Круглый стол с родителями по теме: "Формирование культурно - гигиенических навыков у дошкольников 2 - 3 лет"
консультация (младшая группа)

Цель собрания:

-Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей КГН (а именно: культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения и т. д.);

-воспитание самостоятельности у детей младшего возраста;

 -педагогическое просвещение родителей по теме собрания.

 Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков (перечислить), необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол с родителями по теме:

"Формирование культурно - гигиенических навыков у дошкольников

 2 - 3 лет"

Воспитатель. - Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста». Оно будет состоять из двух частей. В первой части мы поговорим о формировании у детей культуры здоровья. Во второй части мы поговорим о разном.

Сегодня наш разговор о формировании культурно-гигиенических навыков у детей.

- Как вы думаете, что такое культура здоровья?

(Рассуждения родителей.)

Под культурой здоровья ребёнка понимается совокупность трёх компонентов:

- Осознанное отношение к своему здоровью в жизни.

- Знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

- Валеологическая компетентность, которая позволяет дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Основой здорового образа жизни ребёнка является режим дня.

Но если распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами. Соблюдение правил личной гигиены непременное условие здорового образа жизни.

Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.

Своим семейным опытом по данному вопросу с нами поделится мама…(Ф. И. ребенка и И. О. родителя).

РОДИТЕЛЬ. – Кожа не только защищает наш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей – это еженедельная баня.

Воспитатель - В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами. Пожалуйста…(И.О. родителя), расскажите, как вы это осуществляете в своей семье.

РОДИТЕЛЬ. – Ноги необходимо мыть ежедневно тёплой водой с мылом перед сном. После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Во избежание заболевания ног следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви.

Воспитатель – Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Об этом нам расскажет мама …(Ф. И. ребенка и И. О. родителя).

РОДИТЕЛЬ. – Гигиена полости рта – это тщательная чистка зубов. Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером. Зубная щётка должна быть яркой, привлекательной для детей. Она двигается вертикально от десны к зубам.

Воспитатель – Тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день – утром и перед сном.

«Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врождённые качества. В основе их – гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Взрослый приучает ребёнка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной причёске и в то же время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричёсанных волос, пятен на одежде, обращаться с просьбой помочь устранить эти недостатки.

Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причёсывания, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребёнок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста между тёплой и холодной водой.

При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении, расчёсывании, укладывании спать.

Все процессы важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребёнка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.

(Родителям выдаются памятки «Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков детей 3 лет»)

Режимные процессы.

Умывание: самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.

Приём пищи: правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережёвывают пищу с закрытым ртом.

Одевание и раздевание: совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят её в порядок – чистят, просушивают.

Культура общения.

Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание.

Выражают просьбу словами, излагают её понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с

другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим.

Памятка «Полезные советы для родителей».

«Руки – это лицо человека».

• Подстригать ногти на руках следует не реже 1 раза в 7-10 дней.

• Перед каждым приёмом пищи, после прогулки следует мыть руки с мылом.

• Нужно быть внимательным во время работы с колющими и режущими предметами (нож, иголка и т. д.).

• Нужно осторожно открывать ёмкости с горячей водой (чайник, кастрюля, водопроводный кран).

• В ветреную и холодную погоду нужно обязательно ходить в перчатках или варежках.

• Следует ежедневно пользоваться кремом для рук.

«Расти, коса, до пояса».

• Обязательно нужно иметь собственную расчёску и следить за её чистотой.

• Мыть голову необходимо один-два раза в неделю, пользуясь шампунем.

• Промыв волосы, нужно вытереть их мягким полотенцем и расчесать.

• Нельзя заплетать мокрые волосы.

• Нельзя ложиться спать с мокрой головой.

• Длинные волосы нужно расчёсывать с концов и постепенно переходить к корням.

«Дороже алмаза свои два глаза».

• Берегите глаза, когда стираете бельё или выводите пятна.

• Нельзя тереть глаза грязным носовым платком, варежкой, концом шарфа.

• Нельзя читать, лёжа на диване или в кровати.

• Нельзя читать в движущемся транспорте (в вагоне, в автобусе и т. д. ).

• Читать нужно, сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны.

• Нельзя носить чужие очки.

• Нужно смотреть телевизор сидя и не более 15-30 минут подряд (зависит от возраста ребёнка).

• Необходимо делать гимнастику для глаз.

• Лампу нужно ставить слева.

• Необходимо надевать защитные очки при малейшей вероятности нанесения вреда глазам (работа в огороде, во время строительства, при домашней уборке, при опасности пыли и т. д.).

• Сидеть за столом нужно прямо.

• Необходимо быть осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами (ножницы, иголка, булавка, спицы и др.).

«Здоровые зубы здоровью любы».

• Необходимо правильно питаться: ежедневно ребёнок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу, чёрный хлеб, разнообразные овощи и фрукты круглый год. Нужно приучать детей к твёрдой пище: это укрепляет дёсны и зубы.

• С 2-3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.

• Не реже двух раз в год надо посещать с ребёнком стоматолога.

«Ухо – это орган слуха».

• Уши надо беречь: от слишком громких звуков устаёшь Нельзя слушать громкую музыку. Громкие звуки мешают думать, мешают другим людям.

• Нельзя ковырять в ушах.

• Нужно защищать уши от сильного ветра.

• Нельзя очень сильно сморкаться.

• Нельзя допускать попадания в уши воды.

«Если сладко спится, сон хороший снится».

• Соблюдайте режим: больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, закаливанием.

• Нельзя наедаться перед сном.

• Нельзя смотреть долго телевизор.

• Нельзя ложиться поздно.

• Нельзя играть в шумные игры перед сном.

• Перед сном необходимо проветрить комнату.

• Перед сном следует задёрнуть занавески.

• Перед сном нужно умыться.

• Перед сном следует сложить одежду.

• Нельзя откладывать отход ко сну, если ребёнок начинает дремать. Дремота – естественный сигнал идти спать. Не отмахивайтесь от него. Откладывая отход ко сну, вы вносите разлад в организм.

Воспитатель - Давайте сейчас вместе ответим на вопросы, опираясь на ваш опыт и на памятки-подсказки.

(Каждый этап опроса обозначается появлением нового символа).

Гигиена рук.

- Как часто необходимо ребёнку мыть руки?

- Почему необходимо в мороз надевать на руки перчатки (варежки)?

- Сколько раз в неделю необходимо подстригать ногти на руках?

- В каких ситуациях ребёнок может поранить кожу?

- Что нужно делать, если ребёнок поранил руку?

- Что должен сделать ребёнок дома после возвращения с прогулки?

- Перечислите названия пальцев на руке.

- Вспомните народную потешку, песенку, которую можно использовать во время пальчиковой гимнастики с ребёнком.

Гигиена глаз.

- О чём нужно помнить родителям, когда ребёнок садится рассматривать книгу?

- Сколько времени ребёнку можно смотреть телевизор?

- О чём нужно помнить во время работы ребёнка с ножницами, клеем?

- Что нужно делать, если ребёнку в глаз попала соринка?

- У ребёнка слезятся глаза, что вы предпримите?

Гигиена полости рта.

Когда ваш ребёнок чистит зубы?

- Что нужно ребёнку, чтобы почистить зубы?

- Как называется заболевание зубов?

- Когда ваш ребёнок научился чистить зубы?

- Что нужно делать после каждого приёма пищи?

- Кто должен следить за сохранностью зубов ребёнка?

- Сколько раз в год необходимо показывать ребёнка стоматологу?

Гигиена слуха.

- Отчего у ребёнка могут заболеть уши?

- К какому врачу вести ребёнка при заболевании ушей?

Гигиена сна.

Какие звуки ребёнку приятно послушать перед сном?

- Какие гигиенические процедуры ребёнок выполняет перед сном?

- В чём вы укладываете ребёнка в кровать?

- Что нужно сделать в спальной комнате перед сном?

Гигиена одежды.

- Перечислите необходимую для ребёнка зимнюю одежду.

- Что нужно делать, чтобы одежда ребёнка во время работы с клеем, краской, почвой не испачкалась?

- Что нужно для стирки детского белья?

- Какие щётки вы знаете?

Гигиена обуви.

Что нужно делать с ботинками, если ребёнок в них попал под дождь?

- Перечислите необходимую для ребёнка зимнюю обувь.

- Что нужно сделать, если у ребёнка на ботинке отлетел каблук, оторвалась подошва?

- Какие требования к обуви для малышей должны соблюдаться?

«Зеркало любит чистые лица,

Зеркало скажет: Надо умыться!

Зеркало охнет: Где же гребёнка?

Что же она не причешет ребёнка!

Зеркало станет грязным от страха,

Если в него поглядится неряха.

(А. Кондратьев).

Воспитатель - Существует много поговорок и крылатых фраз о культуре здоровья.

Предлагаю вам поиграть в игру и собрать цитаты из слов.

Родители выкладывают из слов цитаты:

«Чистота – залог здоровья».

«Чистота – та же красота».

«Хорошая причёска важнее дорогого наряда».

«Здоровые волосы – красота человека».

«Ухо – это орган слуха, есть у каждого два уха».

«Сон – лучшее лекарство».

Благодарю всех за участие и подготовку к нашей беседе. До новых встреч! ​​​​​​​


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко. Консультация для родителей на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста".

Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица тела, причёски, одежды, обуви, они продиктованы не только требованиями гигие...

Работа с родителями по теме: "Закрепление культурно-гигиенических навыков в игре с детьми раннего возраста"

Советы  родителям  по  развитию  игровой  деятельности  детей  раннего  возраста...

Консультация для родителей НА ТЕМУ: « ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно  важный процесс социализации м...

Консультация для воспитателей и будущих родителей на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Воспитание культурно-гигиенических навыков - одна из главных задач воспитания детей раннего возраста. Сюда входит: воспитание опрятности, содержание в чистоте лица, тела. прически, одежды, обуви; восп...

Мастер - класс по теме «Формирование устойчивых культурно гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни»

обмен опытом педагогической деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста через игровые ситуации....

Статья на тему: "Формирование основ культурно – гигиенических навыков детей 4 – 5 лет средствами детской художественной литературы"

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гиги...