Мастер - класс для воспитателей старших групп ДОУ Тема: «Формирование устойчивых культурно- гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни посредством музыкального воспитания»
план-конспект занятия
Мастер - класс для специалистов ДОУ. Формирование представлений о ЗОЖ на музыкальных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_2021.docx | 28.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 города Пугачева Саратовской области»
Мастер - класс для воспитателей старших групп ДОУ
Тема: «Формирование устойчивых культурно- гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни посредством музыкального воспитания»
Музыкальный руководитель МДОУ №5
Абдрашитова Лиля Рафаэлевна
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Оборудование: ноутбук, магнитная доска, музыкальные инструменты, шапки – маски, тренажер для распевания «бабочки»
Участники: педагоги, специалисты ДОУ.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь и поют охотно, с удовольствием.
1. Валеологические песенки-распевки.
С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте», «Я пою, хорошо пою» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Валеология – это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни.
Главная задача – научить человека формировать и беречь свое здоровье.
Музыкально – валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, целью которого являются:
- укрепление психического и физического здоровья,
- развитие музыкальных и творческих способностей,
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
2. Вокальные занятия начинаю с формирования правильной «певческой стойки» - положения корпуса и головы во время пения. Для этого вначале работы провожу зарядку:
Упражнение №1 «Пружинки»
Цель: Отработка певческой постановки корпуса при пении с опорой на ноги
И.п. Ноги на ширине плеч, руки опущены.
На «раз» поднимаемся на носки, на «два» - опускаемся
Упражнение №2 «Пиджачок»
Описываем полукруг движением плеч назад и вперед, как бы снимаем и одеваем пиджачок.
Сопровождаю работу стихами В.Степанова по правилам пения, т.к. игра главный вид познания у дошкольников.
1.Если хочешь стоя петь-
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Если хочешь сидя петь-
Не сутулься как медведь.
Сядем прямо, ровно,
Спинку держим стройно,
Ноги твердо в пол упрем-
И поем!
2.Ручки как у вас лежат?
Ножки как у вас стоят?
Ну, разок, ну, другой
Посмотрите за собой!
Это очень интересно
Научиться песни петь.
Но не каждому известно
Как дыханьем овладеть.
Делать мягкий вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри не отвлекайся,
Сделал вдох - замри потом.
Выдох делай тихим, плавным,
Как движение листа –
Вот и выйдет песня славной,
И свободна и чиста!
Дальше идет работа над певческим дыханием.
Пение начинается со вдоха.
А вот выдох — это и есть искусство пения. Хватает ли воздуха на длинную музыкальную фразу? Достаточно ли мощности выдоха, чтобы голос звучал сильно? Правильная постановка дыхания начинается с тренировки главных его элементов: входа и выхода
3. Использую следующие дыхательные упражнения.
Упражнение № 1. «Хомячок»
Цель: способствовать нормальному развитию голоса, его охрана.
И.п. Плечи расслабить, руки на животе. Пошмыгать носом с закрытым ртом.
Упражнение № 2. «Собачке жарко»
Часто подышать носом с высунутым языком..
Упражнение № 3. «Бабочки летят»
Цель: выдыхать воздух ровной струёй.
Музыка звучит для нас,
Бабочки танцуют вальс!
Дети берут « бабочек» на ниточках и под звучание вальса дуют на них, стараясь сделать вдох носом коротким, выдох продолжительным, ровным. Наблюдают, как бабочки кружатся в воздухе.
4. Упражнение на развитие дикции.
Дикция – это произношение, степень четкости, отчетливости произношения звуков, слогов, слов в речи, в пении.
Артикуляция – (ясно произносить) способ произнесения звуков, работа органов речи, необходимая для произношения звуков речи.
Вспомним звук «Ш». Когда в жизни мы слышим этот звук?
-Он даже может быть протяжным. Давайте повторим все вместе: (ш-ш-ш)
-А теперь покажите, как это будет:
1.Ветер шелестит листьями деревьев
2. Спускается воздушный шарик.
3. Набегает и убегает с берега морская волна.
4. Жарится на сковороде картошка.
5. Подносишь к уху морскую раковину.
6.Встречаешь змею.
7. Мама убаюкивает ребенка, просит не шуметь.
Перехожу на гласные звуки. Развитие напевности достигается за счет протяжного пения.
Словно волны у реки,
Звуки гласные легки,
Будто птицы на лету –
А-Э-И-О-У!
Дети поют гласные на одном звуке.
5. Становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников.
Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом, и на его интеллект. Но репертуар должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка, а продолжительность занятий пением не должна превышать допустимых норм.
Работа с дошкольниками над певческими навыками сложна не только потому что сам голос слаб, но и потому, что дети не научились пользоваться слухом для контроля того, что они слышат и поют.
Очень важно сформировать у детей перцептивный, слуховой эталон (эталон певческого звука) прекрасного пения, поэтому в своей работе я использую песни – игры по принципу «Эхо», в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога.
Распевание по принципу «Эхо»
Музыка Е.Тиличеевой, слова Л.Дымовой «Эхо»
Музыка и слова Н.Рыбкиной «Вот такая чепуха»
Музыка и слова Н.Рыбкиной, слова народные «На птичьем дворе"
Осенние песни - повторялки….
Исполнение песни – повторялки «Дождик идет»
6. Игровой массаж
На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку. Дети либо пропевают слова, выполняя движения, либо музыка звучит фоном. У детей формируется сознательное стремление к здоровью. И самое главное, выполняя массаж в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.
Игровой массаж под музыку Е. Железновой «Рельсы, рельсы..»
7. Песни
На формирование привычки к здоровому образу жизни помогают разучивание и слушание песен.
Песня Ю. Чичкова «Физкульт-ура!»
Муз.А.Пахмутовой, сл.Н.Добронравова «Богатырская наша сила»
«Трус не играет в хоккей»
Муз. и сл. А.Стихарёвой «Эй, лежебоки, ну-ка вставайте!»
Детское попурри о спорте «Если хочешь быть здоров»…
8. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:
• метод арттерапии
• метод цветотерапии
• элементы сказкотерапии
• игротерапия
• психогимнастические этюды и упражнения
• вокалотерапия
• прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах
Я бы хотела закончить свой мастер - класс приемом музицирования на русских народных музыкальных инструментах. Поможет нам в этом активный просмотр развивающего мультфильма - сказки «Репка». Участникам предлагаются шапки-маски героев сказки и соответсвующий этому герою музыкальный инструмент.
Таким образом, валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».
В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....
Картотека бесед и игр по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного во...
Мастер-класс для родителей на тему: "Игровой самомассаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста"
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, являетсявоспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния детей. Это обусловлено мно...
Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)
Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...
Мастер - класс по теме «Формирование устойчивых культурно гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни»
обмен опытом педагогической деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста через игровые ситуации....
Развитие культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни посредством игровых приёмов
Тезисы...
Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста основ культурно-гигиенических навыков и интереса к здоровому образу жизни
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методический кейс для детей средне-старшего дошкольного возраста на тему "Чистота - залог здоровья"Методический кейс включает в себя:1. Познавате...