"Картотека игр–экспериментов по формированию навыков личной гигиены"
картотека
В данном разделе представлена картотека игр-экспериментов, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr-eksperimentov.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
игр–экспериментов
по формированию навыков личной гигиены
Картотека игр–экспериментов
по формированию навыков личной гигиены
Оглавление
Ранний дошкольный возраст:
|
Младший дошкольный возраст
1. «Микробы боятся мыла»
2. «Тёплая и холодная вода»
3. «Что я вижу одним глазом?»
4. «Делаем прическу»
5. «Почистим зубки»
6. «Носики-курносики»
7. «Какой формы мыло?»
8. «Микробы невидимы, но существуют»
9. «Слушай во все уши!»
Ранний дошкольный возраст
Название игры | Цель | Оборудование | Ход проведения |
«Пенка на ладошках!» | — учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек» | мыло, вода | Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная). |
«Мокрые рукава и полотенце» | —показать необходимость засучивать рукава (т.к. они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо, сформировать умение мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем посредством экспериментирования | полотенце, широкая миска с водой | Предложить ребятам взять полотенце и положить в миску. -Как вы думаете, что будет с кусочком? (Намокнет, станет мокрым). Попробовать с рукавом одежды. Объяснить, что рукава одежды тоже могут намокнуть. Подумать, удобно и полезно ли ходить с намоченными рукавами рубашки. Почему это не безопасно. Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым), которая есть на руках. |
«Чистящая вода» | —закрепить представления о том, что вода смачивает и очищает, сформировать умение (навык) мыть руки водой через экспериментирование с водой | широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная, безопасная краска для нанесения на детские ладони | Предложить детям взять бумажную чистую салфетку и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Объяснить, что вода намочила салфетку. Аналогично поступить с грязной салфеткой. Объяснить, что вода растворила грязь. Рассмотреть вместе с детьми, как вода оказывается грязной. Затем нанести на детские ладошки краску и попросить детей растворить ее в воде, опустив туда руку. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно. |
«Разложи пену по формочкам» | — развивать тактильные ощущения, осязательные чувства посредством экспериментирования | совочки, стаканчики и разные ёмкости | Взбив пену, расставляю на столе стаканчики, мыльницы и другие ёмкости. Показываю ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию. Разложим пенку по формочкам. |
«Госпожа Зубная Щетка» | —познакомить со свойствами зубной щетки (состоит из маленьких ворсинок, хорошо трет, чистит); закрепить культурно-гигиенический навык в ситуации практикования | зубные щетки по числу детей, тазик с водой, зубная паста | - Чем мы чистим зубы? - Почему мы чистим зубной щеткой? Воспитатель предлагает рассмотреть зубную щетку, потереть ею руку. - Что вы чувствуете? Зубная щетка хорошо трет, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубами и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит, здоровыми. -Откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы? Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы совсем или чистить их неправильно? Поэкспериментировать с зубной щеткой и водой, размочить ворсинки, посмотреть, как по-разному они выглядят. Потереть ладошку влажной щеткой, сравнить результаты. Нанести на зубную щетку пасту, растворить ее в воде, понаблюдать, что будет происходить в воде. |
«Нарисуем свой портрет» | —познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей | маркеры, губки, зеркала (одно большое, и маленькие), салфетки, кисти, клей | Взрослый предлагает детям рассмотреть себя в зеркале, запомнить цвет глаз, волос, обвести маркером контуры своего тела и его частей, лица и его частей, т.е. нарисовать свой портрет на зеркале. |
«Фонтан- чики» | — учить детей полоскать рот через практикование и экспериментирование с водой | стакан | Взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка. |
«Делаем мыльные пузыри» | —познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла (может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет) | жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы | Мыльные пузыри, изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, и добавим воды, смешиваем. - Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. - Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет). - А сейчас берём другой стакан смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем.Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь. |
«Наши помощники» | —познакомить с органами чувств и их назначением (глаза - смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык - определять вкус, пальцы - определять форму, структуру поверхностей), с охраной органов чувств | «Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром, непрозрачный чайник с водой | Взрослый предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют. |
Младший дошкольный возраст
Название игры | Цель | Оборудование | Ход проведения |
«Микробы боятся мыла» | — развивать самостоятельную экспериментальную деятельность, любознательность и познавательную активность | контейнер с водой, ватная палочка, жидкое мыло | Детям предлагается контейнеры с водой, на поверхности которой насыпан молотый черный перец. Вода выглядит «грязной». Дети опускают ватную палочку в жидкое мыло и притрагиваются ей к поверхности воды. И обнаруживают, что «грязь» боится мыла, расплываясь от ватной палочки в разные стороны. б). Детям предлагаются другие контейнеры, в которых на поверхности воды плавают силуэты микробов из фоамирана. Дети вновь проводят опят с ватной палочкой и мылом. И обнаруживают, что микробы тоже избегают мыла. (…) 6.Формулирование выводов. Руки необходимо тщательно намыливать, перед тем, как смывать грязь водой. Детям предлагаются контейнеры с водой, которая выглядит «грязной». Дети опускают ватную палочку в жидкое мыло и притрагиваются ей к поверхности воды. И обнаруживают, что «грязь» боится мыла, расплываясь от ватной палочки в разные стороны. Вывод: руки необходимо тщательно намыливать, перед тем, как смывать грязь. |
«Тёплая и холодная вода» | —уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь | мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка | Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой. |
«Что я вижу одним глазом?» | —показать с помощью опытов, что глаз имеет не одну, а несколько функций | круг картона диаметром 6 см | Одному из детей, сидящему в центре, завязывают один глаз и просят, держа голову прямо и не поворачивая ее, назвать всех детей, которых он может увидеть. Далее воспитатель развязывает глаз ребенка и просит назвать теперь детей, которых он видит теперь. Затем другой ребенок – завязывает другой глаз и смотрит, что видит теперь. Вывод: Двумя глазами охватывается большая плоскость наблюдения. |
«Делаем прическу» | —учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз посредством экспериментирования | зеркало, расческа, нарядная кукла | Взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Педагог расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла. |
«Почистим зубки» | —учить ребенка чистить зубы, формировать представления детей о предметах гигиены и их назначении посредством экспериментирования | зубные щетки, стакан с водой, зеркало | Взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить, показывает как правильно это нужно делать, при этом произносит потешку: Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка! В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрит в зеркало и улыбается, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка. |
«Носики-курносики» | —учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком посредством экспериментирования | индивидуальные носовые платки | Взрослый проговаривает потешку, демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке, Будем нос им вытирать. Чтобы носик, наш курносик, Снова чистым был опять. Взрослый просит каждого ребенка, показать, как он умеет пользоваться носовым платком. |
«Какой формы мыло?» | —получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойствах; сформировать и закрепить умение мыть руки с мылом посредством экспериментирования | кусочки мыла разной формы, тазик с водой | Рассмотреть кусочки мыла разной формы, обратив внимание, что такими их изготовили на фабрике. Но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла. Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Затем обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Потом предлагает детям повторить действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает. После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыло. Обращается внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, они хорошо пахнут. |
«Микробы невидимы, но они существуют» | —формировать культурно-гигиенические навыки посредством экспериментирования | Белый одноразовый полотенец, контейнер с водой | Детям предлагается исследовать нарисованные ладошки, к поверхности которых прикреплены силуэты микробов из фоамирана. Дети пытаются избавиться от микробов: стряхивая их (неудача), сдувая их (неудача), смывая их. Когда дети погружают ладошки в контейнеры с теплой водой, «микробы» отклеиваются и всплывают на поверхность. б). Дети вспоминают, что фрукты-овощи перед едой необходимо мыть. И исследуют, как силуэты микробов из фоамирана в воде отклеиваются от фруктов, фрукты становятся чистыми. Детям предлагается исследовать нарисованные ладошки, к поверхности которых прикреплены силуэты микробов из фоамирана. Дети пытаются избавиться от микробов: стряхивая их (неудача), сдувая их (неудача), смывая их. Когда дети погружают ладошки в контейнеры с теплой водой, «микробы» отклеиваются и всплывают на поверхность. б). Дети вспоминают, что фрукты-овощи перед едой необходимо мыть. И исследуют, как силуэты микробов из фоамирана в воде отклеиваются от фруктов, фрукты становятся чистыми. Детям предлагается исследовать нарисованные ладошки, к поверхности которых прикреплены силуэты микробов из фоамирана. Дети пытаются избавиться от микробов: стряхивая их (неудача), сдувая их (неудача), смывая их. Когда дети погружают ладошки в контейнеры с теплой водой, «микробы» отклеиваются и всплывают на поверхность. б). Дети вспоминают, что фрукты-овощи перед едой необходимо мыть. И исследуют, как силуэты микробов из фоамирана в воде отклеиваются от фруктов, фрукты становятся чистыми. Детям предлагается рассмотреть нарисованные на одноразовом белом полотенце ладошки и ответить на вопрос чистые ли ладошки? Затем дети опускают ладошки в контейнер с водой, и видят, что чистота была кажущейся, в воде на ладошках вдруг появляются «микробы». .Формулирование выводов. Руки надо мыть чаще, даже если они кажутся чистыми. Детям предлагается рассмотреть нарисованные на одноразовом белом полотенце ладошки и ответить на вопрос чистые ли ладошки? Затем дети опускают ладошки в контейнер с водой, и видят, что чистота была кажущейся, в воде на ладошках вдруг появляются «микробы». .Формулирование выводов. Руки надо мыть чаще, даже если они кажутся чистыми. Детям предлагается рассмотреть нарисованные на одноразовом белом полотенце ладошки и ответить на вопрос чистые ли ладошки? Затем дети опускают ладошки в контейнер с водой, и видят, что чистота была кажущейся, в воде на ладошках вдруг появляются «микробы». .Формулирование выводов. Руки надо мыть чаще, даже если они кажутся чистыми. Детям предлагается рассмотреть нарисованные на одноразовом белом полотенце ладошки и ответить на вопрос чистые ли ладошки? Затем дети опускают ладошки в контейнер с водой, и видят, что чистота была кажущейся, в воде на ладошках вдруг появляются «микробы». Вывод: Руки надо мыть чаще, даже если они кажутся чистыми |
«Слушай во все уши!» | —дать знания об органах слуха человека, при помощи опыта показать как возникает звук | гитара (игрушка), лист бумаги | Воспитатель берет гитару и перебирает все струны, а затем берет одну струну, оттягивает и резко отпускает. Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим так ли это. Возьмите лист бумаги (фольги) приложите к губам и подуйте вдоль неё, так чтобы получился звук. Что происходит? Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит и заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Участие родителей в формировании навыков личной гигиены у детей раннего возраста"
Недостаточное внимание родителей к теме индивидуальной гигиены собственных детей иногда доходит до абсурда. Очень хотелось бы эту тему развить и привлечь к ней внимание....
Использование игрового метода для формирования навыков личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста
самообразование...
Конспект НОД по формированию навыков личной гигиены в 1 младшей группе "Чистота - залог здоровья"
Формирование у детей навыков личной гигиеныОбучать детей приемам здорового образа жизниВоспитывать у детей чувство опрятности и аккуратности, закреплять культурно-гигиенические навыкиРазвивать память,...
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование навыков личной гигиены через игровую деятельность у детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Перед воспитателями детского сада сто...
Методический материал для формирования навыков личной гигиены в различных возрастных группах ДОУ
Метадическая разработка Конспект режимного момента (умывание) в младшей группе и средней группе....
«Формирование навыков личной гигиены дошкольников посредством экспериментальной деятельности» (фрагмент ООД «В поисках предметов личной гигиены»)
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового ...