Проект по логоритмике "Лопотушки"
проект (старшая, подготовительная группа)

Проект по логоритмике "Лопотушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по логоритмике "Лопотушки"65.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка № 2 «Дельфин»

Проект по формированию правил здорового образа жизни и гармоничного физического развития у дошкольников посредством логоритмики «Лопотушки»

Воспитатель гр.12

                                                                                               Шилова Н.В.

                                                         

Бердск

2021 год.

Занятие 1. «Осенняя ярмарка»

(по мотивам стихотворения Н. Подлесовой «На веселой ярмарке»)

Оборудование: солнышко на палочке, муляжи — морковь, арбуз, помидор, подсолнух, огурец, капуста; маска мышки; мячик.

Ход занятия

Педагог. Вот и кончается золотая осень. Сейчас солнышки часто прячется от дождика.

  1. Массаж спины «Дождик» (см. занятие 5)
  2. Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Педагог.

Солнышко с тучками в прятки играло.

Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких — две штучки,

Тяжелых — три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло.

Поморгать глазками.

Продавало солнышко на веселой ярмарке

Платья разноцветные, яркие-преяркие.

Приходил на ярмарку веселый народ.

Побывал на ярмарке весь огород.

  1. Динамические упражнения

Плавно идет капуста.

Шаг с носочка.

Важно шагает помидор.

Шаг на всей стопе.

Осторожно идет редиска.

Ходьба на носках.

Легко бежит горошек.

Легкий бег на носках.

Не спеша, вышагивает редька.

Ходьба на пятках.

Вприскачку спешит морковка.

Подскоки.

Маршируют молодцы-огурцы.

Шаг марша.

Модницы-морковки

Взяли по обновке.

  1. Массаж носа «Морковь» (авторская разработка)

Педагог (или хором).

Вот-вот-вот —

Потереть большими пальцами указательные.

Морковки водят хоровод.

Ава-ава-ава —

Веселая забава.

Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх.

Овь-овь-овь —

Вкусная морковь.

И в полоску блузы

Выбрали арбузы.

5. Мимическое упражнение «Арбуз»

Дети передают мяч-«арбуз» по кругу под слова:

Он зеленый, круглый, гладкий,

А внутри он – красный, сладкий. (В. Степанов)

После окончания слов ребенок, у которого оказался «арбуз», делает вид, что пробует его, и мимикой показывает, какой арбуз — кислый или сладкий.

Педагог.

Примерял помидор

Красную рубашку.

6. Дыхательное упражнение «Синьор-помидор» (по М. Лазареву)
И.п. — стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе — плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3—4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.

7. Динамическое упражнение «Помидоры» (на координацию слова с движением, речевого дыхания)

Хором.

В огороде за забором

Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперед, затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением «в струнку».

Поспевают помидоры,

Руки в бока, грудь и живот немного вперед («напыжиться»); концы пальцев обеих рук соединить, образовав «шарик».

Держатся за колышки,

Сжать кулаки, пальцы смотрят друг на друга; согнуть руки в локтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты.

Греются на солнышке.

Поднять лицо вверх, как бы подставляя солнцу; руки поднять вверх, слегка развести, потянуться к солнышку.

А подсолнух купил Желтую фуражку.

8. Динамические упражнения «Подсолнух» (для мышц шеи) Педагог.

В огороде на дорожке,

Рисовать подбородком полукруг.

Под моим окошком,

Расцвело сегодня солнце

Рисовать подбородком круг.

На высокой ножке.

Прибегали позже всех

Огурцы-братишки,

Выбирали себе

Майки да трусишки.

9. Русская народная игра «Огуречик»

Выбирается «мышка». Она сидит в своей норке. Дети-огурцы подходят к ней и, грозя пальчиком, говорят:

Хором.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик!

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

После окончания чтения потешки «мышка» догоняет ребят.

Педагог.

А капуста, просто смех,

Накупила больше всех.

И повез покупки ей

На тележке муравей.

10. Пальчиковая игра «Капуста»

Хором.

Мы капусту режем, режем,

Движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем,

Потереть кулачок о кулачок.

Мы капусту солим, солим,

Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем.

Сжимать и разжимать кулачки.

Огородная семейка,

В танец, в танец поскорей-ка.

11. Хоровод «Огородная-хороводная» (см. сб. «Музыка в детском саду. Средняя группа», с. 15)

12. Упражнение на релаксацию
Педагог. Устали овощи, сели отдыхать.

Отдувается капуста: «Ах! Ах!»

Обмахивать лицо ладошками.

Морковка: «Эх! Эх!»

Хлопать по коленям.

Горох: «О-хо-хох!»

Легко ударять пальчиками по коленям.

Огурец: «Ух! Ух!»

Хлопать в ладоши.

Занятие 2. «Кто как к Зиме готовится»

(по мотивам стихотворения В. Степанова «Миша и его друзья»)

Оборудование: игрушки — мишка, лиса, заяц, крот, оса, бобр, ежик, белка; рукавички, валенки, чашка с блюдцем, дрова, грибок, орешки; маска ежика; кассеты «Колыбельные» и «Волшебство природы» из серии «Нарру ЬаЬу».

Ход занятия

Педагог.

Уж клич отзвенел журавлиный.

Давно осыпается сад,

А яркие гроздья рябины

Все так же, свисая, горят.

(В. Рождественский)

  1. Песня об осени (по выбору) Давайте заглянем в осенний лес.
  2. Динамические упражнения

По-лосиному красиво

Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты.

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

Бег на носках.

И по-заячьи зайчишка

Все спешит запутать след.

Прыжки на двух ногах вправо-влево.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет. (В. Степанов)

Ходьба на внешнем своде стопы.

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом:

  • Отвечайте, звери, мне
  • — Вы готовы ли к зиме?
  • Да, — ответили Лисицы, —

Мы связали рукавицы.

Рукавицы новые,

Мягкие, пуховые.

  1. Массаж пальцев «Рукавицы» (авторская разработка)

Педагог.

Вяжет бабушка Лисица

Всем лисятам рукавицы:

Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).

А маленькие рукавички

Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках — да-да-да! —

Потереть ладони друг о друга.

Не замерзнем никогда!

— А у нас есть валенки, —

Отвечали Заиньки. —

Что нам вьюга да метель?..

Хочешь, Мишенька, примерь.

4. Динамические упражнения «Заинька» (для ног) (авторская разработка)

Хором.

Скачет Зайка босой

Подскоки с ноги на ногу.

Под высокой сосной.

А Зайчишка маленький

Шаг на всей стопе.

Топает в валенках.

Каблучками он стучит,

На друзей своих глядит.

Стоя на месте, руки на поясе, подниматься на носках и опускаться на всю стопу, пристукивая каблучками.

На качелях покачался,

Перекаты с пятки на носок, стоя на месте.

Зайка всем заулыбался.

Педагог.

— Ну а я, — ответил Крот, —

Под землей устроил ход.

Там с красавицей женой

Будем чай мы пить зимой.

И Крот угостил Мишку чаем с разными вкусностями.

5. Логопедическая гимнастика

  1. Упражнение «Подуй на чай». Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.
  2. Упражнение «Ой, как вкусно!». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  3. Упражнение «Блинчик» (см. занятие 5).

4) Упражнение «Пирожок» (см. занятие 5).
Спросил Мишка и Осу, что она сейчас делает.
Педагог.

Осы к осени желтее,

Полосатее и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не дает...

И варенье, и повидло

Есть у нас, а им — обидно.

(В. Степанов)

6. Дыхательное упражнение «Осы» (по Б. Толкачеву)
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з...»

7. Гимнастика для глаз «Оса» (авторская разработка)


Педагог.

Са-са-са —

Прилетела к нам оса.

Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной.

Су-су-су —

Проследить движение пальца вверх-вниз.

Мы увидели Осу.

Сы-сы-сы —

Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом.

Испугались мы Осы.

Са-са-са —

Проследить движение по кругу в другую сторону.

Улетай скорей, Оса.

Ай-ай-ай —

Спрятать руки за спину и покачать головой.

Ты нас больше не кусай.

Ой-ой-ой —

Мигать глазами.

Побежали мы домой.

Педагог.

Крикнул Бобр медведю с речки:

— Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок —
Из трубы пойдет дымок.

8. Упражнение «Пильщики» О. Боромыковой (см. сб. Боромыковой О. «Коррекция речи и движения», с. 5)

Дети разбиваются на пары и выполняют упражнение.

Педагог.

Вылез Ежик из листвы:

— Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе — грибов кадушка.

9. Упражнение «Грибок» (см. занятие 2)

10. Подвижная игра «Маленький ежик»

Педагог.

Смотрит Белка из дупла:

— Я орешков припасла.
Высоко мое дупло.
В нем и сухо, и тепло.

11. Пальчиковая игра «Сидит белка»

Хором.

Сидит Белка на тележке,

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начиная с большого.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

(Русская народная детская песенка)

12. Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят»

Педагог.

Обошел Медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети ложатся на спину на ковер и закрывают глаза.

Дети на спину легли

И, как и Мишка, видят сны.

(Звучит фонограмма колыбельной.)

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Звучание меняется, дети слышат пение птиц (звучит фонограмма или пьеса «Все птички в гости к нам»).

Птички станут щебетать,

Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

Дети открывают глаза, встают с ковра.

Занятие 3. «Два мороза»

Оборудование: игрушки — Мороз Красный Нос, Мороз Синий Нос, волк, лиса, зайчик, снегирь, белка, мишка; морковка (муляж) — по одной каждому ребенку; маска лисы; шапки Морозов — красного и синего цвета.

Ход занятия

Педагог.

Оделась речка в тонкий лед.

А снег идет, идет, идет...

Вовсю старается зима:

Белит поля, белит дома,

Мостит дорогу для саней —

Поедет Дед Мороз по ней.

  1. Массаж биологически активных зон «Наступили холода» для профилактики простудных заболеваний (см. занятие 12)
  2. Фонопедические упражнения «Мороз» (по методу В. Емельянова)

Педагог.

Вышел на просторы погулять мороз.

«Топ-топ! Чап-чап!» — 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

Белые узоры в косах у берез.

«У!» — короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте.

Снежные тропинки, голые кусты.

«Ш...» — потирая ладони друг о друга.

Падают снежинки тихо с высоты.

«П!.. П!..» — постепенно опуская руки вниз.

В белые метели, утром до зари,

В рощу прилетели стайкой снегири.

Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р...», резко разводить их в стороны.

Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,

И радуются снегу и мальчики, и девочки.

Исполняется песня о зиме (по выбору).

Встретились в лесу два Мороза — Красный Нос и Синий Нос, стали спорить, кто из них главнее. Мороз Красный Нос решил снежинки красивые на землю рассыпать.

3. Упражнение «Снежинки» на развитие чувства ритма
Педагог. А Мороз Синий Нос ветром подул, поднял снежинки вверх и закружил метелицей.

4. Ритмическая игра «Метелица»
Педагог.

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется.

Дети врассыпную двигаются по залу, делая плавные движения руками перед собой.

Кто кружится, вертится,

Кружатся.

Тот заметелится.

(Русская народная приговорка)

Приседают на последний слог.

Видит Мороз Красный Нос, что его снежинки в воздухе кружатся, решил тогда брата своего холодом удивить. Как ударил мороз, все звери задрожали, стали искать укрытие от холода.

  1. Комплекс общеразвивающих упражнений

Педагог.

Серый волк бежит по лесу,

Бег с забрасыванием ног назад.

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

А у елки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

(В. Цвынтарный)

Приседание с хлопком в ладоши, произнося «Ох!».

Снегирек летает,

Крылья расправляет.

Повороты корпуса вправо-влево, делая взмах руками, как крыльями.

С ветки на ветку рыжий зверек

Весело прыгает — скок-поскок!

(М. Картушина)

Прыжки вправо-влево, вперед-назад в чередовании с ходьбой.

А мишка спрятался в берлоге.

6. Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями)

Хором.

Как на горке — снег, снег,

Поднять руки вверх, на слова «снег, снег» здесь и далее 2 раза свободно опустить кисти.

И под горкой — снег, снег,

Опустить руки вниз.

И на елке — снег, снег,

Соединить ладони над головой «домиком».

И под елкой — снег, снег.

Опустить руки вниз.

А под елкой спит медведь.

Положить ладошки под щеку и закрыть глаза.

Тише, тише. Не шуметь!

(И. Токмакова)

Погрозить пальцем.

Педагог. А Мороз Синий Нос навалил под елку много снега, накрыл снежным одеялом мишкину берлогу.

Видят Морозы — никто из них друг друга одолеть не может, и решили не ссориться, не спорить, а вместе ходить, дружно мосты ледяные наводить. Да видят, что звери лесные озябли, убавили мороза, а зайчатам морковку подарили.

Мы морковку в ручку взяли,

С ней немножко поиграли.

7. Гимнастика для глаз (авторская разаботка)
Педагог.

Верх морковку подними,

На нее ты посмотри.

Вниз морковку опусти,

Дети берут по морковке и передвигают соответственно тексту, прослеживая движение взглядом.

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево.

Ай-да, Заинька умелый!

Глазками моргает,

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

8. Танец-игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой (см. сб. Вихаревой
Г.Ф. «Песенка, звени!», с. 18)

Педагог. Смотрят Морозы, как зайчики с Лисой играют, а вместе с ними наблюдает Белка, которая несла к себе в дупло шишку.

9. Мимическое упражнение
Педагог.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Дети выражают мимикой смену настроений в стихотворении.

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка:

— На носу вскочила шишка!

Рады Морозы, что в лесу все в порядке: и снегу много, и лед на реке прочный, и морозец крепкий, и зверюшкам еды хватает.

  1. Песня о Деде Морозе (по выбору)
  2. Белорусская народная игра «Мороз»

Дети подходят к Деду Морозу (ребенку, стоящему в одном из углов зала в красной шапке) и говорят:

«Ты белый, ты яркий,

Ты в шубе, ты в шапке,

У тебя красный нос.

Это ты — Дед Мороз!

Затем ребята разбегаются. Задача Деда Мороза — дотронуться до любого игрока и заморозить его. При следующем проигрывании на ребенка надевают синюю шапку (с детьми играет Дед Мороз — Синий Нос).

Занятие 4. «Кем быть?»

Оборудование: иллюстрации — шофер, дворник, охранник, сапожник, летчик, гимнаст, врач, почтальон, строитель, плотник, маляр, столяр, печник, повар, музыкант, прачка, огородник, птичница, художник; бубен; маска коршуна; запись танца «Макарена».

Ход занятия

Педагог.

У меня растут года.

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

(В. Маяковский)

1. Комплекс общеразвивающих упражнений «Профессии»

Педагог.

Я — шофер — помыл машину,

Топающий шаг.

Сел за руль и выгнул спину.

Загудел мотор, и шины

Зашуршали у машины.

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор.

Наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание.

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.

Повороты вправо и влево, приставляя ладонь к глазам.

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги.

«Распашонка» — присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку.

К сапогам прибьет подковки

И — пляши без остановки.

Наши летчики-пилоты

Приготовились к полету.

Наклоны корпуса вправо-влево с произнесением звуков «вж-ж...», прямые руки — в стороны.

Я — гимнаст. Моя сноровка

Различные виды прыжков.

Восхищает всех вокруг.

Видишь, как на брусьях ловко

Исполняю сложный трюк.

Веселей смотри вокруг:

Детский врач — ребятам друг.

(В. Степанов)

1) Дыхательное упражнение: спокойный вдох через нос и продолжительный выдох со звуком «а». Педагог.

Наш веселый почтальон,

Вам знаком, конечно, он.

Он разносит по домам

Много срочных телеграмм.

(А. Расцветников)

2. Игра на внимание «Почтальон»

Дети подскоками двигаются по кругу, на удар бубна останавливаются и стучат кулачком о ладошку («стучат в дверь»), хотя музыка продолжает звучать.

Педагог.

Почтальоном хорошо,

А строителем лучше!

Я б в строители пошел,

Пусть меня научат!

3. Логопедическая гимнастика (автор загадок — В. Степанов)
Педагог.

Он бревно отешет ловко,

Стены сделает, навес.

У него смолой спецовка,

Как сосновый пахнет лес.

Этот работник

Зовется, дети... (плотник).

1) Упражнение «Рубанок» (для развития подвижности губ). Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).

Педагог.

Может делать он буфеты

Стулья, тумбы, табуреты.

В стружках весь его верстак.

Вот работать надо как! (Столяр.)

2) Упражнение «Молоток» (для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема спинки языка). Произносить с отстукиванием ритма кулачками друг о друга:

Га-га-га-га-га-га-гак!

Гэ-гэ-гэ-гэ-гэ-гэ-гэк!

Го-го-го-го-го-го-гок!

Гу-гу-гу-гу-гу-гу-гук!

Гы-гы-гы-гы-гы-гы-гык!

Ги-ги-ги-ги-ги-ги-гик!

3) Упражнение «Маляр» (см. занятие 21).
Педагог.

Я — маляр, шагаю к вам

С кистью и ведром.

Свежей краской буду сам

Красить новый дом.

(Д. Дятловская)

4) Упражнение «Катушка» (для выработки подъема спинки языка вверх, умения удерживать кончик языка у нижних зубов). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Педагог.

А портной сошьет для нас

Шторы, просто высший класс.

5) Упражнение «Трубочка» (см. занятие 9).
Педагог.

Задымила наша печь,

Пироги не хочет печь.

Мастер тут пришел умелый,

Повязал он фартук белый.

Кирпичи поправил в кладке

И замазал глиной щель...

Печь у нас теперь в порядке,

Не дымит она теперь. (Печник.)

6) Упражнение «Блинчик» — «Пирожок» (см. занятие 5).
Педагог.

Ребята, кто же не придет,

Когда вас повар позовет.

Из масла, меда и муки

Печет он чудо-пирожки.

(А. Расцветников)

Я музыкантом быть хочу,

Я танцы, музыку люблю!

4. Дети рассказывают стихотворение, сопровождая речь дви
жениями

Хором.

Заиграла дудка,

Имитировать игру на дудке, выставляя ноги на пятку.

Я плясать пойду.

В пляс за мной, ребята,

Ду-ду-ду. Барабан грохочет,

Имитировать игру на барабане.

Будто сильный гром.

В лес за мной, ребята,

Бом-бом-бом!

5. Мимическое упражнение «Артистка»

Дети передают мимикой испуг, гнев, радость, задумчивость, грусть.

Педагог.

Мыло пенится в корыте,

Мы стираем, посмотрите!

Буду прачкой я, друзья!

Помогаю маме я.

6. Ритмический танец «Большая стирка» (под музыку «Макарены» или любой в стиле диско. Автор композиции — И. Менылихина)

Основное движение «Качалка».

Встать прямо. Ноги поставить на ширину плеч. Согнуть колено левой ноги, а правую ногу оставить прямой. Вес тела перенести на правую ногу. Слегка разогнуть левое колено, затем вернуть его в прежнее положение, как бы слегка «качнуть» коленом. Теперь согнуть другое колено и исполнить «качалку» в другую сторону. Все движения танца исполняются вместе с «качалкой».

Движение первое «Стираем».

Сжать пальцы в кулачки. «1» — сгибая руки в локтях, поднять кулачки до уровня талии, затем опустить вниз. «2» — повторить то же самое. Сначала «стирать» два раза вправо, затем влево, исполняя при этом «качалку». Движение исполняется 8 или 16 раз.

Движение второе «Полощем».

«1» — слегка наклонившись вперед, отвести руки вправо (пальцы собраны в кулачки). «2» — повторить движение влево.

Движение третье «Выжимаем».

Поставить слегка согнутые в локтях руки перед грудью и работать винтообразно («выжимая белье») кистями рук, собранными в кулачки, справа и слева.

Движение четвертое «Встряхиваем».

Взять воображаемое полотенце двумя руками и энергично встряхнуть — 2 раза справа, 2 раза — слева.

Движение пятое «Прищепочки».

Повесить воображаемое полотенце на веревку, которая натянута чуть выше головы. «1» — закрепить прищепочку правой рукой; «2» — повторить то же левой.

Педагог. На огороде работает огородник.

Возле дома огород,

Ой, не плох, ой, не плох!

И морковка в нем растет,

И горох, и горох!

(О. Высотская)

7. Дети проговаривают строчные, сопровождая их жестами (авторская разработка)

Хором.

Од-од-од — мы вскопали огород.

Хлопки в ладоши.

Ода-ода-ода — стоит хорошая погода.

Хлопки по коленям.

Да-да-да — растениям нужна вода.

Щелчки пальцами.

Ду-ду-ду — за водой я пойду.

Перетопы ногами.

У маленькой Катюши

Много так забот.

С утра зерно цыплятам

На птичий двор несет.

(М. Левашов)

Она не просто птичница,

А птичница-отличница.

8. Подвижная игра «Цыплята и коршун»

«Коршун» стоит в стороне. Дети-«цыплята» идут за «курочкой» под песню:

Курочка, курочка, курочка рябая

По двору идет,

Маленьких, маленьких, маленьких цыпляток

За собой ведет.

— Вы не убегайте далеко!

Зернышки ищите, ко-ко-ко!

Дети расходятся по всему залу и «ищут и клюют зернышки». Потом мама-«курочка» говорит:

Вдруг откуда не возьмись,

Коршун злой появись!

«Цыплята» прячутся под «крыло» к маме, «коршун» старается их поймать.

Педагог.

Наш художник носит бант,

У него большой талант.

На картине, как живой,

Пьет Хоттабыч чай с халвой.

9. Пальчиковая игра «Я — художник»

Педагог.

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе («лист бумаги»). Указательный палец правой руки — «карандаш». Провести пальцем по левой ладони линию — «дорогу».

На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «Му-у!..»

Направо дом,

Пальцы складываются домиком.

Налево сад...

Кисти рук скрещиваются в запястьях («деревья»), шевелить раздвинутыми пальцами («ветер раскачивает ветки»).

В лесу двенадцать кочек.

Указательным пальцем правой руки рисуют точки на левой ладони.

На ветках яблочки висят,

Встряхивание кистей — имитация капель дождя.

И дождичек их мочит.

Потом поставил стул на стол,

Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.

Тянусь как можно выше.

Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.

Уф! Свой рисунок приколол —

Совсем неплохо вышел!

Правая рука разглаживает воображаемый рисунок — поднятую в вертикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице.

Все работы хороши, Выбирай любую!

Занятие 5. «Крокодил Гена идет в армию»

Оборудование: игрушка — Крокодил Гена; письмо для Гены; иллюстрации — ружье, вертолет, танк, корабль, самолет, барабан; 4 флажка — желтый, зеленый, красный, синий; барабан.

Ход занятия

Педагог. Однажды Крокодилу Гене пришло письмо с повесткой. (Читает письмо.) «Предлагаем Вам явиться в военкомат в восемь часов утра с кружкой, ложкой и двухдневным запасом еды. Вы призываетесь в ряды действующей армии. Поздравляю. Комиссар Винтовкин» (Э. Успенский).

В армии первым делом стали заниматься улучшением физической подготовки новобранцев.

1. Комплекс общеразвивающих упражнений (движения детей соответствуют тексту) Педагог.

Встанем смирно, без движенья,

Начинаем упражненья:

Руки вверх подняли — раз!

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе —

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражненье —

Руки к плечам — круговые движенья.

Вперед-вперед, назад-назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь их сгибаем без труда.

Чтобы сила богатырская была.

Затем приступим к туловищу мы —

Наклонов восемь сделать мы должны.

Сначала два раза вперед наклонись.

Затем два раза назад — не ленись!

Вправо и влево ты наклоняйся,

Делай красиво, не ошибайся.

На ноги свои обрати ты вниманье.

Делай глубокие приседанья!

Теперь попрыгать очень нужно.

Пружиня вверх — скачите дружно!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую к груди,

Да смотри, не упади!

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)

Стал Гена сильным, спортивным. Пришла пора выбирать себе (военную специальность.

Есть у нас танкисты,

Есть и моряки,

Есть артиллеристы —

Меткие стрелки.

2. Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Стрельба» (для укрепления корня языка). Четко произносить чередование звуков «к-г».

2) Упражнение «Вертолет» (для тренировки артикуляционного уклада звука «р»). Переплести пальцы рук корзиночкой, (указательные пальцы соединить («хвост вертолета»), крутить большими пальцами, произнося длительно звук «р».

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

(Л. Савина)

3) Упражнение «Пароход» (для выработки подъема спинки (и корня языка, укрепления мышцы языка). Длительно произносить звук «ы» («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо
выгибалась, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

4) Упражнение «Танк» (для развития точности движений конника языка). Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука «т»: «т-т-т...»

Танк на войне боевая машина.

Сильная, смелая, несокрушимая.

(В. Цвынтарный)

  1. Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). (Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у».

Самолет гудит.

Он сейчас взлетит.

Шлем надел пилот,

Звать его Енот.

(В. Степанов)

Крокодил Гена решил попробовать свои силы в военном оркестре.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

3. Песня «Барабан» М. Красева

К сожалению, у Крокодила был плохой музыкальный слух.

Тогда Гена пошел служить в кавалерию.

4. Ритмическая игра «На лошадке»

Педагог.

Конь ретивый, с длинной гривой

Скачет по полям тут и там.

«Натянув поводья», не отрывая носков ног от пола, сильно пружинить ногами, слегка постукивая пятками, сгибая и разгибая руки, двигая ими от себя и к себе.

На молоденькой лошадке —

Двигаться прямым галопом.

Трюх-трюх-трюх!

А на старой да на кляче —

Медленно «ехать».

Бух!

(Русские народные потешки)

Присесть.

Стать хорошим кавалеристом Гене не удалось — ему все время мешал хвост. Поскольку крокодил зеленого цвета и хорошо может спрятаться в траве или кустах, отправили Гену служить на границу.

5. Динамическое упражнение «Пограничники»

Педагог.

Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!

Имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево.

По порядку стройся в ряд,

Ходьба на месте.

Пограничников отряд.

Левая, правая,

Топнуть сначала левой ногой, потом правой.

Бегая,

Бег на месте.

Плавая,

Имитация «брасса» в наклоне прогнувшись.

Мы растем смелыми,

Встать на носки, руки вверх.

На солнце загорелыми.

Стойка, руки за голову.

Ноги наши быстрые,

Поднимание согнутых ног вперед.

Метки наши выстрелы,

Рывки руками.

Крепки наши мускулы

Сгибание рук к плечам.

И глаза не тусклые.

Кто шагает дружно в ногу?

Ходьба на месте.

Пограничникам дорогу!

(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)

Особенно любил Гена ходить на границе в дозор.

6. Массаж ушей «На границе» (авторская разработка)
Дети проговаривают чистоговорку.

Хором.

Жу-жу-жу — я границу сторожу.

Ши-ши-ши — зашуршали камыши.

Провести пальцами по краям ушных раковин.

Жу-жу-жу — я в дозоре хожу.

Ши-ши-ши — спите сладко, малыши.

Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.

Педагог. Но Гена мечтал стать летчиком.

Самолет я в небе чистом увидал.

Жалко, что ни разу в нем я не летал.

(В. Цвынтарный)

Чтобы летчиками стать.

Зоркий нужен детям взгляд.

Упражнения для глаз

Дружно сделаем сейчас.

7. Гимнастика для глаз

Дети прослеживают движения маленького самолета на палочке: сверху-вниз, справа налево и наоборот, движение по кругу, с верхнего правого угла в нижний левый, с верхнего левого в нижний правый и наоборот. После выполнения упражнений быстро поморгать и на несколько секунд закрыть глаза, давая им отдых.

8. Подвижная игра «Летчики, следите за погодой» (см. сб. «Музыка в детском саду. Средняя группа», с. 99)

9. Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»
Педагог.

Пальцы эти — все бойцы,

Показать раскрытые ладони.

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два — гвардейца-храбреца,

Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.

Два — сметливых молодца.

Два — героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два — мизинца-коротышки —

Очень славные мальчишки!

(Е. Карельская)

Поскольку Крокодил Гена отлично плавал, он стал охранять нашу морскую границу на военном корабле.

В парус треугольный дует ветерок.

Капитан довольный пьет фруктовый сок.

(М.Дружинина)

10. Дыхательное упражнение «Ветер»

Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

Педагог. Капитан всегда ставил Гену передавать флажками сигналы другим кораблям, ведь Крокодил Гена был очень внимательным и дисциплинированным матросом.

11. Динамическое упражнение «Сигнальщики» О. Боромыковой (см. сб. «Коррекция речи и движения» Боромыковой О., с. 15)

Педагог.

Мы стоим, как на земле,

И.и. — ноги слегка расставлены, руки отведены назад.

Ну а плывем на корабле

Руки броском выносятся вперед и отводятся назад.

И сигналим каждый раз,

Когда дан такой приказ.

Обе руки отводятся за спину на последний слог.

Направо — поворот,

Правая рука отводится в правую сторону на уровне плеча, голова тоже поворачивается вправо. На слово «поворот» рука убирается за спину.

Налево — поворот,

То же самое выполняется левой рукой. Голова поворачивается влево.

А ну-ка, не зевай,

На первое слово рука отводится вправо, на второе слово убирается за спину.

Сигналы подавай!

Те же движения выполняются левой рукой.

  1. Игра на внимание «Сигнальщики»

Педагог.

Вот флажки — четыре цвета.

Нам игра знакома эта.

Вот я флажок желтый подниму —

Всех похлопать попрошу.

Флаг зеленый подниму —

Всех потопать попрошу.

Синий — будем мы молчать.

Красный — все «Ура!» кричать.

  1. Песня «Мы — солдаты» Ю. Слонова (см. сб. «Музыка в детском саду. Средняя группа», с. 110)

Занятие 6. «Городок игрушек»

Оборудование: игрушки — матрешки, баран, Чебурашка, солдатики, Джек-в-коробке, кот, воздушный шарик, петрушка, лошадка, обезьянка, кукла, мишка, волчок, часы, паровоз, погремушки — по одной каждому ребенку.

Ход занятия

  1. Динамические упражнения (на координацию движений)

Педагог. Давайте поиграем!

Мы на карусели сели.

Дети встают в пары. Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели.

Пересели на качели,

Вверх летели,

Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом — наоборот.

Вниз летели.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад.

Ветер лодочку качает.

Весла в руки мы берем,

Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами».

Быстро к берегу гребем.

К берегу пристала лодка.

Встают прыжком.

Мы на берег прыгнем ловко

И поскачем по лужайке,

Скачут на двух ногах.

Будто зайки, будто зайки. (И. Лопухина)

Привезла нас лодка к Городку игрушек.

Возле двух лесных дорог,

Прямо на опушке,

Есть волшебный городок,

Где живут игрушки.

Дружно, весело живут,

И танцуют, и поют.

(В. Шумилин)

2. Комплекс общеразвивающих упражнений «Игрушки»

Педагог.

Ать-два, левой-правой,

Шаг марша.

Вдоль плетней, заборов и оград,

Ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд. (В. Лунин)

Вот выходят в хоровод

Важные матрешки.

Им играет Васька-кот

На губной гармошке,

Топающий шаг, поддерживая левой ладошкой локоть правой руки, все пальцы правой руки, кроме указательного, сжаты в кулак, подставлены под подбородок, указательный палец прижат к щечке.

И копытами баран
Ударяет в барабан:

Приседают, ладони на колени; встают, руки в стороны с произнесением слова «Бам!».

«Бам-бам-бам!»
(В. Шумилин)
Уши круглые, как блюдца, —
Ну нельзя не улыбнуться!
Поиграем, Чебурашка,
Нос, как черная букашка.

Положить ладони на голову, локоточки — в стороны. Выполнять наклоны корпуса вправо-влево.

Смотри, я — Джек-в-коробке,

На корточках сижу,

Темно и очень тесно мне,

И я не выхожу.

Присесть, сгруппировавшись в «клубочек».

Но стоит крышку приоткрыть,

Разводят ладошки в стороны.

Пружинку завести —

Собирают пальцы правой руки вместе, прижимают их к ладони левой и делают вращательные движения («заводят пружину»).

Я потихоньку подымусь,

Начну расти, расти.

Медленно поднимаются, постепенно выпрямляясь.

Я поднимаюсь изнутри,

Тяну я руки вверх,

И прыгаю я — раз, два, три —

Быстрее, выше всех!

(И. Лопухина)

Прыжки, ноги в стороны — ноги вместе, подняв руки вверх.

  1. Дыхательное упражнение (по Б. Толкачеву)

Педагог.

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!..

Поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш...».

Поглядим, кто еще живет в городке.

Едет, едет наш Петрушка,

Похваляется конем.

Не беда, что конь — игрушка,

Можно ездить и на нем.

(О. Высотская)

4. Логопедическое упражнение «Лошадка» (для укрепления мышц языка, выработки подъема языка)

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, рот широко открыт.

Педагог.

А любимые игрушки

У Петрушки — ... (погремушки).

5. Подвижная игра «Кто скорее возьмет погремушку

На полу раскладываются погремушки. Звучит любая полька. 1-я часть музыки — дети с погремушками бегут по кругу; 2-я часть — останавливаются и звенят ею, в конце предложения — кладут погремушку на пол; 3-я часть — произвольно пляшут, с окончанием звучания поднимают свою погремушку.

6. Массаж биологически активных зон «ОбезьянаЧи-чи-чи» (см. занятие 10)

Педагог.

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

(В. Берестов)

7. Мимические упражнения

Дети передают мимикой, как кукле больно, как дети ее жалеют, утешают, сочувствуют.

Педагог.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

8. Песня «Про Мишку» А. Филиппенко

Педагог.

Кукла и Мишка полечку пляшут

И всем ребятишкам ручками машут.

Полечку эту мы слышим сейчас

И сами, наверное, пустимся в пляс.

9. Танец «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Старокадамского

Педагог.

Куколка упала,

Платье замарала.

10. Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя»

Педагог.

Не плачь, куколка моя,

Имитировать укачивание куклы.

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Загибать поочередно пальцы.

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Имитировать движения, описанные в стихотворении.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко.

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю.

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

Положить ладони на колени.

Волчок музыкальный поет и жужжит,

Волчок музыкальный по кругу бежит.

Он вертится, вертится, вертится ловко!

И вдруг ни с того ни с сего остановка.

11. Игра на внимание «Волчок»

Дети вращают перед собой кулачками и, произнося звук « ж-ж...», по хлопку ведущего быстро кладут руки на колени.

12. Подвижная игра «Волчок» (см. занятие 10)
Педагог. Вот какие дружные веселые игрушки живут в городке. А вы тоже дружные, ребята?

13. Массаж пальцев «Дружба» (см. занятие 10)
Педагог.

Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы —

В группу нам пора идти.

14. Песня «Часы» Л. Бирнова
Педагог.

Едет, едет паровоз —

Деток в садик он повез.

15. Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Педагог.

Паровоз кричит: «Ду-ду!

Я иду, иду, иду!»

Поколачивание кулачками.

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так!

Похлопывание ладошками.

Так-так-так! Так-так-так!»

(Н. Френкель)

Дети «паровозиком» уезжают из зала.

Занятие 7. «Будем космонавтами!»

Оборудование: иллюстрация звездолета; игрушки — мишка, зайчик, мышка, матрешка, лиса; звезда на палочке — каждому ребенку; маска кота; записи ансамбля «Спейс».

Ход занятия

Педагог.

В небе звезды ярко светят,

Словно бусины, блестят.

Наш Гагарин — знают дети —

Раньше всех людей на свете

Побывал у звезд в гостях.

Вместе с нашей детворой

Мы с веселою игрой

Познакомить вас хотим.

А давайте-ка, ребята,

Поиграем в космонавтов,

В космос все мы полетим.

Собираемся в полет, —

Строим новый звездолет.

1. Динамическое упражнение «Строим звездолет»

Хором.

Стучим молотками — стук-стук!

Проговаривают, ритмично ударяя кулачками друг о друга, ставя сверху то один кулак, то другой.

Закручиваем гайки — вж... вж...

Проговаривают, делая вращательное движение кулачком одной руки по ладони другой.

Свариваем большие листы металла

на обшивку ракеты — щ... щ...

Скользящие движения ладоней друг о друга.

Педагог (показывает иллюстрацию). Посмотрите, какой красивый звездолет у нас получился.

«Луч» написано на нем.

Мы сейчас в него войдем.

(Р. Фархади)

Чтоб ракетой управлять,

Нужно сильным, смелым стать.

Слабых в космос не берут, —

Ведь полет — не легкий труд!

Рано утром я проснусь —

На зарядку становлюсь.

Приседаю и скачу —

Космонавтом стать хочу! (Д. Чибисов)

2. Комплекс общеразвивающих упражнений «Будем космонавтами»

Педагог.

Чтобы в космос полететь,

Шаг марша.

Надо силу поиметь,

Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться.

Раз, два, три —

Приседания.

Присядем мы!

Раз, два — руки согнуть,

Три, четыре — разогнуть.

Сгибание и разгибание рук к плечам, пальцы сжимать в кулаки.

Много раз я отожмусь

Утром на зарядке

И руками оттолкнусь,

И.п. — лежа на животе, руки под грудью. Выпрямлять руки, поднимая верхнюю часть туловища, и возвращаться в И.п.

Будет все в порядке.

Я, как лодочка, лежу,

Спинку напрягаю

И качаюсь на волнах,

И.п. — лежа на животе, руки сцеплены в «замок». Поднимать руки и ноги, покачиваясь вперед-назад.

Силы сохраняю.

(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)

Раз, два — стоит ракета.

Прыжки, руки соединены над головой в «замок».

Три, четыре — самолет.

Прыжки на двух ногах, руки в стороны.

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Прыжки, ноги в стороны — ноги вместе с хлопками над головой.

Раз, два, три, четыре —

Руки выше, плечи шире.

Прыжки на двух ногах, руки подняты вверх и немного разведены в стороны.

Раз, два, три, четыре —

Ходьба на месте.

И на месте походили.

(И. Дубровских)

Звездолет мы смастерили.

К звездам путь открыть решили.

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет.

(Е. Пожиленко)

Но, смотрите, и зверюшки,

И любимые игрушки

Тоже просятся в полет.

Мы возьмем их в звездолет?

— Да!

Если в космос вы хотите,

Значит, скоро полетите.

Самым смелым будет наш

Веселый, дружный экипаж.

{Педагог расставляет игрушки вокруг звездолета.)

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Дружно за руки возьмись,

В круг скорее становись.

(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)

3. Ритмическое упражнение «Космонавты» (авторская разработка)

Под музыку дети сначала «заводят моторы» (топают ногами сначала тихо, потом все громче и громче), затем «летят» (взявшись за руки, двигаются по кругу топающим шагом, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки).

Педагог.

В невесомости плывем

Мы под самым потолком.

4. Динамическое упражнение «Невесомость» (на координацию движений)

Дети расходятся по залу и, стоя на месте на одной ноге, имитируют движения тела в состоянии невесомости, делая медленные подъемы рук в стороны — вверх с выносом прямой ноги в различных направлениях. Упражнение повторяется при смене ноги.

Педагог.

Чтобы успокоить маму,

С борта шлем радиограмму.

Держит связь с землей Мишутка.

Он — радист. Это не шутка!

И летят на Землю по радио такие звуки.

5. Голосовое упражнение «Радиоволны» (для развития эмоциональной, выразительной речи) (автор — Е. Пожиленко)

Хором.

За-зо-зу. (Произносится вопросительно.)

Зя-зё-зе-зю. (Произносится утвердительно.)

Зве-звя-зви. (Произносится удивленно.)

Зву-зво-звы. (Произносится радостно.)

Педагог.

И Лисичка не скучает,

В небе звездочки считает.

Весь сверкает небосвод,

Звезды водят хоровод.

6. «Танец звезд» под звучание ансамбля «Спейс»

Дети берут звездочки и выполняют плавные движения по показу педагога.

Педагог.

В иллюминатор заинька глядит

И видит, как летит метеорит.

Покажем, ребята, как зайка удивляется.

7. Логопедическая гимнастика

  1. Упражнение. Широко открыть рот, как при звуке «а», и произвести длительный выдох.
  2. Упражнение. Растянуть губы в улыбку, как при звуке «и», и произвести длительный выдох.
  3. Упражнение. Округлить губы, как при звуке «о», и произвести длительный выдох.
  4. Упражнение. Вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке «э», и произвести длительный выдох.
  5. Упражнение. Надуть обе щеки, вытянуть губы вперед трубочкой и постепенно выдыхать.

Педагог.

Мышки в космосе летят

И друг дружке говорят:

«Высота! Красота!

Нет ни кошки, ни кота!»

А на земле малышки

Играли в кошки-мышки.

8. Русская народная игра «Кот и мыши»

Дети встают в круг и зовут «кота»:

Котик, в круг забегай,

С нами вместе поиграй.

Дети поднимают соединенные руки вверх, через эти «воротики» «кот» забегает в круг, ложится и «засыпает». Ребята поют:

Педагог.

Мыши водят хоровод.

Идут по кругу.

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

На носках подходят к «коту», сужая круг.

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Расширяют круг, медленно пропевая слова.

Разобьет весь хоровод!

Громко говорят, стоя на месте. «Кот» ловит мышей, они стараются от него убежать на стулья.

Педагог. Веселые матрешки тоже рады, что их взяли в космическое путешествие.

Мы матрешеньки,

Мы круглешеньки,

Мы с ребятами друзья,

Нас разбить нельзя.

Хорошо, хорошо,

До чего хорошо,

До чего хорошо,

Замечательно!

Давайте посчитаем, сколько матрешек отправилось в полет.

9. Массаж пальцев «Матрешки»

Педагог.

Мы — красавицы Матрешки —

Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Малаша,

Мила — три, четыре — Маша,

Маргарита — это пять.

Поочередно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении — на другой.

Нас не трудно сосчитать:

Сжимать и разжимать пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять!

(В. Степанов)

Поочередно загибать пальцы на руке.

Вот и кончается наша игра.

Домой возвращаться пора.

Наш корабль приближается к Земле. При посадке его начинает качать.

10. Подвижная игра «Замри!» (на внимание)

Дети выполняют произвольные танцевальные движения под музыку ансамбля «Спейс». Затем под слова покачиваются с ноги на ногу, стоя на месте. Хором.

Корабль качается — раз!

Корабль качается — два!

Корабль качается — три!

В космическом танце — замри!

Когда произносится последняя строка речитатива, все замирают. Лучшая фигура отмечается педагогом.

Педагог.

Кончен путь. Приземлилась ракета.

Перед нами леса и поля.

Здравствуй, наша родная планета!

Здравствуй, наша родная Земля!

11. Марш

Дети-космонавты, маршируя, возвращаются в группу.

Занятие 8. «Муха-Цокотуха»

(по мотивам сказки К. Чуковского)

Оборудование: иллюстрации к сказке — муха, бурундук, журавль, бабочка, птичка, суслик, кузнечик, тараканы, букашки, блошки, бабушка-пчела, паук, комарик; изображения ромашки, гвоздики и лютика; иллюстрации — облачко смеется, облако плачет.

Ход занятия

Педагог. Жила-была Муха-Цокотуха. Отправилась она однажды погулять.

1. Динамическое упражнение «Муха-Цокотуха» (на внимание) (авторская разработка)

Педагог.

Я — Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо —

Врассыпную бегают по залу, слегка помахивая руками-«крыльями».

Полетела на лужок,

Прогуляться на часок.

На ромашке посидела,

Дальше полетела.

Сначала педагог поднимает вверх ромашку, дети приседают на одно колено, затем звучит текст.

На гвоздике посидела,

Дальше полетела.

На лютике посидела,

Ребята опять двигаются врассыпную по залу. Игра повторяется, только педагог показывает гвоздику и лютик.

Дальше полетела.

Присела Муха на лепесток лютика отдохнуть, подняла глаза вверх, смотрит на облака.

2. Мимическая гимнастика «Облака»

Педагог.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Дети, сидя на стульях, наблюдают за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз.

А что увидел я. то вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

Педагог показывает смеющееся облачко. Дети расслабляют мышцы лица и улыбаются.

— Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной! —

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой! —
И долго-долго облачку

Ребята прощально машут рукой.

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко —

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

Педагог показывает плачущее облако. Дети передают плач: уголки рта опускают вниз, морщат лоб и нос, слегка прищуривают глаза.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

(Н. Екимова)

Уплыли далеко облака, и Муха отправилась дальше.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Встретила Муха бурундучка, поделилась с ним своей радостью.

3. Массаж лица «Бурундук»

Педагог.

Щечка, щечка —

Два мешочка,

Поглаживать лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам.

Три-четыре корешочка,

Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.

Пять брусничек,

С усилием, надавливая, провести указательными пальцами по бровям.

Шесть морошек,

Закрыть глаза и мягко погладить веки.

Семь букашек,

Надавливая на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам.

Восемь мошек...

Лапкой в щечку —

Похлопать ладонями по щекам.

Стук, стук: —

На здоровье,

Вытянуть ладони вперед и покачать головой.

Бурундук.

(М. Яснов)

Пошла Муха на базар Покупать самовар. На базар торопятся разные животные, птицы и насекомые. Каждому что-то надо купить.

4. Комплекс общеразвивающих упражнений

  1. Упражнение «Журавль». Стоя на месте, поочередно поднимать и опускать согнутые в коленях ноги, делая плавные взмахи руками и произнося: «Гу-у-у!..»
  2. Упражнение «Бабочка». Повороты корпуса вправо-влево, грациозно поднимая и опуская руки и произнося: «Ф! Ф!»
  3. Упражнение «Птичка». Наклон вперед с отведением рук назад, произнося: «Свирь!»
  4. Упражнение «Суслик». Приседания, прижимая к груди согнутые в локтях руки и резко произнося звук «х».
  5. Упражнение «Кузнечик». Прыжки (ноги в стороны — ноги вместе, на двух ногах, с ноги на ногу), произнося «цык!», в чередовании с ходьбой.

Педагог. Стала Муха гостей на день рождения приглашать.

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу.

5. Динамические упражнения

Педагог.

Тараканы прибегали,

Бег с закидыванием ног назад.

Все стаканы выпивали.

А букашки —

Ходьба на носках.

По три чашки.

Приходили к Мухе блошки.

Топающий шаг.

Приносили ей сапожки.

Приходила к Мухе

Ходьба на пятках.

Бабушка пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла.

Всех Муха угощает:

— Бабочка-красавица, кушайте варенье,

Или вам не нравится наше угощенье?

А гости угощаются, хозяйку нахваливают.

6. Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Чашечка» (см. занятие 12).

Педагог.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

(Т. Буденная)

2) Упражнение «Пирожок» (см. занятие 5).
Педагог.

Я хотел устроить бал

И гостей к себе позвал.

Взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый пирог.

3) Упражнение «Болтушка» (см. занятие 15).
Педагог.

Чаю в чашки наливаем,

Ложкой сахар разболтаем.

(М. Картушина)

Ребята, но что же это на празднике случилось?

Вдруг какой-то старичок Паучок

Нашу Муху в уголок поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

7. Дети проговаривают чистоговорку, сопровождая речь движениями рук (авторская разработка):

Хором.

Ук-ук-ук — появился вдруг Паук.

Сжимать и разжимать пальцы.

Ка-ка-ка — все боятся Паука.

Потереть ладони друг о друга.

Ок-ок-ок — Паук Муху поволок.

Скользящие движения ладоней друг о друга.

Ка-ка-ка — прогоните Паука.

Шлепки ладонями по коленям.

Педагог.

Бедная Муха зовет на помошь:

— Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

Но жуки-червяки испугалися,

По углам, по щелям разбежалися.

8. Подвижная игра «Спрячься от паука!»

Дети бегают по залу в произвольном направлении под звучание быстрой музыки. Со сменой темпа ребята замирают в любой позе. Нельзя только вытягивать вперед обе руки (а то «паук» может утащить к себе). «Паук» ходит между детей и забирает пошевелившихся в свой дом.

Педагог.

И никто даже с места

Не сдвинется:

Умирай-погибай,

Именинница.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Давайте, ребята, мы тоже зажжем свои фонарики.

9. Коммуникативная игра «Фонарик»

Дети встают в круг и «зажигают фонарики», по очереди прикасаясь ладошкой к ладошке соседа и произнося при этом громко звук «з». Надо стараться, чтобы движение было равномерным, без запинок, остановок.

Педагог. Только храбрый Комарик пришел на помощь Мухе.

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всем скаку

Голову срубает!

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

«Слава, слава Комару — Победителю!»

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

  1. Дети рассказывают стихотворение, сопровождая речь движениями

Хором.

Балалайка, балалайка,

Имитировать игру на балалайке.

Побренчи-ка, поиграй-ка!

Барабань-ка, барабан!

Имитировать игру на барабане.

Разверни бока, баян!

Имитировать игру на баяне.

К небу поднимаем трубы,

Имитировать игру на трубе.

Громко, громко дуем в трубы,

В бубен бьем, бренчим, дудим,

Барабаним и трубим!

(И. Лопухина)

Изобразить игру на бубне, балалайке, дудочке, барабане, трубе.

Будет, будет мошкора

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

11. Танец-пляска (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...