Безопасное поведение дошкольников в быту и дома.
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Безопасное поведение дошкольников в быту и дома.
Столетиями люди создавали и совершенствовали различные технические средства с целью улучшения своего комфорта и безопасного существования. А результаты технического прогресса отнюдь не радуют - сегодня, все мы поставлены перед фактом существования угроз, связанных, прежде всего именно с производством и использованием различного рода техники, при чём угрозы эти преследуют людей практически всюду: на отдыхе, на работе, дома и на улице, в транспорте и на пешеходном переходе и т. д. Если взрослые люди каким-то образом могут предотвращать и справляться с возможностью возникновения опасных ситуаций, то дети в большинстве случаев в таких ситуациях абсолютно беспомощны. Что делать? Ответ может быть только один: необходимо с самого раннего детства прививать детям навыки их безопасного поведения – это суровая необходимость, причём заниматься этим следует повседневно.
О безопасности малышей
В вашем доме растет малыш и с каждым днём он становится всё любознательнее. Ребёнок ежеминутно и очень активно осваивает окружающее его пространство. Каждый из нас знает, что без единого синяка, царапин и ссадин вырастить его просто невозможно. Потому главная задача родителей обеспечить своему чаду безопасное пространство для более полного исследования окружающего мира. И начинать нужно с полного осмотра вашей квартиры помня при этом об одном важном критерии – события всегда проще предупредить, чем затем лечить вызванные ими последствия.
Кухня. Более опасного места, чем это помещение в вашей квартире просто нет. И самой легкой и лучшей защитой от неприятностей может быть только закрытая дверь, если же из-за особенностей интерьера двери нет, то вы должны предусмотреть возможность установки специальной загородки. В случае, когда несмотря ни на что ребё нок должен находиться на кухне вместе с вами обязательно придерживайтесь следующих нехитрых правил:
маленький ребёнок никогда не должен находиться на кухне без надзора;
все горячие кастрюли и другие кухонные принадлежности должны стоять на «дальних» конфорках, либо вне зоны досягаемости малышей;
если ребёнок находится на руках, то забудьте о приготовлении пищи на это время;
все острые, колющие и режущие предметы не должны быть «на виду» или в зоне досягаемости маленьких детей;
за столом ни в коем случае не ставьте рядом с малышом супницы, миски с горячим супом или чаем, чайники, кофейники. От скатерти на кухонном столе так же лучше отказаться, так как она легко стягивается на пол вместе с предметами на ней стоящими;
всю «мелочёвку» : семечки, орешки, конфеты следует убрать на наиболее высокие кухонные полки. Дети могут засунуть эти мелкие продукты питания в нос, уши, наконец, просто могут ими подавиться;
абсолютно все моющие средства должны храниться только в шкафах, причём вне зоны доступа к ним детей;
абсолютно всё запрещать, конечно же, не следует. Всегда можно позволить малышу разложить на столе салфетки, ложечки и ложки. Первое - это отвлечёт его от опасных предметов кухонного обихода, второе - ребёнок почувствует свою значимость и необходимость для семьи.
Жилые комнаты. И здесь малышам есть возможность познать много неведомого, интересного, но, к сожалению, и здесь их могут поджидать весьма реальные опасности. Для их исключения достаточно помнить о том, что:
все открытые электрические розетки должны быть «заглушены». Используйте для этого специальные пластиковые заглушки, они продаются в любом хозяйственном магазине и стоят очень недорого;
в пределах детской досягаемости не должно быть никаких удлинителей свободно лежащих на поверхности пола. Все удлинители: антенные для TV, телефонные и удлинители электрических сетей должны быть прочно прикреплены к соответствующим поверхностям;
все окна должны быть оборудованы специальными «закрывашками» - блокираторами, возьмите за правило никогда не оставлять маленьких детей одних в комнатах с открытыми окнами;
не забудьте убрать из всех помещений в недосягаемые для ребёнка места всю парфюмерию и косметику;
в доме всегда есть, да и должны быть, самые необходимые для оказания первой помощи лекарственные средства. Хранить домашние лекарства следует в закрытой домашней аптечке, в абсолютно недоступном для детей месте.
Опасности игровой площадки. Гуляя на детской площадке возле дома, к сожалению, необходимо четко представлять себе, что:
в детской песочнице достаточно часто встречаются осколки стекла, битые пивные и водочные бутылки, куски разорванных металлических банок от различных напитков, собачьи экскременты и много прочего разнородного мусора;
рядом с детской площадкой в любой момент могут появиться как бездомные, так и домашние собаки с трудно предсказуемым поведением;
постарайтесь оградить пространство для игр с малышами от территории, на которой находятся и играют очень активные дети постарше.
Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста
Для чёткого понимания поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста на улице необходимо иметь представление о психофизиологических особенностях их развития в этом возрасте и постараться с учётом этих особенностей привить им основные навыки безопасного поведения на улице, особенно вблизи проезжей части дорог.
Следует помнить о том, что:
играя с игрушками, дети привыкают, что их машинки и паровозики останавливаются мгновенно, в соответствии с их желаниями. Эти игровые ситуации переносятся в их сознании и в реальный мир. Они убеждены, что любое реальное транспортное средство может остановиться мгновенно и потому практически просто не обращают внимания на автотранспорт. Разделение ситуаций на реальные и игровые происходит постепенно уже при обучении в школе;
ребёнок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения вблизи проезжей части, либо на пешеходном переходе. Внимание малышей всегда полностью сосредоточено только на своих конкретных действиях. Броситься бегом следом за мячиком, или к приятелю на другой стороне дороги для него гораздо важнее, чем движущиеся автомобили. А о собственной безопасности, особенно на пешеходных переходах, дети просто не задумываются;
реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, потому они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность. Если взрослому человеку на оценку ситуации достаточно 0,8…1 секунды, то у ребёнка на это уходит до 3…4-х секунд.
Например: отличить движущийся автомобиль от стоящего взрослый человек сможет за четверть секунды, а семилетнему ребёнку для этого может потребоваться до 4-х секунд. Дополнительно к этому действует ещё одна особенность, маленькие дети на бегу не могут останавливаться сразу и именно поэтому на сигнал опасности они реагируют со значительным опозданием;
сектор обзора и поле зрения у малышей гораздо меньшие, чем у взрослых. Как правило, дети хорошо видят только то, что находится напротив них. В пятилетнем возрасте они могут ориентироваться на расстоянии до пяти метров, в 6-летнем до 10 метров, всё, что при этом происходит справа и слева остаётся незамеченным. Надёжная, чёткая ориентация по сторонам: право, лево, приобретается ими только в семилетнем возрасте;
вплоть до восьмилетнего возраста дети слышат только то, что представляет для них интерес. И только в этом возрасте они начинают определять точное направление на источники постороннего звука и каким-то образом прогнозировать степень их опасности.
Пока малыш делает свои первые шаги и набивает шишки под присмотром родителей и близких родственников научить ребёнка безопасному поведению достаточно сложно. Но вот ребёнок подрос, ходит в детский садик, в школу, остаётся один дома. Вы просто обязаны дать ему понять, что его спокойная и безопасная жизнь теперь зависит и от его правильного поведения, а не только от родителей, воспитателей и учителей. Делать это нужно тактично, спокойно, стараться свои пояснения сопровождать наглядными примерами, но при этом, ни в коем случае не пугать детей. Если что-то в вашем рассказе или показе примера из реальной жизни испугает ребёнка, то при возникновении такой же или похожей ситуации он просто может «впасть в ступор», «застыть от ужаса» и попасть в опасную ситуацию, чаще всего безвыходную.
Самые общие правила безопасного поведения детей
Что лучше и охотнее всего любят делать дети? Конечно, подражать нам, взрослым, при этом они, в дальнейшем, подсознательно «на автомате» в похожих ситуациях поступают именно так, как это делаем мы. Если у папы и мамы есть привычка перед уходом из дома проходить по всем комнатам, запирая при этом все окна, выключая электроприборы и прочие устройства - будьте уверены, эта полезная привычка появится и у их детей.
Потому находясь рядом со своими детьми, старайтесь в полной мере, очень серьёзно относится к своим повседневным привычкам, в первую очередь это относится к: соблюдению правил дорожного движения, общению с незнакомыми людьми и визитёрами, открыванию дверей незнакомцам, ответам на телефонные звонки и многому другому.
Право на жизнь и личную неприкосновенность. В обычном варианте все учат детей безусловному подчинению взрослым, но надо найти возможность и показать ребёнку в каких именно случаях он имеет право не слушаться взрослых, а кричать, царапаться, убегать и даже лгать. Попытайтесь в игровой ситуации объяснить ребёнку, что если кто-то пытается причинить ему вред, то он имеет полное право сказать: «Нет!», не послушаться этого человека и поступить по-своему. Создайте несколько экстремальных игровых ситуаций, укажите все слабые места и в любом случае похвалите.
Разговоры с незнакомыми людьми. Следует обязательно научить детей не обращать внимания и избегать любого вида общения с незнакомыми и малознакомыми людьми. Желательно чтобы у ребёнка выработалась устойчивая рефлекторная привычка именно на такие случаи: сделать вид, что он не услышал обращения к себе, быстро уйти или убежать в безопасное место.
Кроме прочего у детей должна сформироваться привычка о подобных или других необычайных случаях обязательно всё подробно и полно рассказывать родителям. Маленький член вашей семьи должен знать, что, если даже с ним всё же что-то нехорошее произошло, то родители ругать его никогда не будут, а, наоборот, будут защищать. От них не должно быть никаких секретов и тайн в случае возникновения каких-либо происшествий.
Защита от хулиганов. Достаточно сложно, но очень необходимо довести до детей правила поведения при встрече с хулиганами. Но постарайтесь найти правильные слова и пояснить своему ребёнку, что иногда не будет трусостью отдать карманные деньги или какие-то вещи и остаться здоровым, чем отдать всё и оказаться ещё и избитым. Но это крайний случай. А в целом следует приучить детей, не боятся обвинений в трусости и громко звать на помощь друзей (это самый лучший для самолюбия вариант) или взрослых, свистеть в обычный «милицейский» свисток, который всегда следует носить в кармане именно для таких случаев.
Ситуация – один дома. У вас работа, дома остаётся школьник. Вы должны быть уверены в том, что он точно знает и умеет правильно поступать в следующих ситуациях:
ребёнок точно знает, как и кому из соседей подать сигнал об опасности;
пожар дома или у соседей (сверху, снизу);
прорвало трубу;
необходимость вызова экстренной помощи;
звонок в дверь незнакомца;
вход и выход из своей квартиры;
поездка в лифте;
внезапное ухудшение здоровья;
заблудился на улице;
необходимость перехода на другую сторону проезжей части дороги.
Если это не так, то прежде чем оставлять детей одних дома вы просто обязаны практически отработать с ними все эти и подобные им ситуации. В настоящее время Центральной спасательной службой России выполнено большое количество анимированной социальной рекламы именно на эти случаи. Реклама короткая, интересная и запоминающаяся, очень нравиться детям. Не поленитесь, найдите её на просторах Интернета и используйте для обучения детей правилам безопасного поведения на улице и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование безопасного поведения дошкольников в быту.
план по самообразованию...
Использование авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.
Я хочу поделиться опытом работы МКДОУ детского сада № 499 Калининского района по использованию авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, соци...
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В БЫТУ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В БЫТУ...
Формирование правил безопасного поведения дошкольников в быту
Памятка для родителей....
Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме
Мастер – класс на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»Цель: Повышения уровня ИКТ-компетентности пед...
Безопасное поведение дошкольников в быту и дома.
Безопасное поведение дошкольников в быту и дома....
Программа «Ребенок дома» по формированию безопасного поведения дошкольников в быту.
Пояснительная записка В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родите...