Программа «Ребенок дома» по формированию безопасного поведения дошкольников в быту.
рабочая программа по обж (старшая группа)
Пояснительная записка
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Правила поведения в быту и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности.
На сегодняшний момент, возрос уровень требований к обеспечению безопасности дошкольников в быту в дошкольных учреждениях, с одной стороны, с другой – отсутствие специалистов по ОБЖ в садах, большое количество различных методических рекомендаций приводит к тому, что мероприятия по ОБЖ проводятся стихийно, чаще всего имеют теоретический уклон, слабо отрабатываются у дошкольников навыки реагирования в экстремальных ситуациях.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯЙСКИЙ ДЕТКИЙ САД "СОЛНЫШКО"
Программа
«Ребенок дома»
по формированию безопасного поведения дошкольников в быту
Реализовывалась в МБДОУ ДС "СОЛНЫШКО"
Составители программы:
Чуйко Елена Сергеевна
воспитатель
Яя , 2024
Пояснительная записка
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Правила поведения в быту и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности.
На сегодняшний момент, возрос уровень требований к обеспечению безопасности дошкольников в быту в дошкольных учреждениях, с одной стороны, с другой – отсутствие специалистов по ОБЖ в садах, большое количество различных методических рекомендаций приводит к тому, что мероприятия по ОБЖ проводятся стихийно, чаще всего имеют теоретический уклон, слабо отрабатываются у дошкольников навыки реагирования в экстремальных ситуациях.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Цель программы:
Формирование знаний, умений и навыков поведения дошкольников в быту через дидактические игры.
Задачи программы
1. Способствовать расширению знаний об опасных ситуациях, которые могут произойти с ребенком дома. Познакомить детей с опасными предметами.
2. Создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к безопасности детей.
3. Развивать у дошкольников самостоятельность, инициативу, интерес к творческому решению ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения дошкольников в быту.
4. Способствовать формированию у ребенка навыков безопасного поведения в быту.
5. Знакомить со способами поведения в различных ситуациях в быту, при взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.
Содержание
Программа составлена для реализации формирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста .
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - формирования безопасного поведения дошкольника в быту и является адаптированным вариантом программы «Ребенок дома» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б.
Программа состоит из разделов:
1. «Ребенок дома»
Ребёнок дома – познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта.
Формы работы
1. С детьми:
·Познавательные беседы.
·Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
·Наблюдения.
·Экскурсии.
·Дидактические игры.
·Рассматривание иллюстраций.
·Чтение художественной литературы.
2. С родителями:
·Консультации.
·Статьи в родительском уголке.
Методическое обеспечение программы
Методы.
Словесные: рассказ, беседа, вопросы, пересказ, прослушивание музыкальных произведений.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций.
Условия реализации программы.
1. Научно-методическое (подбор методической, литературы, иллюстрации, методические разработки,).
2. Организационно-педагогические: педагог должен знать возрастные особенности детей;
взаимодействовать с воспитателем, психологом.
3. Материально-технические: необходимо наличие DVD, магнитофона, мультимедийной установки, компьютера, телевизора, фотоаппарата.
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о правилах обращения с предметами, могущими являться источниками опасности;
- о технике, помогающей человеку;
знать:
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
- разные опасные предметы быта.
Результаты работы по программе представлены на итоговых тематических занятиях в ДОО, выставках рисунков детей.
«Ребёнок дома»
Сентябрь
Беседа | . Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |
;Спички». Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования спичками. ;Правила обращения с электроприборами» Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования электроприборами. | Д/и #1044;и «Осторожно – электроприборы». #1044;/и «Что есть, что было». ;Раз, два, три, - что может быть опасно - найди» | Игра- тренинг «Ты дома один» Модели ситуаций:
2. «Ты захотел подогреть кашу на плите», что делать? 3. Ты нашел зажигалку! Твои действия? #1061;очешь включить печь! Твои действия? | Информационный лист. «Учите детей правилам безопасности дома» Цель: Закреплять с детьми знания о безопасности дома, о правилах поведения с бытовой техникой и спичками. | Рисование: придумай и нарисуй свой знак безопасности дома. |
Октябрь
Беседа | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | |
«Остался дома один» Цель: выявлять уровень знаний дошкольников по правилам поведения в ситуации "один дома". Занятие-практикум «Спешим на помощь». 2. «Кто поможет?». «Скорая помощь». | 1Д/и «Опасные предметы дома» 2 Д/и «Что хорошо, что плохо». | Загадки на темы:
4. Чем опасно мыло? | Памятка «Изучаем понятия «Опасно не опасно». | Рисование на тему: опасные предметы быта. |
Ноябрь
Беседа | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями | |
Цель: дать представления о правилах поведения в ситуации "за дверями не знакомый человек". | 1. Д/и «Как избежать неприятностей дома». 2. Д/и «Кто поможет?» | Модели ситуаций: 1. Тебя попросили открыть дверь. Какие советы взрослых ты должен вспомнить! 2. За дверями шум Ты захотел выйти. Какие советы взрослых ты должен вспомнить! #1048;гра тренинг: за тобой зашли подружки на лицу. Что ты будешь делать? | Выставка рекомендаций для родителей на тему: Мой ребенок умеет правильно себя вести когда он один дома. . |
Декабрь
Беседа | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |
Просмотр мультипликационного фильма, с последующим обсуждением «Послушный ребенок» Цель. Закрепить правила поведения дома.
| Обучающая сюжетно-дидактическая игра «Осторожно — пар!» — Закрепление понятия о том, что во время того как закипает чайник нельзя греть руки о пар. Развитие интереса к общему замыслу, стремления проявлять инициативу. | Рассматривание картины «Бытовая техника», беседа по картине. #1047;акипел чайник и пар во все стороны. Твои действия? #1058;ы обжегся паром. Что ты будешь делать? | Информацион- ный лист. «Учите детей правилам безопасности дома» Закреплять с детьми знания о безопасности дома, о правилах поведения с бытовой техникой. | Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по безопасности : настольно-печатные игры, книги, иллюстрации. |
Январь
Беседа | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | ||
Беседа «Использование и хранение опасных предметов» Цель: закреплять знания детей о правилах пользования и хранения опасных предметов. | Чтение художественной литературы Ю. Пермяк «Торопливый ножик» | Модели ситуаций #1058;ы баловался и порвал мамину любимую скатерть. Что ты будешь делать? #1058;ебе нужно идти к бабушке, а у тебя разошлись штаны. Какие будут твои действия? | Загадки о предметах, требующих осторожное обращение. | Памятка " Папа, мама, я -осторожная семья" Закрепить знание детей и родителей о правилах поведения с колющимися и режущимися предметами. | Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке безопасности: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации. |
Февраль
Беседа | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | ||
«Огонь – друг или враг». Цель: Рассказать об открытом огне, о помощи и вреде огня. Закрепить правила пожарной безопасности. | Д/и «Если возник пожар». Д/и «Опасно-неопасно», «Соедини по точкам». | Чтение: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», загадки по теме: «Огонь», «Пожар». | Моделирование ситуаций: «От чего возник пожар?» | Памятка. «Проверьте свои знания и умения при пользовании бытовой техникой». | Обогащение предметно-развивающей среды карточками «опасные ситуации». |
Март
Беседа | Совместная деятельность взрослого и детей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | ||
«Остался дома один» Цель: выявлять умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности. | Рассматривание картины «Мальчик играл со спичками и загорелись шторы», беседа по картине. #1063;то стало причиной пожара? 2. О чем не подумал мальчик, взяв в руки спички? 3. Какие последствия могут быть в этой ситуации? | Игра- тренинг «Ты дома один»
| Д/и «Что есть, что было», Д/и «Назови и опиши» | Рисование на тему: правила обращения с пожароопасными предметами. |
Апрель
Беседа | Совместная деятельность взрослого и детей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Беседа «Использование и хранение опасных предметов» Цель: закреплять знания детей о правилах пользования и хранения опасных предметов. 1. Какие предметы мы можем назвать опасными? 2. Как надо хранить опасные предметы? 3. Какие правила нужно выполнять, если в доме есть опасные предметы? | Игра развлечение "По стране безопасности" | Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по безопасности : настольно-печатные игры, книги, иллюстрации. |
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ
Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО НАЙДИ»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).
Ход игры. Воспитатель или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»
Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал:
* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
* картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним
«ДОМИК УЛИТКИ»
Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило: соблюдать очередность.
Материал:
* игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода;
* фишки;
* кубик.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).
Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
«ТАК И НЕ ТАК»
Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал:
* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных (разрешенных).
Примерное содержание картинок:
ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.
«МОЖНО — НЕЛЬЗЯ»
(с использованием фотографий детей).
В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых).
«СТО БЕД»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры:
Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
«МЫ - СПАСАТЕЛИ»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);
* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
* набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»
Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Задания:
* собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;
* собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
Список источников
- Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст ] : по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.
- Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко. - М.: Академический Проект, 4-е изд. 2002 — 160 с. — (Серия «Руководство практического психолога»)
- Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Г.Хромцова. – М.: Педагогическое общество России. 198с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование безопасного поведения дошкольников в быту.
план по самообразованию...
Использование авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.
Я хочу поделиться опытом работы МКДОУ детского сада № 499 Калининского района по использованию авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, соци...
Формирование правил безопасного поведения дошкольников в быту
Памятка для родителей....
Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме
Мастер – класс на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»Цель: Повышения уровня ИКТ-компетентности пед...
Мастер-класс для педагогов МДОУ «Дидактические игры направленные на формирование навыков безопасного поведения дошкольника в быту и социуме»
laquo;Игра - это огромное светлое окно,через которое, в духовный мир ребёнкавливается, живительны поток представлений,понятий об окружающем мире.»В. А. Сухомлинский...
Безопасное поведение дошкольников в быту и дома.
Безопасное поведение дошкольников в быту и дома....
Безопасное поведение дошкольников в быту и дома.
Безопасное поведение дошкольников в быту и дома....
- Мне нравится (1)