Конспект занятия "В королевстве шахмат"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Габак Мария Ивановна

Конспект занятия для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по шахматам для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «В королевстве шахмат»

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

1. Развивать образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

2. Укрепление партнерских отношений между детьми.

3. Расширить кругозор детей.

4. Вызвать у детей интерес к шахматам.

Оборудование и материал: шахматные доски; набор шахматных фигур; компьютеры; магнитная шахматная доска, набор магнитных шахматных фигур, эмблемы для команд, костюм для короля. Действующие лица: король – воспитатель.

Ход занятия:

Под мелодию «Ох, рано встает охрана» входит Король (переодетый воспитатель).

Король: - Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются).

Король: - Без какой фигуры не бывает игры? (Ответы детей).

Король: - Правильно, без короля не может быть игры.

Король: - Я люблю гладкий, расчищенный путь,

В любую сторону могу я шагнуть.

Я могуч, но шаг мой короткий,

Всего на клеточку я могу отойти.

В конце игры я могу в бой ввязаться,

А поначалу боязливо прячусь в кусты.

Зато начеку королевская рать —

Должна Короля она оберегать.

Ведь если бы я беззащитный погиб,

Фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в шахматном войске вождей!

Король: - Ребята, вы любите играть, соревноваться? (Ответы детей).

Король: - Тогда прослушаете стихотворение:

И как всегда в начале боя

Часы качнули тишину,

И двинулись два ратных строя

На деревянную войну.

И с яростью, в начальной спешке

Не тратя энергичных слов,

Пошли кромсать друг друга пешки

Под топот коней и слонов.

А короли, боясь атаки,

Проворно отошли в углы,

И прячутся в ладейном мраке

Их драгоценные тылы.

И возникает напряженье

Среди шифрованных полей

В разгар упрямого сраженья

Двух разноцветных королей.

Фигуры тают справа, слева,

Себя отвагой окрыляя.

И насмерть бьется королева,

Подруга жизни короля.

А властелины хмурят брови,

Когда проигрывают бой.

Им мало деревянной крови –

Им часто хочется живой.

И строятся послушно рати,

Преображая каждый ранг.

Недаром в роще на закате Слона напоминает танк. (Ответы детей).

Король: - Да, это великая игра царей, настоящее военное сражение.

Король: - Приглашаю вас на шахматный турнир и объявляю его открытым!

Король: - Давайте разделимся на 2 команды и устроим соревнования. Одна команда будет называться – «Белый король», а другая – «Черный король». Кто наберет больше жетонов, тот будет объявлен победителем.

Король: - Первое задание: «Доскажи словечко»:

1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная ____________(доска).

2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).

3. Играет не простую роль Его величество_________(король).

4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово_______(шах).

5. В словах «матрешка» и «формат» Я подчеркну не шах, а____(мат).

6. Нужно проявить сноровку, Чтобы сделать__________(рокировку).

Король: - Второе задание: «Волшебный мешочек». По очереди, на ощупь, вы должны отгадать шахматную фигуру.

Король: - Третье задание: «Собери доску». Какая команда соберет быстрее шахматную доску из 16 лент (8 белых, 8 черных), та команда побеждает.

Король: - Четвертое задание: "Большая и маленькая". (На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте).

Король: - Пятое задание: « "Блиц - вопрос":

- Из каких досок не строят теремок? (шахматных)

- Каких клеток больше, черных или белых? (поровну) - В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

- Где возникли шахматы? (в Индии)

- Какой формы шахматная доска? (квадратная)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

Король: - Шестое задание: эстафета "Расставь фигуры":

на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

Король: - Седьмое задание на компьютере: игра "Что изменилось". (На доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а король меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет).

(Подведение итогов. Награждение участников).

Король: - Если зря не зазнаваться, Каждый день тренироваться: Думать, размышлять, играть – Сильным шахматистом можно стать!

(Король прощается с детьми и уходит под мелодию - «Ох, рано встает охрана»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по шахматам "Как ладья похудела"

Цель занятия: Рассказать о рокировке.Зачем она нужна. Как делается рокировка. Развивать данным материалом творческое, логическое мышление, память , внимание....

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"...

План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»

План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»...

конспект занятия по шахматам

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат.     Задачи:Образовательные:Познакомить детей с понятием – шахматная доска, клетка, поле, горизонталь, вертикаль, диагон...

Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».

Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...

Конспект занятия по шахматам

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" (обучени детей игре  вшахматы) для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...