х шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы на погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле, едут там трубачи
Раз, два, не воронь,
А беги как огонь.
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем грелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает в ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Игра «Царь – государь»
Дети становятся в круг. «Царь – государь» стоит за кругом. Дети идут по кругу, приговаривая:
Ой, ты, царь – государь,
Варена картошка!
Не догонишь, не поймаешь,
Мы тебе не кошка!
На последних словах «царь – государь» дотрагивается до двух участников, стоящих рядом. Они разбегаются в разные стороны. Один из них должен занять место в кругу. Он становится ведущим. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры. Игра повторяется, пока не останется три игрока.
Игра «Золотые ворота»
Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается.
Второй раз – запрещается,
Ну, а в третий раз
Не пропустим вас! – (Опускают руки.)
Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».
Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.
Игра «Дедушка Водяной»
Водяной выбирается по считалке:
Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду детей считать –
Водяного выбирать.
Раз, два, три –
Водяным будешь ты!
Дети становятся в круг. «Водяной» – в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу со словами:
Дедушка Водяной!
Что сидишь ты под водой.
Выйди, выйди, хоть на час,
Угадай кого из нас!
После этих слов «Водяной» на ощупь определяет ребенка, стоящего перед ним. Угаданный ребенок становится «Водяным».
Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес детей к игре, но и для того, чтобы решить педагогические задачи:
- совершенствование движений;
- воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, условий, игровой ситуации; условий, требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающих интерес к игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое и нравственное развитие дошкольников посредством использования народных танцев.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резер...
Консультация "Совершенствование речевого развития дошкольников посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО"
Речевое развитие дошкольников включает в себя не только владение речью как средством общения, но и обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и ...
Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»
Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - ...
Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»
Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»...
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"...
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством подвижных народных игр»
Воспитание патриотизма у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. Утраченные со временем народные традиции и связь поколений,...
Консультация для воспитателей "Физическое развитие дошкольников посредством народных игр"
Обучение детей народным играм способствует развитию психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, гибкости), координации движений, умению ориентироваться в пространстве....