Долгосрочный проект «Здоровьесбережение в детском саду»
проект
Актуальность создания проекта:
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyesberegayuschiy_proekt_srednyaya_gruppa.docx | 107.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38 «Ягодка » города Смоленска
Долгосрочный проект
«Здоровьесбережение в детском саду»
Подготовила: Меньшикова К.В.
СМОЛЕНСК, 2021
Долгосрочный проект
«Здоровьесбережение в детском саду»
Актуальность создания проекта:
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.
Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.
Паспорт проекта.
Вид проекта: практико–ориентированный, открытый
Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь– сентябрьЭтапы реализации проекта:
1 этап – Аналитический. 2 этап – Практический. 3 этап – Основной.
4 этап – Заключительный.
Цель проекта: создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через реализацию комплексного подхода.
Задачи проекта:
- скоординировать работу всех участников образовательного процесса
/педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни;
- оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- разработать модель построения методической работы по повышению компетентности педагогов;
- разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях;
- разработать и адаптировать систему мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей;
- спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня;
- активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Этапы и механизмы реализации проекта
I этап – аналитический (сентябрь )
Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Информационно-аналитическая деятельность:
- анализ состоянию здоровья детей;
- анализ развития двигательных навыков детей;
- оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
- формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения);
- организация работы Творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.
- этап – практический (октябрь -декабрь )
Цель: разработка системы работы по здоровьесбережению в МБДОУ-
«Будьте здоровы».
Планово-прогностическая деятельность:
- комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
- разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
- разработка системы по здоровьесбережению;
- разработка методических рекомендаций по использования Системы
/ педагогический инструментарий/;
- разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
- этап – основной (январь – июнь)
Цель: организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
- Организационная деятельность:
- Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни;
- разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;
- подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья;
- организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей.
- Регулятивно-коррекционная деятельность:
- Организация работы Творческой группы:
- по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий;
- по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.
- этап – заключительный июль – август
Цель: подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
Использование активных форм методической работы:
- тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;
- мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей;
- подведение итогов проекта.
Ресурсное обеспечение
- Методическая литература по данной тематике;
- методический и практический материал для работы с детьми
- Использование Интернет - ресурсов
Наличие в ДОУ:
- методического кабинета
- физкультурного зала
- музыкального зала
- медицинского блока
-Центров двигательной активности в групповых помещениях
- Уголков релаксации
- Кабинет логопеда
Оборудование:
- Спортивное
- медицинское
-для проведения закаливающих и профилактических мероприятий
-для проведения коррекционно – оздоровительной работы
Имеющиеся ресурсы:
-компьютеры
-принтеры
-проекторы
-экраны
-фотоаппарат
Ожидаемые результаты от реализации проекта
- Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент;
- создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ;
- создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в МБДОУ;
- разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий;
- снижение заболеваемости детей на 10 %;
- разработка системы мониторинга
Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.
Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Система работы по здоровьесбережению
Модель оздоровления состоит из 3 блоков и решает весь комплекс задач оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных.
Оздоровительные задачи:
- обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;
- способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.); с
- содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;
- закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики;
- способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность детей к школе.
Образовательный задачи:
- совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.),
- развивать скоростные качества, координацию, выносливость;
- формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т.д.
Развивающие задачи:
- обеспечивать интеллектуальное, и физическое развитие дошкольников;
- способствовать развитию воли, целеустремленности; формировать позитивные качества характера; способствовать эмоциональному развитию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила лич- ной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражне- ниями;
- воспитывать эстетические потребности ребенка.
БЛОК 1 «Я знаю как быть здоровым»
Цель: создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни
Задачи:
1.формировать элементарные знания по анатомии, гигиене и физиологии человека, технике движений, правилам соревнований, о спорте и олимпийском движении и т.д.;
Виды технологий:
- Технологии обучения здоровому образу жизни;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Разделы:
«Что я знаю о себе»
-Вот я какой! (внешнее строение человека)
-Органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние) «В гостях у Мойдодыра»
-Чистота – залог здоровья
-Чтобы зубы были здоровыми;
-От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена)
«ОБЖ»
-Помоги себе сам
-Человек и природа
«В здоровом теле - здоровый дух»
-Откуда берутся болезни
-Овощи и фрукты – полезные продукты;
-Золотые правила питания
-Спорт и олимпийское движение
Планирование детской деятельности
- В совместной деятельности педагога с детьми (НОД, деятельность в режимных моментах);
- В самостоятельной детской деятельности
БЛОК 2 «Я хочу быть здоровым»
Цель: создание условий для формирование навыков здорового образа жизни Задачи:
1.обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей; 2.способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.);
- содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;
- организовать работу по оздоровлению: закаливание, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), профилактика с использованием различных традиционных и современных методик оздоровления; 5.способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния детей; 6.обеспечить физическую готовность детей к школе.
Виды технологий:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
- коррекционные технологии
Планирование деятельности:
В совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах В самостоятельной детской деятельности
Разделы:
«Полезные привычки»
-личная гигиена (КГН и навыки самообслуживания);
- правильное питание;
-режим дня;
-двигательная активность (физкультурные занятия и досуги, прогулка, утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика побудки, динамический час,)
Оздоровление детей
-закаливание;
-профилактические мероприятия
Коррекционно – оздоровительная работа
- коррекционно – речевая деятельность
- Здоровьесберегающая среда
БЛОК 3 «Я научу маму и папу быть здоровым»
Цель: создавать условия для взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка.
Виды технологий:
- Родительские собрания и конференции
-Оформление информационных стендов
- Индивидуальные консультации
- Совместные мероприятия с детьми
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ
- Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно (все возрастные группы). Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. используются только элементы спортивных игр. Ответственные: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели
- Пальчиковая гимнастика. С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени. Ответственные: воспитатели, учителя-логопеды
- Дорожки здоровья. После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. Обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки. Ответственный: воспитатель
- Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. Ответственный: воспитатели
- Дыхательная гимнастика. В разных формах физкультурно- оздоровительной работы, начиная с младшего возраста
- Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.
- Игровой массаж. Ежедневно в режимных моментах и на занятиях.
- Гимнастика, корригирующая в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
- Физкультурные занятия. Три раза в неделю в спортивном зале, в группе, на улице, начиная с раннего возраста. Занятия проводятся в соответствии с ООД ДО. Ответственные: инструктор по физической культуре, воспитатели.
- Утренняя гимнастика. Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Занятия по ОБЖ. Один раз в неделю в режимных процессах, «Уроки здоровья для дошкольников»
- Досуги и развлечения. Один раз в месяц в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.
- Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме.
- Ритмическая гимнастика. Два раза в неделю в физкультурном зале, подгруппа детей. Со средней группы
- Физкультурные праздники. Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.
- Песочная терапия. Используется в различных режимных моментах. Со среднего дошкольный возраста. Оздоравливаие психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)
- Технология музыкального воздействия. Внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня в музыкальном зале. Старший дошкольный возраст. Используем спокойную классическую музыку звуки природы.
- Сказкотерапия. Два раза в месяц в совместной деятельности начиная со среднего дошкольного возраста. Использование методики О.А. Шорыгиной «Играем в сказку»
- Артикуляционная гимнастика. Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. Цель – фонематическая грамотная речь без движений.
- Биоэнергопластика. Два раза в неделю с детьми логопедической группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МБДОУ
- Базовый режим дня по возрастным группам (холодный, летний период года);
- Щадящий режим дня (в дни карантинов и повышенной заболеваемости)
- Режим дня «Каникулы»
- Индивидуальный режим дня
- Коррекция учебной нагрузки
Физические упражнения:
- утренняя гимнастика;
- физкультурно-оздоровительные занятия
- подвижные и динамические игры;
- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
- спортивные игры;
- оздоровительный бег, ходьба
Гигиенические и водные процедуры:
- умывание;
- мытье рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды
Свето-воздушные ванны:
- проветривание помещений (в том числе сквозное);
- сон при открытых фрамугах;
- прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха
Активный отдых:
- развлечения, праздники, забавы, игры;
- дни здоровья;
- каникулы
Свето-цветотерапия:
- обеспечение светового режима;
- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса
Музыкотерапия:
- музсопровождение режимных моментов;
- музоформление фона занятий;
- музтеатральная деятельность
Аутотренинг и психогимнастика:
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
- игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний;
- коррекция поведения
Спецзакаливание:
- босоножье, игровой массаж;
- обширное умывание;
- дыхательная гимнастика
Коррекционная деятельность:
- логопедические занятия; Пропаганда ЗОЖ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ
современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...
Организация непосредственно образовательной деятельности по здоровьесбережению в детском саду
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человечеству и его здоровью ...
Долгосрочный образовательный проект для воспитанников детского сада "Сочинская Олимпиада"
Проект "Сочинская Олимпиада" решает следующие задачи: обобщить знания детей об Олимпийских играх; создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического соверш...
Стихотворение о здоровьесбережении в детском саду "Правила поведения в детском саду"
Автор Астафьева Елена Алексеевна...
Долгосрочный проект "Здоровьесбережение"
Паспорт проекта:Автор: Власова О.Н.Организация: МБДОУ Д/С «Звёздочка»Населенный пункт: Ростовская обл., г. СемикаракорскПродолжительность проекта: с 19.09.2021-по 31.05.2022.Возрастна...
Долгосрочный проект "Огород в детском саду"
Нужен ли огород в детском садике?Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород оказывают влияние не только на формирован...
Долгосрочный проект "Буккроссинг в детском саду"
В современных реалиях все меньшее внимание уделяется чтению, а уж семейному чтению и подавно. Как заинтересовать детей дошкольного возраста и их родителей в чтении, книгах, литературе? Наш проект може...