Программа по обучению игре шашкам "Королевство шашек"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа занятий по шашкам в старшей и подготовительной группах предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по обучению игре шашкам | 63.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1056»
125363, г. Москва
ул. Штурвальная, д.7, к.2
Телефон: 8-(499) 497-01-40
E-mail: class="c39 c29">
Рабочая программа
По курсу: «Королевство шашек»
Направление программы: Интеллектуально - спортивная
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: базовый
Преподаватель (разработчик, составитель): Таминдарова Ася Альбертовна
Москва 2023 г.
Пояснительная записка.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный –не менее 5 тысяч лет.
Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.
Данная программа актуальна тем, что игры в шашки помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):
Педагогическая целесообразность программы в том, что
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве. Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Цель и задачи программы.
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам шашечной игры;
- обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным
занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,
внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей детей: логического мышления,
- умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и
аналитическое мышление;
- научить оценивать свои и чужие поступки.
Эстетические:
- играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски
и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Отличительные особенности программы:
- Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
- Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
- Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
- Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
- Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
- Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Этапы реализации программы.
- Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
- На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
- На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
- На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Режим занятий:
- Общее количество часов в год – 67.
- Количество занятий в неделю – 2
- Периодичность занятий – еженедельно.
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы и методы работы.
Возраст обучающихся 5-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
- Учитывая возрастные психологические особенности детей 5-7 лет, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
- Вид детской группы – группа постоянного состава.
- Набор детей – свободный.
- Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:
- нормальное общее развитие;
- интерес ребенка.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Организация занятий по шашкам.
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Обучение детей в шашки должно происходить в максимально игровой форме, учитывающей возраст и психологию ребенка. Обучение игре в шашки – процесс непростой, но при правильном подходе можно достаточно быстро добиться высоких результатов.
Содержание программы.
Содержание программы (старшая группа 5-6 лет):
Период прохождения программы | Темы занятий | Содержание разделов программы | Кол-во практических занятий | Всего |
с е н т я б р ь | Вводное занятие | Знакомство с помещением, педагогом. Беседа о технике безопасности на занятиях. | 25 мин | 2ч 30 мин |
«Волшебная доска». | Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек» | 2 по 25 мин | ||
«По реке знаний» | История возникновения игры. Знакомство с игрой: простая шашка, доска, поля черные и белые. | 3 по 25 мин | ||
о к т я б р ь | «Шашечные дороги». | Знакомство с понятиями: фигуры, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, край, угол. Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой домик» (расставить шашки на доске). Игра «Кто больше назовет предметы, расположенных горизонтально». | 3 по 25 мин | 3ч 45 мин |
«Диагональ» | Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Дидактические упражнения: «Гуляем по дорожкам…(а, в, с…), «На лифте» (до нужной цифры - «этажа»), «Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная, короткая и т. д.) | 3 по 25 мин | ||
«Там на невиданных дорожках» | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. | 3 по 25 мин | ||
н о я б р ь | «Шашечные поля» | Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Дидактическая игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 2 по 25 мин | 3 ч 45 мин |
«Королевство шашек» | Изучаем правила игры. Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. . Дидактическая игра «Найди дом для зверушек» (мелкие игрушки)» (где буква – название улицы, цифра – номер дома); Дидактическая игра «Посели матрешку в дом и назови её адрес». Дидактическая игра «Составь доску» (по вертикалям, по горизонталям). | 4 по 25 мин | ||
«Как ходят шашки». | Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 3 по 25 мин | ||
д е к а б р ь | Особенности хода дамки | Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 3 по 25 мин | 3 ч 45 мин |
Игровая практика | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске. Дидактическая игра «Винни Пух идет в гости» - учить детей ориентироваться на доске и находить нужное поле. Дидактическая игра «Кто быстрее переведет шашки на сторону соперника» (соблюдаем очередность хода). Игра с ограниченным количеством шашек. | 3 по 25 мин | ||
Анализ игровой практики. | Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. Дидактическая игра «Чего не стало». | 2 по 25 мин | ||
я н в а р ь | «Знаток шашек» | Повторяем правила игры. Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят». Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» Викторина «Кто лучше знает правила» (побеждает получивший большее количество звездочек за правильные ответы – ему вручается медаль «Знаток шашек»). | 2 по 25 мин | 3 ч 45 мин |
Понятие о комбинации | Основные приемы борьбы на шашечной доске Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки. Чтение художественной литературы Юровскй Е.М «Зайкин сон» | 2 по 25 мин | ||
Простые комбинации | Познакомить детей с простыми комбинациями, решение тестовых позиций, содержащих тактические удары. Развивать логическое мышление. | 3 по 25 минут | ||
ф е в р а л ь | Как начинать партию. | Познакомить детей с общими принципами разыгрывания партии. Обучать игровым ходам. Развивать и совершенствовать мыслительные операции. Развивать внимание, память. | 2 по 25мин | 3 ч 45 мин |
Корифеи шашечной игры | Познакомить детей с мастерами нашей страны. Развивать чувства гордости за Родину. | 2 по 25 мин | ||
Игра «Поддавки» | Познакомить детей с правилами игры в «Поддавки», отличия от игры в шашки. | 2 по 25 мин | ||
Игра «Уголки» | Познакомить детей с правилами игры в «Уголки». Игровая практика. Развивать здоровое соперничество. | 3 по 25 мин | ||
м а р т | Ловушка и короткие партии | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске | 3 по 25мин | 3 ч 20 мин |
«Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Правила: 1: Перед началом и после игры соперники пожимают друг другу 2: Взялся – ходи! 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, 4: Если требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями | 3 по 25 мин | ||
Термины в шашках | Познакомить детей с шашечной терминологией. Использование в игре шашечных терминов. Развивать интеллектуальные способности | 2 по 25 мин | ||
а п р е л ь | Атака и защита | Понятие «атака» в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку. Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке. | 3 по 25мин | 3 ч 45 мин |
«Умники и умницы» | Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость. | 3 по 25 мин | ||
Комбинационные приемы | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске | 3 по 25 мин | ||
м а й | Диагностика | Подведение итогов года. | 3 по 25 мин | 2 ч 55 мин |
Шашечные забавы | Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». | 4 по 25 мин | ||
Всего | 31 ч 15 мин |
Содержание программы (подготовительная группа 6-7 лет):
Период прохождения программы | Темы занятий | Содержание разделов программы | Кол-во практических занятий | Всего |
с е н т я б р ь | Введение. | Познакомить детей с историей возникновения игры. Формировать понятие о здоровом образе жизни. | 30мин | 3 ч |
Шашечная терминология | Познакомить с понятием шашка. Значение общего плана игры в партии. Шашечная терминология. Использование в игре шашечной терминологии. | 30мин | ||
Шашечная доска и шашки | Познакомить с общими понятиями шашечная доска и шашки, расстановка шашек. Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» | 2 по 30 мин | ||
Шашечные дороги | Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов расположенных вертикально» (дерево, дом, окно и т.д.) Найдите отличия от вертикали, расположенной на шашечной доске. Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». | 2 по 30 мин | ||
о к т я б р ь | Шашечные ходы | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).
Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». | 2 по 30мин | 4 ч 30 мин |
Практическое закрепление материала | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур | 2 по 30мин | ||
Шашечные поля | Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали. Игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 3 по 30 мин | ||
Диагональ | Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных. На доске есть диагонали разной длины. Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Игра «Найди отличие» Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». | 2 по 30 мин | ||
н о я б р ь | Шашечная игра | Основы шашечной игры: сила флангов Познакомить с шашечным понятием фланг. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. | 2 по30мин | 4 ч 30 мин |
Практическое закрепление материала | Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 по 30 мин | ||
Шашечная комбинация | Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. Игра: «Самый меткий стрелок». Обозначение игровых полей. Дидактическая игра «Морской бой» | 3 по 30мин | ||
Бортовые поля | Поля первой и последней горизонтали (поля отмечены знаком Х). Шашки, занимающие эти поля Практическое закрепление материала. | 2 по 30 мин | ||
д е к а б р ь | Основы шашечной игры: центр | Познакомить с шашечным понятием центр. Шашки, расположенные на этих полях. Практическое закрепление материала. Игра «Лабиринты» | 2 по30мин | 4 ч |
«Дамка». Дамочные поля. | Особенности хода дамки. Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения | 2 по30мин | ||
Практическое закрепление материала «Как ходят шашки». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. | 2 по 30 мин | ||
Практическое закрепление материала «Как ходят дамки». | Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске | 2 по 30 мин | ||
я н в а р ь | Интеллектуальная разминка. | Викторина по знанию правил игры в шашки | 30мин | 3 ч 30 мин |
«Правила хорошие, знать каждому положено». | Познакомить с основными правилами: правила поведения при игре в шашки. Общие принципы разыгрывания партии | 2 по 30мин | ||
Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии. | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Дидактическая игра «Лабиринты» | 2 по 30 мин | ||
Основные приёмы борьбы на шашечной доске. | Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. Дидактическая игра «Логические задачи» | 2 по 30 мин | ||
ф е в р а л ь | Корифеи шашечной игры. | Познакомить детей с мастерами нашей страны. Развивать чувства гордости за Родину. | 30мин | 4 ч 30 мин |
Игра в «Поддавки». | Познакомить детей с правилами игры в «Поддавки», отличия от игры в шашки. Игровая практика. Развивать здоровое соперничество. | 2 по 30мин | ||
Игра в «Уголки». | Познакомить детей с правилами игры в «Уголки». Игровая практика. Развивать здоровое соперничество. | 2 по 30 мин | ||
Игра «Двухсторонние детские векторы». | Познакомить детей с правилами игры в «Двухсторонние детские векторы». Игровая практика. Воспитывать любознательность. Развивать здоровое соперничество. | 2 по 30 мин | ||
Практическое закрепление материала | Решение шашечных задач, совершенствование навыков игры в шашки. Развивать внимание, память. Воспитывать усидчивость. | 2 по 30 мин | ||
м а р т | Атака и защита | Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку. Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке. | 2 по 30мин | 4 ч |
Шашечный турнир | Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашки. Анализ учебных партий, игровая практика. | 2 по30мин | ||
Цели игры, виды ничьей партии | Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | 2 по 30 мин | ||
Практическое закрепление материала | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Закрепление пройденного материала. | 2 по 30 мин | ||
а п р е л ь | Основные приемы борьбы. | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение» | 3 по 30мин | 4 ч 30 мин |
«Использование дополнительного темпа». | Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» | 2 по 30 мин | ||
Дамка против простых шашек | Умение использовать дамку против простых шашек. | 2 по 30 мин | ||
Практическое закрепление материала | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Решение шашечных задач, совершенствование навыков игры в шашки. | 2 по 30 мин | ||
м а й | «Шлагбаум». | Знакомство с понятием «Шлагбаум». Учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость | 2 по 30мин | 3 ч |
Подготовка к соревнованиям. | Дидактические игры: «Лабиринты», «Найди отличие», «Четвертый лишний», «Логические задачи». Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки». Чтение стихотворения Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят». | 2 по 30 мин | ||
Игровая практика | Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду. | 2 по 30 мин | ||
Всего | 35 ч 30 мин |
Методическое обеспечение программы.
Форма проведения занятий:
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.
План изучения отдельных тем:
а) объяснение педагогом задачи данной темы;
б) объяснение материала;
в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;
г) проведение практических занятий на данную тему.
Учебный материал данной программы рассчитан на один год. Занятия проводятся еженедельно в течение девяти месяцев.
За год обучения перед воспитанниками ставится задача овладеть теоретическими знаниями, освоить практику игры.
Перечень дидактических материалов:
- набор концовок и этюдов для решения позиций;
- диски с компьютерными программами;
- непосредственно шашки;
- Настенная магнитная шашечная доска.
Условия для реализации программы.
1. Оборудование, материалы.
Для занятий необходимо: аудитория со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (12 человек):
- комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);
- шахматные часы (2-3 комплекта);
Сроки реализации.
Программа предусматривает проведение 67 часов занятий в год, по два занятию в неделю. Программа имеет две темы: основы игры, шашечная тактика.
Формы и виды контроля.
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с учителем, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с учителем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.
Ожидаемые результаты.
По окончании обучения дети должны знать:
- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
- правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
- стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция –выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Приобретение универсальных учебных действий:
Коммуникативные:
- общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,
- выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,
- контролирование собственных эмоций,
- использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.
Познавательные:
- применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,
- решение многоходовых задач по заданному алгоритму,
- использование знаний в практической игре,
- ориентирование на плоскости,
- схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,
- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.
Регулятивные:
- понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,
- создание плана реализации преимущества,
- предвидение развития позиций,
- предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,
- оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,
- выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.
Результаты деятельности кружка «Шашки».
Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться:
- усвоение ребенком правил поведения на занятиях,
- усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,
- принятие правил этикета в игре – уважение противника,
- принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)
Результатом второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:
- развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,
- познание ребенком ценности и важности занятия шашками.
Результатом третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться:
- опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,
- участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.
Материально-техническая база.
Самостоятельное обучение шашкам невозможно без изучения шашечной литературы. Книги и журналы на шашечную тему посвящены различным стадиям и приемам шашечной игры, в них собран богатейший опыт сильнейших игроков и тренеров. Очень важно обучаться шашечной игре по книгам поэтапно, правильно подбирая шашечную литературу в соответствии со своим уровнем игры, новичку вряд ли удастся все понять и многому научиться сразу по книгам, предназначенным для шашистов высокой квалификации.
Для проведения занятий необходимы: шахматные доски с шашками в комплекте, демонстрационная доска, материал.
Используемая литература
- Закон РФ от № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от #1075;.)
- Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
- Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
- Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 1996.
- Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.:Просвещение, 1989.
- Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
- Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Internet ресурсы, сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ И ШАШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
МБДОУ я/с «Аленушка»с.Кызыл-Мажалык...
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы (для детей 5-7 лет) «Белая ладья»
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого у...
Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"
Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы для детей 5-7 лет «В мире шахмат»
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «Шахматная страна»
Программа по обучению игре в шахматы рассчитана для дошкольников 5-7 лет. Срок реализации - 2года.Предлагаемая программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа имеет "Базовы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА КУРАЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КУРАЙ»
Рабочая программа разработана с авторским методическим пособием по обучению детей дошкольного возраста игре на кураем "Волшебгый курай"...