Мастер - класс для воспитателей старших групп ДОУ Тема: «Формирование устойчивых культурно- гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни посредством музыкального воспитания»
план-конспект занятия

Мастер -  класс для специалистов ДОУ. Формирование представлений о ЗОЖ на музыкальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2021.docx28.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №5 города Пугачева Саратовской области»

Мастер -  класс для воспитателей старших групп ДОУ

Тема: «Формирование устойчивых культурно- гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни посредством музыкального воспитания»

                                       Музыкальный руководитель МДОУ №5

                         Абдрашитова Лиля Рафаэлевна

   Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического  общения.

Оборудование:  ноутбук, магнитная доска, музыкальные  инструменты, шапки – маски, тренажер для распевания  «бабочки» 

Участники: педагоги, специалисты ДОУ.

     Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной  деятельности  детей дошкольного возраста. Дети любят петь и поют охотно, с удовольствием.       

         1.        Валеологические песенки-распевки.

С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте», «Я пою, хорошо пою» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Валеология – это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни.

Главная задача – научить человека формировать и беречь свое здоровье.

Музыкально – валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, целью которого являются:

 - укрепление психического и физического здоровья,

 - развитие музыкальных и творческих способностей,

 - формирование потребности в здоровом образе жизни.

2.      Вокальные занятия начинаю с формирования правильной «певческой стойки» - положения корпуса и головы во время пения. Для этого вначале работы провожу зарядку:

Упражнение №1 «Пружинки»

Цель: Отработка певческой постановки корпуса при пении с опорой на ноги

И.п. Ноги на ширине плеч, руки опущены.

         На «раз» поднимаемся на носки, на «два» - опускаемся

Упражнение №2  «Пиджачок»

Описываем полукруг движением плеч назад и вперед, как бы снимаем и одеваем пиджачок.

Сопровождаю работу стихами В.Степанова по правилам пения, т.к. игра главный вид познания у дошкольников.

1.Если хочешь стоя петь-

Головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Если хочешь сидя петь-

Не сутулься как медведь.

Сядем прямо, ровно,

Спинку держим стройно,

Ноги твердо в пол упрем-

И поем!

2.Ручки как у вас лежат?

Ножки как у вас стоят?

Ну, разок, ну, другой

Посмотрите за собой!

Это очень интересно

Научиться песни петь.

Но не каждому известно

Как дыханьем овладеть.

Делать мягкий вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом.

Да смотри не отвлекайся,

Сделал вдох - замри потом.

Выдох делай тихим, плавным,

Как движение листа –

Вот и выйдет песня славной,

И свободна и чиста!

Дальше идет работа  над певческим дыханием.

 Пение начинается со вдоха.

А вот выдох — это и есть искусство пения. Хватает ли воздуха на длинную музыкальную фразу? Достаточно ли мощности выдоха, чтобы голос звучал сильно? Правильная постановка дыхания начинается с тренировки главных его элементов: входа и выхода

3. Использую следующие дыхательные упражнения.

Упражнение № 1. «Хомячок»

Цель: способствовать нормальному развитию голоса, его охрана.

И.п. Плечи расслабить, руки на животе. Пошмыгать носом с закрытым ртом.

Упражнение № 2. «Собачке жарко»

Часто подышать носом с высунутым языком..

Упражнение № 3. «Бабочки летят»

Цель: выдыхать воздух ровной струёй.

Музыка звучит для нас,

Бабочки танцуют вальс!

Дети берут « бабочек»  на ниточках и под звучание вальса дуют на них, стараясь сделать вдох носом коротким, выдох продолжительным, ровным. Наблюдают, как бабочки кружатся в воздухе.

4. Упражнение на развитие дикции.

Дикция – это произношение, степень четкости, отчетливости произношения звуков, слогов, слов в речи, в пении.

Артикуляция – (ясно произносить) способ произнесения звуков, работа органов речи, необходимая для произношения звуков речи.

Вспомним звук «Ш». Когда в жизни мы слышим этот звук?

-Он даже может быть протяжным. Давайте повторим все вместе: (ш-ш-ш)

-А теперь покажите,  как это будет:

1.Ветер шелестит листьями деревьев

2. Спускается воздушный шарик.

3. Набегает и убегает с берега морская волна.

4. Жарится на сковороде картошка.

5. Подносишь к уху морскую раковину.

6.Встречаешь змею.

7. Мама убаюкивает ребенка, просит не шуметь.

Перехожу на гласные звуки. Развитие напевности достигается за счет протяжного пения.

Словно волны у реки,

Звуки гласные легки,

Будто птицы на лету –

А-Э-И-О-У!

Дети поют гласные на одном звуке.

5. Становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников.

Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом, и на его интеллект. Но репертуар должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка, а продолжительность занятий пением не должна превышать допустимых норм.

Работа с дошкольниками над певческими навыками сложна не только потому что сам голос слаб, но и потому, что дети не научились пользоваться слухом для контроля того, что они слышат и поют.

Очень важно сформировать у детей перцептивный, слуховой эталон (эталон певческого звука) прекрасного пения, поэтому в своей работе я использую песни – игры по принципу «Эхо», в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога.

Распевание по принципу «Эхо»

Музыка Е.Тиличеевой, слова Л.Дымовой «Эхо»

Музыка и слова Н.Рыбкиной «Вот такая чепуха»

Музыка и слова Н.Рыбкиной, слова народные «На птичьем дворе"

Осенние песни - повторялки….

Исполнение песни – повторялки «Дождик идет»

6. Игровой массаж

На музыкальных занятиях  массаж проводится под музыку. Дети либо пропевают слова, выполняя движения, либо музыка звучит фоном. У детей формируется сознательное стремление к здоровью. И самое главное, выполняя массаж в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.

Игровой массаж под музыку Е.  Железновой «Рельсы, рельсы..»

7. Песни

На формирование привычки к здоровому образу жизни помогают разучивание и слушание песен.

Песня Ю. Чичкова  «Физкульт-ура!»

Муз.А.Пахмутовой, сл.Н.Добронравова «Богатырская наша сила»

«Трус не играет в хоккей»

Муз. и сл. А.Стихарёвой «Эй, лежебоки, ну-ка вставайте!»

Детское попурри о спорте «Если хочешь быть здоров»

8. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в  ДОУ.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:

• метод арттерапии

• метод цветотерапии

• элементы сказкотерапии

• игротерапия

• психогимнастические этюды и упражнения

• вокалотерапия

• прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах

Я бы хотела закончить свой мастер - класс приемом  музицирования  на русских народных музыкальных инструментах. Поможет нам в этом активный просмотр  развивающего мультфильма - сказки «Репка». Участникам предлагаются шапки-маски героев сказки и соответсвующий этому герою музыкальный инструмент.

Таким образом, валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».

В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....

Картотека бесед и игр по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного во...

Мастер-класс для родителей на тему: "Игровой самомассаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста"

   Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, являетсявоспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния детей. Это обусловлено мно...

Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)

Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...

Мастер - класс по теме «Формирование устойчивых культурно гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни»

обмен опытом педагогической деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста через игровые ситуации....

Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста основ культурно-гигиенических навыков и интереса к здоровому образу жизни

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методический кейс для детей средне-старшего дошкольного возраста на тему "Чистота - залог здоровья"Методический кейс включает в себя:1. Познавате...