МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
методическая разработка
Методическое пособие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие Здоровьесберегающие технологии | 1.38 МБ |
Комментированное рисование | 312.5 КБ |
рецензия | 317.86 КБ |
Книжка-развивайка Времена года | 939.5 КБ |
Профилактика дисграфии и дислексии | 696.6 КБ |
приложение 1 | 626.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27»
Россия, 662150, г. Ачинск, Красноярского края, микрорайон 4, строение 27
микрорайон 2, строение 33. Телефон: 8(39 151) 7 77 56
ds-27@mail.ru
Методическое пособие
по развитию коммуникативных языковых и художественных способностей в процессе комментированного рисования.
Ачинск 2021 г.
Авторы - составители: Иванова Ирина Михайловна,
Алкина Ольга Анатольевна,
Кульцева Наталья Владимировна.
Методическое пособие по развитию коммуникативных языковых и художественных способностей у детей в процессе комментированного рисования, Ачинск, 40с.
Рецензент: к. п. н., член экспертного совета всероссийского учебно-методического портала «ПЕДСОВЕТ», начальник отдела по инновационной деятельности и развитию социального партнерства Санкт-Петербургского Центра непрерывного образования и инноваций Кудрявцева Елена Александровна
Аннотация
Пособие предназначено для воспитателей и педагогов дополнительного образования в детском саду. В пособии раскрываются особенности использования приемов комментирующей речи взрослого и ребёнка, комментированного рисования на занятиях с детьми. Данное пособие ориентировано на нравственно - эстетическое воспитание дошкольников, на развитие художественных способностей, на стимулирование и поддержку речевой активности ребёнка. Пособие рассказывает, как создать оптимальные условия для мотивации детской речи и потребности в ней. Так же широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные. Методическое пособие раскрывает главное условие общения – адресованность речи детей.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………. 5
Основная часть:
1.Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста.…7
2.Комментированное рисование - одна из современных педагогических
технологий, определяющих речевое развитие ребенка. ………………9
3.«Приём комментирующей речи» взрослого……………………………11
4.Прием комментированного рисования, как совокупность игровых педагогических ситуаций …………………………………………………15
5.Методические рекомендации к использованию методов и приёмов «Комментированного рисования» в работе с детьми………………........16
Список литературы: ……………………………………………………….27
Приложение:
1.Приложение 1 ……………………………………………………………28
2.Приложение 2…………………………………………………………….29
3.Приложение 3…………………………………………………………….31
4.Приложение 4…………………………………………………………….32
5.Приложение 5…………………………………………………………….35
6.Приложение 6…………………………………………………………….38
Введение
Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Только
в общении с окружающими людьми человек находит себя. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Коммуникативные навыки – это те способности, которые можно и нужно развивать. Нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Занятие по изобразительной деятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, активного и пассивного словаря. Изобразительная деятельность с использованием приема комментированного рисования способствует самовыражению ребенка, а также безопасному выходу эмоционального напряжения, что в свою очередь, помогает укреплению психологического здоровья и благополучия ребенка.
Цель методики комментированного рисования - развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей.
Задачи:
1.Развивать анализирующее восприятие и формирование умений «читать» и «обыгрывать» изображенное на картине и рисунке взрослого и сверстника.
2.Формировать коммуникативные ситуации и создавать условия для включения детей в обсуждение в процессе комментированного рисования и работы с сюжетными картинками.
3.Содействовать в развитии мышления и умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования) в художественно – речевой деятельности.
В процессе рисования у детей совершенствуются эстетическое восприятие, наблюдательность, художественный вкус и творческие способности. Но не все дети решаются рассказать о том, что хотят нарисовать, опасаясь насмешек сверстников. Особенно остро данная проблема наблюдается у детей среднего дошкольного возраста. Низкий уровень речевого развития, несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Все это говорит о необходимости создания условий, для развития коммуникативных и творческих способностей детей, в которых каждый ребенок мог бы проявить свою фантазию, воображение, стать настоящим маленьким художником, не боясь высказывать свои мысли и чувства. Рисунок для ребёнка не только изображение предмета, но и своеобразный заменитель речи. Изобразительная деятельность может стать эффективным средством в решении проблем с речью ребенка.
Основная часть
Раздел 1. Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста.
У ребёнка четырех – пяти лет в речи активно участвуют обобщающие слова, правильно произносятся названия предметов и явлений жизни, употребляются сложные слова. Произношение слов происходит практически без искажений, оно активно совершенствуется. Нет пропусков или перестановки звуков, за исключением малознакомых сложных слов, к примеру «эскалатор».
Дети пятого года беседует достаточно свободно, используя довольно много слов, которые строятся в предложения. Формируя фразу, ребенок обычно пользуется всеми частями речи. В этот период речь становится основным источником развития мышления ребенка. Но дошкольник 4-5 лет не задумывается еще о синтаксической и морфологической стороне языка. Пятилетний дошкольник обладает способностью замечать особенности в произношении слов другими детьми и понимать недостатки своей речи.
Дети 4-5 лет готовы правильно воспринимать и произносить все звуки. Возможны еще некоторые недостатки произношения шипящих звуков. Звук [р] часто заменён на [л] или [й]. Но дети указанного возраста постепенно учатся контролировать звукопроизношение и даже иногда самостоятельно определяют и исправляют ошибки. Проявление у ребенка затруднений дифференциации звуков, как правило, заключается в неверном произношении слова или фразы, которые насыщены однотипными звуковыми группами, к примеру, слова: сушка, шоссе, говорятся так: «шушка, шошше». Причиной такого неверного произношения у детей могут являться дефекты строения речевых органов, а также плохое развитие подвижности артикуляционных мышц.
Так же может наблюдаться недостаточное развитие фонематических процессов, а ведь именно они «отвечают за узнавание» звуков. Этот возрастной период считается самым оптимальным для начала занятий.
На пятом году ребенок имеет словарный запас, достигающий 3000 – 3500 слов. Это уже довольно широкий спектр различных понятий и названий. Несмотря на это, детям свойственно путать понятия, часто слова употребляются неточно.
Речь ребенка 4-5 лет характеризуется ситуативной окраской рассказа, в результате чего окружающим бывает сложно понять содержание рассказа, наполненного эмоциональными всплесками и несвязным «перепрыгиванием» с одного слова на другое.
Дети пяти лет достаточно хорошо понимают порядок изменения слов, но частенько бывают ошибки в соблюдении падежа: «У меня нет перчатков». Если у ребенка отсутствуют органические недостатки и правильное речевое восприятие, он вполне владеет всеми звуками языка и может абсолютно правильно употреблять их.
Дети этого возраста готовы к обучению. Возраст от трех до пяти лет отличается наивысшей степенью восприимчивости к чему-то новому, любознательностью и высоким познавательным потенциалом. В четыре года ведущей линией развития речи ребенка является обучение правильному звукопроизношению.
Слуховую память помогает развить воспитание чувства интонации в тексте. Все эти знания в комплексе являются базой для последующего обучения ребенка чтению. Правильное и планомерное развитие речи детей дошкольного возраста оказывает положительное влияние на умение составить связный и интересный рассказ, его грамотность.
Раздел 2. Комментированное рисование - одна из современных педагогических технологий, определяющих речевое развитие ребенка.
Известно, что рисование один из главных способов познания и отражения окружающего мира. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Но зачастую, в детском саду во время проведения изобразительной деятельности, воспитателям приходится сталкиваться с проблемой: дети боятся рисовать, им кажется, что они не умеют, у них ничего не получится. Они не решаются рассказать о том, что хотят нарисовать, опасаясь насмешек сверстников. Особенно остро данная проблема наблюдается у детей среднего дошкольного возраста.
Низкий уровень речевого развития, несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Все это говорит о необходимости создания условий, для развития коммуникативных и творческих способностей детей, в которых каждый ребенок мог бы проявить свою фантазию, воображение, стать настоящим маленьким художником, не боясь высказывать свои мысли и чувства.
Рисунок для ребёнка не только изображение предмета, но и своеобразный заменитель речи. Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально – волевое развитие ребёнка, в результате продуктивной деятельности рисунки являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений. Следует отметить, что действие детей сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, целенаправленными, регулируемыми, ритмичными. Из своей практики считаем, что изобразительная деятельность может стать эффективным средством в решении проблем с речью ребенка.
В настоящее время много говорят о развитии способностей детей, в особенности творческих, разрабатываются программы и методики. При этом многие из них не учитывают перехода детей от репродуктивного уровня деятельности, связанного с формированием системы ориентировок, и операций, изобразительных умений и навыков, в частности, к поисковому и творческому, предполагается, что это происходит спонтанно, под влиянием обучения: ведь оно ведет за собой развитие (по Л.С. Выготскому). Однако почему – то это происходит не всегда – даже занимаясь в изобразительных студиях, дети не могут нарисовать то, что им подсказывает фантазия, постепенно разочаровываясь в своих способностях.
Как научить ребёнка верить в себя? Изначально они должны верить в то, что взрослый умеет рисовать всё, что угодно, что захочет. Его картины рассказывают о жизни ребёнка, являются волшебным отражением и воплощением окружающей реальности на листе бумаги. Более того здесь всё может ожить и начать двигаться – именно это и привлекает интерес ребёнка - дошкольника к рисованию, возможность сопереживания нарисованным героям и возможность « действовать» внутри нарисованной ситуации.
Оживить нарисованную ситуацию сможет прием комментированного рисования.
Раздел 3. «Приём комментирующей речи» взрослого.
Прием комментированного рисования – это моделирование коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой.
Комментированное рисование в данных условиях становится системообразующим компонентом педагогического воздействия. Так, в процессе комментированного рисования по поводу схематичного изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (изображения выполняет взрослый мелом или маркером на доске, а сами дети также становятся объектами изображения), воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, сообщения, т.е. упражняются в коммуникативных высказываниях.
Опираясь на приемы комментированного рисования О.П. Гаврилушкиной (к.п.н. профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология»), разработала свою методику. Её цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования.
Принципы, позволяющие достичь данную цель на практике:
• Деятельностный, согласно которому, способности человека развиваются в процессе формирования системы ориентировочных действий в деятельности ребенка (основными средствами формирования таких действий выступают приемы «вхождения в рисунок и комментированного рисования, методы аналогии, игрового моделирования движений и конструирования фигуры из геометрических форм);
• Развивающего обучения, согласно которому основное содержание педагогического взаимодействия ребенка и взрослого на занятии - создание «зоны ближайшего развития», которая выражается в совпадении интереса детей к деятельности и развития их способностей, своевременном формировании психологических новообразований. Создаются серии игровых обучающих ситуаций, направленных на развитие у воспитанников:
способности к усвоению знаний, восприимчивости к помощи и др.,
активности ориентировки в новых условиях, переноса ее в новые условия, переключаемости с одного способа на другой, быстроты образования новых понятий и способов действия,
- темпа, выносливости, работоспособности;
• Коммуникативный принцип организации занятий выражается в том, что на каждом занятии (по О.П. Гаврилушкиной):
- создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит,
- обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику),
- стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка,
- осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей,
- широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
Эти принципы реализуются на каждом этапе работы с детьми.
Этапы реализации связанных с целью задач в каждой возрастной группе детей можно обозначить следующим образом.
Подготовительный этап работы
- создание речевой среды и формирование положительной установки у детей на комментирование их действий;
- воспитание любознательности и интереса к изобразительной деятельности;
- развитие социальных эмоций (удивления от процесса и результата познания, радости от совершаемых открытий, сопереживания и сочувствия, восхищения красотой);
- овладение комментирующей функцией речи;
- развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» И «обыгрывать» изображенное на картинке и рисунке взрослого и сверстника;
- развитие мышления, формирование умений создавать простые контурные изображения путем наложения геометрических фигур;
- развитие способности действовать самостоятельно в условиях репродуктивной и продуктивной деятельности, вносить изменения в образец взрослого.
Принцип конвергенции развития коммуникативной, языковой и
интеллектуальной способностей на занятиях требует от педагога ориентации на развитие у воспитанников таких качеств, как:
оригинальность (способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся знакомыми, общепринятыми, банальными мыслями, которые проявляются во всех видах деятельности),
гибкость (способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию),
продуктивность (беглость мышления и воображения, рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей, вариантов решения проблем).
Для этого используются такие методы, как дорисовывание незаконченных взрослым изображений и сюжетов, работа с картинками – нелепицами, создание ассоциаций и аналогии, метод фокальных объектов, мозгового штурма и др. Способность детей к созданию изображений происходит на фоне комментирующей речи взрослого.
«Приём комментирующей речи» взрослого позволит организовать деятельность ребёнка на занятии рисованием через такие компоненты: мотивационный, ориентировочный, операционный и контрольный. Комментируя действия ребёнка на занятии, педагог рассказывает о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях. Особое значение приобретает рассказ о предстоящих действиях. Он помогает создать эмоциональную и интеллектуальную установку, опережающую деятельность самих детей, и регулировать их действия с опорой на нее.
Так, в ходе занятия воспитатель оценивает своевременность включения воспитанников в деятельность, выполнение правил рисования и темп работы, способы и навыки обращения с различными предметами (карандашом, кистью, краской и т.д.) В конце занятия воспитателем эмоционально оценивается результаты деятельности каждого ребенка и всей группы в целом. При этом комментируются как индивидуальные, так и коллективные успехи. Затем функции комментирования постепенно передаются детям. Комментирование ребенком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, ее конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения. А также представления законченного продукта, т.е. условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью. Привлекая детей к комментированному рисованию, можно использовать примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную к.п.н. Т.В. Лусс, к.п.н. профессором Т. В. Волосовец, к.п.н. доцентом Е. Н Кутеповой. Расскажи, что ты будешь делать?
- Расскажи, что будешь использовать?
- Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом?
- Расскажи, как будешь делать?
- Что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?
Очень хорошо, если воспитатель сможет записать рассказы детей на диктофон, а потом вместе с ними их послушать. Сам факт записи вызывает большой интерес у детей и выступает хорошим стимулом для повышения речевой и познавательной активности воспитанников.
На своих занятиях уделяем комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал…и сказал…и что из этого вышло»).
В ходе занятия по рисованию, используем приём «комментированного рисования», предлагаем в качестве объектов для рисования использовать детские впечатления, повседневную жизнь, игры и т. д. Не стремимся сразу исправлять речь. Перед собой не ставим художественные цели, не «прорисовываем» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, передаётся только главное, существенное. Ребёнку предлагается не только рассказать о том, что нарисовано, но и показывать посредством изобразительных движений. Создаём оптимальные условия для мотивации детской речи и потребности в ней, для того, чтобы ребёнок знал, почему и зачем он говорит.
Раздел 4. Прием комментированного рисования, как совокупность игровых педагогических ситуаций.
Приём комментированного рисования используем, как совокупность игровых педагогических ситуаций. На глазах у детей зарисовываем на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, познавательный и эмоциональный опыт детей (дети становятся объектами изображения), и комментируем их. Например: «Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а вы мне будете по – настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя… Хотите вместе со мной рисовать?.. Андрей, узнай у Богдана, с кем он играл в мяч? Егор, спроси, во что вы играли? Марина, узнай, нравится ли Ане играть вместе с Настей? Мы дополняем ответы, делаем их грамматически и орфоэпически правильно оформленными, логически законченными предложениями. В это время на доске возникают мини – ситуации, описывающие поведение и игры детей на прогулке. Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже в старших группах. Можно описать и зарисовать поведение детей в разных режимных моментах: прихода в детский сад (ситуация в раздевалке), занятия в музыкальном (физкультурном зале), утренники, возвращение домой (ситуация на улице) и др.
Затем переходим к следующей части НОД – к рассказыванию по картине – рисунку с моделированием коммуникативной ситуации. Например, говорим: «Видите, какая красивая у нас получилась картина. Вы все тут изображены. Только я не пойму, где кто. Давайте попробуем рассказать о том, что здесь нарисовано». Дети выходят по очереди и рассказывают сначала о себе, а потом о товарищах, об их играх и занятиях. Можно предложить: «Расскажите, как вы играли, используя нашу картину». Рассказы выглядят примерно так: «Это я. Я здесь взял лопату, дорожку чищу вот так. А это Витя. Он катает шары, чтобы снежную бабу делать. А это Аня и Олег. Они в мяч играют». Таким образом, передаётся содержание всех эпизодов.
Если же рисованием были заняты дети, выполняя задания в парах, то им предлагаем рассказать о том, что у них получилось (можно использовать схему, рекомендованную к.п.н. Т. В. Лусс, к.п.н. профессором Т. В. Волосовец, к.п.н. доцентом Е. Н Кутеповой).
- Расскажи, что у вас получилось?
- Расскажи, что вы делали сначала, а что – потом?
- Расскажи, о чём рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?
- У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?
Использование памятки для воспитателей «Основные правила проведения комментированного рисования» (приложение 1).
Раздел 5. Методические рекомендации к использованию методов и приёмов «Комментированного рисования» в работе с детьми.
1.Методы и приёмы подготовительного этапа:
Методы и приёмы | Направленность | Описание |
«Комментирующая речь взрослого» | Организация деятельности детей и выполнение речью регулирующей функции, педагогическая оценка деятельности. | Комментирование организационных и изобразительных действий детей и отдельного ребёнка, отождествляя их действия с действиями взрослого в настоящем времени, оречевление перехода с одного этапа деятельности на другой, обозначение в речи итога индивидуальной и коллективной деятельности. |
«Вхождение в рисунок» | Воспитание интереса к содержанию рисунка в процессе создания и оречевления воображаемой ситуации. | Фиксация в речи элементов ситуации, изображённой на рисунке, и проведение аналогии с коммуникативной ситуацией (с постепенным замещением данных ситуаций в игре). |
«Имитация движений нарисованных персонажей» | Развитие зрительно – двигательной координации, восприятия пространственных взаимоотношений фигур, формирование ролевой децентрации и положительной установки у детей на комментирование их действий. | Принятие роли нарисованного персонажа и отождествление его движений со своими. Инструкция: «Это (указательный жест на одного из персонажей рисунка) – ты. Расскажи и покажи, что здесь происходит». |
«Стирающие и обводящие пальчики» | Развитие зрительно – двигательной координации, моторной памяти, формирование положительной установки у детей на комментирование своих действий. | Ребёнок стирает кончиком пальца линию, которую нарисовал на доске мелом или специальным маркером взрослый, проговаривая направление своего действия, затем воспроизводит то же самое движение мелом или маркером, стараясь повторить такую же линию. |
«Показ способа изображения или движения» | Формирование умений действовать, опираясь на восприятие изобразительных действий взрослого и кратковременную память. | Воспитатель показывает способ действия – ребёнок отсрочено повторяет его, действуя по только что увиденному образцу. |
Дополнение изображения, созданного взрослым. | Формирование таких качеств зрительного восприятия, как целостность и предметность; освоение такого способа творческого действия, как дополнение. | Воспитатель демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создаёт его. Предлагает детям дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему самостоятельно. |
«Заговоривший рисунок» | Развитие таких качеств зрительного восприятия, как целостность и предметность;формирование положительной установки у детей на комментирование их действий. | Изображённый персонаж «заговаривает» с детьми голосом воспитателя, помогая уточнить замысел рисунка и создать целостный образ, ориентируясь не на шаблон, усвоенный детьми, а на способы изображения в описываемой игровой ситуации. |
«Создание ассоциаций и образных сравнений» | Развитие воображения детей, как условие для создания выразительного образа в рисунке. | Воспитатель предлагает по – новому увидеть окружающие предметы: для этого требуется угадать, на что они похожи, подобрать сравнения (например, «передвигается, как…», «потянулся кверху, словно…» и т. д.). При этом ассоциации и сравнения касаются аспектов, связанных с выбором средств выразительности в детском творчестве: цвета и цветовых сочетаний, ритма линий и пропорций, композиции и т. д. |
«Рисуночный диалог» | Развитие диалогической функции речи и воображения, формирование умения войти в роль и строить высказывания, исходя из неё, опосредуя этим создание рассказа по содержанию рисунка. | Метод обыгрывания идеи и композиции рисунка с помощью приёма «вхождения в рисунок», создания воображаемой ситуации и моделирования диалога нарисованных персонажей. |
«Надевание» формы на изображение» | Развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и «обыгрывать» изображенное на картинке и рисунке взрослого и сверстника; формирование умения создавать изображение конструктивным способом. | Воспитатель демонстрирует несколько геометрических фигур, с помощью которых может быть создан предмет. Показывает, как они должны располагаться друг относительно друга, совершая «примерочные» действия. Затем демонстрирует, как можно «надеть» одну форму на другую так, чтобы их контуры образовали новый. При этом проводится аналогия с надеванием одежды на человека и изменением его зрительного образа. |
2. Основной этап работы:
Этот этап включает:
- формирование коммуникативных ситуаций и создание условий для включения детей в их анализ и обсуждение в процессе комментированного рисования и работы с сюжетными картинами;
- положительную установку на самостоятельное рисование как творческую деятельность, развитие способности к экспериментированию, творческого воображения и формирование умений осуществлять художественно – творческие действия в процессе рисования;
- умения создавать художественное изображение (рисунок) конструктивным способом;
- социальные эмоции, нравственно – эстетические представления и чувства;
- способности к восприятию перспективы, в частности определения направления движения фигуры и «точки схода»;
- мышления и умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) в художественно – речевой деятельности;
- антиципации («предвосхищения») в создании воображаемой ситуации, пространственного мышления, умений описывать в речи воображаемую ситуацию, связывая её содержание с содержанием рисунка.
Методы и приёмы | Направленность | Описание |
Комментирующая речь взрослого | Организация деятельности детей и выполнение речью регулирующей функции, педагогическая оценка действий и деятельности. | Комментирование всех изобразительных действий детей и отдельного ребёнка, в прошедшем и настоящем времени, оречевление обозначение в речи итога индивидуальной и коллективной деятельности. |
Создание воображаемой ситуации и «вхождение в рисунок» | Развитие антиципации («предвосхищения») в создании воображаемой ситуации и пространственного мышления, формирование умений описывать в речи воображаемую ситуацию, связывая её содержание с содержанием рисунка. | Воспитатель предлагает сделать шаг и «войти в рисунок», описывая, что в это время «там» происходить. Особое внимание уделяется ближнему и дальнему планам рисунка – картины. |
«Включение любопытного карандаша» | Развитие способности уточнять и конкретизировать замысел рисунка в процессе рисования, развитие диалогической функции речи, формирование прогноза результата изобразительных действий. | Воспитатель создаёт изображение, разговаривая с «любопытным карандашом» о том, как и что он хочет нарисовать. Затем говорит, что можно «включить» (нажать на верхнюю кнопочку) «любопытный карандаш» и поговорить с ним по поводу рисунков. Дети действуют в аналогической игровой ситуации. Иногда воспитатель подключается к диалогам, помогая уточнить замыслы рисунка и меры выполнения, чтобы сориентировать детей на осуществление корректирующих действий. |
«Война» или «дружба» красок | Развитие способности к экспериментированию с красками, формирование представлений о смешении цветов. | Воспитатель рассказывает историю о том, что краски могут дружить или воевать. Это можно определить, накладывая их друг на друга, пока они не высохли: если краска оставляет свой цвет, делаясь немного светлее или темнее, то она «победила» вторую краску. Если при накладывании появляется новый цвет, то это означает, что краски уступили друг другу и хотят жить мирно – рождается новый цвет. После этого детям предлагается самим определить, в каких отношениях находятся краски, и даёт задание на их смешивание. |
Комментирующая линия | Развитие зрительно – двигательной координации и регулирующей функции речи. | Воспитатель совершает мелом или маркером на доске (затем в воздухе) изобразительные действия и комментирует их, описывая способ, с помощью которого он будет держать карандаш или кисточку, направление, ритм, силу нажима и скорость движения. |
Комментированное рисование | Развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и описывать в речи изображённое на рисунке через принятие на себя игровой роли; формирование положительной установки у детей на комментирование их действий. | Воспитатель «рассказывает» историю, мотивируя замысел рисунка, особенности его композиции персонажей (их мимики, поз и движений) служат ответы детей на специально поставленные поисковые вопросы. |
«Оживление картины» | Развитие анализирующего восприятия и пространственного мышления, зрительно – двигательной координации в условиях коллективных действий. | Воспитатель предлагает «оживить» картину; для этого дети распределяют роли персонажей или объектов, изображённых на рисунке – картине, затем, используя приёмы словесного рисования и коллективной пантомимы, передают её содержание и особенности композиции. Воспитатель записывает рассказы на диктофон и фотографирует «ожившую картину» для викторины. |
Наложение краски на краску | Формирование умений создавать впечатления динамики изменения ситуации на рисунке. | Воспитатель показывает, как можно осуществлять наложение краски на краску (после того как первая высохнет), и комментирует в речи изменение игровой ситуации в рисунке. В другом случае наложение краски на краску производится прямо на невысохший слой; с целью получения производных цветов (оранжевого, коричневого и др.). Таким образом, можно рисовать утреннее и вечернее небо, море и т. д. |
«Надевание» формы на изображение | Развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и «обыгрывать» изображенное на картинке и рисунке взрослого и сверстника; формирование умения создавать изображение конструктивным способом. | Воспитатель демонстрирует несколько геометрических фигур, с помощью которых может быть создан предмет. Показывает, как они должны располагаться друг относительно друга, совершая «примерочные» действия. Затем демонстрирует, как можно «надеть» одну форму на другую так, чтобы их контуры образовали новый. При этом проводится аналогия с надеванием одежды на человека и изменением его зрительного образа. |
3. Заключительный этап работы:
Закрепление полученных навыков и обобщение результатов работы включает:
- формирование навыков коммуникативно – игрового поведения в процессе комментированного рисования, работы с картинками, режиссёрских игр и игр – драматизаций;
- умений и навыков создавать правдоподобные изображения людей и животных в статике и движении;
- умений создавать композицию рисунка и рассказывать о тех событиях, которые она передаёт;
- позиции «Я – художник», положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность, умений объяснять замысел рисунка своим намерением и формулировать его в речи;
- способности к эстетическому восприятию движения, художественного мышления и вкуса, к рефлексии художественно – творческой деятельности;
- способности к восприятию перспективы, формирование представлений о способах определения направления движения фигуры, её приближения и удалении, заслонении другими фигурами;
- расширение и углубление экологических представлений детей, восприятие экологического создания.
Методы и приёмы | Направленность | Описание |
Комментирующая речь взрослого | Организация деятельности детей и выполнение речью регулирующей функции, педагогическая оценка действий и деятельности. | Комментирование всех изобразительных и художественно – творческих действий в прошедшем, настоящем и будущем времени; оречевление перехода с одного этапа деятельности на другой; обозначение в речи итога индивидуальной деятельности. |
«Включение любопытного карандаша» | Развитие способности уточнять и конкретизировать замысел рисунка в процессе рисования, развитие диалогической функции речи, формирование прогноза результата изобразительных действий. | Воспитатель создаёт изображение, разговаривая с «любопытным карандашом» о том, как и что он хочет нарисовать. Затем говорит, что можно «включить» (нажать на верхнюю кнопочку) «любопытный карандаш» и поговорить с ним по поводу рисунков. Дети действуют в аналогической игровой ситуации. Иногда воспитатель подключается к диалогам, помогая уточнить замыслы рисунка и меры выполнения, чтобы сориентировать детей на осуществление корректирующих действий. |
Комментирующая линия | Развитие зрительно – двигательной координации и регулирующей функции речи. | Воспитатель совершает мелом или маркером на доске (затем в воздухе) изобразительные действия и комментирует их, описывая способ, с помощью которого он будет держать карандаш или кисточку, направление, ритм, силу нажима и скорость движения. |
Комментируемое рисование в паре со сверстником | Развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и описывать в речи изображённое на рисунке через принятия на себя игровой роли. | Один из приёмов, связанных с экспериментированием в процессе рисования. Воспитатель создаёт на доске или мольберте несколько изображений шара или куба в перспективе. Показывает, как наносится сетка на их изображение – как определить на основе этого места, с которого заметил данный предмет художник: через «укладывание» фигуры в ладошки, сложенные «чашечкой» (изображение должно оказаться между ладонями, «лежать» в них, при этом нужно сделать несколько шагов назад в строну «сужения» расстояния между ладонями и их смыкания). Этот приём позволяет определить, «куда смотрит» изображение: вверх, вниз, прямо, направо или налево (оно всегда смотрит на художника). |
Каркасное рисование движущегося человека и животного | Развитие зрительного восприятия, пространственного мышления и двигательного воображения; формирования умений располагать фигуры на листе бумаги создавать композицию рисунка. | Воспитатель даёт детям задание нарисовать, как они играли (гуляли, путешествовали и т. д.). Предлагает для этого сложить «проволочную» фигуру движущего человека, используя его модель, показывает образец действий с моделью. Просит уточнить позу человека и соотнести её с намерениями и желаниями детей («Чем вы хотите заниматься на нашем рисунке?»). Затем дети располагают модели человечков на листе ватмана, создавая коллективную композицию, обводят их контуры и раскрашивают. Обращается внимание на «проволочность» изображения конечностей (изображение рук и ног с помощью двух линий) и то, что в рисунке фигуры кажутся объёмными. Аналогично дети работают с каркасами – модели животных (гуся, собаки, кошки, лошади и др). |
Игровое моделирование движений | Развитие двигательного воображения, способности к эстетическому восприятию движения. | Используя приём «волшебного превращения», воспитатель даёт возможность каждому «примерить» двигательный образ персонажа, которого дети хотят нарисовать. При этом, воспитатель интересуется намерениями персонажа, его мыслями и чувствами («О чём думает человек? Как вы думаете, по поводу чего он переживает?»), спрашивает, как его надо рисовать. Персонаж объясняет, что он хочет показать и рассказать своими движениями на рисунке. После разговора дети формируют представление о способах изображения. |
«Оживление картины» | Развитие художественного мышления и творческого воображения. | Воспитатель предлагает проиграть сюжет картины – то, о чём она рассказывает. Для этого просит передать позы и мимику персонажей, а затем «оживить» картину: «Если бы они ожили, чтобы мы услышали?». Отдельно может быть оживлена сама картина: её можно спросить о том, что она хочет сказать зрителям, почему радуется или грустит? |
Художественный анализ и оценка | Развитие художественного мышления и вкуса, способности к рефлексии художественно – творческой деятельности. | Воспитатель просит детей взять на себя роль экскурсоводов в картинной галерее и рассказать о картинах (рисунках). В основном используется следующий план рассказа: «Что это – картина или репродукция? Кто её написал и как она называется? О ком и о чём она рассказывает? Какие вызывает чувства и мысли? Что нравится в картине больше всего и почему?» |
Формирования замысла рисунка | Формирование положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность. Формирование умений объяснять замысел рисунка своим намерением и формировать его в речи. | Воспитатель, перед тем как дать установку на рисование, выясняет, о чём хочет «рассказать» его рисунок, что он – ребёнок – хочет при этом выразить (какие чувства и мысли)? Добивается, чтобы рисунки у детей были разными, отражали индивидуальное восприятие мира. При этом даёт время подумать и выбрать основные средства выражения образа (сочетания цветов, строение предмета из частей той или иной формы, их изменение при движении и др). |
Перечисленные методы и приёмы могут быть реализованы с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми. Занятия с детьми среднего возраста проводятся: по рисованию – 1 раз в месяц, интегрированное – 1 – 2 раза в неделю, в первой половине дня. Организуются они по подгруппам от 4 до 7 человек.
В результате проведения наблюдаются:
- увеличение активности, любознательности, инициативности и самостоятельности;
- оптимизация развития языковой и коммуникативной способностей, увеличение показателей развития интеллектуальной способности на 20% - 25%;
- рост количества творческих действий в процессе моделирования коммуникативной ситуации, комментированного рисования и игры – драматизации.
Список литературы:
- Анаткина Ю.М., Андрианова П.Е. Комментированное рисование как средство формирования креативных качеств дошкольника. Управление ДОУ, 2019, №2.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
- Горбунович Л.Б. Рисуем, думаем, размышляем. М., 2018.
- Гаврилушкина О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. Ребёнок в детском саду. 2017, №2.
- Доскин В. А., Печора К.Л. Рисунки детей. Психологический анализ. Дошкольное воспитание. 2018, №12.
- Микляева. Н. В. Комментированное рисование в детском саду. М., 2019.
Приложение 1
Основные правила проведения комментированного рисования
(памятка для воспитателей).
- Использование приёма транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».
- Связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года). Повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр.
- Главными героями создаваемых рисунков выступают конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и главное - отношения.
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полутора – или двухлетнего ребёнка, которая всё время «переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая им понятную всем языковую структуру.
- Воспитатель создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
- В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но и показывать с помощью изобразительных движений.
- В качестве физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.
Приложение 2
Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству
Тема: «Сказочные цветы»
Цель: развивать у детей речь, воображение, творческие способности посредством комментированного рисования, проявлять творчество в рисовании, используя нетрадиционные методы изображения предметов.
Задачи:
Развивающие - развивать умение анализировать результаты своей работы;
приобщать детей к изобразительному искусству средствами живописи и музыки; развивать познавательную активность в рисовании нетрадиционными методами.
Образовательные – использовать художественное слово, вопросы - пояснения. Формировать умение рисовать красками обычным и нетрадиционным способом. Проявлять аккуратность в работе. Приобщать к способам безопасной работы с красками и кисточками. Упражнять детей в подборе цветовой гаммы красок (накладывание одного цвета на другой, смешивание цветов и получение оттенков). Формировать умение у детей самостоятельно задумывать и осуществлять тему своей работы, используя знакомые и новые методы изображения цветов.
Воспитательные - воспитывать интерес к продуктивной деятельности.
Методы и приемы:
игровой (сюрпризный момент с куклой); проведение игры-инсценировки,
наглядный (рассматривание иллюстраций сказочных цветов), практический (рисование мятым листом бумаги), словесный (использование художественного слова, вопросы, пояснения).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение сказок.
Материал и оборудование: Набор гуашевых красок разного цвета, клеёнки по числу детей, поролоновые губки, влажные салфетки, палитра для красок, кисти разных размеров, иллюстрации, репродукции художников, альбомный лист, лист бумаги формата А4 (по числу детей), музыкальное произведение П.И.Чайковский «Вальс цветов».
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня в гости пришла цветочная Фея. Она прилетела в наши края, чтобы пополнить свою коллекцию красивыми цветами. Но увидев нашу белую зиму, расстроилась. Её огорчило отсутствие разнообразия красок. Ведь зимой у нас цветов нет, если только это не комнатные и не волшебные цветы.
(Фея показывает, какие цветы растут у неё)
Фея: А скажите, пожалуйста, как вы думаете, где растут эти цветы?
( ответы детей)
Фея: А давайте мы с вами сегодня отправимся в сказочную страну и попробуем нарисовать свой сказочный цветок. Для этого нам надо произнести волшебные слова.
Физкультурная минутка
Крибли! (Вращения руками расположенных перед грудью,
согнутых в локтях)
Крабли! (Несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы)
Бум! (хлопаем в ладоши один раз)
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
Фея: Вот мы и попали в сказку! Здесь всё волшебное. И мы сейчас с вами в этом убедимся. Возьмите лист бумаги и сомните его в шарик. Обмакните в краску и приложите к альбомному листу. На что похожа наша клякса? А давайте добавим к нашей кляксе стебелёк и листочки. Какого цвета будем рисовать стебелёк и листочки?
(ответы детей)
(Предложить детям нарисовать стебелёк и листочки разного цвета. Так как наш цветочек сказочный.)
Практическая часть: Дети самостоятельно работают под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель оказывает индивидуально помощь.
По окончанию все работы раскладываются на волшебной клумбе Феи. Фея предлагает каждому ребёнку рассказать о своей работе.
Рефлексия:
1.Что мы сегодня рисовали?
2.Чем заинтересовала вас наша работа?
3.Какие цветы хотели бы вы нарисовать?
Фея благодарит детей за то, что порадовали её, дарит всем на память по цветочку и улетает. Дети под волшебную музыку произносят волшебные слова и возвращаются в детский сад.
Приложение 3
Конспект НОД в средней группе «Комментированное рисование»
Тема: «Как мы играем»
Цель: развивать у детей речь, воображение, творческие способности посредством комментированного рисования.
Задачи:
Развивающие: развивать пространственное мышление и двигательное воображение, социальные эмоции, комментирующую функцию речи.
Образовательные: формировать умение рисовать фигуру человека в движении, используя приём рисования проволочных человечков; создавать коллективную композицию.
Воспитательные: воспитывать интерес к коллективной игре и художественно – речевой деятельности, дружелюбие и отзывчивость.
Оборудование: ватман, фломастеры, мелки, проволока.
Организационный момент.
Воспитатель здоровается с детьми и интересуется, во что они вчера вечером так увлечённо играли. Ответы детей.
Воспитатель. Кто кем был? Дети отвечают.
И что вы делали? Что происходило в вашей игре?
Дети рассказывают.
Комментированное рисование
Воспитатель. А давайте нарисуем, как вы играли?
Дети соглашаются.
Воспитатель достаёт лист ватмана, фломастеры и мелки, проволоку. Показывает, как сделать из проволоки человечка и как изобразить, что он движется. Предлагает детям выбрать себе позы для рисования, помогает им «примерить» эту позу к движению человека (перед зеркалом).
Когда все фигуры собраны, воспитатель обсуждает с детьми композицию рисунка: «кто где» и «кто с кем» должен находиться рядом, напоминает, что рисунок должен рассказать о том, как они играли на самом деле. Потом дети прикладывают свои фигурки к бумаге и обводят их. При этом воспитатель выясняет, кто из них как общался с партнёром по игре («Кто что сказал? Что подумал? Что сделал?»).
Физкультминутка «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем»
Составление рассказа по коллективному рисунку.
Используя приём составления рассказа по следам комментированного рисования, воспитатель и дети сочиняют рассказ по коллективному рисунку.
Итог.
Воспитатель хвалит детей и угощает конфетами: «Я рада, что вы умеете дружно играть и рисовать!»
Приложение 4
Конспект занятия с использованием технологии комментированного рисования
Тема: «Колючая семейка»
Цель: Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития, проявлять творчество в рисовании, используя приём «дополнения».
Задачи:
Образовательная. Формировать у детей представление о том, как можно рисовать целую фигуру, используя приём «дополнения». Учить располагать шаблон фигур на линии «земли». Учить рисовать короткие отрывистые линии под наклоном.
Развивающая. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию.
Воспитательная. Воспитывать положительную установку на комментирование педагогом изобразительных действий детей. Воспитывать положительные эмоции, радость во время рисования и в результате полученных изображений.
Активизация словаря: иголки, хмурый, добрая, ежиха, ежата.
Оборудование: листы для рисования, карандаши, шаблоны тела ежей большого и маленького (по количеству детей), мольберт.
Предварительная работа: Чтение рассказа Е.Чарушина «Ёж», д/и «Угадай, кого не стало?», д/и «У кого такой детёныш?», лепка «Ёжик», чтение стихотворения Ю.Могутина «Ёжик», игра «Маленький ёжик».
Организационный момент: Сейчас вы послушаете загадки и отгадаете, кого мы будем рисовать.
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель …
Дети: Ёжик.
Воспитатель: А давайте представим себе, что мы ёжики.
Проводится речедвигательная игра «Ёжик»:
В тёплой норке дремлет ёж,
На колючку он похож.
Вот под кустик он бежит,
Весь от холода дрожит.
Чтоб не мёрзнуть, не скучать,
Нужно весело скакать.
Если рядом волк, лисица,
Значит нужно притаиться.
Ощетинит ёж иголки,
Не достанется он волку.
Ждёт надёжная нора,
Там и отдохнуть пора.
Педагог просит детей сесть за столы.
Воспитатель: Сейчас я нарисую дорожку, по которой побежит ёжик (рисует, затем берёт шаблон). У меня в руке полукруг. С его помощью можно нарисовать ежа, который бежит по дорожке. (Показать и проговорить действия воспитателя детям, как приложить шаблон к дорожке и как нужно его обвести). Вы одной рукой придерживаете шаблон, другой обводите контур. (Затем показывает на мольберте на образце, как дорисовать ёжику лапки, ушки, носик, хвостик, глазки). Мордочка у ежа заострённая, носик приподнят вверх, круглые маленькие ушки, глаза круглой формы, а ножки у ёжика овальной формы. Чем покрыто тело ёжика?
Дети: Иголками.
Воспитатель: Правильно. (Рассказывает и показывает, как рисовать иголки «длинные и колкие». В сторону от головы к хвостику. Это я нарисовала маму ежиху. Как называют детёнышей у ежихи?
Дети: Ежата.
Воспитатель: Правильно. У вас на тарелочках лежат маленькие полукруги, и вы нарисуете маленьких ежат самостоятельно.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: (Поощряет работу детей). Какие хорошие получаются у вас ежата. (Спрашивает выборочно у детей). Какой характер у твоего ежонка?
Ребёнок: Добрый.
Воспитатель: Какое настроение у твоего ежонка?
Ребёнок: Весёлое (грустное) и т.д.
Воспитатель добивается полных ответов детей.
Воспитатель: Мама ежиха очень рада видеть своих ежат. Можно сказать, что «колючая семейка» вся в сборе.
Чтение литературного текста с установкой на бережное, заботливое отношение к диким животным А. Вольского, Ю. Магутина «Ёжик»
Как-то мне приснился сон,
Будто конный эскадрон,
Проходя по переулку,
Так стучал и топал гулко,
Что проснулось всё вокруг.
Я и сам проснулся вдруг.
Свет зажёг …
Я вижу – ёжик
Под кроватью – тук да тук!
От его коротких ножек
Этот топот, этот стук.
А ёжик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал ещё вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал.
Его мы так любили,
И гладили, и мыли.
Но он свернулся и дрожал.
А после взял и убежал …
Мы обыскали все кусты.
До самой тёмной темноты
И я кричал, и брат кричал.
А ёж таился и молчал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире,
Ёж был в своей квартире.
Воспитатель: Правильно бы поступили ребята, если бы оставили ёжика у себя?
Ответы детей.
Рефлексия: Кого мы с вами рисовали? Какие фигуры мы с вами обрисовывали? Что вы дорисовывали ёжику? Чем покрыто тело ёжика? Какие иголки у ёжика? Где живут ежи?
Педагог благодарит детей за их совместную работу.
Приложение 5
Конспект НОД в средней группе «Солнце»
Цель: развивать у детей речь, воображение, творческие способности посредством комментированного рисования.
Задачи:
образовательные – учить рисовать линии концом кисти; рисование круговыми движениями по нарастающей.
развивающие – формировать у детей познавательный интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; способность замечать и эмоционально откликаться на их эстетическое своеобразие; бережное отношение к миру предметов.
воспитательные – воспитывать у дошкольников желание выразить в рисунке свое отношение к предметам; желание поделиться своими чувствами с детьми и взрослыми, получить их признание, поддержку, вызвать сопереживание.
Активизация словаря: солнце, лучики.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие;
художественно – эстетическое развитие;
социально – коммуникативное.
Планируемые результаты: дети умеют рисовать круговым движением по нарастающей; правильно держат кисть; умеют делиться своими впечатлениями.
Материал и оборудование: альбомные листы, кисточки, баночки с водой, салфетки, гуашь, картины с изображением солнца.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за солнышком, с выводом: солнце светит высоко над головой, выше солнца только небо, лучи солнца дают нам тепло, дарят людям радость, питают растения.
Ход НОД.
Воспитатель:
Сегодня мы научимся с вами рисовать… Сами догадайтесь что:
Кто мне может дать ответ:
Летом греет, в стужу нет.
Что за ярко рыжий шар
Вспыхнул в небе как пожар?
Греет землю и цветы,
Греет травку и кусты,
Всем дает свое тепло,
С ним, как с матерью - добро,
Утром светит нам в оконце,
Догадались? Это... (Солнце)
Воспитатель: А вы любите солнышко?
Дети: Да.
Воспитатель:
А за что вы любите солнышко?
Послушайте стихотворение
Солнышко в окошко светит мне с утра,
Значит, в детский садик мне идти пора.
Быстро умываюсь, чищу зубы сам,
За окном весёлый слышен птичий гам.
Радуются птички, что пришла весна,
Маленькая травка на земле видна.
С мамочкой за руку в садик я иду,
Солнце подмигнуло мне лишь одному,
Я глаза зажмурил и услышал вслед,
Как оно сказало: "Эй, малыш, привет!"
Теперь давайте встанем и сделаем физкультминутку
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Воспитатель: Тогда, чтобы не огорчить солнышко, будем его рисовать аккуратно и с любовью. Какая краска нам понадобится, чтобы нарисовать солнце?
Дети: желтая.
Воспитатель: пусть каждый найдет желтую краску, а я посмотрю: правильно ли вы ее определили. (проверка правильности выбора краски). А теперь скажите мне, где находится солнышко?
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, солнышко находится высоко над нашей головой, поэтому будем рисовать его на верней половине листа, но над солнышком, еще есть небо, поэтому, мы немного отступим сверху. А теперь посмотрите, как я буду выполнять рисунок (показ техники выполнения круговой линии, рисование круговыми движениями по нарастающей.)
Дети повторяют за воспитателем и аналогично прорисовывают круг солнышка.
Воспитатель: Устали? Давайте немного поиграем.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Воспитатель: А теперь, немножко разомнем наши пальчики:
Мы играли, рисовали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг - скок, прыг - скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево - вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Воспитатель: А теперь, вернемся к нашему солнышку. Вы не находите, что оно какое-то не яркое? Что же нам сделать, чтобы оно ярче засияло? (Ответы детей).
Воспитатель: Думаю нам нужно нарисовать лучи. А чтобы солнышко обогрело всё вокруг, нужно чтобы лучи расходились во все стороны. Возьмите сухие кисточки, я буду говорить: куда нужно проводить линию, а вы мне покажете, как будете их проводить: вверх, вниз, вправо, влево.
Воспитатель: молодцы, а теперь посмотрите, как я буду рисовать лучи.
Нарисуем желтый круг,
После лучики вокруг –
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы,
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее -
Их теплом согреет.
Дети выполняют прорисовку лучей.
Воспитатель:
А теперь подойдите ко мне, у меня для вас сюрприз (выпускает мыльные пузыри). Посмотрите, какие они яркие и красивые, совсем как маленькое солнышко, поймайте солнышко в ладошку (игра). А теперь наши рисунки подсохли, давайте их возьмем, встанем в круг, и посветим солнышками друг на друга. Рефлексия: Ребята, расскажите про своё солнышко! Какое оно у вас получилось? Какой характер у солнышка? (каждый ребёнок рассказывает про своё солнышко).
Приложение 6
Конспект занятия с использованием технологии комментированного рисования для детей среднего возраста «Здравствуй, солнце красное!».
Цель: развивать у детей речь, воображение, творческие способности посредством комментированного рисования.
Задачи:
Образовательные - учить детей сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями, создавая выразительный образ солнышка; закреплять знания о явлениях неживой природы; значении солнца в природе.
развивающие - развивать слуховое и зрительное внимание, образные представления, воображение, речь.
воспитательные - формировать интерес к явлениям природы, воспитывать внимательное отношение к миру природы; воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение видеть проблемы товарища и желание оказать помощь.
Оборудование: панно на листе ватмана «Здравствуй, солнце красное!»; четыре картины по временам года; фотоаппарат; мольберт, листы ватмана, цветные карандаши; чемоданчик.
Ход НОД
Воспитатель заходит в группу с небольшим чемоданчиком.
- Ребята вы хотите узнать, что лежит в моём чемоданчике? (ответы детей). Воспитатель показывает детям четыре картины, выполненные в летней, осенней, зимней и весенней цветовой гамме. Педагог поочерёдно показывает детям цветовые композиции и спрашивает, какое время года напоминает им эта композиция, какое настроение она вызывает. Уточняет ответы детей, помогает подбирать для описания настроения прилагательные, например, летняя картина вызывает радостное, бодрое, весёлое настроение; весенняя – радостное, лёгкое и нежное; зимняя – холодное, спокойное, торжественное; осенняя – немного грустное.
- Друзья, как вы думаете, в какое время года веселее, теплее путешествовать? (ответы детей).
-Вы любите путешествовать? (Да!)
- Тогда попробуйте отгадать, к кому в гости мы сегодня пойдём? Раньше всех встаёт, тепло всему живому даёт. Что это? (Ответы детей).
Правильно, мы будем путешествовать вместе с солнышком. Давайте позовём его к себе в гости? (Ответы детей).
- Ребята, кто знает, как надо приглашать в гости? (Ответы детей).
Правильно, приглашать следует ласково, вежливо. Вы знаете какие-нибудь стихи о солнышке?
Солнышко – вёдрышко, Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись, Красное, покажись!
Свети нам, солнышко, свети!
Легко с тобой живётся.
И даже песенка в пути.
Сама собой поётся.
От нас за тучи-облака.
Не уходи, не надо –
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
Словно яркий апельсин,
Вышло солнце из осин,
Красное, румяное,
Всюду всеми званое!
Красное, красное,
Ясное, ясное!..
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно – солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Светит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Воспитатель: «А вот и солнышко…». Дети рассматривают панно «Здравствуй, солнце красное!».
Напомнить детям, что весной солнышко дольше и ярче светит, лучше греет землю; солнышко приносит людям тепло и свет.
Воспитатель: «Представьте, что солнечные лучики согревают вам щёчки, носик, ручки, ножки. Стало совсем тепло. Наши лучики отражаются в лужицах, скачут по земле солнечными зайчиками. Видите, как важно, чтобы нам было хорошо, тогда и другие люди будут радоваться, глядя на нас. Педагог приглашает детей превратиться в «солнечных зайчиков».
Физкультминутка «Солнечные зайчики».
Солнечные зайчики, словно побегайчики. Солнечные зайчики, скачут весело вокруг, и зовут ребяток в круг, вместе с ними поскакать. Тоже зайчиками стать.
Комментированное рисование. Воспитатель достаёт из чемоданчика лист ватмана и рисует солнышко, затем достаёт фотоаппарат и говорит:
- Я сфотографировала солнышко, оно смотрит прямо на нас. Давайте расскажем ему, почему в нашей группе так тепло и радостно. Что, по-вашему, солнышко ещё не заметило? Какой радостью вы хотите с ним поделиться? (ответы и высказывания детей). Воспитатель дорисовывает солнышку улыбку. Предлагает детям нарисовать картинки на листе ватмана, которые помогут солнышку узнать о детских радостях. Дети рисуют цветными карандашами.
Во время рисования воспитатель задаёт вопросы: - Солнышко так сильно радуется, наверное, кто-то из вас совершил хороший поступок? Что хорошего вы сделали вчера, сегодня? Как вы себя чувствуете, когда совершаете хороший поступок? (Дети высказываются)
- Но вот солнышко скрылось за тучкой! Стало совсем темно и холодно. Солнышко, покажись! Красное – нарядись! Выйди поскорее, будь к нам подобрее. Сядь на пенёк, посвети весь денёк!
Воспитатель берёт новый лист ватмана и рисует грустное солнышко, спрашивает, куда смотрит солнышко: на ребят в группе или в другую сторону?
- Вспомните, друзья, может, кто-нибудь обидел друга или отобрал у кого-нибудь игрушку? Это недобрый поступок, раз солнышку стало грустно (дети высказываются).
- А вы – добрые. Давайте порадуем солнышко. Вы извинитесь, если кого-то обидели, солнышко это увидит и ему будет приятно, и мы ему скажем много добрых слов, подарим радость и веселье (дети вспоминают, что кому-то причинили неприятности и извиняются).
Педагог достает лист ватмана с нарисованным ранее улыбающимся солнышком и предлагает детям дорисовать солнышку прямые лучики. При этом воспитатель показывает приём «обводящих пальчиков»: рисует линию – образец на мольберте, предлагает стереть её пальчиком, а потом нарисовать самому на листе ватмана, напоминая как нужно держать карандаш и руку, как действовать второй рукой.
- Молодцы! Какие добрые, хорошие дети в нашей группе! Солнышко вместе с нами радуется и дарит всем своё тепло. Давайте поблагодарим его за это, скажем: «Спасибо!» Сегодня наше увлекательное путешествие подошло к концу, вы очень хорошо потрудились».
Воспитатель складывает в чемоданчик фотоаппарат и картины о временах года. Педагог с детьми оставляет радостное солнышко в группе, в уголке природы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
В буклетах рассказывается, что одной из самых актуальных для школьного обучения проблем остается проблема нарушений письменной речи (дисграфия). Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких-либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования у данной категории дошкольников предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением.
Основное занятие ребенка дошкольного возраста – игра. При обучении детей грамоте, в частности при профилактике дисграфии и дислексии целесообразно использование игр и заданий с элементами рисования, лепки, аппликации. Они помогут ребенку выучить и запомнить графические изображения букв. Родители смогут познакомиться с приемами, помогающими детям лучше запоминать зрительный образ букв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"
Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников
Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...
Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.
Методическое пособие Рассказываем детям о войне....
Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное ...
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям...