Хобби как профилактика эмоционального выгорания
статья
Данная статья будет полезна как молодым, так и опытным педагогам, поскльку затрагивает тему профессионального выгорания, диагностику, и средтва для борьбы с ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hobbi_kak_profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Хобби, как профилактика профессионального выгорания
О профессиональном выгорании написано много статей, о его причинах ничуть не меньше, все причины логичны, и ускорение и необходимость в быстром темпе осваивать новые технологии, для достижения профессиональной эффективности. В этой статье мне бы хотелось затронуть тему диагностики и выхода из кризисной ситуации. Это не в коей мере не отменяет необходимость посещения таких специалистов, как психолог, невролог, скорее является маркером того, что ситуация начинает выходить из под контроля и необходимо решение. На сегодняшний день существует два опросника профессионального выгорания Маслач и Бойко. Первый больше ориентирован на профессиональную аудиторию, поскольку содержит 7 маркеров состояния, и формулу для подсчета результатов, однако, его применение допустимо и в среде неофитов, поскольку, при преобладании таких ответов, как «часто», «очень часто», «каждый день», становится ясно, что эмоциональное состояние респондента заслуживает внимания. Второй опросник утроен проще, но отличается обилием вопросов (84), ответы на них проще «да» или «нет». Это существенно упрощает работу и респонденту и специалисту.
Сразу оговорюсь, что понятие хобби не включает в себя:
- социальные сети;
- ютуб;
- тик-ток;
- просмотр телевизора;
Вышеперечисленные способы времяпрепровождения являются, с точки зрения психологии, способами прокрастинации – откладывания важных дел на потом.
В первую очередь, предлагаю рассмотреть опросники с целью выявления степени выгорания. Отдельным разделом идет профилактика выгорания, а потом рассмотреть способы подбора хобби и их виды
Несколько слов об эмоциональном выгорании
Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:
- Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.
- Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.
- Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.
Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
- К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др. В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.
- Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.
- К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др
Опросник выгорания Маслач
Утверждение | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным. | |||||||
2. После работы я чувствую себя как «выжатый лимон». | |||||||
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. | |||||||
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела. | |||||||
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). | |||||||
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. | |||||||
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. | |||||||
8. Я чувствую угнетенность и апатию. | |||||||
9. Я уверен, что моя работа нужна людям. | |||||||
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю. | |||||||
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. | |||||||
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. | |||||||
13. Моя работа все больше меня разочаровывает. | |||||||
14. Мне кажется, что я слишком много работаю. | |||||||
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими подчиненными и коллегами. | |||||||
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. | |||||||
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. | |||||||
18. Во время работы я чувствую приятное оживление. | |||||||
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. | |||||||
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. | |||||||
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. | |||||||
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
Методика профессионального выгорания Бойко
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. | ||
2 | Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. | ||
3 | Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности. | ||
4 | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее). | ||
5 | Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. | ||
6 | От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров. | ||
7 | Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. | ||
8 | Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). | ||
9 | Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный. | ||
10 | Моя работа/учеба притупляет эмоции. | ||
11 | Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни. | ||
12 | Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний. | ||
13 | Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. | ||
14 | Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения. | ||
15 | Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность. | ||
16 | Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную. | ||
17 | Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые. | ||
18 | Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. | ||
19 | Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. | ||
20 | Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. | ||
21 | Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение. | ||
22 | Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. | ||
23 | Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. | ||
24 | При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение. | ||
25 | Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. | ||
26 | Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми. | ||
27 | Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной. | ||
28 | У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п. | ||
29 | Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. | ||
30 | В общении я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла». | ||
31 | Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе. | ||
32 | Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). | ||
33 | Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. | ||
34 | Я очень переживаю за свою работу/учебу. | ||
35 | Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. | ||
36 | При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. | ||
37 | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством. | ||
38 | Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям. | ||
39 | Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе. | ||
40 | Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. | ||
41 | Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. | ||
42 | Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на “хороших” и “плохих”. | ||
43 | Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. | ||
44 | Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. | ||
45 | Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. | ||
46 | Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души. | ||
47 | Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. | ||
48 | После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. | ||
49 | На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. | ||
50 | Успехи в работе/учебе вдохновляют меня. | ||
51 | Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). | ||
52 | Я потерял покой из-за работы/учебы. | ||
53 | На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). | ||
54 | Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. | ||
55 | Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции. | ||
56 | Я часто работаю через силу. | ||
57 | Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь. | ||
58 | Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. | ||
59 | Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. | ||
60 | После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. | ||
61 | Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный. | ||
62 | Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. | ||
63 | Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив. | ||
64 | Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы. | ||
65 | Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. | ||
66 | Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. | ||
67 | Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами. | ||
68 | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился. | ||
69 | Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. | ||
70 | Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. | ||
71 | Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня. | ||
72 | Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. | ||
73 | Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко. | ||
74 | Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. | ||
75 | Моя карьера складывается удачно. | ||
76 | Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой. | ||
77 | Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать. | ||
78 | Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. | ||
79 | Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. | ||
80 | Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. | ||
81 | Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе. | ||
82 | Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство. | ||
83 | Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. | ||
84 | Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье |
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов - не сложившийся симптом
- 10-15 баллов - складывающийся симптом
- 16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.
Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.
Рекомендации. Итак, что же можно сделать с выгоранием? Специалисты, занимающиеся этой проблемой, советуют вам проанализировать отношение к своей профессиональной деятельности и изменить свой образ жизни.
1. Ответьте на вопрос: «Зачем я работаю?» Составьте список всех причин – и реальных, и абстрактных, которые заставляют вас работать. Определите мотивацию, ценность и значение своей работы.
2. Убедитесь в правильности утверждения: «Я действительно хочу этим заниматься». Перечислите то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. А теперь вспомните, когда вы в последний раз этим занимались.
3. Создайте группу поддержки. Это регулярные встречи друзей и сотрудников.
4. Начните заботиться о своем физическом здоровье. Сюда входят физические упражнения, питание и борьба с вредными привычками, например курением.
5. Начините заботиться о своем психологическом здоровье. Используйте для этого тренинги: релаксации, ведения переговоров, управления временем и ассертивности.
6. Делайте каждый день какую-нибудь глупость. Покатайтесь на скейте, поиграйте в классики, попускайте мыльные пузыри или погримасничайте. Расслабьтесь, улыбнитесь и не воспринимайте себя слишком серьезно.
Профилактика эмоционального выгорания
Профилактика со стороны сотрудников заключается в правильном позиционировании проблем, взгляд на неприятности в новом русле и отвлечении:
- Во время работы переключайтесь на другие темы, делайте небольшие перерывы. Психологи рекомендуют осмотреться вокруг, отметить мельчайшие детали интерьера природы, мысленно произнести их про себя. Такой простой прием позволит извлечь стрессовые моменты из сознания, переключиться на позитивную ноту и расслабиться.
- Относитесь к стрессовым факторам с позитивом, а также снижайте значимость неприятных, травмирующих ситуаций, как бы трудно это не было. Помните: причиной вашего стресса являются не люди, а ваше отношение к создавшейся ситуации. Проще смотрите на вещи, «отпускайте» проблему, с юмором относитесь к сложившимся неприятностям.
- Подключайте нагрузки физического плана. Легкая зарядка, фитнес перед работой, активная прогулка в вечернее (обеденное) время, выброс энергии методом битья подушки (груши) – любой метод хорош, лишь бы после него вы чувствовали прилив энергии и жизнерадостность.
- Абстрагируйтесь от рабочих мыслей в условиях дома, во время отдыха. Ваш мозг должен уметь переключаться на отдых, профессиональные задачи по мере возможности оставляйте в стенах кабинета.
- Правильно распределяйте рабочее время, старайтесь не «заваливать» себя работой, дозируйте труд, умейте отложить что-то и «на завтра».
- Занимайтесь творчеством, найдите для себя новое хобби, интересное занятие по душе. Танцуйте самбу, рисуйте инопланетян, раскрашивайте картины по номерам, выкладывайте пазлы – в свободное время отвлекайтесь и занимайтесь тем, что приносит вам радость.
- Используйте эффективные методы саморегуляции. Попробуйте применить антистрессовое дыхание, запишите и повторяйте фразы аутогенных тренировок, помогающие стабилизировать эмоции, займитесь медитацией.
- Даже в самой непростой ситуации избегайте конфликтов, старайтесь выстроить и отстоять свою позицию, умейте управлять диалогом. Запишитесь на эффективные тренинги, которые помогут посмотреть на вашу проблему со стороны, выявить недочеты или промахи в общении и управлении.
Как выбрать хобби
Правило №1
Из детства
если не можете придумать себе хобби, вспомните, что больше всего нравилось в детстве. Любили шить наряды куклам?.. Возьмите журнал с выкройками и смастерите что-нибудь для себя. Нравилось ухаживать за животными?.. Заведите для начала парочку попугайчиков. Рисовали в школе стенгазеты? Попробуйте вновь взять в руки краски и кисть!
Правило №2
Берем пример с других
Еще один способ отыскать занятие по душе – «собезьянничать». Оглянитесь по сторонам, посмотрите, чем в свободное время занимаются родственники, друзья, коллеги. Послушайте их истории: быть может, Вы «заразитесь» чьим-нибудь энтузиазмом и попробуете себя в новой для себя ипостаси.
Правило №3:
не бойтесь мечтать. Узнать свое предназначение – значит, воплотить 50% своих мечтаний в жизнь.
Список хобби
Список различных хобби посвященных спорту:
Бег Бейсбол Бильярд Боевые искусства Горные лыжи Йога Плавание Русская лапта Хели-ски Пауэрлифтинг Настольный теннис Большой теннис Пауэрлифтинг | Скандинавская ходьба Сноуборд Спортзал Спортивная ходьба Стрельба из лука Тяжелая атлетика Фехтование Стрельба Настольный теннис Бадминтон Беговые лыжи Волейбол Баскетбол |
Список различных хобби посвященных творчеству
Игра на музыкальных инструментах Бонсай Икебана Карвинг Лепка из глины Макраме Оригами Резьба по дереву | Рисование Садоводство Фокусы Танцы Твистинг Плетение фенечек Фотография Моделирование из спичек Гербарий |
Список различных хобби посвященных рукоделию
Бисероплетение Валяние Выпечка Вышивание Вязание Декупаж Деревья из бисера Изготовление свечей | Изделия из скорлупы Квиллинг Корабли в бутылке Кулинария Мыловарение Пэчворк Скрапбукинг Плетение из бересты |
Список различных хобби посвященных интеллектуальным играм
Игры в карты
Выращивание кристаллов
Разгадывание кроссвордов
Радиоуправляемые модели
Создание сайтов
Шахматы
Шашки
Нарды
Китайские шашки
Каллиграфия
Список различных хобби посвященных приключениям:
Банджи джампинг
Бейсджампинг
Дайвинг
Дельтапланеризм
Огненное шоу
Лазертаг
Охота
Паркур
Пейнтбол
Ролики
Рыбалка
Скайдайвинг
Скалолазание
Сплав по рекам
Опросники психологического выгорания
https://psytests.org/stress/burnru.html
https://psytests.org/boyko/boburn.html
https://psytests.org/stress/maslach.html
Ресурсы, посвященные подбору хобби
Список источников
https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_viborg/news/172829/
https://nekorobka.com/blog/tpost/af5h1igl41-pochemu-tolko-menedzherov-po-schastyu-ne
https://docsfera.ru/research/uvlechenie-vs-vygoranie-mozhet-li-khobbi-spasti-ot-stressa-na-rabote/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ"
В статье обобщен опыт работы с педагогами....
Презентация педагогического опыта по теме"Развитие эмоциональной культуры педагога как одно из условий профилактики эмоционального выгорания"
Развитие эмоциональной культуры педагогов как одно из условий профессионального выгорания...
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
«Профилактика эмоционального выгорания и эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе»
Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинн...
Методическая разработка «Обучение педагогов методам стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях» в рамках проведения тренинга по профилактике эмоционального выгорания.
Специфика работы в детском дошкольном учреждении такова, что требует от педагогов постоянного эмоционального вовлечения в ситуации общения с большим количеством людей: детей, родителей, коллег. Оплата...