Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста.
статья на тему
инновационные технологии в работе по профилактике плоскостопия и нарушении осанки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy_dlya_profilaktiki_ploskostopiya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста.
Жизнь 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых Самой актуальной является проблема сохранения здоровья .
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране , на фоне не бывалого роста болезней «общества» ,что быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления этому искусству сегодня уделяется большое внимание в ДОУ. Так как данные о систематическом ухудшении состояния здоровья детей становятся привычными, все исследователи сходятся в главном, что эти негативные тенденции продолжают усугубляться ведущее место среди отклонений, выявляемых у дошкольников при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом нарушения осанки и формирования свода стопы.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Плоская стопа характеризуется опусканием её продольного или поперечного свода, а в дальнейшем и деформацией, в результате появляется быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии. Плоская стопа встречается у детей довольно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры. Основной причиной плоскостопия является слабость мышц связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода. [ Воротилкина.И.М.2004.]
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов оздоровлению детей базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.
Для достижения этой цели на ряду с осуществляемой двигательной деятельностью, в качестве эксперимента, в нашем ДОУ использовалась авторская программа программа физического воспитания детей «Здоровый росток» В.Г. Заикина.
Эффективная профилактика нарушении свода стопы у детей в процессе образовательной деятельности по физической культуре строилась на принципе интеграции и приобрела характер педагогической системы, в которой:
-цели формирования опорно-двигательного аппарата на разных этапах обучения определяются на основе особенностей его возрастной динамике и возрастных закономерностей индивидуального развития детей;
-основными принципами её эффективной работы будут комплексность формирования знания, умений и навыков у детей как общего характера, так и по решению индивидуальных проблем профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата в процессе образовательной деятельности по физической культуре; длительность воздействия, охватывающая дошкольный возраст; системность и систематичность проведения профилактических мероприятий.
-содержанием профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в образовательном процессе по физической культуре являются знания, умения и навыки физкультурно-оздоровительного характера, приобретаемые в процессе как непосредственной образовательной области, так и самостоятельных занятий детей в системе домашних занятий . [Заикин.В.Г.2000.]
Общая целевая направленность программы – формирование правильной осанки сводов стоп детей в процессе физического воспитания реализуется через решения следующих задач:
-улучшение здоровья детей ;
-приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни;
-формирования знаний, умений и практических навыков физкультурно-оздоровительного характера, составляющих основу профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата;
-формирование потребностей, мотивов, ценностно-нормативных ориентаций, обеспечивающих активное отношение детей к сохранению и укреплению собственного здоровья;
-развитие физических качеств обеспечивающих укрепление мышечных групп участвующих групп в удержании правильного положения туловища и сводов стоп.
Таким образом существует необходимость применения методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, с помощью которой на фоне развития движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась профилактика и коррекция нарушений свода стопы и опорно-двигательного аппарата.[Заикин. В.Г. 2003.]
Применения программы позволят:
-вызвать интерес к оздоровительным занятиям физическими упражнениями у детей и сформировать потребность в них;
-ускорить формирования сводов стоп;
-выправит осанку;
-дисциплинировать поведение ребёнка: воспитывать спортивный характер;
-формировать у детей творческое отношения к действительности.
Направления и содержание экспериментальной работы:
- Определение возрастных норм физического развития, эффективности оздоровительно-тренировочной работы путём сравнения результатов с возрастными нормами.
- Выявления сенситивных периодов физического развития по трём тестам: плантограмма стопы, прыжок в длину с места, проба Штанге (задержка дыхания).
В качестве рабочей гипотезе выдвигается предположение: ускоренное развитие физического качества прыгучести (соответственно и силы мышц ног) обеспечит устранение признаков плоскостопия .
После медицинского диагностирования в группу были отобраны 11 детей старших групп с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Возраст 4-7 лет является наиболее сенситивным периодом для реализации такого рода проекта, так как в 4-7 лет ребёнок особенно чувствителен к воздействию психолого-педагогических факторов. На каждого ребенка спецгруппы заведён паспорт здоровья, для заполнения которого проведена специальная диагностика. Она будет повторятся каждые 6 месяцев.
В практике работы с детьми используются тренировочные упражнения, двигательная деятельность. Они играют роль спортивных развлечений, имеют образные названия, вызывающие, соответствующие ассоциации и положительные эмоции. При этом дети максимально полно удовлетворяют свои потребности в двигательной активности, подражании, игре и фантазировании.
В результате систематических занятий получены следующие результаты: развитие прыгучести в течении 6 месяцев ускорилась в 2 раз, устранение признаков плоскостопия соответственно ускорилось в 8 раз.
Положительным результатом работы является то, что скорость устранения признаков плоскостопия увеличена по сравнению с естественной скоростью их устранения в 1,5 раз.
Таким образом, у детей 4-7 лет в результате использования методов, средств, форм программы были устранены признаки плоскостопия или отметилась положительная динамика к их устранению.
Каждый любящий родитель и педагог хочет видеть своего ребёнка и воспитанника счастливым, а счастливый ребёнок это здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Позаботившись о здоровье ребёнка сегодня, мы дадим ему полноценную жизнь завтра.
Заикин В.Г. Оздоровление детей и воспитание привычек здорового образ жизни средствами образовательной программы
« Здоровый росток». Самара: СИПКРО,2003.