Методическая разработка.
материал (старшая группа)

Долова Ольга Владимировна

Физические нагрузки в детском саду решают важные образовательные цели в целом. А в работе с детьми средней группы (4–5 лет) миссия зарядки заключается в:

  • тренировке навыков движения, в частности, отработке умения соотносить действия с инструкциями, направленно двигать руками, ногами, туловищем;
  • профилактике плоскостопия, нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, а также выработке красивой походки;
  • продолжении начатой в младшей группе отработки умения координировать свои движения с движениями взрослых и товарищей;
  • воспитании заботливого отношения к здоровью, понимания его важности;
  • приобщении к физической культуре и спорту (этот целевой компонент очень важен в работе с детьми 4–5 лет, многие из которых в этом возрасте вступают в профессиональные или любительские спортивные клубы, секции);
  • поощрении инициативности, а также воспитании трудолюбия и целеустремлённости.

Зарядка — важный элемент двигательного режима дошкольников

Для достижения поставленных целей необходимо систематически решать следующие образовательные задачи:

  • помогать организму малышей пробуждаться (даже с учётом того, что ребята уже третий год ходят в детский сад, многим из них очень непросто даются ранние подъёмы, сборы и дорога);
  • активизировать работу дыхательной, сердечно-сосудистой систем (за счёт выполнения прыжковых и беговых упражнений), а также развивать зрение, слух;
  • тренировать мышцы конечностей, туловища, плечевого пояса с помощью выполнения двигательных упражнений в несколько подходов;
  • повышать общий уровень физической выносливости детей (при выполнении зарядки все органы и ткани обогащаются кислородом, что придаёт малышам энергичности);
  • придавать организованный характер началу дня, а также задавать темп занятиям другими видами деятельности;
  • сосредотачивать детей на занятии общим делом (с утра, когда во время сбора малыши заняты разными играми, общением, зарядка помогает объединить всю группу совместным выполнением физических упражнений);
  • продолжать знакомство с разными видами спорта, в том числе и национальными (в средней группе дети учатся классифицировать виды спорта по общим признакам, например, с мячом: футбол, волейбол, баскетбол и др.);
  • определять предпочтительные виды спорта для дополнительных занятий (решить эту задачу позволяет практика организации с детьми коллективных походов в бассейн, на каток и пр.).
 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenirovke_navykov_dvizheniya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

  • тренировке навыков движения, в частности, отработке умения соотносить действия с инструкциями, направленно двигать руками, ногами, туловищем;
  • профилактике плоскостопия, нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, а также выработке красивой походки;
  • продолжении начатой в младшей группе отработки умения координировать свои движения с движениями взрослых и товарищей;
  • воспитании заботливого отношения к здоровью, понимания его важности;
  • приобщении к физической культуре и спорту (этот целевой компонент очень важен в работе с детьми 4–5 лет, многие из которых в этом возрасте вступают в профессиональные или любительские спортивные клубы, секции);
  • поощрении инициативности, а также воспитании трудолюбия и целеустремлённости.

Зарядка — важный элемент двигательного режима дошкольников

Для достижения поставленных целей необходимо систематически решать следующие образовательные задачи:

  • помогать организму малышей пробуждаться (даже с учётом того, что ребята уже третий год ходят в детский сад, многим из них очень непросто даются ранние подъёмы, сборы и дорога);
  • активизировать работу дыхательной, сердечно-сосудистой систем (за счёт выполнения прыжковых и беговых упражнений), а также развивать зрение, слух;
  • тренировать мышцы конечностей, туловища, плечевого пояса с помощью выполнения двигательных упражнений в несколько подходов;
  • повышать общий уровень физической выносливости детей (при выполнении зарядки все органы и ткани обогащаются кислородом, что придаёт малышам энергичности);
  • придавать организованный характер началу дня, а также задавать темп занятиям другими видами деятельности;
  • сосредотачивать детей на занятии общим делом (с утра, когда во время сбора малыши заняты разными играми, общением, зарядка помогает объединить всю группу совместным выполнением физических упражнений);
  • продолжать знакомство с разными видами спорта, в том числе и национальными (в средней группе дети учатся классифицировать виды спорта по общим признакам, например, с мячом: футбол, волейбол, баскетбол и др.);
  • определять предпочтительные виды спорта для дополнительных занятий (решить эту задачу позволяет практика организации с детьми коллективных походов в бассейн, на каток и пр.).

Требования к проведению зарядки

Требования к организации занятий любого содержания, в том числе и утренней гимнастики, в ДОУ регламентируются Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):

  • Зарядка проводится перед завтраком.
  • В ежедневный комплекс включается разминка в сочетании с упражнениями восстановительного свойства. Всего 4–5 упражнений.
  • Утреннюю гимнастику проводит инструктор по физкультуре или воспитатель группы. В первом случае обычно на зарядку в спортивный зал или на площадку на улице приглашается несколько групп.
  • В средней группе длительность утренней гимнастики составляет 6–8 минут.
  • Если погода позволяет, то зарядка организуется на улице. В ненастье и зимой упражнения проводятся в помещении группы или спортивном (музыкальном) зале.
  • Перед началом гимнастики помещение рекомендуется проветрить.
  • Температура в помещении должна быть не выше 16 градусов.
  • Для детей во время утренней гимнастики формой является спортивная одежда по сезону: шорты с футболкой или спортивный костюм. Педагог, который проводит зарядку, должен также быть в одежде для занятий спортом, удобной обуви и с подвязанными волосами.
  • Выполнение физических упражнений на зарядке должно быть добровольным. Поэтому тех малышей, которые на гимнастику не настроены, не нужно принуждать. А вот узнать о причине такого бойкота необходимо. Сделать это лучше в индивидуальной форме после завтрака.
  • Все упражнения должны сопровождаться весёлыми песенками, стихотворениями.
  • Чтобы поддерживать интерес у малышей, нужно чередовать разные виды заданий.
  • Поскольку для успешного начала дня, то есть для проведения зарядки, дети должны быть в хорошем настроении, не стоит предъявлять им завышенные требования к соблюдению дисциплины.
  • Утренняя гимнастика имеет игровую форму проведения и носит имитационный характер.

Игровая форма проведения утренней гимнастики даёт детям и взрослым положительный эмоциональный заряд

  • В средней группе активно практикуются упражнения с предметами (кубиками, гимнастическими палками, мячиками, флажками и пр.).
  • Каждое упражнение в рамках одного комплекса повторяется 3–6 раз. Комплекс целиком разрабатывается около 1–1,5 недель.

Видео: утренняя гимнастика на улице в средней группе (фрагмент)

  • тренировке навыков движения, в частности, отработке умения соотносить действия с инструкциями, направленно двигать руками, ногами, туловищем;
  • профилактике плоскостопия, нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, а также выработке красивой походки;
  • продолжении начатой в младшей группе отработки умения координировать свои движения с движениями взрослых и товарищей;
  • воспитании заботливого отношения к здоровью, понимания его важности;
  • приобщении к физической культуре и спорту (этот целевой компонент очень важен в работе с детьми 4–5 лет, многие из которых в этом возрасте вступают в профессиональные или любительские спортивные клубы, секции);
  • поощрении инициативности, а также воспитании трудолюбия и целеустремлённости.

Зарядка — важный элемент двигательного режима дошкольников

Для достижения поставленных целей необходимо систематически решать следующие образовательные задачи:

  • помогать организму малышей пробуждаться (даже с учётом того, что ребята уже третий год ходят в детский сад, многим из них очень непросто даются ранние подъёмы, сборы и дорога);
  • активизировать работу дыхательной, сердечно-сосудистой систем (за счёт выполнения прыжковых и беговых упражнений), а также развивать зрение, слух;
  • тренировать мышцы конечностей, туловища, плечевого пояса с помощью выполнения двигательных упражнений в несколько подходов;
  • повышать общий уровень физической выносливости детей (при выполнении зарядки все органы и ткани обогащаются кислородом, что придаёт малышам энергичности);
  • придавать организованный характер началу дня, а также задавать темп занятиям другими видами деятельности;
  • сосредотачивать детей на занятии общим делом (с утра, когда во время сбора малыши заняты разными играми, общением, зарядка помогает объединить всю группу совместным выполнением физических упражнений);
  • продолжать знакомство с разными видами спорта, в том числе и национальными (в средней группе дети учатся классифицировать виды спорта по общим признакам, например, с мячом: футбол, волейбол, баскетбол и др.);
  • определять предпочтительные виды спорта для дополнительных занятий (решить эту задачу позволяет практика организации с детьми коллективных походов в бассейн, на каток и пр.).

Требования к проведению зарядки

Требования к организации занятий любого содержания, в том числе и утренней гимнастики, в ДОУ регламентируются Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):

  • Зарядка проводится перед завтраком.
  • В ежедневный комплекс включается разминка в сочетании с упражнениями восстановительного свойства. Всего 4–5 упражнений.
  • Утреннюю гимнастику проводит инструктор по физкультуре или воспитатель группы. В первом случае обычно на зарядку в спортивный зал или на площадку на улице приглашается несколько групп.
  • В средней группе длительность утренней гимнастики составляет 6–8 минут.
  • Если погода позволяет, то зарядка организуется на улице. В ненастье и зимой упражнения проводятся в помещении группы или спортивном (музыкальном) зале.
  • Перед началом гимнастики помещение рекомендуется проветрить.
  • Температура в помещении должна быть не выше 16 градусов.
  • Для детей во время утренней гимнастики формой является спортивная одежда по сезону: шорты с футболкой или спортивный костюм. Педагог, который проводит зарядку, должен также быть в одежде для занятий спортом, удобной обуви и с подвязанными волосами.
  • Выполнение физических упражнений на зарядке должно быть добровольным. Поэтому тех малышей, которые на гимнастику не настроены, не нужно принуждать. А вот узнать о причине такого бойкота необходимо. Сделать это лучше в индивидуальной форме после завтрака.
  • Все упражнения должны сопровождаться весёлыми песенками, стихотворениями.
  • Чтобы поддерживать интерес у малышей, нужно чередовать разные виды заданий.
  • Поскольку для успешного начала дня, то есть для проведения зарядки, дети должны быть в хорошем настроении, не стоит предъявлять им завышенные требования к соблюдению дисциплины.
  • Утренняя гимнастика имеет игровую форму проведения и носит имитационный характер.

Игровая форма проведения утренней гимнастики даёт детям и взрослым положительный эмоциональный заряд

  • В средней группе активно практикуются упражнения с предметами (кубиками, гимнастическими палками, мячиками, флажками и пр.).
  • Каждое упражнение в рамках одного комплекса повторяется 3–6 раз. Комплекс целиком разрабатывается около 1–1,5 недель.

Виды упражнений для зарядки

Чтобы не дать малышам заскучать, педагог должен включать в комплекс ежедневной зарядки разные упражнения:

  • общеразвивающие, то есть прыжки, ходьба, бег, но не объединённые единой сюжетной линией;
  • сюжетные комплексы (отличие от предыдущего вида в том, что задания объединяются сюжетом, например, «Гномики», «Теремок» и др.);
  • зарядка из 3–4 подвижных игр (к примеру, «Кот и мыши», «Карусель», «Пастух и стадо», «Поезд»);
  • ритмическая зарядка (обычно такую гимнастику разрабатывает и проводит хореограф);
  • бег на разные расстояния в разном темпе (этот вид зарядки практикуется летом);
  • преодоление полосы преград из мягких модулей;
  • утренняя гимнастика с применением тренажёров (простых — эспандера для детей, гимнастического ролика, сложных — батутов, беговых дорожек).

Это интересно. Задания во время работы с эспандером можно делать соревновательного характера: достаточно вместо классического резинового кольца использовать современный эспандер-игрушку в виде зверушки, которая при нажатии одновременно на живот и спинку «стреляет» мягким шариком. Победителя определяют по количеству дальних «выстрелов».

В средней группе зарядка с предметами проводится чаще, чем это практиковалось с малышами

В среднем дошкольном возрасте по-прежнему важно, чтобы комплекс упражнений был объединён темой или действующим персонажем, однако могут использоваться и бессюжетные наборы заданий. Блок заданий обычно включает 3 вида упражнений:

  • на укрепление мышц (этот вид заданий имеет ещё и воспитательное значение — пробуждение чувства товарищества, если дети приступают к их выполнению, стоя в хороводе и взявшись за руки);
  • бег в разном темпе;
  • медленная ходьба и игра подвижного характера.

Методические приёмы проведения утренней гимнастики с детьми 4–5 лет

При подготовке и проведении утренней гимнастики педагог использует методический арсенал четырёх групп приёмов, позволяющий реализовать цели и задачи организации зарядки в детском саду.

Словесные приёмы

К 4–5 годам речь ребёнка становится понятной не только для близких, а значит, малышам очень важно пополнять словарный запас, делая высказывания более информативными и выразительными для окружающих людей. Кроме того, дети учатся вести беседы на простые темы: рассказывать о себе, о том, что происходило в недавнем времени и пр. В связи с этими особенностями развития ключевое значение для дальнейшего освоения речи детьми приобретает восприятие слова взрослого, что выводит группу словесных приёмов в ранг ключевых средств взаимодействия с ребятами.

Словесные приёмы во многом определяют целесообразность использования того или иного вида зарядки

Объяснение

Этот приём сопровождает все игровые действия, что позволяет малышам прочнее усвоить порядок выполнения движений. При этом очень важно во время повторения словесного описания комплекса пользоваться тем же набором чётко проговариваемых слов и коротких предложений, что и в первоначальном объяснении.

Это интересно. По мнению ряда психологов и педагогов, в среднем дошкольном возрасте дети быстрее и легче воспринимают, запоминают иноязычный звукоряд. Иными словами, в 4–5 лет с малышами можно начинать изучение иностранного языка, порционно вводя новые слова в те или иные виды деятельности детей. В связи с этим особую популярность приобретает методика проведения утренней гимнастики на английском (французском) языке.

Виды упражнений для зарядки

Чтобы не дать малышам заскучать, педагог должен включать в комплекс ежедневной зарядки разные упражнения:

  • общеразвивающие, то есть прыжки, ходьба, бег, но не объединённые единой сюжетной линией;
  • сюжетные комплексы (отличие от предыдущего вида в том, что задания объединяются сюжетом, например, «Гномики», «Теремок» и др.);
  • зарядка из 3–4 подвижных игр (к примеру, «Кот и мыши», «Карусель», «Пастух и стадо», «Поезд»);
  • ритмическая зарядка (обычно такую гимнастику разрабатывает и проводит хореограф);
  • бег на разные расстояния в разном темпе (этот вид зарядки практикуется летом);
  • преодоление полосы преград из мягких модулей;
  • утренняя гимнастика с применением тренажёров (простых — эспандера для детей, гимнастического ролика, сложных — батутов, беговых дорожек).

Это интересно. Задания во время работы с эспандером можно делать соревновательного характера: достаточно вместо классического резинового кольца использовать современный эспандер-игрушку в виде зверушки, которая при нажатии одновременно на живот и спинку «стреляет» мягким шариком. Победителя определяют по количеству дальних «выстрелов».

В средней группе зарядка с предметами проводится чаще, чем это практиковалось с малышами

В среднем дошкольном возрасте по-прежнему важно, чтобы комплекс упражнений был объединён темой или действующим персонажем, однако могут использоваться и бессюжетные наборы заданий. Блок заданий обычно включает 3 вида упражнений:

  • на укрепление мышц (этот вид заданий имеет ещё и воспитательное значение — пробуждение чувства товарищества, если дети приступают к их выполнению, стоя в хороводе и взявшись за руки);
  • бег в разном темпе;
  • медленная ходьба и игра подвижного характера.

Методические приёмы проведения утренней гимнастики с детьми 4–5 лет

При подготовке и проведении утренней гимнастики педагог использует методический арсенал четырёх групп приёмов, позволяющий реализовать цели и задачи организации зарядки в детском саду.

Словесные приёмы

К 4–5 годам речь ребёнка становится понятной не только для близких, а значит, малышам очень важно пополнять словарный запас, делая высказывания более информативными и выразительными для окружающих людей. Кроме того, дети учатся вести беседы на простые темы: рассказывать о себе, о том, что происходило в недавнем времени и пр. В связи с этими особенностями развития ключевое значение для дальнейшего освоения речи детьми приобретает восприятие слова взрослого, что выводит группу словесных приёмов в ранг ключевых средств взаимодействия с ребятами.

Словесные приёмы во многом определяют целесообразность использования того или иного вида зарядки

Объяснение

Этот приём сопровождает все игровые действия, что позволяет малышам прочнее усвоить порядок выполнения движений. При этом очень важно во время повторения словесного описания комплекса пользоваться тем же набором чётко проговариваемых слов и коротких предложений, что и в первоначальном объяснении.

Это интересно. По мнению ряда психологов и педагогов, в среднем дошкольном возрасте дети быстрее и легче воспринимают, запоминают иноязычный звукоряд. Иными словами, в 4–5 лет с малышами можно начинать изучение иностранного языка, порционно вводя новые слова в те или иные виды деятельности детей. В связи с этим особую популярность приобретает методика проведения утренней гимнастики на английском (французском) языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...