Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
материал (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка ,воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального. В основе музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, слушание, игру на детских музыкальных инструментах, танец, театрализацию. Музыкальные занятия в ДОУ – это основная форма музыкальной деятельности каждого ребенка. Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка. Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Достижение этой цели возможно путем использования не только стандартных методов музыкального воспитания дошкольников, но и современных инновационных образовательных технологий.
Применение инновационных технологий на музыкальных занятиях 1. Здоровьесберегающие технологии . Формами работы на музыкальных занятиях являются: музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др. 2. Игровые технологии . Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры. 3. Технология «Синтез искусств ». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография). 4. Проектная деятельность . Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. 5. Информационно - коммуникационные технологии . Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. При применении в работе ИКТ мы не забываем о том, что использование технических средств ограничиваем временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра является инструментом педагога музыки, с помощью которой дети осваивают основные музыкальные понятия и виды деятельности. На основании таких выводов, я и строю свою работу с детьми, используя современные здоровье сберегающие технологии. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Здоровьесберлегающие техноогии Цель-сохранение и укрепление здоровья детей Фонопедические упражнения Ритмопластика Коммуникативные танцы Зрительная гимнастика Ритмодекламация Игровой массаж Пальчиковая гимнастика Психогимнастика (музыкотерапия ) Логоритмика
Основные задачи музыкального воспитания Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизаций, попевок.
Алгоритм проведения занятия с использованием здоровьесберегающих технологий 1.Приветствие. Психогимнастика.(настрой на рабочий лад) 2.Вводная ходьба. Логоритмика.(мзыкально-ритмические движения, речь с движением). 3.Слушание музыки(активное пассивное),(физминутки, пальчиковые игры или игровой массаж, жестовые игры). 4.Пение, песенное творчество(распевки, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, ритмические упражнения) 5.Танцы, танцевальное творчество (игры, ритмопластика, коммуникативные танцы). 6.Театральное творчество(психогимнастика, ритмодекламация, игры, пантомимы) 7.Игра на ДМИ. Творческое музицирование. 8.Прощание. Психогимнастика.(упражнение на релаксацию).
Фонопедические упражнения. Установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Восстановительно-профилактическая и развивающая направленность.
Игровой массаж. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребенка, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.
Ритмопластика. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы.
Ритмодекламация. Э то четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, представляет собой синтез поэзии и музыки. Это совокупность поэзии, музыки и актерского мастерства. Ритмодекламацию называют еще «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения, игры на инструментах, жестов и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
Психогимнастика. Релаксация:- снятие эмоционального напряжения. Цель.- упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения; -коррекция настроения и отдельных черт характера.
Логоритмика. Упражнения коррекционно-развивающего характера, оказывающее воздействия на человека, основанные на ритмизации всех процессов через музыку, движение, речь. Это форма является активной арт-терапией и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой и артикуляционной активностью.
Коммуникативные танцы. Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой.
Они включают в себя все три стороны общения. В них развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развитие позитивного самоощущения, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Пальчиковая гимнастика Тренировка движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.
Зрительная гимнастика. Это группа специальных упражнений, направленных на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса: способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, способствует формированию потребности в двигательной активности, способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья, позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя дают следующие результаты: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника; повышение уровня речевого развития; снижение уровня заболеваемости; стабильность физической и умственной работоспособности дошкольников.
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях будет эффективным, если педагоги учитывают интересы детей, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка. Исходя из этого, следует обратить внимание, что успех занятий состоит из совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Благодарим за внимание! Искренне надеемся, что наше сотрудничество было позитивным и продуктивным! Желаем всем творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Я рада видеть вас в нашем детском саду!
Надеюсь на ваше внимание и плодотворное сотрудничество!
Тема моего доклада «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Слайд №2 .Актуальность проблемы
Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» развитие и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка ,воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.
В основе музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, слушание, игру на детских музыкальных инструментах, танец, театрализацию.
Музыкальные занятия в ДОУ – это основная форма музыкальной деятельности каждого ребенка.
При систематических занятиях формируются и развиваются музыкальные и творческие способности каждого дошкольника.
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
Слайд №3. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.
Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.
Достижение этой цели возможно путем использования не только стандартных методов музыкального воспитания дошкольников, но и современных инновационных образовательных технологий.
Слайд№4. На сегодняшний момент в нашем дошкольном учреждении «Октябрьский детский сад №7» большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.
Что же такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии это-система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Слайд№5. В своей работе я применяю инновационные технологии, вы можете увидеть их на слайде, это Здоровьесберегающие технологии, Игровые технологии, Технологию «Синтез искусств», Проектная деятельность, Информационно - коммуникационные технологии.
Сегодня мы с вами поговорим о здоровьесберегающих технологиях.
Слайд№6. Игра – является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Игра является инструментом педагога музыки, с помощью которой дети осваивают основные музыкальные понятия и виды деятельности. На основании таких выводов, я и строю свою работу с детьми, используя современные здоровье сберегающие технологии. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. На слайде вы видите схему отображаующую методы и приемы работы по здоровьесбережению.
Слайд№7. на следующем слайде мы с вами видим задачи музыкального воспитания
Слайд№8. И переходим к алгоритму построения занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, можете ознакомится….
Например, начать музыкальное занятие нужно с радостных валеологических песенок-распевок, которые зададут хорошее настроение детям на целый день. При таком виде деятельности, как слушание музыкального произведения и разучивание слов песни, можно использовать игровой массаж, пальчиковую игру, пассивную музыкотерапию.
Слайд№9. Непосредственно перед пением песен следует заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Слайд№10. Рассмотрим определение Фонопедические упражнения. Это Установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Восстановительно-профилактическая и развивающая направленность.
Слайд№11. Игровой массаж. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Слайд№12. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребенка, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.
Слайд№13. Ритмопластика. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы.
Слайд№14. Ритмодекламация. Это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, представляет собой синтез поэзии и музыки. это совокупность поэзии, музыки и актерского мастерства.
Слайд№15. Ритмодекламацию называют еще «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения, игры на инструментах, жестов и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
Слайд№16.
Психогимнастика.
Релаксация:- снятие эмоционального напряжения. Цель.- упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения; -коррекция настроения и отдельных черт характера.
Слайд№17. Логоритмика. Упражнения коррекционно-развивающего характера, оказывающее воздействия на человека, основанные на ритмизации всех процессов через музыку, движение, речь. Это форма является активной арт-терапией и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой и артикуляционной активностью.
Слайд№18. Коммуникативные танцы. Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой.
Слайд№19. Они включают в себя все три стороны общения. В них развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развитие позитивного самоощущения, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Слайд№20.
Пальчиковая гимнастика.
Тренировка движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.
Слайд№21. Зрительная гимнастика. Это группа специальных упражнений, направленных на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления.
Слайд№22. вывод
Слайд№23. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, способствует формированию потребности в двигательной активности, способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья, позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Слайд№24. Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя дают следующие результаты: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника; повышение уровня речевого развития; снижение уровня заболеваемости;
стабильность физической и умственной работоспособности дошкольников.
Слайд№25. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях будет эффективным, если педагоги учитывают интересы детей, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка.
Слайд№26., 27. Исходя из этого, следует обратить внимание, что успех занятий состоит из совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Слайд№28. Благодарим за внимание!
Искренне надеемся, что наше сотрудничество было позитивным и продуктивным!
Желаем всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."
Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...
проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...
Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »
Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....