Сообщение из опыта работы" Техника прыжка в длину"
статья (старшая группа)
Сформировать первоначальное зрительно-логическое представление об изучаемом действии (способе решения двигательной задачи)
·выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соответствующих знаний;
·сформировать или актуализировать (сделать более явными и включёнными в ООД) зрительные, двигательные и чувственные представления о разучиваемом действии;
·выделить ООТ в наблюдаемом, а затем и в самостоятельно выполняемом занимающимися действии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_pryzhka_v_dlinu.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника обучения прыжкам
Первый этап - начального разучивания действия, чему соответствует стадия формирования предпосылок усвоения двигательного действия - предумения.
Второй этап - углублённого разучивания действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне умения.
Третий этап - результирующей отработки действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне навыка.
Цель и задачи I этапа
Цель этапа - сформировать знание и представление об условиях двигательной задачи и способе её решения; обеспечить формирование предпосылок создания ООД (первоначальное двигательное представление) и усвоения двигательного действия на уровне предумения.
На первом этапе решается несколько задач:
1.Сформировать первоначальное зрительно-логическое представление об изучаемом действии (способе решения двигательной задачи)
·выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соответствующих знаний;
·сформировать или актуализировать (сделать более явными и включёнными в ООД) зрительные, двигательные и чувственные представления о разучиваемом действии;
·выделить ООТ в наблюдаемом, а затем и в самостоятельно выполняемом занимающимися действии.
2.Освоить двигательное действия в грубой форме:
·использовать сформировавшиеся ранее представление о прыжке (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового действия;
·сформировать в облегчённых условиях новые элементы и объединяющие звенья техники движений;
·предупредить или устранить временные искажения в технике движений.
Эти частные задачи могут быть ещё более конкретизированы. Теория Михаила Михайловича Богена делит цель первого этапа на несколько подзадач (для обучающихся):
1). Осознать (понять смысл) двигательную задачу и создать начальное представление о способе её решения.
2). Освоить инструкцию по формированию ориентировочной основы действия (последовательность движений, основные закономерности их построения), следовательно, выделить в ней основные опорные точки; осознать ООТ в исполняемом двигательном действии и сформировать двигательное представление о действиях в каждой опорной точке.
Средства и методы:
.Словесные методы: объяснения, рассказ, инструкция (ООД), с тем чтобы раскрыть смысл разучиваемого действия, выделить ООТ, которые должны войти в его ориентировочную основу.
2.Наглядные: на этом этапе особенно широко представлены натуральная демонстрация (начиная с общего показа, затем уточнение определённых деталей) и демонстрация различного рода наглядных пособий: различные видеограммы, графические аналоги действия, циклограммы,
3.Практические: на этапе начального разучивания пользуются преимущественно методамистрого регламентированного упражнения.
Этап углубленного разучивания, цель и задачи этапа
На втором этапе освоение двигательного действия характеризуется повышенным самоконтролем за различными движениями, составляющими двигательное действие.
Частные задачи:
Øоптимизировать ООД, придав ей качества вполне осмысленной и детально проработанной программы осуществления действия (пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обо всех ООТ, добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в живых образах, точных понятиях и установках).
Øусовершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их слаженности и ритмичности в составе целостного действия при выполнении его в стандартных условиях и при постепенно усложняющихся условиях выполнения.
Øповысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и целесообразной коррекции по ходу действия (освоить систему самоконтроля за счёт переключения внимания с одной ООТ на другую в последовательном выполнении двигательного действия).
В этих задачах находят своё отражение закономерности второй стадии формирования двигательного действия, когда оно приобретает все черты сложившегося двигательного умения и начинает постепенно переходить в двигательный навык. По мере углублённого разучивания действия на первый план всё больше выдвигаются задачи дальнейшего совершенствования его уже в качестве навыка.
Средства и методы. Доминирующее место занимают практические методы, в том числе метод целостного упражнения. В прямой зависимости от результатов целостного воспроизведения действия используются все другие средства и методы обучения, о которых шла речь при характеристике первого этапа. По мере закрепления основного механизма техники наряду с методом стандартно-повторного упражнения (характерного для первого этапа) вводятся определённые разновидности метода вариативного упражнения. При этом ориентироваться необходимо на стабильность выполнения действия - должна сохраниться суть решаемой двигательной задачи и основы техники. Направленно изменяются лишь те или иные условия его выполнения и детали техники при точно заданных пределах варьирования (прыжки на разной высоте с варьированием усилий в отталкивании или частичным изменением способа преодоления планки и приземления). Такое направленное варьирование упражнения, если оно организовано методически верно, способствует уточнению движений, отлаживанию механизмов их координации, совершенствованию действия в целом.
В помощь практическим идут вербальные методы (словесные). Практикуются методы передачи развёрнутых знаний о сути изучаемого действия, способах эффективного выполнения и путях совершенствования (детализированное объяснение, аналитический разбор правил выполнения операций и т.д.), в сочетании методами самостоятельного приобретения, конкретизации и углубления знаний (самостоятельная работа с текстовыми источниками, взаиморазъяснение, анализ-«проговаривание» ООД в разных формах и т.д.).
Не утрачивают значимости методы обеспечения наглядности - особенно о параметрах точного выполнения (детализированный показ отдельных элементов техники, уточнение движения по всем параметрам - наибольшее внимание уделяется ритму выполнения двигательного действия).
Регламентация применяемых упражнений:
©Частота занятий - в массовой практике обучения остаётся такой же (в практике спортивной тренировки она как правило увеличивается) - основной критерий правильность.
©Частота упражнений - в отдельном занятии увеличивается, общий объём и интенсивность нагрузки возрастают (предпосылки к этому создаются благодаря повышению общей работоспособности занимающихся и устойчивости сформированных форм координации движений по отношению к негативному влиянию утомления). Число повторений действия, если оно не связано с большими затратами физических и психических сил, может применяться многократное серийное воспроизведение. Главный критерий тот же - отсутствие ошибок (снижение количества повторений или прекращение при их появлении).
©Интервалы отдыха - должны быть достаточными для восстановления оперативной работоспособности до уровня, позволяющего безошибочно выполнить следующую попытку (от 1 до 5 мин).
Уровень силовых и скоростных проявлений на этом этапе, как правило, повышается, однако это оправдано лишь в той мере, при которой не искажается основной механизм техники движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут для ребенка старшего дошкольного возраста по развитию способностей в прыжке в длину с места.
Предлагаемый материал поможет развить способности ребенка старшего дошкольного возраста в прыжках в длинну с места....
Методика обучения прыжкам в длину с места детей дошкольного возраста
Для педагогов ДОУ...
Конспект занятия по физической культуре "Сохранение равновесия при прыжках в длину с места"
Занятие по физической культуре проводится в спортивном зале для детей 5-6 лет.Дети учатся сохранять равновесие в прыжках в длину с места: правильно выполнять толчок и приземление. Закреплением прыжка ...
КОНСПЕКТ НОД ПО ТИПУ «СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ОБУЧЕНИЕ ПРЫЖКУ В ДЛИНУ С МЕСТА» МОДЕЛИРОВАНИЕ
Конспект НОД представляет собой обучение детей прыжкам в длину с места, используя наглядные картинки-модели для лучшго восприятия техники прыжка....
Обучение дошкольников прыжкам в длину с места
https://youtu.be/DFhWbyTlFvo...
презентация "Прыжки в длину"
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и сустав...
Физическое развитие. "Прыжки в длину с места"
Цель. Повторить ходьбу со сменой ведущего; упражнять в прыжках вдлину с места; развивать ловкость в упражнениях с мячом.материал. мячи, кубики, шнур, маски для игры....