ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «Шахматная страна»
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Программа по обучению игре в шахматы рассчитана для дошкольников 5-7 лет. Срок реализации - 2года.
Предлагаемая программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа имеет "Базовый уровень", который предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний по шахматам.
Методическое ㅤ сопровождение включает ㅤ в себя ㅤ интересный шахматный ㅤ материал и ㅤ направлен на ㅤ активизацию познавательной ㅤ и творческой ㅤ деятельности учащихся, способности ㅤ действовать в ㅤ уме, учет индивидуальных ㅤ и коллективных ㅤ творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obucheniyu_igre_v_shahmaty_blezing_tv_dou_189.docx | 117.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Кузбасса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 189
«Детский сад комбинированного вида»
ПРИНЯТА: Протокол № __ от __________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: заведующая МБДОУ № 189 «Детский сад комбинированного вида» __________________ /Козлова И.А./ Приказ № ___ от _____________2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
«Шахматная страна»
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель: Блезинг Татьяна Васильевна
воспитатель
г. Кемерово, 2021 г.
Содержание
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка………………………………………….…… 3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….……13
1.3. Содержание программы………………………………………………16
1.4. Ожидаемые результаты…………………………………………….…23
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график………………………………………..25
2.2. Условия реализации программы……………………………………...28
2.3. Формы аттестации………………………………………………….….30
2.4. Оценочные материалы………………………………………………...30
2.5. Методические материалы……………………………………………. 33
2.6. Список литературы…………………………………………………....41
Приложение
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
«Шахматы - это ㅤ не просто ㅤ спорт.
Они делают ㅤ человека мудрее ㅤ и
дальновиднее, помогают ㅤ объективно
оценивать сложившуюся ㅤ ситуацию,
просчитывать поступки ㅤ на
несколько «ходов» вперёд».
В. В. Путин ㅤ
Предлагаемая программа ㅤ имеет физкультурно-спортивную ㅤ направленность, что отражено ㅤ в содержании ㅤ программы.
Согласно принципу проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ данная программа имеет «Базовый уровень» подготовки детей. «Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний по шахматам, гарантировано обеспечивают трансляцию общей и целостной картины содержания Программы.
Программа составлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Устав МБДОУ№189.
Шахматы живут ㅤ и развиваются ㅤ около двух ㅤ тысячелетий. Их долголетию ㅤ можно только ㅤ позавидовать. Чем же ㅤ они привлекательны? Прежде ㅤ всего, тем, что шахматы ㅤ представляют человеку ㅤ возможность творческого ㅤ соревнования. Сегодня шахматы-это ㅤ и спорт, и ㅤ искусство, и наука. Это ㅤ активный культурный ㅤ отдых и ㅤ целый мир ㅤ переживаний и ㅤ ощущений. Каждый находит ㅤ в них ㅤ что-то своё. Красивые ㅤ партии, комбинации, окончания, задачи восхищают ㅤ нас порой ㅤ не меньше, чем ㅤ хорошее музыкальное ㅤ произведение или ㅤ талантливая игра ㅤ актёра.
Детский сад ㅤ – первая ступень ㅤ общей системы ㅤ образования, главной целью ㅤ которой является ㅤ всестороннее развитие ㅤ учащегося. Большое значение ㅤ для развития ㅤ дошкольника имеет ㅤ организация системы ㅤ дополнительного образования ㅤ в ДОУ, которое ㅤ способно обеспечить ㅤ переход от ㅤ интересов учащегося ㅤ к развитию ㅤ их способностей. Развитие ㅤ творческой активности ㅤ каждого учащегося ㅤ представляется главной ㅤ задачей современного ㅤ дополнительного образования ㅤ в ДОУ ㅤ и качества ㅤ образования в ㅤ целом. Одним из ㅤ условий управления ㅤ качеством образования, согласно ㅤ требованиям ФГОС, является ㅤ оптимизация педагогического ㅤ процесса, которая осуществляется ㅤ в результате ㅤ работы по ㅤ следующим направлениям: обновление ㅤ содержания образования, организация ㅤ образовательного пространства. Дополнительное ㅤ образование детей ㅤ дошкольного возраста ㅤ является актуальным ㅤ направлением развития ㅤ дошкольного учреждения.
Актуальность данной ㅤ программы вызвана ㅤ потребностями современных ㅤ детей и ㅤ их родителей, а ㅤ так же ㅤ ориентирована на ㅤ социальный заказ ㅤ общества. Программа базируется ㅤ на современных ㅤ требованиях модернизации ㅤ системы образования ㅤ и обусловлена ㅤ необходимостью формирования ㅤ и развития ㅤ с дошкольного ㅤ возраста таких ㅤ важных качеств ㅤ учащегося, как память, логическое ㅤ мышление, внимание и ㅤ воображение, усидчивость; в процессе ㅤ обучения шахматной ㅤ игре вырабатываются ㅤ важные практические ㅤ навыки - умение ㅤ предпринимать волевое ㅤ усилие и ㅤ доводить начатое ㅤ дело до ㅤ конца.
Обучение игре в шахматы содействует не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. Шахматы являются ㅤ идеальной ㅤ моделью для ㅤ успешного развития ㅤ способности действовать ㅤ в уме. Обычно ㅤ все эти способности ㅤ формируются с ㅤ 5-6 - летнего возраста, поэтому ㅤ самый подходящий ㅤ возраст для ㅤ начала изучения ㅤ шахмат - это ㅤ старшая и ㅤ подготовительная группы ㅤ детского сада.
Именно ㅤ поэтому была ㅤ разработана дополнительная ㅤ общеобразовательная общеразвивающая программа ㅤ «Шахматная страна», в ㅤ основу которой ㅤ легли методические ㅤ рекомендации Сухинина ㅤ И. Г., Весела И., Веселы ㅤ И., Москалёва В. А., а ㅤ также основные ㅤ положения и ㅤ принципы примерной ㅤ основной общеобразовательной ㅤ программы дошкольного ㅤ образования «От ㅤ рождения до ㅤ школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, на ㅤ основе которой ㅤ составлена основная ㅤ образовательная программа ㅤ МБДОУ № 189. Данная программа модифицированная.
Педагогическая целесообразность ㅤ данной программы ㅤ заключается в ㅤ успешном развитии ㅤ у учащихся ㅤ навыков практической ㅤ и аналитической ㅤ деятельности в ㅤ процессе изучения ㅤ основ игры ㅤ в шахматы; в ㅤ овладении компьютерными ㅤ технологиями в ㅤ процессе игры ㅤ в шахматы; в ㅤ формировании и ㅤ развитии логического ㅤ мышления у ㅤ учащихся; в развитии ㅤ наглядно-образного мышления, воспитании ㅤ усидчивости, целеустремленности; в развитии ㅤ личностных качеств ㅤ (стрессоустойчивость, внимательность, умение концентрировать ㅤ внимание). Так же ㅤ значение программы ㅤ состоит в ㅤ том, что она ㅤ направлена на ㅤ организацию содержательного ㅤ досуга учащихся, удовлетворение ㅤ их потребностей ㅤ в активных ㅤ формах познавательной ㅤ деятельности. Обучение по ㅤ данной программе ㅤ обладает и ㅤ мощным воспитательным ㅤ потенциалом. Учащиеся, участвуют в ㅤ играх учатся ㅤ взаимному уважению, преодолевают ㅤ психологические и ㅤ коммуникативные сложности.
Новизна и ㅤ отличительные особенности ㅤ программы заключаются в ㅤ творческом переосмыслении ㅤ существующих систем ㅤ и методик ㅤ преподавания предмета. Методическое ㅤ сопровождение включает ㅤ в себя ㅤ интересный шахматный ㅤ материал и ㅤ направлен на ㅤ активизацию познавательной ㅤ и творческой ㅤ деятельности учащихся, способности ㅤ действовать в ㅤ уме, учет индивидуальных ㅤ и коллективных ㅤ творческих способностей. Также ㅤ новизна данной ㅤ программы заключается ㅤ в расширении ㅤ образовательного развивающего ㅤ пространства и ㅤ подключении обучающихся ㅤ к участию ㅤ в соревнованиях ㅤ различного уровня.
Адресат Программы.
Программа ㅤ составлена на ㅤ возраст детей ㅤ 5-7 лет, её реализация ㅤ предполагает 2 года. 5-7 лет - это период жизни ребенка, который принято называть старший дошкольный возраст. В это время ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. К 5-7 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении. Шахматы – это, прежде всего, игра. При помощи игрового метода учащиеся приобретают способность к абстрактно-логическому мышлению, к умению выбирать, анализировать, проводить игровой план.
Наполняемость учебной группы 10 человек. Вид детской группы: постоянная. Группы формируются ㅤ на условиях ㅤ свободного набора. Форма обучения: очная.
Объем Программы.
Рекомендуемое количество занятий на освоение Программы воспитанником: максимальная образовательная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:
- на первом году обучения 36 часов по 25 минут для детей 5-6 лет;
- на втором году обучения 36 часов по 30 минут для детей 6-7 лет.
Планируемые результаты структурированы по ключевым задачам, заявленным в программе и соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы.
У обучаемых будет:
• сформировано представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
• умение владеть основными шахматными терминами;
• представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
• умение различать и называть шахматные фигуры; правильно расставлять их на шахматной доске в исходное положение; расставлять необходимые позиции, в том числе и для самостоятельного обучения;
• сформировано представление об элементарных правилах игры; умение играть малым числом фигур; правильно применять правила игры;
• сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы и способность действовать в уме;
• умение планировать ловушки, и увлекательные комбинации в игре; отвлекать защищающие фигуры; совершать атаки на пешечное прикрытие короля; нападать и защищаться в дебюте;
• развиваться мышление, воображение, память, воля, абстрактно логическое мышление, интеллект; умение строить простые логические рассуждения, вырабатывать способность к небольшому анализу своих действий;
• знакомство с элементами матовых позиций; умение ставить маты на последней горизонтали и выставлять защиту на последней горизонтали;
• возможность участвовать в мероприятиях ДОУ, района по шахматам (конкурсы, олимпиады, соревнвания, турниры);
• планировать занятия шахматами в режиме дня, организовывать отдых и досуг.
Отличительной ㅤ особенностью программы ㅤ является:
- Поэтапное освоение ㅤ учащимися предлагаемого ㅤ курса, что даёт ㅤ возможность учащимся ㅤ с разным ㅤ уровнем развития ㅤ освоить те ㅤ этапы сложности, которые ㅤ соответствуют их ㅤ способностям;
- Методика индивидуального ㅤ подхода к ㅤ каждому учащемуся ㅤ при помощи ㅤ подбора заданий ㅤ разного уровня ㅤ сложности.
Индивидуальный подход ㅤ базируется на ㅤ личностно-ориентированном подходе ㅤ к учащемуся, при ㅤ помощи создания ㅤ педагогом «ситуации ㅤ успеха» для каждого ㅤ учащегося, таким образом ㅤ данная методика ㅤ повышает эффективность ㅤ и результативность ㅤ образовательного процесса. Подбор ㅤ заданий осуществляется ㅤ на основе ㅤ метода наблюдения ㅤ педагогом за ㅤ практической деятельностью ㅤ учащегося на ㅤ занятии.
Срок реализации.
Программа ㅤ реализуется в ㅤ ходе дополнительной ㅤ образовательной деятельности ㅤ и предусматривает ㅤ 2 учебных года: 72 часа (1 академический час ㅤ в неделю) на весь период обучения. Календарный годовой график предполагает реализацию программы в течение 36 недель, не охватывая летний период. Максимальная ㅤ недельная образовательная ㅤ нагрузка не ㅤ превышает допустимого ㅤ объема, установленного СанПиН ㅤ 2.4.4.3172-14 и составляет ㅤ25 минут для ㅤ учащихся 5-6 лет (старшая дошкольная группа), 30 минут для ㅤ учащихся 6-7лет (подготовительная к школе группа), предусматривает физкультминутки ㅤ и подвижные ㅤ игры. Занятия проводятся ㅤ очно 1 раз в ㅤ неделю.
Формы организации образовательного процесса и познавательной деятельности при обучении старших дошкольников игре в шахматы:
- Решение задач. Для закрепления пройденного материала каждый обучающийся получает позиции для решения. После отведенного времени педагог проверяет решение с последующим показом его на демонстрационной доске и разбором ошибок.
- Разыгрывание позиций. Для закрепления пройденного материала каждый обучающийся получает позиции для решения, которые потом разыгрываются с педагогом. Затем на демонстрационной доске происходит разбор ошибок.
- Учебно-тренировочный турнир. В ходе проведения учебно-тренировочного турнира педагог отмечает отдельные поучительные моменты для дальнейшего обсуждения с обучающимися.
- Разбор партий. Партии, сыгранные учащимися, анализируются в присутствии всей группы или индивидуально. Внимание учащихся акцентируется на типовых позициях.
- Конкурс задач по тактике. Система проведения конкурса: педагог расставляет задачу на демонстрационной доске, обучающиеся записывают решение или говорят его устно. За правильное решение начисляются очки. Конкурс в игровой форме развивает тактическое зрение.
- Соревновательный турнир. Это серия шахматных игр, в которых воспитанники соревнуются, чтобы определить победителя — игрока или команду.
Формы ㅤ и режим ㅤ занятий обусловлены нормативно ㅤ – правовой базой ㅤ дошкольного образовательного ㅤ учреждения и ориентированы на ㅤ обучение учащихся. Формы организации деятельности старших дошкольников на занятиипо шахматам следующие:
- групповая (работы в группах);
- по подгруппам (малыми группами, в парах);
- индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);
- фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
- индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
Основной формой обучения является учебное занятие.
Перечень ㅤ форм физкультминуток, которые применяются ㅤ в работе ㅤ с учащими:
- арт-брейки ㅤ (короткие перерывы ㅤ с элементами ㅤ творчества);
- плей-брейки (перерыв ㅤ в середине ㅤ занятия с ㅤ заданием игровой ㅤ увлекательной форме)
- спорт-брейки ㅤ (небольшой перерыв ㅤ в игровой ㅤ форме с ㅤ элементами спорта);
- видео-брейки ㅤ (просмотр небольшого ㅤ видео на ㅤ шахматную тематику).
Структура занятия включает ㅤ в себя ㅤ изучение теории ㅤ шахмат через ㅤ использование дидактических ㅤ сказок и ㅤ игровых ситуаций.
Для ㅤ закрепления знаний учащихся ㅤ используются дидактические ㅤ задания и ㅤ упражнения для ㅤ игровой практики.
Для ㅤ проверки усвоения ㅤ знаний, умений и ㅤ навыков в конце ㅤ каждого раздела ㅤ программы предусмотрены ㅤ задания и ㅤ упражнения для ㅤ закрепления знаний и тактических умений, а ㅤ также контрольные ㅤ занятия по ㅤ итогам обучения.
Структура занятия по обучению игре в шахматы:
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка |
Вводный | Организационный момент и мотивация деятельности. | Возникновение интереса к деятельности. |
Повторение пройденного материала. | Повторяют и закрепляют изученный материал, активизируют мыслительную деятельность. | |
Основной | Передача новой информации, изложение программного (учебного) материала. | Восприятие информации. |
Игровые способы закрепления нового материала, практические упражнения и решение шахматных задач. | Отработка умений и навыков на основе новых знаний. | |
Заключительный | Подведение итогов занятия, рефлексия, индивидуальная оценка. | Осмысление полученной информации, возникновение чувства удовлетворения. |
Определение новых задач. | Возникновение интереса к предстоящей деятельности. |
Шахматы – игра интеллектуальная, требующая усидчивости, концентрации внимания и тщательного продумывания ходов. Играя в шахматы, ребёнок анализирует действия соперника и просчитывает ходы, которые могут привести к победе. Таким образом, развивается аналитическое мышление. Ребёнок учится задумываться над результатами какого-либо действия, прежде чем его совершить. Существует много разнообразных приемов, методов и технологий с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры.
Игровая технология. На занятиях используются самые разнообразные игры (дидактические, малоподвижные, соревновательные), специально разработанные для группового обучения. Альтернативный сеанс – это сеанс одновременной игры. Здесь сеансерами выступают как педагог, так и шахматисты-воспитанники. Гандикап-турнир – шахматисты дают фору по времени и по материалу друг другу. Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля. Блиц-турниры (рапиды) – игра в быстрые шахматы с использованием шахматных часов.
Технология разноуровневого обучения. Это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного (программного) материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. При такой технологии широко используются диаграммы для решения шахматных задач, рабочие тетради (Трофимова А. С., Касаткина ㅤ В., Москалев В. А.)
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Такие технологие позволяют сделать образоватеьный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала. На занятиях используются шахматные обучающие и игровые компьютерные программы «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Шахматная тактика», «Шахматный задачник», «Шахматная стратегия», «Шахматные этюды». Также используются информационно-поисковая система «Chess Assistant», российский шахматный портал «Шахматная Планета» [www.chessplanet.ru].
- Цель и задачи Программы
Цель ㅤ программы - обучение учащихся принципам ㅤ шахматной игры, воспитание ㅤ у них ㅤ интереса и ㅤ любви к ㅤ этой игре ㅤ и подготовка ㅤ воспитанников к ㅤ дальнейшим ступеням всестороннего развития; создание условий ㅤ для личностного ㅤ и интеллектуального ㅤ развития учащихся, формирования ㅤ общей культуры ㅤ посредством обучения ㅤ игре в ㅤ шахматы.
Основные задачи ㅤ программы:
Образовательные:
- формировать устойчивый ㅤ интерес учащихся ㅤ к игре ㅤ в шахматы;
- способствовать ㅤ освоению учащихся ㅤ основных шахматных ㅤ понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная ㅤ фигура, ход фигуры, взятие, начальная ㅤ позиция, шахматная нотация, взаимодействие ㅤ между фигурами ㅤ на шахматной ㅤ доске, ценность шахматных ㅤ фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное ㅤ на партию, т. д. ;
- познакомить ㅤ с правилами ㅤ поведения партеров ㅤ во время ㅤ шахматной игры, учить ㅤ учащихся во время ㅤ шахматной партии ㅤ действовать в ㅤ соответствие с ㅤ эти правилами;
- учить ㅤ взаимодействию между ㅤ фигурами в ㅤ процессе выполнения ㅤ игровых заданий, а ㅤ так же ㅤ умению применять ㅤ полученные знания ㅤ о шахматных ㅤ фигурах в ㅤ процессе игры;
- обеспечить ㅤ успешное овладение ㅤ учащимися основополагающих ㅤ принципов ведения ㅤ шахматной партии;
- содействовать ㅤ активному использованию ㅤ полученных знаний ㅤ в процессе ㅤ игровой практики ㅤ за шахматной ㅤ доской;
- учить ориентироваться ㅤ на плоскости, обогащать ㅤ детскую фантазию.
Развивающие:
- развивать ㅤ умение сравнивать, выявлять ㅤ и устанавливать ㅤ простейшие связи ㅤ и отношения, самостоятельно ㅤ решать и ㅤ объяснять ход ㅤ решения учебной ㅤ задачи;
- развивать все ㅤ сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- способствовать ㅤ активизации мыслительной ㅤ деятельности учащихся;
- приобщать ㅤ учащегося к ㅤ самостоятельному решению ㅤ логических задач;
- формировать ㅤ мотивацию к ㅤ познанию и ㅤ творчеству;
- создание условий ㅤ для формирования ㅤ и развития ㅤ ключевых компетенций ㅤ учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
Воспитательные:
- воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность ㅤ в своих ㅤ силах, самостоятельность в ㅤ принятии решений;
- поставленные ㅤ цели и ㅤ задачи реализуются ㅤ при создании ㅤ необходимых условий:
- наличии ㅤ кабинета и ㅤ его оснащенности ㅤ методической литературой, ТСО, наглядными ㅤ пособиями, раздаточными материалами, играми.
Для ㅤ достижения поставленных ㅤ задач при ㅤ организации образовательного ㅤ процесса кружка ㅤ учитывались следующие ㅤ принципы:
- принцип развивающей ㅤ деятельности: игра не ㅤ ради игры, а ㅤ с целью ㅤ развития личности ㅤ каждого участника ㅤ и всего ㅤ коллектива в ㅤ целом;
- принцип активной ㅤ включенности каждого ㅤ учащегося в ㅤ игровое действие, а ㅤ не пассивное ㅤ созерцание со ㅤ стороны;
- принцип доступности, последовательности ㅤ и системности ㅤ изложения программного ㅤ материала;
- принцип комплексной ㅤ реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой ㅤ организации работы ㅤ с детьми ㅤ в данной ㅤ программе является ㅤ система дидактических ㅤ принципов:
- принцип наглядности;
- принцип ㅤ психологической комфортности ㅤ – создание образовательной ㅤ среды, обеспечивающей снятие ㅤ всех стрессообразующих факторов ㅤ учебного процесса;
- принцип ㅤ минимакса - обеспечивается ㅤ возможность продвижения ㅤ каждого ребенка ㅤ своим темпом;
- принцип ㅤ целостного представления ㅤ о мире ㅤ - при введении ㅤ нового знания ㅤ раскрывается его ㅤ взаимосвязь с ㅤ предметами и ㅤ явлениями окружающего ㅤ мира;
- принцип вариативности ㅤ - у учащихся формируется ㅤ умение осуществлять ㅤ собственный выбор ㅤ и им ㅤ систематически предоставляется ㅤ возможность выбора;
- принцип ㅤ творчества - процесс ㅤ обучения сориентирован на ㅤ приобретение детьми ㅤ собственного опыта ㅤ творческой деятельности.
Изложенные ㅤ выше принципы ㅤ интегрируют современные ㅤ научные взгляды ㅤ об основах ㅤ организации развивающего ㅤ обучения, и обеспечивают ㅤ решение задач ㅤ интеллектуального и ㅤ личностного развития.
Каждый ㅤ из перечисленных ㅤ принципов направлен ㅤ на достижение ㅤ результата обучения, овладение ㅤ учащимися основами ㅤ шахматной игры. Программа основана ㅤ на игровом ㅤ методе с ㅤ учетом возрастных и ㅤ индивидуальных особенностей ㅤ учащихся. В ㅤ течение непосредственно ㅤ образовательной деятельности используются ㅤ различные виды ㅤ игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
1.3. Содержание программы
Содержание программы ㅤ «Шахматная страна» реализуется через ㅤ систему дидактических ㅤ игр и ㅤ заданий, в основе ㅤ которых лежит ㅤ сочетание современных ㅤ требований ФГОС ㅤ (мотивация в ㅤ достижении успеха, вариативность ㅤ и разнообразие) и ㅤ личностно-ориентированном подходе ㅤ к учащемуся.
Программа ㅤ по обучению ㅤ игре в ㅤ шахматы максимально ㅤ проста и ㅤ доступна учащимся. Важное ㅤ значение при ㅤ обучении имеет ㅤ специально организованная ㅤ игровая деятельность ㅤ на занятиях, использование ㅤ приема обыгрывания ㅤ заданий, создание игровых ㅤ ситуаций, использование шахматных ㅤ дидактических игр ㅤ и пособий. Стержневым ㅤ моментом занятий ㅤ становится деятельность ㅤ самих учащихся, когда ㅤ они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают ㅤ выводы, выясняют закономерности. При ㅤ этом предусматривается ㅤ широкое использование ㅤ занимательного материала, включение ㅤ в занятия ㅤ игровых ситуаций, чтение ㅤ дидактических сказок ㅤ и т.д.
Перспективный план работы для детей 5-6 лет (Первый год обучения)
- Шахматная доска
Ведение. Организационное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися, кабинетом шахмат. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и правила ПБ. Знакомство с историей возникновения шахмат. Знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры». Расположение доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре. Понятие «Шахматная диаграмма».
Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Составь доску», «Нарисуй диаграмму». Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М.: Педагогика, 1991. – с. 132)
2. Шахматные фигуры
Теория. Знакомство с названиями шахматный фигур. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Шахматный теремок». Белые фигуры. Черные фигуры. Пешка, ферзь, ладья, слон, ферзь, конь, король.
Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».
2.1. Ладья.
Теория. Закрепить знания о начальном положении ладей на шахматной доске, о линиях, по которым ходит ладья, о правиле взятия фигуры ладьей, упражнять в ходах и взятиях ладьи в ходе дидактических игр
Практика. Упражнения и дидактические игры: «Собери ягодки», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности», «Уничтожение». Работа в рабочей тетради.
2.2.Слон.
Теория. Познакомить с новой фигурой –слоном, объяснить как он ходит и как бьет. Дать представление о некоторых аспектах истории шахмат. Ввести понятия: «белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Научить ориентироваться на шахматной доске, изучить и записать ходы слона.
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Один в поле воин», «Да-нет», «Чудесная шкатулка», «Сними часовых». Работа в рабочих тетрадях.
2.3. Ферзь
Теория. Познакомить с шахматной фигурой - ферзь, его ценностью, особенностями и способами действия.
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Могучая фигура», «Дороги Ферзя», «Уничтожение», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Взятие». Работа в рабочих тетрадях.
2.4. Пешка
Теория. Познакомить с шахматной фигурой пешка, с правилами перемещения пешки, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Просмотр презентации.
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Уничтожение», «Перехитри часовых», «Что общего», «Шахматное лото». Работа в рабочих тетрадях.
2.5. Конь
Теория. Познакомить с шахматной фигурой конь, с правилами перемещения коня, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Просмотр мультфильма «Фиксики» беседа с учащимися по данной теме.
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Уничтожение», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Взятие». Работа в рабочих тетрадях.
2.6. Король
Теория. Познакомить с главной шахматной фигурой –король. Закрепить знания о взаимодействии короля с другими шахматными фигурами.
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Сделай ход», «Кто быстрее», «Уничтожение», «Вопрос-ответ». Работа в рабочих тетрадях.
3. Начальная расстановка фигур
Теория. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Сундучок», «Да или нет?», «Мяч», «Волшебный мешочек», «Чьи следы». Работа в рабочих тетрадях.
4. Ходы и взятие фигур
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (П = 1, К=3, С = 3, Л = 5, Ф = 9, Король бесценная фигура).
Практика. Дидактические игры и игровые задания. «Уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Работа в рабочих тетрадях.
5. Шах и Мат.
Теория. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Мат одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.
Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Мат в один ход». Работа в рабочих тетрадях.
5.1. Рокировка.
Теория. Знакомство с понятием «Рокировка». Цель рокировки. Правила и виды рокировки.
Практика. Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет. Работа в рабочих тетрадях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения
Теория. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии. Ввод понятия «Сеансёр».
Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Два хода». Блиц-турниры (рапид). Сеанс одновременной игры
7. Итог. Практика Мониторинг.
Перспективный план работы с детьми 6-7 лет (Второй год обучения)
1. История шахмат
Введение. Организационное занятие.
Теория. Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы. Вызвать интерес к игре шахматы, уточнить знания о правилах поведения на занятиях, правила ТБ и ПБ. Рождение шахмат. Выдающиеся шахматисты нашего времени – презентация. Этика шахматной борьбы. Обобщение и повторение основного материала первого года обучения: познакомить детей с вариантами возникновения шахмат и углубить знания об основных этапах их развития.
2. Шахматная нотация.
Теория. Познакомиться с понятием «шахматная нотация»; закрепить умение определять «адрес» каждого поля. Повторить понятия - «диаграмма», «центр», «угловые поля». повторить ходы и взятия фигур, а также определение их ценности.
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Какой буквы не хватает?», «Шахматное лото», «Почта», «Найди адрес». Работа в рабочих тетрадях.
3. Сложные ходы фигур.
Теория: Формирование представления о важности первых ходов, этикете шахматной игры, совершенствование умения доказывать правильность своего решения, развитие интеллектуальных способностей.
Практика. Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию, решение шахматных задач. Дидактическая игра «Узнай и назови».
4. Шах. Мат. Пат.
Теория. повторить, что такое «шах» и «мат». Ввести понятие «ничья». Объяснить, какие существуют разновидности ничьей. Объяснить механизм вечного шаха, объяснить отличие «пат» от «мата».
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Шах или не шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Пропавшая фигура». Чтение сказки «Мат и пат». Работа в рабочих тетрадях.
5. Мат одинокому королю.
Теория. Изучить технический прием в эндшпиле мат ферзём и королем одинокого короля. Систематизация и закрепление знаний учащихся о технике матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. Пополнить знания детей о чемпионах Кузбасса, России и мира по шахматам.
Практика. Блиц-опрос по теме. Решение шахматных задач: «Мат в один ход», «Линейный мат», «Мат в 2 хода». Работа в рабочих тетрадях.
6. Защита и нападение на фигуры.
Теория. Материал раздела дает возможность рассмотреть варианты защиты и нападения на фигуры; ввести понятия «двойной удар» и «связка». Повторить метод матования королем и ферзем. Объяснить, что такое двойной удар, разобрать, как наносят двойной удар различные фигуры и пешки. Ввести понятие «шах с выигрышем фигуры». Ввести понятия «связка», «полная и неполная связка», «давление на связку».
Практика. Закрепить знания с помощью дидактических упражнений «Дай двойной шах», «Расставь на доске», «Найди и назови поле». Турниры: классический и рапид.
7. Основные правила игры в дебюте
Теория. Материал раздела дает возможность в доступной форме объяснить детям суть понятия «дебют». Ввести понятие «детский мат». Разобрать комбинацию на детский мат, изучить методы защиты от детского мата. Учить детей предвидеть события на доске на два и больше ходов. Ввести понятие «опасная диагональ», разобрать самую короткую партию, завершившуюся матом (в два хода). Продолжать учить детей предвидеть события на доске на два и больше ходов.
Практика. закрепить знания с помощью дидактических упражнений; задания на компьютере по программе «Динозавтры учат шахматы». Турниры.
8. Игра из начального положения
Практические занятия. Проверить весь спектр знаний, умений и навыков,, полученных за 2 года обучения, в процессе турнирных и тренировочных партий. Определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения теоретических и практических заданий.
1.4 Ожидаемые результаты освоения Программы
Планируемый результат освоения Программы обучающихся первого года обучения.
Дети должны знать:
- правила ㅤ игры в ㅤ шахматы, шахматную доску;
- фигуры; ходы ㅤ фигур; методы борьбы ㅤ фигурами, цель игры;
- как ㅤ правильно предлагать ㅤ ничью;
- шахматные разряды ㅤ и звания, как ㅤ заканчивается шахматная ㅤ партия;
- сравнительная ценность ㅤ фигур, сравнительную силу ㅤ фигур;
- что такое ㅤ материальное преимущество.
Дети должны уметь:
- расставлять правильно фигуры на шахматной доске, правильно ими выполнять ходы;
- нападать и защищаться, выполнять размен фигур;
- оценивать позицию;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- решать элементарные задачи на мат королю двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
Планируемый результат освоения Программы обучающихся второго года обучения.
Дети должны знать:
- шахматную позицию, шахматную нотацию и запись партии;
- шахматные часы, контроль, цейтнот;
- что такое шах, мат, ничья, пат, вечный шах;
- «силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угрозы, форсированный вариант;
- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
- принципы игры в дебюте;
- как разыграть дебют;
- основные цели дебюта;
- открытые и полуоткрытые дебюты;
- как играть в миттельшпиле;
- основные тактические приемы.
Дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- объявлять шах;
- ставить простой мат;
- играть в дебюте, выполнять правильную рокировку;
- правильно предлагать ничью и заканчивать партию;
- находить несложные тактические удары;
- проводить элементарные комбинации;
- разыгрывать и играть в открытых и полуоткрытых дебютах;
- записывать шахматную партию.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2021-2023 учебные года
Базовый уровень (72 часа)
Календарный учебный график для детей 5-6 лет (первый год обучения)
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1 | Шахматная доска. Введение. Организационное занятие | 2 | 1 | 1 | Предварительный и текущий. |
2 | Шахматные фигуры | 2 | 1 | 1 | Текущий и тематический. |
2.1 | Ладья | 3 | 1 | 2 | Текущий и тематический. |
2.2 | Слон | 3 | 1 | 2 | Текущий и тематический. |
2.3 | Ферзь | 3 | 1 | 2 | Текущий и тематический. |
2.4 | Пешка | 1 | 1 | 1 | Текущий и тематический. |
2.5 | Конь | 3 | 1 | 2 | Текущий и тематический. |
2.6 | Король | 3 | 1 | 2 | Текущий, тематический и итоговый. |
3 | «Начальная расстановка фигур» | 2 | 1 | 1 | Текущий и тематический. |
4 | «Ходы и взятие фигур» | 3 | 1 | 2 | Текущий и тематический. |
5 | Шах и Мат | 4 | 2 | 2 | Текущий и тематический. |
5.1. | Рокировка | 2 | 1 | 1 | Текущий, тематический. |
6 | «Игра со всеми фигурами из начального положения» | 3 | - | 3 | Тематический, итоговый. |
7 | Мониторинг | 1 | - | 1 | Итоговый. |
Первый год обучения | 36 | 14 | 22 |
Календарный учебный график для детей 6-7 лет (второй год обучения)
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1 | История шахмат. Введение. Организационное занятие. | 1 | 1 | - | Предварительный и текущий. |
2 | Шахматная нотация. | 3 | 1 | 2 | Текущий, тематический. |
3 | «Сложные ходы фигур» | 10 | 5 | 5 | Текущий, тематический и итоговый. |
4 | Шах. Мат. Пат | 7 | 3 | 4 | Текущий, тематический. |
5 | Защита и нападение на фигуры. | 6 | 3 | 3 | Текущий, тематический. |
6 | Основные правила игры в дебюте. | 5 | 2 | 3 | Текущий, тематический и итоговый. |
7 | Турнир | 1 | - | 1 | Итоговый. |
8 | Игра из начального положения. | 3 | - | 3 | Текущий, тематический и итоговый. |
Второй год обучения | 36 | 15 | 21 |
Виды контроля:
- Предварительный ㅤ контроль - проверка ㅤ имеющихся знаний ㅤ воспитанников. Проводится в ㅤ начале учебногогода ㅤ в виде ㅤ фронтального, индивидуального и ㅤ группового опроса, выполнение упражнений, решение ㅤ комбинаций и ㅤ этюдов.
- Текущий контроль ㅤ проводится на ㅤ каждом занятии ㅤ в виде ㅤ проверки домашнего ㅤ задания, выполнения упражнений.
- Тематический ㅤ контроль проводится ㅤ по мере ㅤ освоения каждой ㅤ учебной темы. Включает ㅤ фронтальный устный ㅤ опрос, а также ㅤ различные виды ㅤ деятельности при ㅤ индивидуальном и ㅤ групповом опросе.
- Итоговый ㅤ контроль - заключительная ㅤ проверка знаний, умений,навыков ㅤ в конце ㅤ учебного года. Участие ㅤ в турнире, соревнованиях.
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Реализация содержания ㅤ программы предусматривает ㅤ наличие демонстрационной ㅤ доски, методического набора ㅤ к ней, демонстрационных ㅤ шахматных фигур ㅤ на магнитах, настольных ㅤ шахматных досок ㅤ с набором ㅤ шахматных фигур ㅤ по количеству ㅤ воспитанников. Из ㅤ технических средств ㅤ обучения и ㅤ воспитания имеются ㅤ мультимедийный проектор, ноутбук, колонки. Для ㅤ успешной реализации ㅤ содержания программы, рассчитанной ㅤ на два ㅤ года обучения, имеются ㅤ оборудование и ㅤ атрибуты, представленные в ㅤ таблице 1.
Таблица 1
Для воспитанников ㅤ первого года ㅤ обучения |
|
Для воспитанников ㅤ второго года ㅤ обучения |
|
Информационное обеспечение.
Интернет-ресурсы:
1. [Электронный ресурс] http://www.shahmatik.ru/
2. [Электронный ㅤ ресурс] http://webchess.ru/ebook/
3. [Электронный ㅤ ресурс] https://chess-samara.ru/
Обучающие шахматные компьютерные программы:
1. «Динозавры учат шахматам»
2. «Аладдин: Волшебные шахматы»
3. «Шахматы в сказках»
Кадровое обеспечение.
Для успешной реализации Программы проводить обучение игре в шахматы могут: педагог дополнительного образования; инструктор по физической культуре; воспитатель или иной специалист ДОУ, имеющий педагогическое образование со специализацией «Дошкольное образование» и курсы повышения квалификации по теме «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС».
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации образовательных результатов при обучении игре в шахматы:
- организация шахматных турниров разных видов (с часами: буллит, блиц, рапид и без часов) на базе ДОУ;
- участие в турнирах районного и городского уровня с привлечением родителей (законных представителей) на базе городских шахматных клубов и домов творчества;
- творческий отчет педагога (презентация) в конце учебного года.
Виды аттестации учебных результатов Программы:
- журнал посещаемости,
- наблюдение педагога,
- решение практических задач и этюдов,
- результативность участия в турнирах (рейтинг обучаемого по протоколам турниров)
2.4. Оценочные материалы
Применяются следующие педагогические формы диагностики для определения результатов освоения Программы:
- индивидуальная;
- групповая.
Основная первичная педагогическая диагностика проводится в начале учебного года. С ее помощью выявляются фактические знания, умения и практические навыки детей игры в шахматы, также определяются тенденции развития знаний и умений воспитанников на перспективу.
Основная итоговая педагогическая диагностика проводится в конце учебного года. С её помощью проходит оценивание результатов освоения Программы воспитанниками, определение перспективы дальнейшего обучения детей игре в шахматы с учетом новых задач.
Промежуточная педагогическая диагностика может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно с теми, у кого проявляются существенные трудности в обучении игре в шахматы. Такая диагностика нужна для выявления динамики обучения детей игре в шахматы, оценки правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им Программы.
Оперативная педагогическая диагностика проводится в течение учебного года для оценки качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми.
Педагогическая диагностика проводится с помощью разработанной диагностической карты. (Приложение 1).
Критерии ㅤ оценки учебных ㅤ результатов программы:
Высокий уровень освоения Программы.
Воспитанник демонстрирует ㅤ высокую заинтересованность ㅤ в учебной ㅤ и творческой ㅤ деятельности, которая является ㅤ содержанием Программы; показывает ㅤ широкие возможности ㅤ практического применения ㅤ в собственной ㅤ творческой деятельности ㅤ приобретенных знаний ㅤ умений и ㅤ навыков. Ребенок ㅤ имеет представление ㅤ о шахматах. Умеет пользоваться ㅤ линейкой и ㅤ тетрадью в ㅤ клеточку. Умеет быстро ㅤ и правильно ㅤ находить поля, вертикали ㅤ и диагонали, показывая ㅤ и называя ㅤ их вслух. Знает, различает ㅤ и называет ㅤ шахматные фигуры. Знает ㅤ ходы шахматных ㅤ фигур и ㅤ их отличия. Понимает ㅤ важность первых ㅤ ходов. Имеет понятие ㅤ о приёмах ㅤ взятия фигур. Умеет ㅤ самостоятельно выполнять ㅤ задания, кратко и ㅤ точно выражать ㅤ мысли, выполнять задания ㅤ в более ㅤ быстром темпе. У ㅤ ребёнка развита ㅤ познавательная активность, логическое ㅤ мышление, воображение. Обладает навыками ㅤ счёта предметов, умение ㅤ соотносить количество ㅤ и число. Развито ㅤ зрительное восприятие, внимание, мелкая ㅤ моторика рук. Умеет ㅤ планировать свои ㅤ действия, обдумывать их, рассуждать, искать ㅤ правильный ответ. Развита ㅤ ловкость и ㅤ смекалка, ориентировка в ㅤ пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет ㅤ понятие «рокировка», «шах» и ㅤ «мат». Умеет записывать ㅤ шахматные партии. Узнаёт ㅤ и различает ㅤ геометрические фигуры ㅤ в различных ㅤ положениях, уметь конструировать ㅤ их из ㅤ палочек и ㅤ различных частей, уметь ㅤ использовать эти ㅤ фигуры для ㅤ конструирования орнаментов ㅤ и сюжетов.
Средний уровень освоения Программы.
Воспитанник ㅤ демонстрирует достаточную ㅤ заинтересованность в ㅤ учебной и ㅤ творческой деятельности, которая ㅤ является содержанием ㅤ Программы; может применять ㅤ на практике, ㅤ в собственной ㅤ творческой деятельности, ㅤ приобретенные знания, ㅤ умения и ㅤ навыки. Ребенок ㅤ затрудняется в ㅤ использовании линейки ㅤ и тетради ㅤ в клеточку, в ㅤ умении быстро ㅤ и правильно ㅤ находить поля, вертикали ㅤ и диагонали, показывать ㅤ и называть ㅤ их вслух. Путает ㅤ название шахматных ㅤ фигур, ходы шахматных ㅤ фигур и ㅤ их отличия. Путает ㅤ понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается ㅤ в названии ㅤ геометрических фигур, в ㅤ сравнении величин ㅤ на основе ㅤ измерения. Не всегда ㅤ узнаёт и ㅤ различает геометрические ㅤ фигуры в ㅤ различных положениях.
Низкий уровень освоения Программы.
Воспитанник демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и ㅤ творческой деятельности, которая является содержанием Программы; не стремится самостоятельно применять на практике и в своей деятельности приобретенные знания, умения и навыки. Ребенок ㅤ не умеет ㅤ быстро и ㅤ правильно находить ㅤ поля, вертикали и ㅤ диагонали, показывать и ㅤ называть их ㅤ вслух. Не знает, не ㅤ различает и ㅤ не называет ㅤ шахматные фигуры. Не ㅤ знает ходов ㅤ шахматных фигур ㅤ и их ㅤ отличия. Не имеет ㅤ представления о понятиях «рокировка», «шах» и ㅤ «мат». Не умеет ㅤ записывать шахматные ㅤ партии.
2.5. Методические материалы
Обучение шахматному искусству относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов:
Целостный метод – практически любое практическое упражнение (композиция), трудность которого соответствует уровню подготовки воспитанников, может быть освоено целостно. Вместе с тем, следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие определённого опыта, полученного ранее.
Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных приёмов, а также для коррекции учебного навыка, для исправления некоторых ошибок или работы над выразительностью рисунка.
Метод слова (метод устного изложения) – рассказ, описание, объяснение, беседа.
Наглядный метод (метод иллюстрации и демонстрации) — схемы, презентации, представления, понятия.
Практический метод – упражнения, приучение, самостоятельно выполняемые обучающимися действия.
Метод закрепления изучаемого материала (метод повторности движений) – повторение пройденного материала до 3-х и более раз).
Метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование.
Метод игры — использование игровых сюжетов в структуре занятий.
Метод самостоятельной работы обучающихся по осмысливанию и усвоение нового материала;
Метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;
Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования, программированный контроль.
Методические разработки, дидактический и лекционный материал:
Раздаточный материал (диаграммы) для проведения конкурсов задач по тактике;
Раздаточный материал (диаграммы) для решения задач;
Тесты для проверки теоретических знаний по изучаемым темам;
Практикум. Позиции для решения с глубиной расчета 1 ход;
Практикум. Позиции на разыгрывании.
Дидактические шахматные ㅤ сказки
1. Сухин ㅤ И. Котята-хвастунишки // Сухин ㅤ И. Книга-выручалочка по ㅤ внеклассному чтению. – М.: Новая ㅤ школа, 1994. – Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля ㅤ и Баба ㅤ Яга // Сухин ㅤ И. Книга-выручалочка по ㅤ внеклассному чтению. – М.: Новая ㅤ школа, 1995. – Вып. 5.
3. Сухин И. От ㅤ сказки – к ㅤ шахматам. Сухин И. Удивительные ㅤ превращения деревянного ㅤ кругляка // Сухин ㅤ И. Книга-выручалочка по ㅤ внеклассному чтению. – М.: Издательство ㅤ фирмы ACT, 1993.
Дидактические игры, упражнения и задания
Все дидактические ㅤ игры, упражнения и ㅤ задания моделируют в ㅤ доступном для ㅤ детей 5–7 лет ㅤ виде те ㅤ или иные ㅤ реальные ситуации, с ㅤ которыми сталкиваются ㅤ шахматисты в ㅤ игре на ㅤ шахматной доске. При ㅤ этом все ㅤ игры и ㅤ задания являются ㅤ занимательными и ㅤ развивающими, эффективно способствуют ㅤ тренингу образного ㅤ и логического ㅤ мышления.
«Атака ㅤ неприятельской фигуры»
Белая ㅤ фигура должна ㅤ за один ㅤ ход напасть ㅤ на черную ㅤ фигуру, но так, чтобы ㅤ не оказаться ㅤ под боем.
«Большая и ㅤ маленькая»
На столе ㅤ шесть разных ㅤ фигур. Дети называют ㅤ самую высокую ㅤ фигуру и ㅤ ставят ее ㅤ в сторону. Задача: поставить ㅤ все фигуры ㅤ по высоте.
«Вертикаль»
Двое ㅤ играющих по ㅤ очереди заполняют ㅤ одну из ㅤ вертикальных линий ㅤ шахматной доски ㅤ кубиками (фишками, пешками ㅤ и т. п.).
«Взятие»
Из нескольких ㅤ возможных взятий ㅤ надо выбрать ㅤ лучшее – побить ㅤ незащищенную фигуру.
«Волшебный мешочек»
В ㅤ непрозрачном мешочке ㅤ по очереди ㅤ прячутся все ㅤ шахматные фигуры, каждый ㅤ из учеников ㅤ на ощупь ㅤ пытается определить, какая ㅤ фигура спрятана.
«Выиграй ㅤ фигуру»
Белые должны ㅤ сделать такой ㅤ ход, чтобы при ㅤ любом ответе ㅤ черных они ㅤ проиграли одну ㅤ из своих ㅤ фигур.
«Горизонталь»
Двое ㅤ играющих по ㅤ очереди заполняют ㅤ одну из ㅤ горизонтальных линий ㅤ шахматной доски ㅤ кубиками (фишками, пешками ㅤ и т. п.).
«Да ㅤ и нет»
Педагог ㅤ берет две ㅤ шахматные фигурки ㅤ и спрашивает ㅤ детей, стоят ли ㅤ эти фигуры ㅤ рядом в ㅤ начальном положении.
«Дай ㅤ шах»
Требуется объявить ㅤ шах неприятельскому ㅤ королю.
«Два хода»
Для ㅤ того чтобы ㅤ ученик научился ㅤ создавать и ㅤ реализовывать угрозы, он ㅤ играет с ㅤ педагогом следующим ㅤ образом: на каждый ㅤ ход учителя ㅤ ученик отвечает ㅤ двумя своими ㅤ ходами.
Двойной ㅤ удар»
Белой фигурой ㅤ надо напасть ㅤ одновременно на ㅤ две черные ㅤ фигуры.
«Диагональ»
Двое ㅤ играющих по ㅤ очереди заполняют ㅤ одну из ㅤ диагональных линий ㅤ шахматной доски ㅤ кубиками (фишками, пешками ㅤ и т. п.).
«Захват контрольного ㅤ поля»
Игра фигурой ㅤ против фигуры ㅤ ведется не ㅤ с целью ㅤ уничтожения, а с ㅤ целью установить ㅤ свою фигуру ㅤ на определенное ㅤ поле. При этом ㅤ запрещается ставить ㅤ фигуры на ㅤ клетки, находящиеся под ㅤ ударом фигуры ㅤ противника.
«Защита»
Здесь ㅤ нужно одной ㅤ белой фигурой ㅤ защитить другую, стоящую ㅤ под боем.
«Защита контрольного ㅤ поля". Эта игра ㅤ подобна предыдущей, но ㅤ при точной ㅤ игре обеих ㅤ сторон не ㅤ имеет победителя.
«Защита от ㅤ шаха»
Белый король ㅤ должен защититься ㅤ от шаха.
«Какой буквы не хватает?»
Карточки с буквами латинского алфавита располагаются на столе в ряд так, как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.
«Кратчайший путь»
За ㅤ минимальное число ㅤ ходов белая ㅤ фигура должна ㅤ достичь определенной ㅤ клетки шахматной ㅤ доски.
«Кто быстрее»
Задача королей взять все «заколдованные» фигуры.
«Кто сильнее?»
Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Лабиринт»
Белая ㅤ фигура должна ㅤ достичь определенной ㅤ клетки шахматной ㅤ доски, не становясь ㅤ на "заминированные" поля ㅤ и не ㅤ перепрыгивая их.
«Мат в один ход»
Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.
«Мат или не мат»
Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Мяч»
Педагог ㅤ произносит какую-нибудь ㅤ фразу о ㅤ начальном положении, к ㅤ примеру: "Ладья стоит ㅤ в углу", и ㅤ бросает мяч ㅤ кому-то из ㅤ учеников. Если утверждение ㅤ верно, то мяч ㅤ следует поймать.
«Найди адрес»
Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.
«Нарисуй диаграмму»
Рисование на диаграмме линий по горизонтали, вертикали и диагонали.
«Обе армии равны»
Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Объяви шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Ограничение подвижности»
Это ㅤ разновидность "игры ㅤ на уничтожение", но ㅤ с "заминированными" полями. Выигрывает ㅤ тот, кто побьет ㅤ все фигуры ㅤ противника.
«Один ㅤ в поле ㅤ воин»
Белая фигура ㅤ должна побить ㅤ все черные ㅤ фигуры, расположенные на ㅤ шахматной доске, уничтожая ㅤ каждым ходом ㅤ по фигуре ㅤ (черные фигуры ㅤ считаются заколдованными, недвижимыми) .
«Первый шах»
Игра ㅤ проводится всеми ㅤ фигурами из ㅤ начального положения. Выигрывает ㅤ тот, кто объявит ㅤ первый шах.
«Перехитри ㅤ часовых»
Белая фигура ㅤ должна достичь ㅤ определенной клетки ㅤ шахматной доски, не ㅤ становясь на ㅤ "заминированные" поля и ㅤ на поля, находящиеся ㅤ под ударом ㅤ черных фигур.
«Почта»
На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес – например улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как адресат найден, конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз – это могут быть силуэты букв шахматного алфавита, которые раздаются детям и предлагается раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.
«Пять шахов»
Каждой ㅤ из пяти ㅤ белых фигур ㅤ нужно объявить ㅤ шах черному ㅤ королю.
«Рокировка»
Ученики ㅤ должны определить, можно ㅤ ли рокировать ㅤ в тех ㅤ или иных ㅤ случаях.
«Сделай ход»
Задача королей перейти с одной стороны поля на другую.
«Секретная фигура»
Все ㅤ фигуры стоят ㅤ на столе ㅤ учителя в ㅤ один ряд, дети ㅤ по очереди ㅤ называют все ㅤ шахматные фигуры, кроме ㅤ "секретной", которая выбирается ㅤ заранее; вместо названия ㅤ этой фигуры ㅤ надо сказать: "Секрет".
«Сними ㅤ часовых»
Белая фигура ㅤ должна побить ㅤ все черные ㅤ фигуры, избирается такой ㅤ маршрут передвижения ㅤ по шахматной ㅤ доске, чтобы белая ㅤ фигура ни ㅤ разу не ㅤ оказалась под ㅤ ударом черных ㅤ фигур.
«Собери ягодки»
Смысл упражнения в том, чтобы учащийся научился ходить конкретной фигурой.
«Составь доску».
Из белых и черных квадратов составить шахматную доску.
«Сундучок»
Ученики ㅤ по одной ㅤ вынимают из ㅤ сундучка шахматные ㅤ фигуры и ㅤ постепенно расставляют ㅤ начальную позицию.
«Угадай»
Педагог загадывает про себя одну из фигур, дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Угадайка»
Педагог ㅤ словесно описывает ㅤ одну из ㅤ шахматных фигур, дети ㅤ должны догадаться, что ㅤ это за ㅤ фигура.
«Уничтожение» – важнейшая ㅤ игра курса.
У ㅤ ребенка формируется ㅤ внутренний план ㅤ действий, развивается аналитико-синтетическая ㅤ функция мышления ㅤ и др. Педагог ㅤ играет с ㅤ учениками ограниченным ㅤ числом фигур ㅤ (чаще всего ㅤ фигура против ㅤ фигуры). Выигрывает тот, кто ㅤ побьет все ㅤ фигуры противника.
«Что общего»
Педагог ㅤ берет две ㅤ шахматные фигуры ㅤ и спрашивает ㅤ учеников, чем они ㅤ похожи друг ㅤ на друга. Чем ㅤ отличаются? (Цветом, формой.)
«Чудесная шкатулка»
Дети отвечают на вопросы педагога по заданной теме.
«Чьи следы»
Педагог показывает карточки-схемы и дети угадывают какой фигуре они принадлежат.
«Шах или ㅤ не шах»
Приводится ㅤ ряд положений, в ㅤ которых ученики ㅤ должны определить: стоит ㅤ ли король ㅤ под шахом ㅤ или нет.
«Шахматное лото»
Для каждого ребенка подготавливаются фишки с обозначением на них шахматной нотации в количестве от 5 до 64 (в зависимости от уровня подготовленности ребенка). Правила игры такие же как в обычно лото – фишку надо поставить на соответствующее ей место на шахматной доске.
2.6. Список литературы
Список используемой литературы
1. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или ㅤ Там клетки ㅤ черно – белые ㅤ чудес и ㅤ тайн полны: учебник ㅤ для начальной ㅤ школы, первый год ㅤ обучения. В 2-х ㅤ частях. Часть 1.- 4-е ㅤ изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.
2. И.Г. Сухин. Шахматы, второй ㅤ год, или Играем ㅤ и выигрываем: учебник ㅤ для начальной ㅤ школы, первый год ㅤ обучения. В 2-х ㅤ частях. Часть 2.- 3-е ㅤ изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
3. И.Г. Сухин. Шахматы, первый ㅤ год, или Там ㅤ клетки черно ㅤ – белые чудес ㅤ и тайн ㅤ полны: Рабочая тетрадь ㅤ для начальной ㅤ школы. В 2-х ㅤ частях. Часть 2.- 6-е ㅤ изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.
4. И. Весела. Шахматный ㅤ букварь. – М.: Просвещение, 1983.
5. В. Гончаров. Некоторые актуальные ㅤ вопросы обучения ㅤ дошкольника шахматной ㅤ игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
7. И.Г. Сухин. Волшебный ㅤ шахматный мешочек. – Испания: Издательский ㅤ центр Маркота. Международная ㅤ шахматная Академия ㅤ Г. Каспарова, 1992.
8. И.Г. Сухин. Удивительные приключения ㅤ в Шахматной ㅤ стране. – М.: Поматур, 2000.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
- Весела, И. Шахматный ㅤ букварь / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983г;
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская ㅤ литература, 1980.
- Карпов, А. Е. Учитесь ㅤ шахматам / А. Е. Карпов. - М.: Эгмонт ㅤ Россия Лтд, 2004;
- Касаткина ㅤ В. «Шахматная тетрадь»/ Касаткина ㅤ В. – Архангельск: Дайв, 2009г
- Москалёв В. А. Шахматная ㅤ тетрадь для ㅤ дошкольников: рисуем ходы, осваиваем ㅤ правила / Москалёв ㅤ В. А. - Ростов н/Д: Феникс, 2012г.
- Сухин, И. Г. Удивительные ㅤ приключения в ㅤ Шахматной стране ㅤ / И. Г. Сухин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004г;
- Сухин, И. Г. Шахматы ㅤ для самых ㅤ маленьких / И. Г. Сухин. - М.: Астрель; АСТ, 2000г;
- А. Трофимова . Шахматная тетрадь-раскраска . Рисуем, учимся, играем. / Трофимова А. С. - Феникс, 2015 г.
Приложение 1
ФИ ребёнка | ||||||||||
Перечень знаний | Должен знать | |||||||||
Шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль, диагональ ㅤ и другие. | ||||||||||
Название ㅤ шахматных фигур ㅤ и их ㅤ отличия. | ||||||||||
Правила хода, взятие ㅤ каждой фигуры. | ||||||||||
Перечень умений | Должен ㅤ уметь | |||||||||
Ориентировка ㅤ на шахматной ㅤ доске. | ||||||||||
Играть каждой ㅤ фигурой | ||||||||||
Правильно располагать ㅤ доску. | ||||||||||
Правильно располагать ㅤ фигуры. | ||||||||||
Умение перемещать ㅤ фигуры. | ||||||||||
Решать простые ㅤ шахматные задачи. |
Диагностическая ㅤ карта «Шахматная страна»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В БАССЕЙНЕ
В нашем дошкольном учреждении работает бассейн. Воспитанники вторых младших, средних, старших и подготовительных к школе групп посещают занятия в бассейне один раз в неделю. У нас созданы условия для ...
Мастер-класс для родителей по обучению игре в шахматы "Шахматная грамота"
Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы для детей 5-7 лет «В мире шахмат»
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...
«Развивайка» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Путешествие в стране блоков и палочек»
quot;Развивайка" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. " Путешествие в стране блоков и палочек"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для дошкольников»
1.1 Пояснительная записка В современную эпоху развития и внедрения информационных технологий человеку важно ориентироваться в огромном объеме информации, уметь ее анализи...
- Мне нравится (1)