Здоровьесберегающее занятие по улучшению осанки
план-конспект занятия (старшая группа)
Очень важна поддержка здоровья детей. В современном мире в связи ростом и развития современных технологий и гаджетов очень серьезно стоит вопрос по улучшению осанки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sbereg_uluchshenie_osanki.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№88 комбинированного вида «Ладушки»
Здоровьесберегающие технологии для улучшения осанки
Воспитатель: Хохолова Т.Р-Д
г. Улан-Удэ
Применение здоровьесберегающих технологий для улучшения осанки
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Ведь именно до 7 лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладывается основные черты личности, формируется характер.
Дошкольное детство — важный период в формировании правильной осанки, так как несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования. Осанка — это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.
При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.
При любой работе, любом виде спорта необходимо уметь держать свое тело. Правильная осанка, сочетающаяся с координированными, слаженными и ловкими движениями, делает человека сильным, красивым.
Неправильная осанка — это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Нарушения осанки у детей: причины
Проблемы развития обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдается у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников). Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника.
Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба. Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например, неправильное положение туловища во время игр или занятий. Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться. Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или «перекашивается» на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки. К неправильному положению тела при сидении, следует отнести посадку, при котором туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него. Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз вместо того, чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).
Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).
Игры на укрепление осанки
"Рыбки и акулы"
Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правила:
1. разбегаться можно только после команды "Лови!";
2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;
3. пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
"Морская фигура"
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила:
1. принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;
2. при повторении игры необходимо найти новую позу;
3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
"Футбол"
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
"Кораблики"
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
«Буратино» (старшая группа)
Цель: формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.
Ребенок должен представить, что он Буратино, висящий на стене. Карабас - Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стене? Надоело Буратино висеть, и решил он немного размяться.
И. п. — основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.
1. Поднять руки через стороны вверх — вернуться в и. п. (5—6 раз).
2. Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед — вернуться в и. п. ; то же - другой ногой (5—6 раз).
3. Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны - вернуться в и. п. (5—6 раз).
4. Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же — в другую сторону (5—6 раз).
5. Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди — вернуться в и. п: то же — с другой ногой (5—6 раз).
6. Поднять правую ногу, согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене, двигаются только шея и голова — вернуться в и. п. ; то же — левой ногой (5 - 6 раз).
7. Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки - на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону - вернуться в и. п. ; то же в левую сторону (3—4 раза).
Для профилактики нарушений осанки разработали систему специальных упражнений, которые проводили в такой последовательности:
1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
3. Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «пополоскать белье», выпрямиться и постараться снова встать правильно.
4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны — вверх, опустить в исходное положение.
5. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены. Комплекс упражнений при нарушении осанки и сколиозе у детей
Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.
Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимание прямых рук вверх — вдох, опускание — выдох (3–4 раза). Темп медленный.
Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п. (3–4 раза каждой ногой).
Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).
Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.
Упражнение № 6. И. п. -основная стойка, палка в опущенных руках. Приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина прямая (4–5 раз).
Упражнение № 7. И. п. — основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх — вдох, возвращение в и. п. — выдох (3–4 раза).
Упражнения для профилактики нарушения осанки у детей
Первое упражнение «Кошечка».
И. п. — Ребенок стоит на коленях и упирается руками в пол.
1-выгибает спину (круглая спина, голова опущена вниз;
2-прогибает спину, голова смотрит вверх.
Дозировка 6-8 раз
Второе упражнение «Большая собака»
И. п. — Ноги выпрямлены,
1- нагнуться, достать руками пола
2- пытается переставлять руки вперед
3- вернуться в исходное положение.
Это упражнение развивает гибкость позвоночника, тренируется поясничный отдел.
Дозировка — 4-6 раз
Третье упражнение «Скручивание»
И. п. — лечь на спину, руки развести в стороны.
1. Ноги, согнутые в коленях, поворачивает в одну сторону, голову и руки — в другую.
2. Выполнить то же самое в противоположную сторону.
Дозировка 8-10 повторений. Это упражнение — хорошая профилактика сколиоза.
Четвертое упражнение «Топорик»
И. п. — Гимнастическую палку или скакалку держать сзади, ноги прямые.
1. Наклон вперед, руки с палкой или скакалкой поднимает вверх,
2. И. п.
Дозировка 8-10 повторений.
Способствует укреплению мышц спины, поддерживающих позвоночник.
Пятое упражнение «Качалка»
И. п. — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях. Обхватить их руками и катается по коврику покачивающимися движениями вперед и назад. Маленьким детям нужно помогать. Упражнение нужно выполнять очень аккуратно!
Дозировка 6-8 раз.
А еще для красивой и правильной осанки можно ходить с книгой на голове, для уверенности руки можно развести в стороны, приседать около стены. Спина при этом должна быть прямой и скользить по стене, руки выпрямлены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Балетная гимнастика для улучшения осанки дошкольников
Балетная гимнастика – это система упражнений партерного экзерсиса, т.е. упражнений, выполняемых на полу в различных исходных положениях на гимнастическом коврике.Предполагаемый компл...
Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста.
инновационные технологии в работе по профилактике плоскостопия и нарушении осанки...
план самообразования по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста."
Представляю вашему вниманию план самообразования на 2016-2017 учебный год. Так как я работаю с детьми с группой компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то ...
Занятие для улучшения адаптации детей раннего возраста в детском саду
Занятие для улучшения адаптации детей раннего возраста в детском саду направлено на снятие эмоционального напряжения ребёнка. Создание положительного эмоционального состояния. Преодоление внутрен...
Применение здоровьесберегающих технологий для улучшения осанки
В чем же основная проблема в вопросе формирования осанки? По наблюдениям за детьми, я сделала вывод, о недостаточной последовательности и постоянстве в работе над осанкой. Следить за сохранением...
Деловая игра в рамках здоровьесберегающих технологий «Формирование правильной осанки»
Обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе обучения, по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес....
Упражнения для улучшения осанки
Комплекс упражненений для профилактики нарушения осанки...