Проект "Развитие физических качеств детей 5-7 лет посредством упражнений на тренажерах"
проект
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы, в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интелектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trenazhery_2022-2024gg.docx | 654.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действия движения».
Тиссо.
Тип проекта: долгосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы, в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Согласно «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Комплексному решению всех этих задач способствует использование тренажеров в работе с детьми. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они достаточно просты и удобны в обращении: могут использоваться на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, на физкультурных праздниках и досугах, в самостоятельной деятельности. Работа на них позволяет детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости; удовлетворить их потребность в двигательной активности. Кроме того, эти упражнения значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками.
Диагностика физической подготовленности воспитанников нашего ДОУ из года в год показывает недостаточное развитие силы мышц рук детей старшего дошкольного возраста (33%), которое имеет большое значение при поступлении ребенка в школу. Целенаправленная и систематическая работа на тренажерах будет способствовать решению данной проблемы. Но для того, чтобы работа на них оказывала положительное воздействие на организм ребенка, педагог четко должен знать организацию, содержание и методику работы с детьми на современных тренажерах. Однако, данное направление для воспитателей города, в частности нашего ДОУ, является малоизученным. Некомпетентность педагогов в методике по данной проблеме и недостаточная оснащенность разными видами тренажеров не дает эффективного результата.
Таким образом, работа над проектом «Развитие физических качеств детей 5-7 лет посредством упражнений на тренажерах» является перспективным направлением.
Анализ внешней среды
Анализ внутренней среды
Проблематика.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении. В этой ситуации говорить о развитии физических качеств, которая является основой накопления и обогащения двигательного опыта детей, не приходится. Исправить ситуацию помогут тренажеры, которые привлекательны детям не только по внешнему виду, но и по содержанию: на них можно заниматься «как взрослые», развить свои физические качества, удовлетворить естественную потребность в движении. Но какова система работы на тренажерах? Как построить самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых так, чтобы не превышать уровень физиологических возможностей ребенка?
Исходя из современных требований, возможностей ДОУ, готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, их стремления формирования у детей потребности к физическому самосовершенствованию определена проблема: какова система работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование тренажеров?
Концептуализация.
В последние годы в дошкольных учреждениях, в том числе и нашем, стали появляться различные тренажеры. Но в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по которой работает наш детский сад, не находит место использование различных физкультурно-оздоровительных тренажеров. К тому же воспитатели не имеют ни теоретических, ни практических знаний использования тренажеров в работе с детьми. Все это привело к спонтанным занятиям на тренажерах, однообразию упражнений на них, что снижало интерес дошкольников к ним и не приносило желаемых результатов. У педагогов появились вопросы:
1. С какого возраста целесообразнее использовать тренажеры?
2. Какие тренажеры, и в каком количестве их необходимо иметь для совместной работы педагога с детьми?
3. Какова методика организации работы на тренажерах?
Решить появившиеся проблемы поможет данный проект и целенаправленная работа по ней.
Реализация цели и задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с педагогами, детьми и их родителями. Целенаправленная реализация проекта поможет разработать систему работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование физкультурно-оздоровительных тренажеров. В результате пополнится спортивный зал и физкультурный уголок группы необходимым набором тренажеров, улучшатся показатели развития физических качеств детей, педагоги научатся организовывать работу детей на тренажерах, повысится заинтересованность родителей в физическом развитии своих детей.
Целеполагание.
Целесообразность выбора данной цели обоснована следующими причинами:
- содержание педагогической работы по освоению дошкольниками образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие;
- недостаточно высокие показатели развития физических качеств (в частности, силовых) детей ДОУ;
- некомпетентность педагогов ДОУ в методике работы по данной теме;
- наличие условий в ДОУ и творческого потенциала педагогов для осуществления поставленных задач.
Цель проекта.
Разработать систему работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование физкультурно-оздоровительных тренажеров.
Задачи проекта.
1. Разработать методический материал по использованию современных тренажеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Оснастить спортивный зал и физкультурный уголок группы оптимальным количеством тренажеров разных типов.
3. Формировать у детей базовые умения и навыки работы на тренажерах.
4. Развивать физические качества детей старшего дошкольного возраста.
5. Повысить компетентность педагогов ДОУ в использовании тренажеров в работе с дошкольниками.
6. Познакомить родителей с содержанием, методикой работы на современных тренажерах для детей.
Ожидаемые результаты.
1. Подготовка пакета методического материала по использованию современных тренажеров в работе с дошкольниками.
2. Пополнение спортивного зала и физкультурного уголка группы необходимым набором тренажеров.
3. Формирование устойчивого интереса к разным видам и формам двигательной активности и стремления к физическому самосовершенствованию.
4. Овладение детьми комплексом упражнений на тренажерах и приемами страховки.
5. Формирование осознанного отношения к выполнению двигательных заданий и мотивации к самовыражению в движениях.
6. Повышение показателей уровня физической подготовленности детей.
7.Рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах использования тренажеров в работе с дошкольниками.
8. Повышение заинтересованности родителей в развитии физических качеств своего ребёнка, появление желания больше времени посвящать совместному активному отдыху.
Участники проекта:
- дети 5-7 лет
- воспитатели старшей (подготовительной) групп
- старший воспитатель
- медицинская сестра, врач
- заведующий
- родители
Дети– активные участники проекта.
Воспитатель -изучает методический материал и передовой педагогический опыт по использованию современных тренажеров в работе с дошкольниками. Разрабатывает пакет методического материала, осуществляет реализацию проекта и отслеживает результаты в режиме мониторинга. Готовит презентацию по итогам работы.
Старший воспитатель –направляет и помогает в осуществлении проекта; размещает материалы работы на сайте ДОУ.
Медицинская сестра, врач– формируют группы с учетом состояния здоровья детей, следят за их самочувствием.
Заведующий –осуществляет приобретение необходимого набора тренажеров, управляет работой проектной группы.
Родители – помогают и участвуют в решении задач проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
Программы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2010.
Методическое обеспечение:
1. Использование спортивных тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками./ Составитель Н.С. Голицына: ЦИУУ, М., 1990.
2. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. С-П, «Речь», 2009.
3. М.А.Рунова. Движение день за днем. Линка-Пресс, М., 2007.
4. М.А.Рунова. Мой друг – тренажер./ Ж. «Дошкольное воспитание», №6 – 2005.
5. М.А.Рунова. Тренажер - мой друг. / Ж. «Дошкольное воспитание», №7 – 2008.
6. М.А.Рунова. Тренажер - мой друг./ Ж. «Дошкольное воспитание», №8 – 2008.
Материальные ресурсы:
1. Тренажеры разного типа в физкультурном зале.
2. Тренажеры простейшего типа в физкультурном уголке группы.
3. Методический инструментарий.
Срок реализации проекта:
2 года:
- 2022 -2023 учебный год
- 2023-2024 учебный год
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Реализация проекта
Мониторинг проекта
Для оценки развития проекта и его результатов необходимо диагностировать детей в начале и в конце учебного года. Для этого предлагается использовать методику определения физических качеств и навыков, представленную в следующих методических изданиях:
«Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», составители Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович - скоростных, силовых, координационных способностей.
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ составитель Г.П. Юрко// Дошкольное воспитание , №1 – 2004г. – гибкости и выносливости.
Литература
Закон РФ от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.).
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2010.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981.
Использование спортивных тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками/ составитель Н.С. Голицына: ЦИУУ, М., 1990.
Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2005.
Спортивные праздники круглый год/ авторы-составители: Прибыщенко М.Н., Колесник В.И., Трушкин А.Г., Громак Е.С. – М: ИКЦ «МарТ», 2004.
Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие/ В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000.
Праздники в детском саду/ автор-составитель Г.А.Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.
Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ сост. Н.А.Ноткина., Л.И.Казьмина и др.
Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. С-П, «Речь», 2009, с.39-75.
М.А.Рунова. Движение день за днем. Линка-Пресс, М., 2007.
М.А.Рунова. Мой друг – тренажер./ Ж. «Дошкольное воспитание», №6 – 2005.
М.А.Рунова. Тренажер - мой друг. / Ж. «Дошкольное воспитание», №7 – 2008.
М.А.Рунова. Тренажер - мой друг./ Ж. «Дошкольное воспитание», №8 – 2008.
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ сост. Г.П. Юрко// Дошкольное воспитание , №1 – 2004г.
Тип проекта: долгосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный.
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%.
Проблемой является то, что требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических критериев и именно им отвечает методика работы с фитболами - большими оздоровительными мячами.
Это предопределило выбор темы проекта - «Фитбол гимнастика как один из нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании детей»
Участники проекта: дети 6 – 7 лет, родители, воспитатели.
Цель проекта: Повышение эффективности физкультурно- оздоровительной работы ДОУ посредством комплексного воздействия фитболов-гимнастики на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
Новизна заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей, который подтверждён опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы и России. Это единственный вид гимнастики, где в выполнении физических упражнение включается совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболе.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление физического здоровья детей.
2. Познакомить детей с техникой выполнения упражнений на фитболах.
3. Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболах.
Формы и методы реализации проекта
Методы: наблюдения, рассказы, сказки, игры, показ, использование аудио и видео дисков.
Формы: занятия, досуги, самомассаж, консультативная работа, фитбол - сказки, физкультминутки, спортивные праздники.
Ожидаемые результаты
У детей:
- Расширится осведомлённость детей о фитбол-гимнастике;
- Повысится уровень физического развития и оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления.
- Использование фитболов окажет общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребёнка, повысится эмоциональный фон занятий, что вызовет положительный настрой;
У педагогов:
- Расширится осведомлённость педагогов о фитбол-гимнастике;
- Будут использовать фитбол-гимнастику в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
У родителей:
- Получат представление об использование фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей в ДОУ;
- Заинтересуются фитбол-гимнастикой, как средством совместного здорового семейного отдыха;
- Будут применять простейшие упражнения фитбол-гимнастики;
- Поднимется интерес у родителей к подвижным и спортивным играм с использованием фитбол мячей.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
- Изучить литературу по использованию нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников (фитбол - гимнастики)
- Провести обзор информации в интернете по использованию нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников (фитбол - гимнастики)
- Разработать схему взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса (детьми, родителями и специалистами).
- Описать этапы освоения упражнений с использованием фитболов.
- Определить «золотые» правила фитбол -гимнастики и этапы освоения упражнений.
- Оформить информационный уголок для родителей и сотрудников ДОУ.
- Подготовить консультации, рекомендации для родителей и педагогов.
- Комплексы упражнений с фитболами;
- Картотека подвижных игр с использованием фитболов;
- Фотовыставка «Чему мы научились на фитболах».
Из истории:
Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.
Какие бывают фитболы:
- Фитболы бывают разных размеров и расцветок;
- Мячи могут быть гладкими или с бугорками
- «массажные»;
- Мячи с «рожками» или ручкой – для прыжков;
- Мячи на «ножках» для устойчивости;
- Мячи двойные.
Вибрационное воздействие мяча - фитбола
Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая возбуждающе.
Цветовое воздействие мяча - фитбола
- Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
- Теплый цвет (красный и оранжевый) – повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
- Холодный цвет (синий, голубой и фиолетовый) – нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.
- Желтый и зеленый цвет – нормализуют сердечную деятельность и ЦНС, стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение, помогают при заболеваниях позвоночника, обмена веществ.
- С помощью цветов можно стимулировать творческую и игровую активность детей, регулировать психоэмоциональное состояние человека.
Рекомендации при работе с фитбол – мячами необходимо учитывать:
- Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Однако на первых занятиях для большей уверенности ребенка и комфортности обучения следует использовать менее упруго накаченные мячи.
1.Одежда:
- Для занятий предпочтительно выбирать удобную одежду. Что касается обуви, то заниматься лучше босиком или в удобной обуви на нескользящей подошве.
2. Покрытие для пола:
- Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, исключаются паркет или каменный пол.
3. Место для выполнения упражнений:
- В целях профилактики травматизма, сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях 1-1,5 метра друг от друга.
4. Обратить внимание:
Не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.
Основные правила занятий с фитбол - мячом
- Угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя, должен быть больший, чем 90°;
- на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи;
- необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки;
- ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом, тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;
- необходимо постоянно контролировать физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием;
- избегайте использовать мяч, размер которого слишком мал для ребенка - это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;
- недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии»;
- необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом»;
- при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.
Преимущество упражнений с фитболом:
- оздоровительный эффект;
- многофункциональность использования фитбола;
- доступность фитбола для детей, имеющих различные проблемы со здоровьем;
- эффективность образовательной деятельности достигается положительным эмоциональным фоном при взаимодействии с фитболом.
Этапы освоения упражнений с использованием фитболов:
I ЭТАП. Основные задачи:
- Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
- Обучить правильной посадке на фитболе.
- Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
II ЭТАП. Основные задачи:
- Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
- Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
- Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
- Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
III ЭТАП. Основные задачи:
- Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
- Использовать упражнения с использованием фитбола в режимных моментах.
II этап – реализационный
Совместная деятельность с детьми:
- Беседа «Что такое фитбол»;
- Знакомство с фитбол мячами;
- Знакомство с основными правилами поведения на фитбол мячах;
- Включение «Фитбол-гимнастики» в образовательную деятельность (в режимных моментах);
- Включение спортивных игр с фитболом «Кошки – мышки», «Передай мяч» и др.
- Развлечения с использованием фитбол мячей «Путешествие в зоопарк», «Репка» и др.
- Совместное придумывание с детьми сказок, где главный герой фитбол мяч;
Совместная деятельность с педагогами:
- Консультация «Основные требования к фитбол мячам».
- Мастер класс «фитбол - гимнастика с детьми дошкольного возраста».
Совместная деятельность с родителями:
1. участие в выставке рисунков «Спортивный образ жизни»
2. Создание портфолио «Здоровый образ жизни моей семьи».
3. Консультации для родителей.
4. Совместные оздоровительные досуги с родителями, с использованием фитбол мячей.
5. Фотоотчет (по желанию родителей) об использовании упражнений с фитболом дома.
III этап – итоговый.
- Создать картотеку упражнений на фитболах для детей 6 – 7 лет.
- Создать цикл обучающих видеоуроков для родителей и сотрудников ДОУ.
- Проделанную работу оформить в виде презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет. Деловая игра с педагогами ДОУ. Тема: «Совершенствование физических качеств детей через подвижные игры и физические упражнения».
Задачи 1. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников, через подвижные игры и упражнения.2....
Развитие физических качеств детей с использованием тренажеров и нестандартного оборудования
Для участников круглого стола...
«Коррекция недостатков физических качеств детей с нарушением зрения посредством упражнений с мячом».
Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения движений в нашем ДОУ наиболее успешно решаются...
Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через выполнение упражнений с координационной лестнице. Из опыта работы воспитателя Романовой Л.Е.
Данная статья предназначена для педагогов дошкольных учереждений и родителей....
Программа саморазвития «Развитие физических качеств детей 4–5 лет посредством подвижных развивающих игр»
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...
Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение,...