Глаза зеркало души
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия по экологии в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Рассказ педагога «Чудесное яблоко, или зеркало нашей души».

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная.

Цель: формировать познавательный интерес к строению тела человека.

Программное содержание:

познакомить детей со строением органа зрения, его функциями;

формировать представления о роли зрения в жизни детей.

развивать познавательную активность, зрительное восприятие, глазодвигательные функции, внимание, память, воображение;

расширять и активизировать активный и пассивный словарь;

упражнять в умении грамматически правильно строить предложение;

развивать умственную операцию «сравнение и доказательство»;

развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

воспитывать бережное отношение к своему зрению;

воспитывать любознательность.

Предварительная работа: введение термина «органы чувств: зрение», чтение и рассматривание плаката «Если хочешь быть здоров», книг В. В. Аристова, Л. Я. Гальперштейн «Тело человека».

Материалы и оборудования: картинка глаз, бумажный платочек, схема глаза, картинка гимнастики для глаз, зеркальце, перчатки, солнцезащитные очки и корректирующие,

Планируемый результат: отвечают на вопросы, развивают кругозор, мышление, связную речь.

Структура занятия

I.

Вводная часть

Организационный момент

1 мин.

II.

Основная часть

 

23 мин.

1.

Воспитатель вносит хлеб

беседа

3 мин.

2.

Показ злаковых

Рассматривание, беседа

4 мин

5.

Физкультминутка

«колосок»

3 мин.

6.

Показ злаковых

Рассматривание , беседа

4 мин.

7.

Работа с заданием

Дети выполняют задание

5 мин

III.

Заключительная часть

Итог

1 мин.

Длительность занятия 25 мин.

 

 

 

Организационный момент: (Дети встают полукругом.)

Воспитатель: Пришел рассвет, настало утро,

Лучи по небу заблестели.

Проснулась ты. Весь мир как будто,

Стал лучше, чище и светлей!

-Дети, я хочу пожелать вам доброго утра и хорошего настроения. А чтоб оно у нас, действительно, сложилось добрым, предлагаю взять друг друга за руки, и улыбкой поприветствовать своего соседа справа, потом слева.

Воспитатель: «Вы узнаете, о чем мы поговорим сегодня, если отгадаете загадку:

Два соседа-непоседы,

День на работе,

Ночь на отдыхе.

(Ответы детей) глаза.

Воспитатель«Да, правильно это глаза. А для чего они нужны?» (Ответы детей)

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза» (читает отрывок воспитатель)

Для чего нужны глаза?

Женя хочет быть пилотом,

Чтобы править самолётом.

Капитаном станет Петя.

Он объездит всё на свете.

Вася будет машинистом,

Но для этого, ребята,

Надо знанье и уменье,

И отличнейшее зренье:

Чтоб верна была рука

За работой у станка,

Чтобы мог вести в полёт

Лётчик быстрый самолёт,

Чтобы зорко часовой

Охранял страны покой.

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

-Дети, как вы думаете благодаря какому органу, мы получаем 80% информации об окружающем нас мире?

Воспитатель: «Правильно, глазами вы видите все вокруг. Глаз-это орган зрения. Дети, Вы знаете кто самый зоркий из мира животных и птиц?» (Ответы детей).

Дети: Орел парит на большой высоте и из-под облаков высматривает добычу. 

Воспитатель: А кто видит ночью лучше всех?» (Ответы детей)

Дети: Сова легко отыскивает мышь в темноте.

Воспитатель: А вот попробуйте догадаться, почему зайца называют «косым»

Дети«Может быть, он плохо видит?»

Воспитатель: «Человек не такой зоркий, как орел, и не видит в темноте, как сова, и не может охватить такое пространство, какое видит «косой» глаз зайца. Но глаз человека именно такой, какой нужен ему, человеку.

Проведем маленький эксперимент.

-Все закройте глаза. Что вы видите сейчас?» (Ответы детей)«Ничего не видно, темно»

-Что вы почувствовали, когда вдруг перестали видеть?» (Страх, вдруг опасность рядом.)

Воспитатель: С помощью зрения мы можем предупредить опасность.

Дети: При переходе улицы, при встрече с собакой, змеей, машиной и т. д.

Дети: Мы различаем предметы окружающего мира, узнаем знакомых людей.

Дети, предлагаю вам сыграть в игру «Угадай настроение по глазам».

Ребенок берет платочек, закрывает им лицо ниже глаз, изображает задуманное настроение (сердитое, озорное, грустное, веселое и т. д.). Дети отгадывают настроение по выражению глаз.

Воспитатель: Молодцы, вы достаточно быстро определили по выражению глаз настроение вашего товарища.

-Дети, а чтоб поподробнее нам узнать о строение глаза. Предлагаю вам сеть за столы.

Глаз- волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружен,

Стенкою гладкой и белой

Называется склерой.

Впереди кружочек тонкий-

Роговица- словно плёнка,

Вся прозрачна как стекло-

В мир чудесное окно.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый.

Впереди, пред белой склерой,

Яркой радужки кружок,

Коль светло- зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже,

Лишь стемнеет наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит.

Маленький хрусталик.

Он такой имеет вид

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Оболочкой гладкой-

Тоненькой сетчаткой

А внутри лежит большое

Всё прозрачное такое

И почти невидное. 

Гимнастика для глаз (2-3 упражнения для снятия напряжения и усталости)

Воспитатель:

А теперь начнем рассказ

Как умеет видеть глаз.

Отразится лучик света

От какого-то предмета.

Упадет на роговицу,

Миг- и дальше устремится,

И сквозь дырочку-зрачок

Проберется в глаз-домок.

Сквозь хрусталик проникает,

На сетчатку попадает,

После этого тотчас

Все вокруг увидит глаз.

Очень хрупок этот дом!

Тонки, нежны стенки в нем.

Если тронешь роговицу,

Глаз сейчас же разболится

Если ранится хрусталик,

Помутнеет чудный шарик,

Станет темный дом навек,

И ослепнет человек.

(показ схемы глаза)

Вот насколько глаз человека – это тонкий и ценный «инструмент».

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам провести опыт.

Опыт. Экспериментальная деятельность

Цель: определить реакцию зрачков на различное освещение. зеркальце)

Воспитатель:

Рассмотрите свои зрачки в зеркальце, в освещенной комнате. Ответы детей: зрачки сужены)

А сейчас в полумраке. (Дети прикрывают на некоторое время ладошками свои глаза)

-Что вы заметили?

Дети: в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут, зрачки расширяются.

Физкультминутка. Игра «жмурки»

Воспитатель: Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Жмурки». Мы с вами попробуем почувствовать на себе как тяжело, когда нам не помогают глаза (дети встают в круг, в середине водящий, ему завязывают глаза, дети ходят по кругу, произнося слова, затем водящий на ощупь определяет, кто стоит перед ним).

Мы в кругу с тобой идём,

Маше голос не подаём,

Ты глаза не открывай,

А на ощупь нас узнай!

Воспитатель: А знаете ли вы, что глаза могут рассказать, что человек болен и ему нужна помощь?»

Дети«А как же они рассказывают?»

Воспитатель: «У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят«Глаза – зеркало души», и в этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. Наши глаза умеют смеяться, и тогда они становятся веселыми. (Воспитатель смешит детей). Вон сколько у вас смешинок в глазах, посмотрите друг на друга.

Воспитатель: «Посмотрите, друг на друга, и скажите, чем отличаются ваши глаза? Какого они цвета у Лизы, Влада, Вари?» (Дети рассматривают, называют). Цвет, форма, величина

-Что мы делаем глазами? Смотрим, улыбаемся глазами. Мы даже плачем, когда нам обидно.

-Дети, давайте поиграем в игру «Надень перчатки закрытыми глазами»

(Дети надевают сначала перчатки с открытыми глазами, а потом с закрытыми). Анализируют.

Воспитатель: да, дети, «глаза – наши верные помощники».

Воспитатель: к сожалению, глаза человека могут быть подвержены различным заболеваниям. В этом случае обязательно нужно обратиться к врачам. Приходилось ли вам обращаться с болезнями глаз? Конъюктевит – болезнь передается от одного больного к другому. Доктор назначает необходимое лечение или подбирает нужные для больного очки. У разных людей глаза устроены по-разному, поэтому каждому человеку необходимы свои очки для коррекцию зрения. Так же очень часто в яркую солнечную погоду мы пользуемся очками от солнца. (Показ очков.)

-Еще, ребята, есть специальные коррекционные очки для улучшения зрения. На линзах этих очков сделаны очень маленькие, величиной с игольное ушко отверстие. Давайте с вами вспомним людей тех профессий, кому нужны спецочки.

Дети: летчикам, электро- газосварщику, металлургам, водолазам, мотоциклистам и т. д.

Воспитатель: В наше время врачи уже научились возвращать людям зрение, делают специальные операции на глаза, которые позволяют людям обходиться без очков. Конечно, большое спасибо докторам за помощь, но прежде всего мы сами должны заботиться о своем зрении.

Дети: делать гимнастику для глаз, есть полезные продукты,

Дети: Помним истину простую. Лучше видит только тот, кто жует морковь сырую, или пьет морковный сок.

Воспитатель: Совершенно верно. Для зрения очень важен и полезен витамин А. Этим витамином богаты тыква, морковь, черника, сливочное масло, яйцо. Скажите, кто какие из перечисленных продуктов любит?

(показ картинок, нельзя по долгу сидеть перед экраном компьютера- 25-30 мин, телевизора-до часа, расстояние от телевизора- 3 метра)и т. д

Подведение итога:

Воспитатель: - Вот наше занятие и подошло к концу, но прежде, чем мы с вами закончим, я хотела бы узнать. 

- Что нового, интересного и полезного вы узнали на занятии?

-Для чего нам необходимо зрение?

-Отчего могут заболеть глаза, испортится зрение?

- Почему человеку трудно без глаз?

- Что нужно делать, если устали глаза?

-Как уберечь глаза и сохранить зрение? (Ответы детей.)

Воспитатель: Сегодня, дети, вы много трудились, все старались, были активными в беседе, думали, размышляли, доказывали, делали выводы. И я надеюсь, что вы будете вести здоровый образ жизни и, конечно, будете беречь свое зрение. Как гласит пословица «Береги платье с нову. А здоровье смолоду!»- берегите свои глаза, и научите своих братьев, сестёр, родителей.

Воспитатель: дети, а как вы думаете, чьи глаза больше всего излучают доброту и любовь к вам.

Дети: мамины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Рассказ педагога «Чудесное яблоко, или зеркало нашей души».

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная.

Цель: формировать познавательный интерес к строению тела человека.

Программное содержание:

познакомить детей со строением органа зрения, его функциями;

формировать представления о роли зрения в жизни детей.

развивать познавательную активность, зрительное восприятие, глазодвигательные функции, внимание, память, воображение;

расширять и активизировать активный и пассивный словарь;

упражнять в умении грамматически правильно строить предложение;

развивать умственную операцию «сравнение и доказательство»;

развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

воспитывать бережное отношение к своему зрению;

воспитывать любознательность.

Предварительная работа: введение термина «органы чувств: зрение», чтение и рассматривание плаката «Если хочешь быть здоров», книг В. В. Аристова, Л. Я. Гальперштейн «Тело человека».

Материалы и оборудования: картинка глаз, бумажный платочек, схема глаза, картинка гимнастики для глаз, зеркальце, перчатки, солнцезащитные очки и корректирующие,

Планируемый результат: отвечают на вопросы, развивают кругозор, мышление, связную речь.

Структура занятия

I.

Вводная часть

Организационный момент

1 мин.

II.

Основная часть

23 мин.

1.

Воспитатель вносит хлеб

беседа

3 мин.

2.

Показ злаковых

Рассматривание, беседа

4 мин

5.

Физкультминутка

«колосок»

3 мин.

6.

Показ злаковых

Рассматривание , беседа

4 мин.

7.

Работа с заданием

Дети выполняют задание

5 мин

III.

Заключительная часть

Итог

1 мин.

Длительность занятия 25 мин.

Организационный момент: (Дети встают полукругом.)

Воспитатель: Пришел рассвет, настало утро,

Лучи по небу заблестели.

Проснулась ты. Весь мир как будто,

Стал лучше, чище и светлей!

-Дети, я хочу пожелать вам доброго утра и хорошего настроения. А чтоб оно у нас, действительно, сложилось добрым, предлагаю взять друг друга за руки, и улыбкой поприветствовать своего соседа справа, потом слева.

Воспитатель: «Вы узнаете, о чем мы поговорим сегодня, если отгадаете загадку:

Два соседа-непоседы,

День на работе,

Ночь на отдыхе.

(Ответы детей) глаза.

Воспитатель«Да, правильно это глаза. А для чего они нужны?» (Ответы детей)

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза» (читает отрывок воспитатель)

Для чего нужны глаза?

Женя хочет быть пилотом,

Чтобы править самолётом.

Капитаном станет Петя.

Он объездит всё на свете.

Вася будет машинистом,

Но для этого, ребята,

Надо знанье и уменье,

И отличнейшее зренье:

Чтоб верна была рука

За работой у станка,

Чтобы мог вести в полёт

Лётчик быстрый самолёт,

Чтобы зорко часовой

Охранял страны покой.

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

-Дети, как вы думаете благодаря какому органу, мы получаем 80% информации об окружающем нас мире?

Воспитатель: «Правильно, глазами вы видите все вокруг. Глаз-это орган зрения. Дети, Вы знаете кто самый зоркий из мира животных и птиц?» (Ответы детей).

Дети: Орел парит на большой высоте и из-под облаков высматривает добычу. 

Воспитатель: А кто видит ночью лучше всех?» (Ответы детей)

Дети: Сова легко отыскивает мышь в темноте.

Воспитатель: А вот попробуйте догадаться, почему зайца называют «косым»

Дети«Может быть, он плохо видит?»

Воспитатель: «Человек не такой зоркий, как орел, и не видит в темноте, как сова, и не может охватить такое пространство, какое видит «косой» глаз зайца. Но глаз человека именно такой, какой нужен ему, человеку.

Проведем маленький эксперимент.

-Все закройте глаза. Что вы видите сейчас?» (Ответы детей)«Ничего не видно, темно»

-Что вы почувствовали, когда вдруг перестали видеть?» (Страх, вдруг опасность рядом.)

Воспитатель: С помощью зрения мы можем предупредить опасность.

Дети: При переходе улицы, при встрече с собакой, змеей, машиной и т. д.

Дети: Мы различаем предметы окружающего мира, узнаем знакомых людей.

Дети, предлагаю вам сыграть в игру «Угадай настроение по глазам».

Ребенок берет платочек, закрывает им лицо ниже глаз, изображает задуманное настроение (сердитое, озорное, грустное, веселое и т. д.). Дети отгадывают настроение по выражению глаз.

Воспитатель: Молодцы, вы достаточно быстро определили по выражению глаз настроение вашего товарища.

-Дети, а чтоб поподробнее нам узнать о строение глаза. Предлагаю вам сеть за столы.

Глаз- волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружен,

Стенкою гладкой и белой

Называется склерой.

Впереди кружочек тонкий-

Роговица- словно плёнка,

Вся прозрачна как стекло-

В мир чудесное окно.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый.

Впереди, пред белой склерой,

Яркой радужки кружок,

Коль светло- зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже,

Лишь стемнеет наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит.

Маленький хрусталик.

Он такой имеет вид

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Оболочкой гладкой-

Тоненькой сетчаткой

А внутри лежит большое

Всё прозрачное такое

И почти невидное. 

Гимнастика для глаз (2-3 упражнения для снятия напряжения и усталости)

Воспитатель:

А теперь начнем рассказ

Как умеет видеть глаз.

Отразится лучик света

От какого-то предмета.

Упадет на роговицу,

Миг- и дальше устремится,

И сквозь дырочку-зрачок

Проберется в глаз-домок.

Сквозь хрусталик проникает,

На сетчатку попадает,

После этого тотчас

Все вокруг увидит глаз.

Очень хрупок этот дом!

Тонки, нежны стенки в нем.

Если тронешь роговицу,

Глаз сейчас же разболится

Если ранится хрусталик,

Помутнеет чудный шарик,

Станет темный дом навек,

И ослепнет человек.

(показ схемы глаза)

Вот насколько глаз человека – это тонкий и ценный «инструмент».

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам провести опыт.

Опыт. Экспериментальная деятельность

Цель: определить реакцию зрачков на различное освещение. зеркальце)

Воспитатель:

Рассмотрите свои зрачки в зеркальце, в освещенной комнате. Ответы детей: зрачки сужены)

А сейчас в полумраке. (Дети прикрывают на некоторое время ладошками свои глаза)

-Что вы заметили?

Дети: в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут, зрачки расширяются.

Физкультминутка. Игра «жмурки» 

Воспитатель: Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Жмурки». Мы с вами попробуем почувствовать на себе как тяжело, когда нам не помогают глаза (дети встают в круг, в середине водящий, ему завязывают глаза, дети ходят по кругу, произнося слова, затем водящий на ощупь определяет, кто стоит перед ним).

Мы в кругу с тобой идём,

Маше голос не подаём,

Ты глаза не открывай,

А на ощупь нас узнай!

Воспитатель: А знаете ли вы, что глаза могут рассказать, что человек болен и ему нужна помощь?»

Дети«А как же они рассказывают?»

Воспитатель: «У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят«Глаза – зеркало души», и в этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. Наши глаза умеют смеяться, и тогда они становятся веселыми. (Воспитатель смешит детей). Вон сколько у вас смешинок в глазах, посмотрите друг на друга.

Воспитатель: «Посмотрите, друг на друга, и скажите, чем отличаются ваши глаза? Какого они цвета у Лизы, Влада, Вари?» (Дети рассматривают, называют). Цвет, форма, величина

-Что мы делаем глазами? Смотрим, улыбаемся глазами. Мы даже плачем, когда нам обидно.

-Дети, давайте поиграем в игру «Надень перчатки закрытыми глазами»

(Дети надевают сначала перчатки с открытыми глазами, а потом с закрытыми). Анализируют.

Воспитатель: да, дети, «глаза – наши верные помощники».

Воспитатель: к сожалению, глаза человека могут быть подвержены различным заболеваниям. В этом случае обязательно нужно обратиться к врачам. Приходилось ли вам обращаться с болезнями глаз? Конъюктевит – болезнь передается от одного больного к другому. Доктор назначает необходимое лечение или подбирает нужные для больного очки. У разных людей глаза устроены по-разному, поэтому каждому человеку необходимы свои очки для коррекцию зрения. Так же очень часто в яркую солнечную погоду мы пользуемся очками от солнца. (Показ очков.)

-Еще, ребята, есть специальные коррекционные очки для улучшения зрения. На линзах этих очков сделаны очень маленькие, величиной с игольное ушко отверстие. Давайте с вами вспомним людей тех профессий, кому нужны спецочки.

Дети: летчикам, электро- газосварщику, металлургам, водолазам, мотоциклистам и т. д.

Воспитатель: В наше время врачи уже научились возвращать людям зрение, делают специальные операции на глаза, которые позволяют людям обходиться без очков. Конечно, большое спасибо докторам за помощь, но прежде всего мы сами должны заботиться о своем зрении.

Дети: делать гимнастику для глаз, есть полезные продукты,

Дети: Помним истину простую. Лучше видит только тот, кто жует морковь сырую, или пьет морковный сок.

Воспитатель: Совершенно верно. Для зрения очень важен и полезен витамин А. Этим витамином богаты тыква, морковь, черника, сливочное масло, яйцо. Скажите, кто какие из перечисленных продуктов любит?

(показ картинок, нельзя по долгу сидеть перед экраном компьютера- 25-30 мин, телевизора-до часа, расстояние от телевизора- 3 метра)и т. д

Подведение итога:

Воспитатель: - Вот наше занятие и подошло к концу, но прежде, чем мы с вами закончим, я хотела бы узнать. 

- Что нового, интересного и полезного вы узнали на занятии?

-Для чего нам необходимо зрение?

-Отчего могут заболеть глаза, испортится зрение?

- Почему человеку трудно без глаз?

- Что нужно делать, если устали глаза?

-Как уберечь глаза и сохранить зрение? (Ответы детей.)

Воспитатель: Сегодня, дети, вы много трудились, все старались, были активными в беседе, думали, размышляли, доказывали, делали выводы. И я надеюсь, что вы будете вести здоровый образ жизни и, конечно, будете беречь свое зрение. Как гласит пословица «Береги платье с нову. А здоровье смолоду!»- берегите свои глаза, и научите своих братьев, сестёр, родителей.

Воспитатель: дети, а как вы думаете, чьи глаза больше всего излучают доброту и любовь к вам.

Дети: мамины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие с элементами математики на тему: « Глаза - зеркало души»

Игровое занятие  для профилактики нарушения зрения с элементами математики в старшей группе на тему:  « Глаза - зеркало души»...

Глаза зеркало души

Информационно - наглядный материал к занятию в подготовительной группе по ознакомлению детей с органами чувств....

од по познавательному развитию в средней группе." Познай себя. Глаза-зеркало души."

Од по познавтельному развитию в средей группе,знакомим детей с органом чувств-оргнов зрения-глазом....

Консультация для родителей «Глаза зеркало души»

Слайд №1Роль зрения, глаз в жизни человека трудно переоценить. По статистике у каждого третьего взрослого и у каждого четвертого маленького жителя планеты существуют проблемы со зрением. Это и немудре...

Проект "Глаза-зеркало души"

Проект "Глаза-зеркало души"...

"Глаза - зеркало души!"

ПРодолжаем знакомить детей со своим организмом....