Конспект занятия "В королевстве шахмат"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по шахматам для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «В королевстве шахмат»
Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
1. Развивать образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
2. Укрепление партнерских отношений между детьми.
3. Расширить кругозор детей.
4. Вызвать у детей интерес к шахматам.
Оборудование и материал: шахматные доски; набор шахматных фигур; компьютеры; магнитная шахматная доска, набор магнитных шахматных фигур, эмблемы для команд, костюм для короля. Действующие лица: король – воспитатель.
Ход занятия:
Под мелодию «Ох, рано встает охрана» входит Король (переодетый воспитатель).
Король: - Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются).
Король: - Без какой фигуры не бывает игры? (Ответы детей).
Король: - Правильно, без короля не может быть игры.
Король: - Я люблю гладкий, расчищенный путь,
В любую сторону могу я шагнуть.
Я могуч, но шаг мой короткий,
Всего на клеточку я могу отойти.
В конце игры я могу в бой ввязаться,
А поначалу боязливо прячусь в кусты.
Зато начеку королевская рать —
Должна Короля она оберегать.
Ведь если бы я беззащитный погиб,
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в шахматном войске вождей!
Король: - Ребята, вы любите играть, соревноваться? (Ответы детей).
Король: - Тогда прослушаете стихотворение:
И как всегда в начале боя
Часы качнули тишину,
И двинулись два ратных строя
На деревянную войну.
И с яростью, в начальной спешке
Не тратя энергичных слов,
Пошли кромсать друг друга пешки
Под топот коней и слонов.
А короли, боясь атаки,
Проворно отошли в углы,
И прячутся в ладейном мраке
Их драгоценные тылы.
И возникает напряженье
Среди шифрованных полей
В разгар упрямого сраженья
Двух разноцветных королей.
Фигуры тают справа, слева,
Себя отвагой окрыляя.
И насмерть бьется королева,
Подруга жизни короля.
А властелины хмурят брови,
Когда проигрывают бой.
Им мало деревянной крови –
Им часто хочется живой.
И строятся послушно рати,
Преображая каждый ранг.
Недаром в роще на закате Слона напоминает танк. (Ответы детей).
Король: - Да, это великая игра царей, настоящее военное сражение.
Король: - Приглашаю вас на шахматный турнир и объявляю его открытым!
Король: - Давайте разделимся на 2 команды и устроим соревнования. Одна команда будет называться – «Белый король», а другая – «Черный король». Кто наберет больше жетонов, тот будет объявлен победителем.
Король: - Первое задание: «Доскажи словечко»:
1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная ____________(доска).
2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).
3. Играет не простую роль Его величество_________(король).
4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово_______(шах).
5. В словах «матрешка» и «формат» Я подчеркну не шах, а____(мат).
6. Нужно проявить сноровку, Чтобы сделать__________(рокировку).
Король: - Второе задание: «Волшебный мешочек». По очереди, на ощупь, вы должны отгадать шахматную фигуру.
Король: - Третье задание: «Собери доску». Какая команда соберет быстрее шахматную доску из 16 лент (8 белых, 8 черных), та команда побеждает.
Король: - Четвертое задание: "Большая и маленькая". (На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте).
Король: - Пятое задание: « "Блиц - вопрос":
- Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
- Каких клеток больше, черных или белых? (поровну) - В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
- Где возникли шахматы? (в Индии)
- Какой формы шахматная доска? (квадратная)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Король: - Шестое задание: эстафета "Расставь фигуры":
на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение.
Король: - Седьмое задание на компьютере: игра "Что изменилось". (На доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а король меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет).
(Подведение итогов. Награждение участников).
Король: - Если зря не зазнаваться, Каждый день тренироваться: Думать, размышлять, играть – Сильным шахматистом можно стать!
(Король прощается с детьми и уходит под мелодию - «Ох, рано встает охрана»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по шахматам "Как ладья похудела"
Цель занятия: Рассказать о рокировке.Зачем она нужна. Как делается рокировка. Развивать данным материалом творческое, логическое мышление, память , внимание....
План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"
План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"...
План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»
План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»...
конспект занятия по шахматам
Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат. Задачи:Образовательные:Познакомить детей с понятием – шахматная доска, клетка, поле, горизонталь, вертикаль, диагон...
Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».
Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...
Конспект занятия по шахматам
Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" (обучени детей игре вшахматы) для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»
Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...