Конспект занятия «История о шахматах»
план-конспект занятия (старшая группа)
Задачи:
- познакомить детей с игрой, историей ее возникновения;
- дать первоначальное представление о шахматных фигурах;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать бережное отношение к фигурам, шахматной доске и навыки работы в коллективе;
- вырабатывать уверенность в своих силах;
-повышать шахматную культуру.
Материал: шахматы, шахматная доска, шахматные фигуры, «Волшебный
мешочек»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, смотрите какой у меня в руке красивый мешочек. Давайте назовём его волшебным мешочком. Как вы думаете, что же там внутри? (в мешочке находятся все шахматные фигуры). Давайте посмотрим.
Дети подходят и по одному достают из мешочка фигуры и ставят на стол.
Воспитатель: Да это же шахматные фигуры! Их используют в игре « шахматы». Ребята, шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Существует множество легенд о происхождении шахмат. Появилась эта необычная игра очень давно в Индии. Вот одна из них:
Когда-то, давным-давно, было самое обыкновенное, ничем не примечательное царство-государство. И управлял им самый обычный король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого — Черный Королевич. Так их назвали за то, что один любил наряжаться в белый кафтан, а другой — в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но что-то не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались они долго и упорно: никто не хотел уступать. Только не знали они, не ведали, как помириться. Каждый ждал, что другой первым протянет руку. И тогда-то явился к Белому Королевичу старый-престарый Мудрец и
сказал:
— Знаю я одно надежное средство, которое помирит вас с братом.
Достал Мудрец из сумки доску, поделенную на одинаковые белые и
черные клеточки-квадратики, и стал расставлять на ней забавные фигурки, называя их (Воспитатель показывает на шахматной доске). В первом ряду, но углам разместил крепостные башенки, рядом с ними — коней, по соседству с конями — слонов - по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре — короля и его главного помощника — ферзя. Во втором же ряду поставил в ряд белые пешки.
— Вот твоя шахматная армия, Королевич,— молвил Мудрец, указывая на белые фигурки. Глянул Белый Королевич на забавные фигурки, да так и ахнул. В его войске, в самом деле, были пехотинцы и лошади (конница), боевые слоны и башни, расставленные, но углам. И цвет фигур был его любимый — белый.
— А где ж е армия брата? — спросил Белый Королевич.
Мудрец достал из сумки другие фигурки. Они были точь-в-точь, как и расставленные, только черного цвета, любимого Черным Королевичем.
— Игра эта называется «шахматам»,— охотно пояснял Мудрец — она так интересна, увлекательна, обладает такой магической силой и загадочной красотой, что, начав играть, вы вскоре потеряете сон и покой, забудете про все ваши споры и раздоры.
И стал Мудрец обучать Белого Королевича этой мудрой игре.
(Дети знакомятся с шахматной доской, где развертываются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур).
А когда обучил, то Королевич, действительно, так увлекся, что просиживал за шахматами дни и ночи. Даже про войну забыл, тотчас послал к брату гонца с предложением о мире. Черный Королевич, прискакав, к брату и увидел шахматное сражение, стал, просит брата поскорее научить его этой игре. Белый Королевич с великой охотой исполнил просьбу брата. С тех пор братья-Королевичи целые дни коротали за шахматной доской, не помышляя ни о чем другом. Они назвали шахматные фигуры: пехотинцы — пешки, крепость — ладья, королева — ферзь, конница — конь, телохранитель — слон, царь — король. С тех далеких времен королевство превратилось в шахматное. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ. Для многих она является любимым увлечением и считается как, отдельный вид спорта.
Воспитатель: Интересная легенда, не правда ли? Но мы немного засиделись, предлагаю Вам немного размяться.
Физминутка.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Дидактическая игра: «Шахматная репка».
Посадили « репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные
фигуры, поясняя: дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка – это пешка».
И так, ребята, сегодня мы познакомились со спортивной игрой «Шахматы», узнали, где и когда она возникла, как называются фигуры и где они сражаются.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть -
Сильным шахматистом можно стать!
Воспитатель благодарит детей, за старание, внимание на занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_1.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального образования Белореченский район
Конспект образовательной деятельности
«История о шахматах»
Подготовила:
воспитатель вышей категории
Джебраилова С.А.
2023 год
Задачи:
- познакомить детей с игрой, историей ее возникновения;
- дать первоначальное представление о шахматных фигурах;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать бережное отношение к фигурам, шахматной доске и навыки работы в коллективе;
- вырабатывать уверенность в своих силах;
-повышать шахматную культуру.
Материал: шахматы, шахматная доска, шахматные фигуры, «Волшебный мешочек»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, смотрите какой у меня в руке красивый мешочек. Давайте назовём его волшебным мешочком. Как вы думаете, что же там внутри? (в мешочке находятся все шахматные фигуры). Давайте посмотрим.
Дети подходят и по одному достают из мешочка фигуры и ставят на стол.
Воспитатель: Да это же шахматные фигуры! Их используют в игре « шахматы». Ребята, шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Существует множество легенд о происхождении шахмат. Появилась эта необычная игра очень давно в Индии. Вот одна из них:
Когда-то, давным-давно, было самое обыкновенное, ничем не примечательное царство-государство. И управлял им самый обычный король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого — Черный Королевич. Так их назвали за то, что один любил наряжаться в белый кафтан, а другой — в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но что-то не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались они долго и упорно: никто не хотел уступать. Только не знали они, не ведали, как помириться. Каждый ждал, что другой первым протянет руку. И тогда-то явился к Белому Королевичу старый-престарый Мудрец и
сказал:
— Знаю я одно надежное средство, которое помирит вас с братом.
Достал Мудрец из сумки доску, поделенную на одинаковые белые и
черные клеточки-квадратики, и стал расставлять на ней забавные фигурки, называя их (Воспитатель показывает на шахматной доске). В первом ряду, но углам разместил крепостные башенки, рядом с ними — коней, по соседству с конями — слонов - по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре — короля и его главного помощника — ферзя. Во втором же ряду поставил в ряд белые пешки.
— Вот твоя шахматная армия, Королевич,— молвил Мудрец, указывая на белые фигурки. Глянул Белый Королевич на забавные фигурки, да так и ахнул. В его войске, в самом деле, были пехотинцы и лошади (конница), боевые слоны и башни, расставленные, но углам. И цвет фигур был его любимый — белый.
— А где ж е армия брата? — спросил Белый Королевич.
Мудрец достал из сумки другие фигурки. Они были точь-в-точь, как и расставленные, только черного цвета, любимого Черным Королевичем.
— Игра эта называется «шахматам»,— охотно пояснял Мудрец — она так интересна, увлекательна, обладает такой магической силой и загадочной красотой, что, начав играть, вы вскоре потеряете сон и покой, забудете про все ваши споры и раздоры.
И стал Мудрец обучать Белого Королевича этой мудрой игре.
(Дети знакомятся с шахматной доской, где развертываются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур).
А когда обучил, то Королевич, действительно, так увлекся, что просиживал за шахматами дни и ночи. Даже про войну забыл, тотчас послал к брату гонца с предложением о мире. Черный Королевич, прискакав, к брату и увидел шахматное сражение, стал, просит брата поскорее научить его этой игре. Белый Королевич с великой охотой исполнил просьбу брата. С тех пор братья-Королевичи целые дни коротали за шахматной доской, не помышляя ни о чем другом. Они назвали шахматные фигуры: пехотинцы — пешки, крепость — ладья, королева — ферзь, конница — конь, телохранитель — слон, царь — король. С тех далеких времен королевство превратилось в шахматное. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ. Для многих она является любимым увлечением и считается как, отдельный вид спорта.
Воспитатель: Интересная легенда, не правда ли? Но мы немного засиделись, предлагаю Вам немного размяться.
Физминутка.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Дидактическая игра: «Шахматная репка».
Посадили « репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные
фигуры, поясняя: дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка – это пешка».
И так, ребята, сегодня мы познакомились со спортивной игрой «Шахматы», узнали, где и когда она возникла, как называются фигуры и где они сражаются.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть -
Сильным шахматистом можно стать!
Воспитатель благодарит детей, за старание, внимание на занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия « История города Балашова».
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе....
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....
Конспект занятия:"История возникновения автомобилей"
знакомство с историей возникновения автомобиля; развитие умения анализировать дорожные ситуации, умения применять знания на практике; воспитание культуры поведения на улицах и дорогах города, уп...
Конспект занятия "История космоса" в подготовительной группе.
ИСТОРИЯ КОСМОСАЦель: - расширить представления о космических полетах;- познакомить с российскими учеными, стоявшими у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковский, С....
Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"
Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"...
Конспект занятия "В королевстве шахмат"
Конспект занятия для старшей группы...
Конспект занятия кружка по шахматам «Белая ладья» на тему «Рождение, история развития шахмат»
познакомить с игрой, историей ее возникновения, с географической картой мира, с названиями других стран, страной возникновения шахмат – Индией, с традициями народов Индии;- способствовать формир...