Программа кружковой деятельности "Здоровый малыш"
рабочая программа
Формировать у детей представления о здоровье,как одной из главных ценностей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zdorovyy_malysh.docx | 50.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Программа кружка
«Здоровый малыш»
для воспитанников 4-5 лет
(срок реализации 1 год)
Автор-составитель: Цыганкова Н.О. воспитатель (1 категория) |
Рубцовск, 2019
Содержание
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 5 |
| 9 11 12 |
- Пояснительная записка
Задача раннего формирования основ культуры здоровья и безопасности актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Актуальность
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Направленность
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, знание основ безопасного поведения.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Цель программы: Формирование у ребенка мотивов самосохранения, воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье, а также формирование у детей представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Задачи:
- Учить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного;
- Прививать ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него;
- Формировать навыки ухода за телом;
- Создавать условия для закаливания;
- Показывать значимость правильного отношения к здоровью;
- Учить ребенка правильно обращаться с опасными веществами;
- Формировать основные представления о строении и функциях тела;
- Формировать навыки охраны здоровья и бережного отношения к окружающим;
- Познакомить детей с возможными травмирующими ситуациями.
Организация и проведение занятий:
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы: от 4 до 5 лет – средняя группа.
Программа реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в МАДОУ. Срок реализации программы – 1 год. Решение программных задач осуществляется в процессе совместной деятельности педагога и детей во вторую половину дня один раза в неделю. Форма организации воспитанников – групповая.
2. Особенности содержания программы
Принципы создания программы:
- Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
- Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
- Наглядность:
- учет особенностей мышления.
- Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности.
- Дифференциация:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Методы реализации программы:
Практические | Словесные | Наглядные |
- моделирование ситуации - сюжетно – ролевые игры - подвижные игры - дидактические игры | - беседы - чтение художественной литературы | - рассматривание иллюстраций, фотографий - пример взрослых |
3. Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года дети средней группы умеют:
- Называть овощи и фрукты, умеют узнавать их на ощупь и по описанию.
- Отличать полезную еду от вредной.
- Пользоваться предметами личной гигиены, знают их предназначение.
- Дифференцировать одежду по сезону, знают порядок одевания.
- Осознанно бережно относиться к своему здоровью.
- Применять элементарные навыки профилактики заболеваний.
- Называть части тела, знают их основные функции.
- Осознанно запоминать и воспроизводить показанные движения.
- Выбирать способы укрепления и сохранения здоровья.
- Осознанно выбирать здоровый образ жизни.
- Исходя из полученного опыта избегать несчастных случаев.
4. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь 1-2 неделя | Мониторинг | Выявление уровня представлений у детей о ЗОЖ. |
3 неделя | Ребёнок и здоровье | Формирование у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья. Развитие умений, на основе ситуационных моментов, делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитание чувства взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. |
4 неделя | С/р игры: «Поликлиника», «Больница» | Расширение знаний детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитание уважения к их труду. Формирование умения объединяться в игре, распределять роли. |
Октябрь 1 неделя | Фрукты полезные взрослым и детям | Закрепление знаний детей о полезных продуктах, рассказывание о пользе фруктов для здоровья человека. |
2 неделя | Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты», «Съедобное – несъедобное» | Закрепление названий овощей и фруктов, умений узнавать их на ощупь и по описанию. Упражнение в умении дифференцировать овощи и фрукты. Формирование первичных знаний о съедобных и несъедобных продуктах. |
3 неделя | Развлечение: «Вершки и корешки» | Обеспечение развития детей классифицировать овощи по принципу съедобности корня и стебля. Развитие внимания, памяти, интереса к играм. Способствование формированию представлений у детей о пользе и вреде еды для организма. |
4 неделя | Аппликация «Большие и маленькие яблоки» | Развитие мелкой моторики, умения наклеивать заготовки на плоскость. |
5 неделя | С/р игры: «Овощной магазин» | Закрепление названий овощей и фруктов. |
Ноябрь 1 неделя | Что такое микробы. Почему они опасны | Формирование представлений о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер. Уточнение представлений о том, как человек в силах уберечь себя от болезней. |
2 неделя | Дидактические игры: «Да здравствует мыло душистое», «Зубки крепкие нужны, зубки белые важны» | Закрепление знаний о предметах личной гигиены (мыло, полотенце, зубная паста). Формирование опрятности, практических умений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков. |
3 неделя | Экспериментальна деятельность: «Грязные и чистые ручки», «Теплая или холодная вода» | Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развитие мышления, познавательной активности. Воспитание интереса к исследовательской деятельности |
4 неделя | С/р игры: «Искупаем куклу Катю», «Салон красоты» | Формирование практических умений при умывании и купании куклы. Закрепление знаний о предметах личной гигиены. |
Декабрь 1неделя | Беседа «Наше здоровье зимой», «Как мы занимаемся физкультурой»
| Формирование представлений о значении физкультурных занятий для здоровья детей, осознанного отношения к здоровью, стремления бережно относиться к нему в холодный период года. |
2 неделя | Дидактические игры: «Покажи мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться». «Зимние игры и забавы» | Закрепление названий одежды. Совершенствование умения дифференцировать одежду по сезону. Формирование знаний у детей зимней одежды и порядок одевания. Привитие интереса к зимним играм и забавам. |
3 неделя | Профилактика простудных заболеваний | Расширение представлений о причинах возникновения инфекционных заболеваний. |
4 неделя | С/р игра «На приеме у врача» | Формирование навыка использования носового платка (при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком). |
Январь 3 неделя | Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Назови правильно», «Полезно – неполезно» | Закрепление знаний о пользе овощей и фруктов, умения определять их по вкусу. |
4 неделя | Путешествие за витаминами | Расширение представлений о витаминах и их полезных свойствах. |
5 неделя | Рисование «Витамины», Лепка «Морковки» | Закрепление знаний о пользе витаминов. Совершенствование умения рисовать ватной палочкой. Развитие умений заполнять изображением всё пространство контура. |
Февраль 1 неделя | Мы все похожие, но разные. Рассматривание картинок – «Тело человека» | Знакомство детей с частями тела. Формирование знаний об отдельных частях своего тела: рук, ног, головы, туловища. Формирование потребности в здоровом образе жизни. |
2 неделя | Дидактические игры: «Запомни движение», «Покажи части тела». | Упражнение в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения. Развитие зрительно-моторной памяти, внимания. |
3 неделя | Спортивное развлечение «Сильнее, выше, смелее» | Развитие ловкости, меткости, быстроты движений. |
4 неделя | Коллективная работа: журнал «Части тела» | Закрепление знаний о частях тела человека. |
Март 1 неделя | Здоровье в порядке, спасибо зарядке
| Формирование представления о том, как связаны здоровье и чистота. Знакомство с предметами, необходимыми врачу и медсестре для работы. Формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом. |
2 неделя | С/р игра: «Физкультурное занятие в детском саду»
| Формирование привычки к здоровому образу жизни, потребности в двигательной деятельности. Развитие игрового диалога, игрового взаимодействия. |
3 неделя | Рисование «Разноцветные мячи» | Упражнение детей в рисовании предметов круглой формы. Уточнение знаний о спортивном инвентаре. |
4 неделя | Развлечение: «Паровоз здоровья» | Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. |
Апрель 2 неделя | Опасные предметы вокруг нас. Осторожно лекарства.
| Формирование знаний у детей об осторожном обращении с предметами, которые могут быть источниками опасности. |
3 неделя | Дидактические игры: «Опасно-безопасно», «Скорая помощь», «Я знаю, что можно, что нельзя» | Закрепление знаний детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность. |
4 неделя | С/р игры: «Мы шоферы»
| Обобщение знаний о правилах техники безопасности в быту и на улице. Формирование основ здорового образа жизни. |
5 неделя | Чтение художественной литературы В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо» | Формирование умения анализировать ситуации, давать оценку поступкам. Воспитание чувства ответственности. |
Май 1 неделя | Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья | Формирование представлений о пользе закаливания в летний период. |
2 неделя | Дидактическая игра: «На прогулке» | Закрепление знаний о правильном поведении и общении с животными. Обучение умению оценивать действия детей в разных ситуациях. |
3-4 неделя | Мониторинг | Выявление уровня представлений у детей о ЗОЖ. |
- Мониторинг реализации программы
Диагностическая карта (средняя группа) | |||||||||||||||
№№ п/п | Фамилия имя ребенка | Название овощей и фруктов | Умение пользоваться предметами личной гигиены | Умение дифференцировать одежду по сезону | Знание элементарных навыков профилактики заболеваний | Умение находить части тела человека | Способы укрепления и сохранения здоровья | Итоговое количество баллов | |||||||
с. | м. | с. | м | с. | м. | с. | м. | с. | м. | с. | м. | с. | м. | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Оценка уровня развития:
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – соответствует возрасту
Критерии оценки:
0 - 8 баллов - низкий уровень
9 -14 баллов - средний уровень
15 - 18 баллов - высокий уровень
- Материально-техническое обеспечение
1. Плакаты по ЗОЖ
2. Набор «Больничка»
3. Костюм медицинского работника
4. Муляжи «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания»
5. Презентации «Витамины», «Личная гигиена», «Закаливающие процедуры»
6. Предметы личной гигиены
7. Дидактические игры: «Зубки крепкие нужны, зубки белые важны», «Опасно-безопасно», «Назови правильно», «Этикет», «Витамины»
8. Микроскоп
9. Кукла
10. Набор «Посуда»
11. Мячи
12. Обручи
13. Мешочки с песком
14. Художественная литература (сказки): К.Чуковский «Айболит», К.Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» и т.д
- Литература
- Асташина М.П «Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет»
- Борисова М.М «Малоподвижные игры и игровые упражнения»
- Воробьева, М. «Воспитание здорового образа жизни у дошкольников»
- Доронова, Т.Н. «Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей»
- Кравченко И.В, Долгова Т.Л «Прогулки в детском саду»
- Каратушина М.Ю «Праздники здоровья для детей 4-5 лет»
- Маханева, М. «Новые подходы к организации физического воспитания детей»
- Нежина, Н.В. «Охрана здоровья детей дошкольного возраста»
- Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7лет
- Пичугина, Н.О. «Дошкольная педагогика: конспект лекций»
- Харченко Т.Е «Бодрящая гимнастика для дошкольников»
- Югова М.В «Воспитание ценностей здорового образа жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"
В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....
рабочая программа кружковой деятельности во второй группе раннего возраста " Логоритмика для малышей"
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования....
Программа кружковой деятельности "Здоровый малыш"
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ &qu...
Программа кружковой работы "Экономика для малышей"
Цель кружковой работы: Закрепить представления детей о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию их способностей и расширению социальных представле...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта вза...