консультация для родителей "Кинезиологические упражнения для детей"
консультация (младшая группа)

Андреева Светлана Леонидовна

примеры кинезиологических упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya_s_detmi.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИ С ДЕТЬМИ»

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека

В чем польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста? ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ?

Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики физиотерапии, натуропатии, акупунктуры, гомеопатии, восточной медицины, хиропрактики и других областей знаний о нашем здоровье. Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе систем организма.   Использование упражнений кинезиологии позволяет: укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления, воображение. Из этого можно сделать вывод, что

Кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются. Благодаря такому широкому действию эта методика используется самыми разными специалистами: педагогами; педиатрами; психологами; нейропсихологами; дефектологами; логопедами.

Существует множество различных упражнений, помогающих решать конкретные задачи. Кинезиология в логопедии, к примеру, включает в себя следующие приемы: упражнения на общую двигательную активность; артикуляционная гимнастика; игры на восприятие и дифференциацию звуков и шумов; игры на улучшение координации между правой, левой рукой, языком, глазами; дыхательные игры; упражнения на закрепление пространственных понятий (право, лево, впереди, сзади; ближе, чем; правее и т. д.); упражнения на развитие произвольности; пальчиковые игры.

НЕМНОГО ФИЗИОЛОГИИ. Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга. И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи. Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга?

Левое. Помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно. Кроме того, оно обеспечивает: индуктивное мышление (сначала происходит анализ, а затем синтез); обработку вербальной информации; речевые и языковые способности; способность чтения и письма; запоминание (стихов, имен, названий, дат, фактов); понимание буквального смысла получаемой информации; планирование будущего; математические склонности, способности работать со схемами, таблицами, формулами, числами; контроль правой стороны нашего тела.

Правое. Отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, но при этом правильные решения. Также правое полушарие обеспечивает: развитие образного мышления; ориентацию в пространстве; способность решать головоломки, ребусы, творческие задачи; одновременную обработку множества разнообразных блоков информации, рассматривание проблемы в целом; дедуктивное мышление (сначала – синтез, затем – анализ); обработку невербальной информации, которая выражается в образах, символах; запоминание образов (картин, голосов, поз, лиц), восприятие совокупности черт как единого целого; способность понимать чужую образную речь, чувство юмора; восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса; ориентацию в настоящем; развитие воображения, фантазии, творческих способностей (в частности художественных); различение музыкальных мелодий, ритма, темпа, музыкальной гармонии; спонтанные эмоции; контроль левой половины тела.

Поэтому так важно, чтобы сохранялось равновесие между функционированием обоих полушарий. Активизировать работу всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями как раз и помогают кинезиологические упражнения. Их комплексы по праву называют «умной гимнастикой» или гимнастикой мозга.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ В дошкольных образовательных учреждениях эта система используется довольно широко. Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет), движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими. На уроках рисования могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди. На уроках по развитию речи широко применяются различные пальчиковые игры, направленные на улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев. В познавательных и игровых занятиях используются различные пособия, помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками. Например, детям 3-4 лет предлагают папки с зеркальным отображением различных предметов. Такие аппликации могут состоять из кнопок, клавиш, бумажных или текстильных деталей, геометрических фигур, шнуров, лесенок и т. д. Ребенок по очереди трогает, нажимает, обводит каждую деталь сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. При этом в качестве дополнительных стимуляторов для других зон мозга могут выступать стихотворное или музыкальное сопровождение, проговаривание самим ребенком действий или стихов, иллюстрирующих их.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Занятия проводятся утром;

Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Применение этих упражнений позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Кинезиологические упражнения

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук

«Колечко 1»

Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.

«Колечко 2»

Обратные колечки – самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая – большой и мизинец. В такт счёту левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.

 «Кулак-ребро-ладонь»

Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть чёткими, с чёткой последовательностью. Во втором и третьем положении следить, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделать упражнение вместе с ребенком. Затем предложить повторить самостоятельно (до десяти раз).

«Лягушка»

Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью вверх. Происходит смена положения рук.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

«Лезгинка»

Правая рука развёрнута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие пальцы. Упражнение требует тренировки, оно может получиться далеко не у всех.

«Здравствуй»

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Речевое сопровождение:

Здравствуй. Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

 

«Ухо-нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо.

Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо - лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо – кыш, улетай от меня, Цокотуха!

«Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Крючки»

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Речевое сопровождение:

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце,

Со всеми нами.

«Бабочка»

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу.

Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Речевое сопровождение:

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

«Цепочка»

Большой и указательный палец левой руки в кольце. Через него попеременно пропускают колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой – средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

Речевое сопровождение:

Хоть и вредный мухомор,

Я его не трону.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

«Домик»

Руки направленны вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально – «труба».

«Фонарик»

Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения.

«Ладушки - оладушки»

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами;

«Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки,

Так пожарим, повернём и опять играть начнем»

2. Упражнения для нормализации мышечного тонуса

Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)).

«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик стал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и лужица стала превращаться в легкое облако. Ветер дует и гонит облачко по небу.

 

 «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево…

Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, не двигайтесь.

Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки. Чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянуто в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

 «Сорви яблоко»

Исходное положение - стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое   яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое висит там. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие большие яблоки и складывайте их в корзину.

«Дирижёр»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Каждый из вас сейчас представит, что он дирижёр, руководитель большого оркестра.

Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по –новому. Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза вдохните и выдохните... Отправляемся в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь высоко и спокойно. Пусть облако перенесет вас туда, где вам приятно и хорошо. Здесь может произойти что-то волшебное и чудесное…

Теперь мы снова на облаке и мы возвращаемся назад. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

3. Дыхательные упражнения

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

«Свеча»

И. п. – сидя или стоя. Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями воздуха.

«Дышим носом»

И. п. – лёжа на спине или стоя.

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

«Ныряльщики»

И. п. – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до пяти и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Уточка»

Вдох, паузу, выдох, пауза. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воду.

«Веселые песенки»

Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

«Силачи»

Сжать пальцы в кулак загнутым внутрь большим пальцем. Сделать вдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия, сделать выдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

4. Телесные упражнения

Телесные упражнения снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, развивают межполушарное взаимодействие.

«Перекрёстное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге.

Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Паровозик»

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

 «Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем используя противоположные руки и ноги.

«Колено - локоть»

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем также с правой ногой и левой рукой. Повторить 8-10 раз.

«Яйцо»Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет.Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

«Дерево»

Мы растем, растем, растем и до неба достаем.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер -   раскачивать тело, имитируя дерево. Повторить (10 раз)

«Крюки»

Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестить лодыжки ног, как удобно. Затем вытянуть руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки так, чтобы локти были направлены вниз

 «Велосипед»

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение:

Встать друг напротив друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений+ пауза. Выполняется 3р.

Итак, кинезиология – наука о сложных механизмах взаимодействия структур головного мозга и способах их гармонизации. Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Упражнения для детей с нарушением зрения"

Консультация для родителей "Упражнения для детей с нарушением зрения"...

Консультация "Игры и упражнения для детей с нарушением речи"

Предлагаются игры, которые могут использовать  музыкальные руководител,.они помогут в коррекционной работе с детьми с ОНР....

Консультация для родителей "Упражнение, рекомендуемые детям с плоскостопием"

Упражнения,рекомендуемые детям с плоскостопиемПродолжительность занятий 10 мин. Перед упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку — на одной и на двух ногах....

Консультация для педагогов "Упражнения для детей на регуляцию эмоционально-волевой сферы"

Эмоции - это язык внутреннего мира. Они сообщают нам, какое значение лично для нас имеют те предметы, события, отношения с людьми, которые в данный момент оказались в поле нашего внимания. Эмоциональн...

Консультация для родителей «Упражнение, рекомендуемые детям с плоскостопием»

Консультация для родителей «Упражнение, рекомендуемые детям с плоскостопием»...

Консультация для родителей «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Любые занятия физическими упражнениями надо начинать с разминки, т.е. с подготовки организма к более высокой двигательной нагрузке...