Долгосрочный проект «Здоровьесбережение в детском саду»
проект

Меньшикова Кристина Викторовна

Актуальность создания проекта:

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyesberegayuschiy_proekt_srednyaya_gruppa.docx107.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38 «Ягодка » города Смоленска

Долгосрочный проект

«Здоровьесбережение в детском саду»

Подготовила: Меньшикова К.В.  

СМОЛЕНСК, 2021

Долгосрочный проект

«Здоровьесбережение в детском саду»

Актуальность создания проекта:

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.

Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.

Паспорт проекта.

Вид проекта: практико–ориентированный, открытый

Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители

Продолжительность: долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь– сентябрьЭтапы реализации проекта:

1 этап – Аналитический. 2 этап – Практический. 3 этап – Основной.

4 этап – Заключительный.

Цель проекта: создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через реализацию комплексного подхода.

Задачи проекта:

  • скоординировать работу всех участников образовательного процесса

/педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни;

  • оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
  • разработать модель построения методической работы по повышению компетентности педагогов;
  • разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях;
  • разработать и адаптировать систему мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей;
  • спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня;
  • активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни.

Этапы и механизмы реализации проекта

I этап – аналитический (сентябрь )

Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.

Информационно-аналитическая деятельность:

  • анализ состоянию здоровья детей;
  • анализ развития двигательных навыков детей;
  • оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
  • формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения);
  • организация работы Творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.

  1. этап – практический (октябрь -декабрь )

Цель: разработка системы работы по здоровьесбережению в МБДОУ-

«Будьте здоровы».

Планово-прогностическая деятельность:

  • комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
  • разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
  • разработка системы по здоровьесбережению;
  • разработка методических рекомендаций по использования Системы

/ педагогический инструментарий/;

- разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.

  1. этап – основной (январь  – июнь)

Цель: организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

  • Организационная деятельность:
  • Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни;
  • разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;
  • подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья;
  • организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей.
  • Регулятивно-коррекционная деятельность:
  • Организация работы Творческой группы:
  • по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий;
  • по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.

  1. этап – заключительный июль  – август

Цель: подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.

Использование активных форм методической работы:

  • тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;
  • мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей;
  • подведение итогов проекта.

Ресурсное обеспечение

  • Методическая литература по данной тематике;
  • методический и практический материал для работы с детьми
  • Использование Интернет - ресурсов

Наличие в ДОУ:

  • методического кабинета
  • физкультурного зала
  • музыкального зала
  • медицинского блока

-Центров двигательной активности в групповых помещениях

  • Уголков релаксации
  • Кабинет логопеда

Оборудование:

  • Спортивное
  • медицинское

-для проведения закаливающих и профилактических мероприятий

-для проведения коррекционно – оздоровительной работы

Имеющиеся ресурсы:

-компьютеры

-принтеры

-проекторы

-экраны

-фотоаппарат

Ожидаемые результаты от реализации проекта

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент;
  • создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ;
  • создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в МБДОУ;
  • разработка        методических        рекомендаций        по        использованию здоровьесберегающих технологий;
  • снижение заболеваемости детей на 10 %;
  • разработка системы мониторинга

Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.

Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.

Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

hello_html_4931340.png

Система работы по здоровьесбережению

Модель оздоровления состоит из 3 блоков и решает весь комплекс задач оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных.

Оздоровительные задачи:

  • обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;
  • способствовать        функциональному        развитию        органов        и        систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.); с
  • содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;
  • закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики;
  •         способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность детей к школе.

Образовательный задачи:

  • совершенствовать        жизненно        необходимые        двигательные        навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.),
  • развивать скоростные качества, координацию, выносливость;
  • формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т.д.

Развивающие задачи:

  • обеспечивать интеллектуальное, и физическое развитие дошкольников;
  •         способствовать развитию воли, целеустремленности; формировать позитивные качества характера; способствовать эмоциональному развитию.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила лич- ной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражне- ниями;
  • воспитывать эстетические потребности ребенка.

БЛОК 1 «Я знаю как быть здоровым»

Цель: создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни

Задачи:

1.формировать элементарные знания по анатомии, гигиене и физиологии человека, технике движений, правилам соревнований, о спорте и олимпийском движении и т.д.;

Виды технологий:

  • Технологии обучения здоровому образу жизни;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Разделы:

«Что я знаю о себе»

-Вот я какой! (внешнее строение человека)

-Органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние) «В гостях у Мойдодыра»

-Чистота – залог здоровья

-Чтобы зубы были здоровыми;

-От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена)

«ОБЖ»

-Помоги себе сам

-Человек и природа

«В здоровом теле - здоровый дух»

-Откуда берутся болезни

-Овощи и фрукты – полезные продукты;

-Золотые правила питания

-Спорт и олимпийское движение

Планирование детской деятельности

  • В совместной деятельности педагога с детьми (НОД, деятельность в режимных моментах);
  • В самостоятельной детской деятельности

БЛОК 2 «Я хочу быть здоровым»

Цель: создание условий для формирование навыков здорового образа жизни Задачи:

1.обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей; 2.способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.);

  1. содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;
  2. организовать работу по оздоровлению: закаливание, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), профилактика с использованием различных традиционных и современных методик оздоровления; 5.способствовать        сохранению        положительного        психо-эмоционального состояния детей; 6.обеспечить физическую готовность детей к школе.

Виды технологий:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии        обеспечения        социально-психологического        благополучия ребенка.
  • коррекционные технологии

Планирование деятельности:

В совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах В самостоятельной детской деятельности

Разделы:

«Полезные привычки»

-личная гигиена (КГН и навыки самообслуживания);

  • правильное питание;

-режим дня;

-двигательная активность (физкультурные занятия и досуги, прогулка, утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика побудки, динамический час,)

Оздоровление детей

-закаливание;

-профилактические мероприятия

Коррекционно – оздоровительная работа

  • коррекционно – речевая деятельность
  • Здоровьесберегающая среда

БЛОК 3 «Я научу маму и папу быть здоровым»

Цель: создавать условия для взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка.

Виды технологий:

  • Родительские собрания и конференции

-Оформление информационных стендов

  • Индивидуальные консультации
  • Совместные мероприятия с детьми

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ

  • Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно (все возрастные группы). Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. используются только элементы спортивных игр. Ответственные: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели
  • Пальчиковая гимнастика. С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени. Ответственные: воспитатели, учителя-логопеды
  • Дорожки здоровья. После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. Обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки. Ответственный: воспитатель
  • Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. Ответственный: воспитатели
  • Дыхательная гимнастика. В разных формах физкультурно- оздоровительной работы, начиная с младшего возраста
  • Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.
  • Игровой массаж. Ежедневно в режимных моментах и на занятиях.
  • Гимнастика, корригирующая в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
  • Физкультурные занятия. Три раза в неделю в спортивном зале, в группе, на улице, начиная с раннего возраста. Занятия проводятся в соответствии с ООД ДО. Ответственные: инструктор по физической культуре, воспитатели.
  • Утренняя гимнастика. Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Занятия по ОБЖ. Один раз в неделю в режимных процессах, «Уроки здоровья для дошкольников»
  • Досуги и развлечения. Один раз в месяц в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.
  • Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме.
  • Ритмическая гимнастика. Два раза в неделю в физкультурном зале, подгруппа детей. Со средней группы
  • Физкультурные праздники. Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.
  • Песочная терапия. Используется в различных режимных моментах. Со среднего дошкольный возраста. Оздоравливаие психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)
  • Технология музыкального воздействия. Внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня в музыкальном зале. Старший дошкольный возраст. Используем спокойную классическую музыку звуки природы.
  • Сказкотерапия. Два раза в месяц в совместной деятельности начиная со среднего дошкольного возраста. Использование методики О.А. Шорыгиной «Играем в сказку»
  • Артикуляционная гимнастика. Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. Цель – фонематическая грамотная речь без движений.
  • Биоэнергопластика. Два раза в неделю с детьми логопедической группы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МБДОУ

  • Базовый режим дня по возрастным группам (холодный, летний период года);
  • Щадящий режим дня (в дни карантинов и повышенной заболеваемости)
  • Режим дня «Каникулы»
  • Индивидуальный режим дня
  • Коррекция учебной нагрузки

Физические упражнения:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурно-оздоровительные занятия
  • подвижные и динамические игры;
  • профилактическая        гимнастика        (дыхательная,        улучшение        осанки, плоскостопия, зрения);
  • спортивные игры;
  • оздоровительный бег, ходьба

Гигиенические и водные процедуры:

  • умывание;
  • мытье рук;
  • игры с водой;
  • обеспечение чистоты среды

Свето-воздушные ванны:

  • проветривание помещений (в том числе сквозное);
  • сон при открытых фрамугах;
  • прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);
  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Активный отдых:

  • развлечения, праздники, забавы, игры;
  • дни здоровья;
  • каникулы

Свето-цветотерапия:

  • обеспечение светового режима;
  • цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

Музыкотерапия:

  • музсопровождение режимных моментов;
  • музоформление фона занятий;
  • музтеатральная деятельность

Аутотренинг и психогимнастика:

  • игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
  • игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний;
  • коррекция поведения

Спецзакаливание:

  • босоножье, игровой массаж;
  • обширное умывание;
  • дыхательная гимнастика

Коррекционная деятельность:

  • логопедические занятия; Пропаганда ЗОЖ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ

современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...

Организация непосредственно образовательной деятельности по здоровьесбережению в детском саду

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человечеству и его здоровью           ...

Долгосрочный образовательный проект для воспитанников детского сада "Сочинская Олимпиада"

Проект "Сочинская Олимпиада" решает следующие задачи: обобщить знания детей об Олимпийских играх; создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического соверш...

Долгосрочный проект "Здоровьесбережение"

Паспорт проекта:Автор: Власова О.Н.Организация: МБДОУ Д/С «Звёздочка»Населенный пункт: Ростовская обл., г. СемикаракорскПродолжительность проекта: с 19.09.2021-по 31.05.2022.Возрастна...

Долгосрочный проект "Огород в детском саду"

Нужен ли огород в детском садике?Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород оказывают влияние не только на формирован...

Долгосрочный проект "Буккроссинг в детском саду"

В современных реалиях все меньшее внимание уделяется чтению, а уж семейному чтению и подавно. Как заинтересовать детей дошкольного возраста и их родителей в чтении, книгах, литературе? Наш проект може...