Конспект занятия «История о шахматах»
план-конспект занятия (старшая группа)

Джебраилова Севиль Ага кызы

Задачи:

- познакомить детей с игрой, историей ее возникновения;

- дать первоначальное представление о шахматных фигурах;

-  развивать познавательную активность;

- воспитывать бережное отношение к фигурам, шахматной доске и  навыки        работы в коллективе;

- вырабатывать уверенность в своих силах;

-повышать шахматную культуру.

     Материал: шахматы, шахматная доска, шахматные фигуры, «Волшебный       

                         мешочек»

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята,  смотрите какой у меня в руке  красивый мешочек. Давайте назовём его волшебным мешочком.  Как вы думаете, что же там внутри?  (в мешочке находятся все шахматные  фигуры). Давайте посмотрим.      

Дети подходят и по одному достают из мешочка  фигуры и ставят на стол.

Воспитатель: Да это же шахматные фигуры! Их используют в игре « шахматы». Ребята, шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Существует множество легенд о происхождении шахмат. Появилась эта необычная игра очень давно в Индии. Вот одна из них:

       Когда-то, давным-давно,  было самое обыкновенное, ничем не примечательное царство-государство. И управлял им самый обычный король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого — Черный Королевич. Так их назвали за то, что один любил наряжаться в белый кафтан, а другой — в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но что-то не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались они долго и упорно: никто не хотел уступать. Только не знали они, не ведали, как помириться. Каждый ждал, что другой первым протянет руку. И тогда-то явился к Белому Королевичу старый-престарый Мудрец и

сказал:

— Знаю я одно надежное средство, которое помирит вас с братом.

          Достал Мудрец из сумки доску, поделенную на одинаковые белые и

черные клеточки-квадратики, и стал расставлять на ней забавные фигурки, называя их (Воспитатель показывает на шахматной доске). В первом ряду, но углам разместил крепостные башенки, рядом с ними — коней, по соседству с конями — слонов - по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре — короля и его главного помощника — ферзя. Во втором  же ряду поставил в ряд белые пешки.

— Вот твоя шахматная армия, Королевич,— молвил Мудрец, указывая на белые фигурки. Глянул Белый Королевич на забавные фигурки, да так и ахнул. В его войске, в самом деле, были пехотинцы и лошади (конница), боевые слоны и башни, расставленные, но углам. И цвет фигур был его любимый — белый.

— А где ж е армия брата? — спросил  Белый Королевич.

    Мудрец достал из сумки другие фигурки. Они были точь-в-точь, как и расставленные, только черного цвета, любимого Черным Королевичем.

— Игра эта называется «шахматам»,— охотно пояснял Мудрец — она так интересна, увлекательна, обладает такой магической силой и загадочной красотой, что, начав играть, вы вскоре потеряете сон и покой, забудете про все ваши споры и раздоры.

      И стал Мудрец обучать Белого Королевича этой мудрой игре.

(Дети знакомятся с шахматной доской, где развертываются  увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур).

       А когда обучил, то Королевич, действительно, так увлекся, что просиживал за шахматами дни и ночи. Даже про войну забыл, тотчас послал к брату гонца с предложением о мире.  Черный Королевич,  прискакав, к брату и увидел шахматное сражение, стал, просит брата поскорее научить его этой игре. Белый Королевич с великой охотой исполнил просьбу брата. С тех пор братья-Королевичи целые дни коротали за шахматной доской, не помышляя ни о чем другом. Они назвали шахматные фигуры: пехотинцы — пешки, крепость — ладья, королева — ферзь, конница — конь, телохранитель — слон, царь — король. С тех далеких времен  королевство превратилось в шахматное. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ. Для многих она является любимым увлечением и считается как, отдельный вид спорта. 

Воспитатель: Интересная легенда, не правда ли? Но мы немного засиделись, предлагаю Вам немного размяться.

Физминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Дидактическая игра: «Шахматная репка».

Посадили « репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные

фигуры, поясняя: дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка – это пешка».

        И так, ребята, сегодня мы познакомились со спортивной игрой «Шахматы», узнали, где и когда она возникла, как называются фигуры и где они сражаются.

 

                                                                                     Если зря не зазнаваться,

 Каждый день тренироваться,

  Думать, размышлять, играть -

                Сильным шахматистом можно стать!

        Воспитатель благодарит детей, за старание, внимание на занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_1.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк»  города Белореченска муниципального образования Белореченский район

Конспект образовательной деятельности

                                      «История о шахматах»

Подготовила:

воспитатель вышей категории                                        

                                                                                Джебраилова С.А.                    

2023 год                              

Задачи: 

- познакомить детей с игрой, историей ее возникновения;

- дать первоначальное представление о шахматных фигурах;

-  развивать познавательную активность;

- воспитывать бережное отношение к фигурам, шахматной доске и  навыки        работы в коллективе;

- вырабатывать уверенность в своих силах;

-повышать шахматную культуру.

     Материал: шахматы, шахматная доска, шахматные фигуры, «Волшебный   мешочек»

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята,  смотрите какой у меня в руке  красивый мешочек. Давайте назовём его волшебным мешочком.  Как вы думаете, что же там внутри?  (в мешочке находятся все шахматные  фигуры). Давайте посмотрим.      

Дети подходят и по одному достают из мешочка  фигуры и ставят на стол.

Воспитатель: Да это же шахматные фигуры! Их используют в игре « шахматы». Ребята, шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Существует множество легенд о происхождении шахмат. Появилась эта необычная игра очень давно в Индии. Вот одна из них:

       Когда-то, давным-давно,  было самое обыкновенное, ничем не примечательное царство-государство. И управлял им самый обычный король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого — Черный Королевич. Так их назвали за то, что один любил наряжаться в белый кафтан, а другой — в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но что-то не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались они долго и упорно: никто не хотел уступать. Только не знали они, не ведали, как помириться. Каждый ждал, что другой первым протянет руку. И тогда-то явился к Белому Королевичу старый-престарый Мудрец и

сказал:

— Знаю я одно надежное средство, которое помирит вас с братом.

          Достал Мудрец из сумки доску, поделенную на одинаковые белые и

черные клеточки-квадратики, и стал расставлять на ней забавные фигурки, называя их (Воспитатель показывает на шахматной доске). В первом ряду, но углам разместил крепостные башенки, рядом с ними — коней, по соседству с конями — слонов - по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре — короля и его главного помощника — ферзя. Во втором  же ряду поставил в ряд белые пешки.

— Вот твоя шахматная армия, Королевич,— молвил Мудрец, указывая на белые фигурки. Глянул Белый Королевич на забавные фигурки, да так и ахнул. В его войске, в самом деле, были пехотинцы и лошади (конница), боевые слоны и башни, расставленные, но углам. И цвет фигур был его любимый — белый.

— А где ж е армия брата? — спросил  Белый Королевич.

    Мудрец достал из сумки другие фигурки. Они были точь-в-точь, как и расставленные, только черного цвета, любимого Черным Королевичем.

— Игра эта называется «шахматам»,— охотно пояснял Мудрец — она так интересна, увлекательна, обладает такой магической силой и загадочной красотой, что, начав играть, вы вскоре потеряете сон и покой, забудете про все ваши споры и раздоры.

      И стал Мудрец обучать Белого Королевича этой мудрой игре.

(Дети знакомятся с шахматной доской, где развертываются  увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур).

       А когда обучил, то Королевич, действительно, так увлекся, что просиживал за шахматами дни и ночи. Даже про войну забыл, тотчас послал к брату гонца с предложением о мире.  Черный Королевич,  прискакав, к брату и увидел шахматное сражение, стал, просит брата поскорее научить его этой игре. Белый Королевич с великой охотой исполнил просьбу брата. С тех пор братья-Королевичи целые дни коротали за шахматной доской, не помышляя ни о чем другом. Они назвали шахматные фигуры: пехотинцы — пешки, крепость — ладья, королева — ферзь, конница — конь, телохранитель — слон, царь — король. С тех далеких времен  королевство превратилось в шахматное. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ. Для многих она является любимым увлечением и считается как, отдельный вид спорта.  

Воспитатель: Интересная легенда, не правда ли? Но мы немного засиделись, предлагаю Вам немного размяться.

Физминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Дидактическая игра: «Шахматная репка».

Посадили « репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные

фигуры, поясняя: дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка – это пешка».

        И так, ребята, сегодня мы познакомились со спортивной игрой «Шахматы», узнали, где и когда она возникла, как называются фигуры и где они сражаются.

 

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!

        Воспитатель благодарит детей, за старание, внимание на занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия « История города Балашова».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе....

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....

Конспект занятия:"История возникновения автомобилей"

знакомство  с историей возникновения автомобиля; развитие умения анализировать дорожные ситуации, умения применять знания на практике; воспитание культуры поведения на улицах и дорогах города, уп...

Конспект занятия "История космоса" в подготовительной группе.

ИСТОРИЯ   КОСМОСАЦель:  - расширить представления  о космических полетах;- познакомить с российскими учеными, стоявшими у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковский, С....

Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"

Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"...

Конспект занятия "В королевстве шахмат"

Конспект занятия для старшей группы...

Конспект занятия кружка по шахматам «Белая ладья» на тему «Рождение, история развития шахмат»

познакомить с игрой, историей ее возникновения, с географической картой мира, с названиями других стран, страной возникновения шахмат – Индией, с традициями народов Индии;- способствовать формир...