Опытно-экспериментальная деятельность с использованием ИКТ «Правильное питание — залог здоровья»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Викулова Наталья Яковлевна

В этом  материале прдлагается несколько опытов для детей с целью определения вредных для здоровья продуктов питания.Опытно-экспериментальная деятельность с использованием ИКТ «Правильное питание — залог здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_i_zdorove.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность с использованием ИКТ «Правильное питание — залог здоровья»

Опытно-экспериментальная деятельность с использованием ИКТ «Правильное питание — залог здоровья»

Тема: «Правильное питание - залог здоровья»

Цель: Формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

Задачи

Обучающие. Помочь участникам образовательного процесса понять, что здоровье зависит от правильного питания. Формировать представления детей о пользе и вреде продуктов питания, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно. Учить делать умозаключения, строить гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи.

Развивающие:

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта .Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные . Воспитывать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему питанию;

Предварительная работа: : знакомство учащихся с полезными и вредными свойствами некоторых продуктов питания в беседе, с использованием художественной литературы, компьютерной презентации, видеофильмов. Рекомендации по поиску информации в интернете, энциклопедиях и специальной литературе о здоровом питании. Использование стихов, загадок и чистоговорок по теме

Материалы и оборудование: карточки с картинками по теме, натуральные продукты и муляжи, мультимедийные слайды,  , медицинская шапочка по числу детей и фартуки полиэтиленовые, комплект одежды для проведения опытов для ведущего, одноразовые стаканчики, пластмассовые ёмкости с крышкой, клеёнки, ржавые монеты , бумажные салфетки, напиток «Кока-колы»,  чипсы, сок, вода, молоко. сосиски.

Воспитатель :

-Ребята! Я очень рада видеть вас сегодня такими здоровыми и красивыми!  

-  Нам пришло письмо. от Карлсона .

«Здравствуйте, друзья! Обращаюсь к вам из больницы. У меня ухудшилось здоровье, хотя я и мужчина в полном расцвете сил. У меня болит голова, все тело вялое. Доктор говорит, что для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Но я же и так хорошо питаюсь : на завтрак съел пачку чипсов и запил кока-колой. На обед выбрал сосиски с лимонадом и снова чипсы. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров! Прав ли я?».

Воспитатель :

-Ребята, а как вы думаете. Употребляя в пищу такую еду. Карлсон выздоровеет?

- А в обычной жизни, такое может произойти? Что же случается, если мы не правильно питаемся, вам интересно узнать?

Сегодня мы поговорим о здоровой пище для всей семьи и научимся выбирать полезные продукты питания.

Ребята, я думаю, что вы кое - что уже знаете о здоровой пище. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное питание – приводит к болезням. Как вы думаете, какие продукты нужно употреблять, чтобы быть здоровыми и сильными? (ответы детей) Правильно фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, яйца. А почему именно их? (В них есть полезные вещества, витамины). Пища должна быть разнообразной. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи - фрукты и овощи – усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями. Если в вашем организме много витаминов, он легко победит любую болезнь, а у вас будет хорошее настроение и отличное здоровье. Кроме полезных и натуральных продуктов есть такие, которые содержат различные вредные вещества, химические добавки и могут принести вред здоровью человека, а особенно ребенка. Это жирная, жаренная и острая пища, чипсы, сухарики, газированные напитки, жевательные конфеты, кофе.

-Предлагаю проверить это опытно-экспериментальным путем. Помогут нам в этом инструменты нашей лаборатории, а так же ваши знания и умения, смекалка и догадка.

-Итак. Наш ученый совет объявляю открытым!

 Наши исследования будут направлены на изучение достоверной информации о продуктах питания.  

-Ребята, вот скажите, кто из вас тоже как Карлсон, любит чипсы?

-А вы слышали, что чипсы очень вредны для здоровья? Говорят, в них очень много соли и масла, которые в больших количествах очень опасны для здоровья человека.

-Вы верите в это? Проверим?

Приглашаю всех пройти в лабораторию! Занимайте свои места, первый объект исследования – ЧИПСЫ  

Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории:

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

- быть предельно аккуратным.

Для опыта мы взяли пачку чипсов «Lay`s».

Опыт первый «Масло в чипсах».

-Попрошу вас положить большой  чипс на бумагу и согнуть его пополам, раздавив его на сгибе бумаги. Теперь уберите кусочки чипсов в пустой стакан и посмотрите бумагу на свет. Что вы видите? (бумага покрылась жирными пятнами).

-Чем это можно объяснить? (чипсы жирные, содержат много масла).

-Много масла полезно или вредно для организма?

 

Опыт второй «Соль в чипсах».

-Ваши раскрошенные чипсы, которые находятся в стакане, залейте обычной водой.

-Мы с вами знаем какие свойства воды? (  : она не имеет запаха, бесцветная, не имеет вкуса.

Пусть она немного постоит, а я тем временем предлагаю вам посмотреть видео-ролик.

Видео «Чипсы горят».

-Ну что ж, мы лишний раз убедились в том, что чипсы содержат так много масла и жиров, что легко воспламеняются  

-Ребята, настало время попробовать, или еще говорят –«продегустировать» воду.

-Что вы ощущаете? Какая вода стала на вкус?

-Какой вывод мы можем сделать? (в чипсах много соли)

-Как вы думаете, употреблять много соли полезно или вредно для нашего организма?

 

-Ребята, посмотрите на таблицу. Что же мы можем, в целом, сказать о чипсах? (ЧИПСЫ – вредны для нашего организма)

Т. е.,   ЧИПСЫ – это вредный продукт питания!

-Ребята, а есть и еще один популярный продукт, который несомненно любят все дети. Это сосиски. О них нам тоже сегодня упоминал Карлсон.

-Ребята, а как вы думаете, может быть, они полезны? Проверим?

Опыт  третий «Красители в сосисках»

-Давайте возьмем стаканчики с водой, опустим туда кусочек сосиски и понаблюдаем, как изменится цвет воды (стала цветная, окрасилась)

-Краситель окрасил воду, следовательно, при употреблении сосисок эти вещества попадают в организм человека, что может вызвать аллергию (карточка на стенд)

- Я предлагаю вам посмотреть очередной видео-ролик, где мы сможем увидеть исследования настоящих ученых о составе сосисок.

Видео «Состав сосиски»

-Как вы думаете, употребление большого количества сосисок полезно или вредно для нашего организма?

-Посмотрите на таблицу. Какой общий вывод мы можем сделать о пользе или вреде сосисок? (постоянное употребление в пищу СОСИСОК– вредит нашему организму) -  

Игра по типу физ минутки.

Дети ходят по кругу под музыку в центре корзина с продуктами. Как музыка заканчивается, должны взять только полезное или наоборот. если что то взяли неправильно должны объяснить почему этот продукт вреден.)

-Уважаемые ученые! С исследуемыми продуктами мы разобрались.

У меня к вам вопрос: «Как же среди такого разнообразия напитков в магазине выбрать полезные?

Я приглашаю вас за круглый стол.  

-На столе у вас находятся наиболее распространенные напитки для детей (сок, молок, газ. напиток – «Кока-кола»)

-Я предлагаю вам опытным путем узнать их пользу или вред. Приступаем?

Эксперимент № 1 «Опасность для зубов»

Для этого мы возьмем скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. Предлагаю скорлупу поместить в свои стаканы: с «Кока-колой», с молоком и соком. На некоторое время мы оставим эти стаканы, займемся следующим экспериментом.

Эксперимент № 2 «Чайный налет»

-Вы все знаете, что от чая на кружке остается налет. Вот кружка из-под чая, попробуем отмыть ее водой. Возьми, Вика, чашку и ополосни ее водой. Налет исчез (Нет) А теперь, предлагаю вам проверить, какой из наших напитков КАК влияет на налет. Налейте в кружки с чайным налетом свои напитки так, чтобы жидкость закрывала полосу от чая. Эти стаканы мы тоже оставим на некоторое время.

 Эксперимент № 3. Влияние «Кока-колы» на металлические предметы.

Для следующего опыта нам понадобятся ржавые или тусклые металлические предметы: выбирайте, тут есть монеты, скрепки. В мисочку с «Кока – Колой» положите ваш предмет. Немного подождем.

-А результаты следующего эксперимента мы сможем наблюдать сразу же.

Эксперимент № 4 «Соседство»

-Нам снова понадобится небольшое количество ваших напитков в стакане. Возьмите обычные конфеты «Ментос», погрузите в стаканы… Ой, что произошло?

(«Кока-кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны, молоко окрасилось, сок – не брызнул и окрасился)  -Да, с некоторыми продуктами напитки не совместимы и получается реакция, похожая на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!

 

-А сейчас настало время оценить результаты предыдущих двух опытов.

-Наблюдения первого эксперимента показали, что скорлупа, погруженная в напиток «Кока-колу», потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в молоке и соке, не изменилась.

Сформулируйте мне, пожалуйста, вывод по этому эксперименту! (употребление напитка «Кока-кола» в больших количествах может привести к разрушению эмали зубов.)

-Правильно, красители «Кока-колы» очень стойкие и от неё зубы, так же как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.

-По наблюдениям второго эксперимента мы видим, что следы от чая пропали в стакане с «Кока-колой». Какой вывод сделаем?

Правильно, если «Кока-кола» выводит налёт от заварки, может ли она причинить вред нашему организму?  

Ребята как вы думаете, что произошло с предметами. Которые мы опустили в «Кока – колу»? (предположения детей). Теперь…. , вытащите свою монетку и потри ее тряпочкой (дети достают предметы из напитка и трут тряпочкой). Что стало с ржавой монеткой? Посмотри на нее через лупу. (Монетка посветлела, заблестела ) Какой вывод можно сделать после этого опыта? (Ответы детей). Мы сделали правильный вывод, ведь если«Кока-Кола» с легкостью удаляет ржавчину, то она так же легко может разъедать стенки нашего желудка.

-Итак, наши эксперименты нам наглядно  , что такие напитки как молоко и сок – совершенно безвредны для организма человека, значит – полезны  

А что же такое «Кока-кола»? Конечно, для многих это любимый напиток, которым невозможно напиться, хочется пить еще и еще. Но из чего же она состоит? «Кока-Кола» - это сильно газированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, вредит нашему  

-Ребята, мы молодцы! Мы проделали огромную, трудоемкую, а главное полезную исследовательскую работу. И можем сделать вывод, что такие казалось бы безобидные на первый взгляд продукты питания оказывают вредное воздействие на организм человека.

-А в завершении, я хочу вам предложить  подумать какие  продукты  питания, которые полезны   могут заменить вредные.

Например, чипсы используются как перекус. Чем мы можем их заменить? (дети ищут на столе картинки - орехи, фрукты, сухофрукты)  

Входящие в состав основного блюда сосиски – заменяем на что? (отварное мясо, рыбу)  

-Молодцы! Отлично справились!

-Предлагаю   в свободное время составить рекомендации  и выслать нашему другу – Карлсону. Пусть выздоравливает!

-А вам, ребята, я хочу сказать, что привычки бывают разные: ВРЕДНЫЕ- употреблять в пищу опасные продукты питания и ЗДОРОВЫЕ.

Я вам желаю, чтобы у вас с детства сформировалась одна привычка – быть здоровым!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по образовательной деятельности «Познание» на тему «Правильное питание – залог здоровья».

Цель занятия:Формирование у старших дошкольников представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.Задачи заня...

Конспект занятия в старшей группе по образовательной деятельности «Познание» на тему «Правильное питание – залог здоровья».

Закрепление  знаний детей о продуктах питания и  их значении для человека,  о понятиях «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание»....

Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"

Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"...

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»...

Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе "Правильное питание - залог здоровья"

Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...

Конспект образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни в подготовительной группе на тему: «Правильное питание - залог здоровья!»

Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья....