Программа «Ребенок дома» по формированию безопасного поведения дошкольников в быту.
рабочая программа по обж (старшая группа)

Чуйко Елена Сергеевна

Пояснительная записка

 

 

         В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей,  подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.  Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

         Правила поведения в быту и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности.
         На сегодняшний момент, возрос уровень требований к обеспечению безопасности дошкольников в быту в дошкольных учреждениях, с одной стороны, с другой – отсутствие специалистов по ОБЖ в садах, большое количество различных методических рекомендаций приводит к тому, что мероприятия по ОБЖ проводятся стихийно, чаще всего имеют теоретический уклон, слабо отрабатываются у дошкольников навыки реагирования в экстремальных ситуациях.

          Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЯЙСКИЙ ДЕТКИЙ САД "СОЛНЫШКО"

Программа

«Ребенок дома»

по формированию безопасного поведения дошкольников в быту

Реализовывалась в МБДОУ ДС "СОЛНЫШКО"

Составители программы:

Чуйко Елена Сергеевна

воспитатель

Яя , 2024

Пояснительная записка

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Правила поведения в быту и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности.
На сегодняшний момент, возрос уровень требований к обеспечению безопасности дошкольников в быту в дошкольных учреждениях, с одной стороны, с другой – отсутствие специалистов по ОБЖ в садах, большое количество различных методических рекомендаций приводит к тому, что мероприятия по ОБЖ проводятся стихийно, чаще всего имеют теоретический уклон, слабо отрабатываются у дошкольников навыки реагирования в экстремальных ситуациях.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Цель программы:

Формирование знаний, умений и навыков поведения дошкольников в быту через дидактические игры.

Задачи программы

1. Способствовать расширению знаний об опасных ситуациях, которые могут произойти с ребенком дома. Познакомить детей с опасными предметами.

2. Создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к безопасности детей.

3. Развивать у дошкольников самостоятельность, инициативу, интерес к творческому решению ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения дошкольников в быту.

4. Способствовать формированию у ребенка навыков безопасного поведения в быту.

5. Знакомить со способами поведения в различных ситуациях в быту, при взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.

Содержание

Программа составлена для реализации формирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста .

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - формирования безопасного поведения дошкольника в быту и является адаптированным вариантом программы «Ребенок дома» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б.

Программа состоит из разделов:

1. «Ребенок дома»

Ребёнок дома – познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта.

Формы работы

1. С детьми:

·Познавательные беседы.

·Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).

·Наблюдения.

·Экскурсии.

·Дидактические игры.

·Рассматривание иллюстраций.

·Чтение художественной литературы.

2. С родителями:

·Консультации.

·Статьи в родительском уголке.

Методическое обеспечение программы

Методы.

Словесные: рассказ, беседа, вопросы, пересказ, прослушивание музыкальных произведений.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций.

Условия реализации программы.

1. Научно-методическое (подбор методической, литературы, иллюстрации, методические разработки,).

2. Организационно-педагогические: педагог должен знать возрастные особенности детей;

взаимодействовать с воспитателем, психологом.

3. Материально-технические: необходимо наличие DVD, магнитофона, мультимедийной установки, компьютера, телевизора, фотоаппарата.

В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:

- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;

- о правилах обращения с предметами, могущими являться источниками опасности;

- о технике, помогающей человеку;

знать:

- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;

- разные опасные предметы быта.

Результаты работы по программе представлены на итоговых тематических занятиях в ДОО, выставках рисунков детей.

«Ребёнок дома»

Сентябрь

Беседа

.

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

;Спички».

Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования спичками.

;Правила обращения с электроприборами»

Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования электроприборами.

Д/и

#1044;и «Осторожно – электроприборы».

#1044;/и «Что есть, что было».

;Раз, два, три, - что может быть опасно - найди»

Игра- тренинг «Ты дома один»

Модели ситуаций:

  1. Что делать если ты хочешь порезать яблоко!

2. «Ты захотел подогреть кашу на плите», что делать?

3. Ты нашел зажигалку! Твои действия?

#1061;очешь включить печь! Твои действия?

Информационный лист.

«Учите детей правилам безопасности дома»

Цель: Закреплять с детьми знания о безопасности дома, о правилах поведения с бытовой техникой и спичками.

Рисование: придумай и нарисуй свой знак безопасности дома.

Октябрь

Беседа

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

«Остался дома один»

Цель: выявлять уровень знаний дошкольников по правилам поведения в ситуации "один дома".

Занятие-практикум «Спешим на помощь».

2. «Кто поможет?». «Скорая помощь».

1Д/и «Опасные предметы дома»

2 Д/и «Что хорошо, что плохо».

Загадки на темы:

  1. Чем опасен кран?
  2. Чем опасна горячая вода?
  3. Чем опасна холодная вода?

4. Чем опасно мыло?

Памятка «Изучаем понятия «Опасно не опасно».

Рисование на тему: опасные предметы быта.

Ноябрь

Беседа

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

  1. "Странный шум в подъезде!"
  2. "Кто то постучался в дверь!"
  3. "За дверью представились твоим соседом!"

Цель: дать представления о правилах поведения в ситуации "за дверями не знакомый человек".

1. Д/и «Как избежать неприятностей дома».

2. Д/и «Кто поможет?»

Модели ситуаций:

1. Тебя попросили открыть дверь. Какие советы взрослых ты должен вспомнить!

2. За дверями шум Ты захотел выйти. Какие советы взрослых ты должен вспомнить!

#1048;гра тренинг: за тобой зашли подружки на лицу. Что ты будешь делать?

Выставка рекомендаций для родителей на тему: Мой ребенок умеет правильно себя вести когда он один дома.

.

Декабрь

Беседа

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Просмотр мультипликационного фильма, с последующим обсуждением «Послушный ребенок»

Цель. Закрепить правила поведения дома.

Обучающая сюжетно-дидактическая игра «Осторожно — пар!» — Закрепление понятия о том, что во время того как закипает чайник нельзя греть руки о пар. Развитие интереса к общему замыслу, стремления проявлять инициативу.

Рассматривание картины «Бытовая техника», беседа по картине.

#1047;акипел чайник и пар во все стороны. Твои действия?

#1058;ы обжегся паром. Что ты будешь делать?

Информацион-

ный лист.

«Учите детей правилам безопасности дома»

Закреплять с детьми знания о безопасности дома, о правилах поведения с бытовой техникой.

Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по безопасности : настольно-печатные игры, книги, иллюстрации.

Январь

Беседа

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Беседа «Использование и хранение опасных предметов»

Цель: закреплять знания детей о правилах пользования и хранения опасных предметов.

Чтение художественной литературы Ю. Пермяк «Торопливый ножик»

Модели ситуаций

#1058;ы баловался и порвал мамину любимую скатерть. Что ты будешь делать?

#1058;ебе нужно идти к бабушке, а у тебя разошлись штаны. Какие будут твои действия?

Загадки о предметах, требующих осторожное обращение.

Памятка " Папа, мама, я -осторожная семья"

Закрепить знание детей и родителей о правилах поведения с колющимися и режущимися предметами.

Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке безопасности: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации.

Февраль

Беседа

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Работа с родителями

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

«Огонь – друг или враг».

Цель: Рассказать об открытом огне, о помощи и вреде огня. Закрепить правила пожарной безопасности.

Д/и «Если возник пожар».

Д/и «Опасно-неопасно», «Соедини по точкам».

Чтение: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом»,

загадки по теме: «Огонь», «Пожар».

Моделирование ситуаций:

«От чего возник пожар?»

Памятка. «Проверьте свои знания и умения при пользовании бытовой техникой».

Обогащение предметно-развивающей среды карточками «опасные ситуации».

Март

Беседа

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

«Остался дома один»

Цель: выявлять умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Рассматривание картины «Мальчик играл со спичками и загорелись шторы», беседа по картине.

#1063;то стало причиной пожара?

2. О чем не подумал мальчик, взяв в руки спички?

3. Какие последствия могут быть в этой ситуации?

Игра- тренинг «Ты дома один»

  1. Хочешь порезать яблоко! Какие будут твои действия?
  2. Хочешь помыть руки! Что ты будешь делать?

Д/и «Что есть, что было»,

Д/и «Назови и опиши»

Рисование на тему: правила обращения с пожароопасными предметами.

Апрель

Беседа

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Беседа «Использование и хранение опасных предметов»

Цель: закреплять знания детей о правилах пользования и хранения опасных предметов.

1. Какие предметы мы можем назвать опасными?

2. Как надо хранить опасные предметы?

3. Какие правила нужно выполнять, если в доме есть опасные предметы?

Игра развлечение "По стране безопасности"

Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по безопасности : настольно-печатные игры, книги, иллюстрации.

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ

Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:

- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;

картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО НАЙДИ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).
Ход игры. Воспитатель или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал:
* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
* картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним

«ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило: соблюдать очередность.
Материал:
* игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода;
* фишки;
* кубик.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).
Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.

«ТАК И НЕ ТАК»

Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал:
* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных (разрешенных).
Примерное содержание картинок:
ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.

«МОЖНО — НЕЛЬЗЯ»

(с использованием фотографий детей).
В отличие от картинок,
использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых).

«СТО БЕД»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры:
Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.

«МЫ - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);
* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
* набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»

Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Задания:
* собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;
* собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

Список источников

  1. Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст ] : по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.
  2. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко. - М.: Академический Проект, 4-е изд. 2002 — 160 с. — (Серия «Руководство практического психолога»)
  3. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Г.Хромцова. – М.: Педагогическое общество России. 198с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.

Я хочу поделиться  опытом работы МКДОУ детского сада № 499 Калининского района по использованию авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, соци...

Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме

Мастер – класс на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»Цель: Повышения уровня ИКТ-компетентности пед...

Мастер-класс для педагогов МДОУ «Дидактические игры направленные на формирование навыков безопасного поведения дошкольника в быту и социуме»

laquo;Игра - это огромное светлое окно,через которое, в духовный мир ребёнкавливается, живительны поток представлений,понятий об окружающем мире.»В. А. Сухомлинский...

Безопасное поведение дошкольников в быту и дома.

Безопасное поведение дошкольников в быту и дома....

Безопасное поведение дошкольников в быту и дома.

Безопасное поведение дошкольников в быту и дома....