Возрастные особенности зрительного анализатора. Профилактика утомления глаз. Офтальмотренаж.
консультация (старшая группа)
В консультации даны рекомендации для профилактики утомления глаз, даны упражнения в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности зрительного анализатора. Профилактика утомления глаз. Офтальмотренаж.
Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения.
Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.
Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Зрение обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем большую часть информации об окружающем мире по сравнению с другими органами чувств.
Орган зрения служит важнейшим орудием познания внешнего мира. Основная информация об окружающем мире поступает в мозг именно через глаза.
Зрение ребенка, в отличие от зрения взрослого человека, находится в процессе становления и совершенствования.
С первых дней жизни ребенок видит окружающий его мир, но лишь постепенно начинает разбираться в том, что он видит. Параллельно с ростом и развитием всего организма наблюдается и большая изменчивость всех элементов глаза, формирование его оптической системы. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий в период между годом и пятью годами жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза.
У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока – 17,3 мм, а у взрослого– 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость. К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3–6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам – на 70 % первоначального объема, а к 12–14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.
Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 месяцам жизни. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.
Слезная жидкость имеет важное защитное значение, так как увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5–2 месяцам во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.
В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2–3 недели она появляется. Зрительное сосредоточение – фиксация взгляда на предмете появляется через 3–4 недели после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1–2 минуты. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.
Возрастные особенности цветовосприятия
Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5–6 месяцев. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5–3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10–12 годам.
Возрастные особенности оптической системы глаза
Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет – 8 см, 20 – 9 см, в 22 лет –10 см, в 25 лет– 12 см, в 30 лет – 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.
В 6 – 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.
Острота зрения у детей разного возраста
У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 месяцам она увеличивается и составляет 0,1, в 12 месяцев – 0,2, а в возрасте 5 –6 лет равна 0,8–1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9–1,0.
Следует отметить, что среди учащихся, поступающих в первый класс, от 15 до 20% детей имеют остроту зрения ниже единицы, правда, значительно чаще вследствие дальнозоркости. Совершенно очевидно, что аномалия рефракции у этих детей приобретена не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.
Гигиена зрения
Одной из причин, приводящих к ухудшению здоровья человека, в том числе его зрения, стал научно – технический прогресс. Книги, газеты и журналы, а теперь еще и компьютер, без которого жизнь уже и представить невозможно, стали причиной снижения двигательной активности и привели к чрезмерным нагрузкам на центральную нервную систему, а также на зрение. Изменились и среда обитания, и питание, причем и то, и другое не в лучшую сторону. Неудивительно, что число людей, страдающих патологией зрения, неуклонно увеличивается, а многие офтальмологические заболевания значительно помолодели.
Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий в детском саду, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. Ведь 90% всей информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Не секрет, что находясь дома, дети много времени проводят перед телевизором или компьютером. И это при том, что одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. При таких нагрузках формируется аномальный зрительно – двигательный стереотип, приводящий в будущем к близорукости.
В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.
Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут в младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему – либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.
Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним — однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой.
Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная, в гигиеническом отношении, организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.
Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.
Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.
Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.
Гимнастика полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушения зрения. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования, я в работе с детьми использую специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж, т.е. специальную систему зрительно – двигательных проекций.
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям, например: использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами (на листе ватмана изображаются цветные фигуры (овал, спираль, восьмёрка), стрелочками показана траектория движения, по которой должен двигаться взгляд).
Этот плакат вешается в любом удобном месте. По моей просьбе дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. Чтобы придать этому упражнению игровой характер можно на кончик указки прилепить бабочку и вместе с ней «отправится в путешествие». Кроме этого мы с детьми ежедневно выполняем комплекс гимнастики для глаз, снимающий напряжение и совершенствующий сложные движения глаз.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки насчет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-б. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнуться,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(посмотреть вверх, вниз, влево, вправо; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает напряжение)
Во вторник часики – глаза
Отводят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
(посмотреть влево, вправо; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение)
В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Время глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.
(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти, затем открыть глаза. Упражнение снимает глазное напряжение)
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали –
Глазки рассмотреть должны.
(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25 – 30 см.от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку и смотреть вдаль. Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию)
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх и в обратном порядке: влево, вниз, вправо, вниз. Упражнение совершенствует сложные движения глаз)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол, и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Свежим воздухом дышать.
(закрыть глаза, массировать веки круговыми движениями пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот. Упражнение расслабляет мышцы, улучшает кровообращение)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Этот комплекс очень нравится детям, так как проводится в стихотворной форме, кроме этого с его помощью мы закрепляем последовательность дней недели.
Помимо этого комплекса мы выполняем упражнения, укрепляющие мышцы глаз.
Упражнения, укрепляющие мышцы глаз.
1. Посмотреть на кончик носа, затем на какую – нибудь отдалённую точку.
(повторить 5 раз, затем закрыть глаза)
2. Продолжительное время, смотреть на предмет, не мигая. Не смотреть на предмет в целом, рассматривать его детали.
3. Зажмуриться и сильно сжать веки, после этого сделать несколько быстрых мигательных движений.
(повторить 3 раза, затем закрыть глаза)
«Филин» На счёт 1 – 4 закрыть глаза, на счёт 5 – 6 широко открыть глаза и посмотреть вдаль (4 – 5 раз).
«Жмурки» На доске стоят маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счёт 1 – 4. За это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети пытаются определить произошедшие изменения (4 – 5 раз)
Упражнение, расслабляющее мышцы глаз.
«Метёлки» Дети часто моргают, не напрягая глаза, на счёт 1 – 5 (4 – 5 раз). Можно сопровождать моргание проговариванием текста:
Вы, метёлки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите.
Такие упражнения мы с детьми повторяем несколько раз в течение дня, перед длительной работой и после неё. Времени затрачивается немного (от 3 до 5 минут), а польза таких упражнений огромная.
Цель моей работы – вооружить детей багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать в них культуру здоровья.
Консультацию подготовила Боронина Н.Ю.
Сайт - Международный педагогический портал (свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Сайт - https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/08/20/vozrastnye-osobennosti-zreniya-u-detey-gigiena-zreniya Социальная сеть работников образования nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".
Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),возраст- 7,5 лет.Форма проведения: индивидуальная. Предварительная работа: р...
Конспект занятия по ориентировке в пространстве детей со сложной патологией зрительного анализатора. Индивидуальное занятие. Слабовидящий ребенок 7 лет. Тема: "Ферма"
Обучение ориентировке в пространстве , использование детьми схем....
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО И ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО И ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ Психофизиологические исследования показали, что при напряженной работе с компьютером оператор отмечает утомление в среднем через четы...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.
Картотека зрительной гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...
Массаж специальных зон лица для профилактики утомления глаз и развития зрительных способностей.
Массаж...
Презентация "Зрительный анализатор, приемы и профилактика нарушений зрения у детей".
Основное направление профилактики нарушений зрения у детей– это укрепление физического здоровья:● соблюдение гигиены глаз (основная мера для профилактики конъюнктивитов и...