Годовой план по самообразованию
материал (младшая группа)
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika_ruk_samoobrazovanie.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Краснодарский край
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №6
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Годовой план по самообразованию
воспитателя Волковой О.Е.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
2023год
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
6. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2023-2024 год
Работа с детьми
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
Самомассаж рук | Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. | |
Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» | Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого. | |
Д/и «Оденем куклу на прогулку» | Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. | |
Октябрь | Д/и «Чудесный мешочек» | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Упражнять в выполнении различных имитационных движений. | |
Перекладывание из одной емкости в другую | Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | |
Д/и «Сухой бассейн»» | Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». | |
Д/и «Прищепки» | Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. | |
Ноябрь | «Пальчиковая гимнастика «Семья» | Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. |
Подвижная игра «Зарядка» | Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. | |
Упражнение «Пуговицы»» | Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. | |
Самомассаж «Ручки греем» | Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. | |
Игра» Художник» | Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. | |
Декабрь | Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» | Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. |
Конструирование «Башенка» | Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. | |
Д/и «Рисуем на крупе» | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Настольная игра «Мозаика» | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. | |
Подвижная игра «Лохматый пес» | Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. | |
Январь | Игра «Веселые упражнения с карандашом» | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Игра «Лепим снежки» | Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | |
Графическое упражнение «Проведи дорожку» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | |
Февраль | Д/и «Массажный мячик» | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» | Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. | |
Самомассаж «Добываем огонь» | Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. | |
Конструирование из палочек «Лесенка» | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Д/и «Уложим куклу спать» | Упражнять в закреплении навыков раздевания. | |
Март | Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» | Развивать умения детей рисовать пальчиками. |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..» | Формировать умения поочередно разгибать пальчики. | |
Конструирование «Машина» | Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. | |
Самомассаж «Стряпаем» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. | |
Застегивание и расстегивание пуговиц | Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. | |
Апрель | Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» | Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Дорожка» | Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. | |
Игра «Спрячь в ладошке» | Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | |
Упражнение «Обведи шаблон» | Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. | |
Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. | |
Май | Игра «Собери бусы» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» | Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | |
Игра «Дарики - комарики» | Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. | |
Игра «Где же, где же наши ручки?» | Развивать умения подражать движениям взрослого. | |
Складывание в бутылочку | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |
Работа с родителями:
Октябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Февраль
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Март
Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Апрель
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Самореализация:
- Изучение методической литературы.
- Создание картотеки потешек для работы с детьми.
- Изучение литературы по данной теме.
- Подбор материала по теме.
- Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
- Оформить картотеку пальчиковых игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»Цель: Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.Актуальность темы:Воспитывать патриотизм ...
Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...
Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...
Годовой план по самообразованию
Средство и методы формирования у дошкольников навыков безопасности жизнедеятельности...
годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год
годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...
Годовой план по самообразованию.
laquo;Сторителлинг – инновационная технология развития речи детей старшего дошкольного возраста»...